Авторская композиция и роспись деревянного сундука в стиле «Городец»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Первый Московский

Образовательный Комплекс»

Специальность 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Направление «Роспись по металлу, дереву и папье-маше»

Дипломная работа

Тема: «Авторская композиция и роспись деревянного сундука в стиле «Городец»

студент ___________________ Назарова Надежда Олеговна

Руководитель ___________________ Рогачева Светлана Петровна

Консультант ___________________ Сергеева Екатерина Александровна

Консультант ___________________

Рецензент ___________________

Москва 2014


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Художественно-историческая справка о Городецкой росписи и традиции декорирования сундуков……………………………………………..6

1.1. История Городецкой росписи………………………………………………6

1.2.История возникновения и традиции декорирования сундуков…………13

1.3.Зимние праздники…………………………………………………………...

1.4.Творческий замысел «Авторской композиции и росписи деревянного сундука в стиле Городец….……………………………………………………17

Глава 2.Технологическое обоснование « Авторской композиции и росписи деревянного сундука в стиле Городец………………………..…………..……21

2.1.Описание и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений……………………………………………………..………......21

2.2.Технологическая карта……………………………………………………..24

2.3.Технология воплощения проектируемого изделия сундука……………...29

2.4.Охрана труда и техника безопасности……………..………………………33

2.4.1.Организация рабочего места художника………………………….……..33

2.4.2.Охрана труда и общие требования безопасности по данной профессии34

2.4.2.1. Пожарная и электробезопасность производственных помещений….35

2.4.2.2.Общие требования безопасности по профессии Художник- мастер…37

Требования безопасности перед началом работы…………..…………………38

Требования безопасности во время работы……………………………………39

Требования безопасности в аварийных ситуациях……………………………39

Требования безопасности по окончании работы………………………………39

2.4.3. Основы безопасности при проведении окрасочных работ…………......39

2.4.3.1.Воздействие ЛКМ на здоровье человека и основные меры по защите работников от действия вредных факторов……………………………………40

2.4.3.2.Пожароопасные свойства ЛКМ и основные меры по обеспечению пожарной безопасности в окрасочном производстве…………………………41

2.4.3.3.Требования безопасности к хра6нению лакокрасочных материалов и отходов производства………………….………………………………………..41

2.4.3.4.Требования безопасности к производственным процессам окраски и окрасочному оборудованию………………..…………………………………..44

2.4.3.5.Безопасность труда в окрасочном производстве. Общие требования……………………………………………………………………….47

Глава 3. Экономическое обоснование художественного изделия «деревянного сундука в стиле «Городец»……………………………….. ....48

3.1. Выбор материала и технологий для его материального воплощения… .48

3.2.Расчет индивидуальной себестоимости изделия «деревянного сундука в стиле «Городец»………………………............................................................... 48

3.3.Однокомпонентный анализ безубыточности……………………………. 55

3.4.Экономическое обоснование проектируемого изделия «деревянного сундука в стиле «Городец»……………………………………………………..58

Заключение……………………………………………………………………..60

Список литературы…………………………………………………………….62

Терминологический словарь……………………………………………. ……64

Приложение……………………………………………….……………………71


Введение

Моей дипломной работой является авторская композиция и роспись сундука из дерева размером 40х28 27 в стиле Городец. Тема представленной работы – это тема семьи и семейных праздников. Поэтому городецкая роспись выбрана не случайна, для этого изделия, т.к. в этой росписи лучше всего показать сюжетные сценки счастливой семейной жизни. Городецкая роспись хороша своей нарядностью, многообразием сюжетов и цветочных композиций.

Актуальность данной работы - в использовании интерьерных и экстерьерных композиций Городца для оформления прикладного предмета сундука. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, с течением времени становится еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности. Роспись делает изделие более нарядным и привлекательным функциональным предметом. Кроме того, размещение на изделии красочного произведения искусств привлекает к нему внимание покупателей, позволяет развивать у них чувство прекрасного, вводит будущего пользователя данного предмета в мир Городецкой росписи. Такой сундук может стать хорошим предметом как в деревенском быту, так и в городском как предмет декора или для хранения разнообразных вещей.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

Новизна, прежде всего связана с новыми, современными технологиями и при этом с динамичными и живописными красками, которые позволяют создать нечто уникальное.

