Кластеризация региональных экономических систем

Дырдонова А.Н.

Нижнекамский химико-технологический институт

Казанского государственного технологического университета

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

кластеризация региональных экономических систем

Актуальность создания кластеров, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.

Начиная с 1990-х годов феномен кластеризации экономического пространства стал притягивать к себе внимание правительств, ученых и экспертов, превратившись в базовый элемент экономической политики многих государств. В короткие сроки кластеризация проявила себя как новый вектор развития мировой хозяйственной системы. С середины 90-х годов прошлого столетия исследования, посвященные анализу кластерной проблематики, стали широко обсуждаться мировым деловым и научным сообществами, в частности, в рамках Евросоюза, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации. К настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 процентов экономик ведущих стран мира. Мировой опыт развития кластеров свидетельствует о том что:

Во-первых, кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием;

Во-вторых, политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности государства. Наглядный тому пример – экономическая политика Финляндии, базирующаяся на кластеризации. В результате эта страна занимает ведущие места в мировых рейтингах текущей и перспективной конкурентоспособности.

В-третьих, создание кластеров обеспечивает новые возможности для бизнеса, приводит к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности.

Применение кластерных технологий практикуется во всем мире. Большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную модель развития. Например, в Германии с 1995г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство». В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации.

Для Республики Татарстан кластерный подход  – весьма перспективное направление повышения конкурентоспособности территории и механизм активизации инновационных процессов в регионе.

Кроме того, несмотря на позитивные в целом результаты социально-экономического развития Республики Татарстан в 2008 году, влияние мирового финансового кризиса, обусловившего экономический кризис, оказалось более серьезным, чем ожидалось. Экономика республики в значительной степени ориентирована на экспорт своей продукции, объем которого в 2008 году возрос по сравнению с 2007 годом на 40% и составил 18,9 млрд. долларов США, что составляет 52% от общего объема отгрузки. Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны и поэтому более, чем другие субъекты федерации, ощутил на себе влияние глобального финансового кризиса.  За последние 3 месяца прошедшего года произошел существенный спад производства на бюджетообразующих предприятиях республики. Только в декабре он составил 22%. За 2008 год снижение индекса промышленного производства от прогноза составило 3,5-3,8%. 

Таким образом, сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан обусловила необходимость разработки комплексного плана по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса на социально-экономическое развитие республики.

Основное место среди антикризисных мер занимает задача сохранения и  развития системообразующих кластеров республики.

Здесь необходимо отметить, что переход к кластерной модели развития республики обусловлен, в том числе рядом особенностей:

1) Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в городах и районах республики, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих городах и районах республики.

2) Территориальная хозяйственная организация Республики Татарстан и унаследованная система расселения и предопределили закрепление в значительной мере сырьевой специализации республики и технологическое отставание от мировых лидеров на фоне грядущей смены технологических укладов мировой экономики. Наиболее развитой и конкурентоспособной на отечественном и мировом рынке частью республики оказываются ее сырьевые зоны. Исторически районы республики отличаются по уровню социально-экономического развития. Так, на долю четырех районов приходится более 75% валового территориального продукта республики. Дифференциация уровня жизни по ряду районов республики составляет свыше 7 раз, заработной платы – свыше 4 раз.

3) Складывающаяся в Республике Татарстан новая иерархия отраслей промышленности и районов не всегда обеспечивает рост связанности в республике. Отрасли-лидеры (локомотивы роста) пока слабо влияют на развитие других отраслей и территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных отраслей и территорий. С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия отраслей и регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри республики не сокращается разрыв в темпах роста экономики между отдельными отраслями и районами республики.

4) Доминирующая внутренняя производственно-территориальная организация республики Татарстан не обеспечивает конкурентоспособность республиканской экономики в глобальном рынке. По оценке Минрегионразвития РФ «В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для региона, страны, отрасли и самих предприятий».1

Изучение и анализ теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта позволило определить технологию формирования кластеров в регионе (на основе оценки потенциала кластеризации), предусматривающую два основных этапа.