Объектом исследования является авторская композиция и роспись сундука из дерева в стиле Городец.

Размеры шкатулки: высота – 40 , ширина - 37.5 .

Предметом исследования стала возможность размещения на функциональном предмете (сундуке) произведения народного искусства, подбор композиций и колористических решений, воплощение приобретенных знаний, умений, навыков в профессиональной росписи, выявление соответствия росписи изделия с ее тематикой и функциональным назначением.

Целью моей дипломной работы является освоение техники Городецкой росписи и способа копирования, поиском нового, стимулом к изменениям и приобретениям профессиональным опытом.

Выбор техники обусловлен тем, что, по моему мнению, Городецкая роспись - это наиболее оптимальный вид изобразительного искусства для выбранной темы – темы семьи и семейных праздников.

Задачами дипломной работы будут следующие пункты:

  1. дать описание истории городецкой росписи, в том числе и сюжетных композиций;
  2. изучить подробно стадии технологического процесса росписи сундука;

3. ознакомиться с охраной труда и техникой безопасности;

4. дать экономическое обоснование проектируемого изделия.

Методами исследования в данной дипломной работе является:

1. сравнительный анализ исторического развития городецкой росписи и ее использовании в оформлении бытовых предметов;

2. подбор необходимых технологий и определения оптимальной последовательности их применения;

3. определение соответствия процесса изготовления изделия основным требованиям техники безопасности и охраны труда;

4.проведение экономического расчета затрат на производство изделия.

Источниками информации являются опубликованные нормативные акты, учебники, учебно-методические пособия, альбомы, посвященные городецкой росписи, периодические издания (газеты и журналы) и ресурсы сети интернет.

Моя дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении сформулирована обоснованность выбранной темы, ее суть, краткий обзор информации, цели работы, основные задачи, методы исследования и проанализированы источники информации. Описана актуальность выбранной темы и дана краткая справка о структуре работы.

В первой главе «. Художественно-историческая справка о Городецкой росписи и традиции декорирования сундуков» приведена художественно-историческая справка об изделии и росписи.

Во второй главе «Технологическое обоснование авторской композиции и росписи деревянного изделия сундука» дано обоснование технологических этапов создания изделия и описание материалов и инструментов, применяемых для этого, а также описаны общие требования безопасности по профессии и основы безопасности при проведении окрасочных работ.

Третья глава «Экономическое обоснование художественного изделия «деревянного сундука в стиле «Городец» содержит краткий обзор выбранного материала и технологии для материального воплощения росписи коня-качалки, дает расчет индивидуальной себестоимости данного изделия, проводит анализ безубыточности, экономически обосновывает проектируемое изделие.

В заключении сформулированы основные выводы по всем главам.

Список литературы содержит 43 наименования.

В приложении представлены иллюстрации к тексту дипломной работы, эскизы работы и кальки, снятые с них.


Глава 1. Художественно-историческая справка о Городецкой росписи и традиции декорирования сундуков

  1. История возникновения и развития Городецкой росписи

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли – рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал. Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: один вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия и ткачества труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работ хватало.

За кроткий промежуток времени художники овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинаю играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительным узором, в которых были штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет развертывается то в два – три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный промысел “Городецкая роспись” развивается в исторически сложившемся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики “Городецкая роспись” сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие 19 века в деревнях по реке Узоле окрестностях Городца Нижегородской области. Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылом» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копыла, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «оживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска (Сергиева Посада). Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.

Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего используется, так как он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. Наиболее распространенными элементами являются: цветы - розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

- цветочная роспись;

- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

- сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с Городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

"Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

"Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. "Ромб"- один из вариантов "гирлянды", когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

"Цветочная полоса" - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

"Венок" — напоминает "цветочную полосу", но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица". Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично описанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: "петух" и "курочка".

Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись.

Выполняется на прялках

крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.

"Древо жизни" - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам "древа", могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.

1.2.История возникновения и традиции декорирования сундуков

 Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции.  В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками — «кассапанка».

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине. 

 На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной  и Восточной Украине и на Волыни - растительным.