1 этап: Определение передовых отраслей промышленности на основе расчета коэффициентов локализации, душевого производства продукции отрасли, специализации региона на производстве продукции конкретной отрасли и интегрального показателя потенциала кластеризации, отражающие степень возможности создания кластеров в определенной отрасли.

2 этап: По каждому потенциальному кластеру, выявленному на первом этапе, проводится исследование факторов производства, которые необходимы для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.

Результаты расчетов коэффициентов локализации, специализации, душевого производства и интегрального показателя позволили все отрасли промышленности Республики Татарстан разделить на 3 группы:

а) К первой группе относятся отрасли промышленности, которые развиты лучше, чем в среднем по России. Это такие отрасли как химическая и нефтехимическая (Кинт = 2,74), топливная (Кинт = 1,76) машиностроение и металлообработка (Кинт = 1,24).

б) Ко второй группе относятся отрасли промышленности, которые развиты чуть хуже, чем в среднем по всей стране их интегральный показатель находится в пределах 0,8. Это такие отрасли как электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая промышленность.

в) К третей группе относятся отрасли промышленности, которые не получили должного развития. Это такие отрасли как черная и цветная металлургия. Их интегральный показатель равен 0,229 и 0,086 соответственно.

Как видно из результатов анализа в республике Татарстан наиболее перспективным является создание нефтехимического кластера. За весь исследуемый период (2004-2008гг.) указанные отрасли удерживают стабильное первенство по степени возможности создания кластеров и значению интегрального показателя потенциала кластеризации.

В Республике Татарстан вышеназванные отрасли являются наиболее развитыми. Нефтяная отрасль представлена Шереметьевским нефтяным месторождением. В обустройство данного месторождения компанией ОАО «Татнефтепром» предполагается вложить 625 млн. рублей, бюджетная эффективность данного проекта составит за 5 лет 2375 млн. рублей. Особенностью проектов в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли промышленности является низкая трудоемкость процессов. Так планируемый объем инвестиций в вышеперечисленные отрасли в Нижнекамском муниципальном районе составляет 250 млрд. рублей. При этом будет создано ориентировочно 18 рабочих мест в нефтяной, 3464 рабочих места в нефтеперерабатывающей отрасли и 2130 в нефтехимической отрасли, т.е. в совокупности дополнительная потребность в трудовых ресурсах в данных отраслях до 2012 года достигнет 5612 человек.

Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан2, для эффективного функционирования в своем составе кластер должен иметь три основных взаимосвязанных элемента:

– ключевые фирмы-лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы республики;

– сеть внутриреспубликанских производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющие для них сервисные, логистические услуги и т.п.

– бизнес-климат-инфраструктура, система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие научно-исследовательских институтов и центров.

Активную роль в создании кластеров должно играть как государство, так и частный сектор. Действия государства в лице федеральных, региональных и местных органов власти должны быть направлены на решение общих проблем участников кластера, на устранение препятствий, преодоление ограничений и неблагоприятных воздействий, снижающих производительность кластера и его обновление.

Кластерная политика должна представлять собой систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих сравнительные (конкурентные) преимущества данных территорий.

Итак, организация и успешное функционирование в Республике Татарстан ряда кластеров вызовет: увеличение конкурентоспособности отраслей экономики и отдельных предприятий на национальном и глобальном рынке; увеличение валового регионального продукта и доли инновационных и наукоемких отраслей в его структуре; увеличение доли малых и средних предприятий в экономике; повышения качества управления и использования ресурсов на республиканском и муниципальном уровнях; создание благоприятной инвестиционной, инновационной и бизнес-среды на территории республики; повышение уровня занятости и роста доходов населения в республике; развитие «человеческого капитала», повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

1 Проект «Концепция кластерной политики Российской Федерации». – М.: АНХ при Правительстве РФ, Консалтинговая компания Bauman Innovation, 2005.

2 Проект программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года». – М.: 2007.

PAGE 1

Кластеризация региональных экономических систем