1.3.Зимние праздники

Однако таким домашним и уютным праздником Новый год был не всегда, потому что история возникновения праздника Новый год тянется к древним незапамятным временам.

Люди, еще во 2 веке н.э., стали праздновать Рождество Христово. Некоторое время, в странах Востока и Римской Империи, празднование Рождества совпадало с празднованием Крещения. Такой день даже получил свое название — праздник Богоявления. Это совмещение длилось примерно до 4 века н.э., когда все страны Старого Света приняли решение перенести празднование Рождества на 25 декабря и совместить его с праздником под названием день рождения непобедимого солнца. Надо сказать, что в большинстве западноевропейских стран, по сей день, сохранилась традиция праздновать Рождество 25 декабря.

Что касается Древней Руси, то Крещение и Рождество Христово, отмечалось в разные дни. В этом случае, эти два важных христианских праздника, совпали с языческим обрядом древних славян, который носил название святки. В святочные дни, наши предки просили своих богов принести удачу и богатство в будущем году. Некоторые святочные обряды дошли и до наших дней, которые нам известны под всевозможными гаданиями, играми и песнями.

С течением времени, традиции праздновать наступление первого дня календарного года, получил название празднование Нового года, который, собственно говоря, и дошел до наших дней. Историки отмечают, что первые известные упоминания о истории возникновения праздника Новый год, появились в Западной Европе в конце 16 века, а в Восточной — в 1700 году. Правда празднование Нового года, даже запрещалось в некоторых странах, к тому же, в Шотландии, до сих пор не празднуется Рождество.

В нашей стране, обычай встречать и традиции праздника Новый год именно в ночь с 31 декабря на 1 января, ввел своим указом император Петр Первый. А до этого времени, Новый год в России отмечали 1 марта. Однако справедливости ради стоит сказать, что тогда такие праздники простыми людьми практически не отмечались, потому, как были привилегией дворян и богатых людей. Но, уже начиная с 19 века, Новый год в России, постепенно начинал становиться действительно народным праздником, что и можно включить в полную историю возникновения и традицию праздника Новый год. Что едят на Новый год? В то время подобных вопросов не возникало. В богатых и знатных домах, на новогодний стол принято было ставить чудное и даже замысловатое кушанье, придуманное придворным поваром – французом еще в 18 веке и посвященное Екатерине Второй. Это блюдо приготавливалось так: из крупных оливок вынимались косточки, а на их место вкладывались кусочки анчоусов. Этими оливками начинялись выпотрошенные жаворонки, которые вкладывались в жирную куропатку, а куропатка — в фазана. Это все следовало вложить в поросенка и запечь.

Конечно, в домах простых людей праздничный стол хотя и был довольно прост, однако, блюда к новогоднему столу на нем были полезны и добротны. К новогоднему столу, который по старому стилю отмечался с 13 на 14 января, готовилась и традиционная кутья. Кроме того, в России и Белоруссии существовало понятие коляда, которая означала свиные продукты, приготавливаемые к Рождеству или Новому году. На праздничный стол ставили пироги, кныши, сыр, блины с верещакой, кровяные колбасы. А в самом центре новогоднего стола было принято ставить большое блюдо с кусками свинины.

После революции 1917 года, советская власть категорически запретила празднование Нового года, Рождества и Крещения, считая их мещанскими и буржуазными праздниками. Однако такой запрет в СССР, продлился до середины 30-х годов, когда празднование Нового года было возобновлено, и с тех пор, эта традиция праздника Новый год прочно вошла в наши семьи.

1.4.Творческий замысел

Вдохновившись идеей декорирования сундуков я решила взять за основу своей дипломной работы изделие в виде сундука. Такая форма позволяет отобразить несколько сюжетов, посвященных традиционным зимним семейным праздникам.

Традиции зимних праздников

Новый год

Для встречи Нового года  принято приглашать к себе в гости близких друзей и любимых родственников. Традиционные новогодние гуляния продолжаются до утра. В Новый год под елочку подкладывают подарки всем без исключения – и детям, и взрослым.

Обязательным атрибутом Новогоднего празднования является украшенная елка. Лесную гостью украшают не только стеклянными шарами и гирляндами, но и разными «вкусняшками», завернутыми в фольгу – мандаринами, конфетами, яблоками, орехами. На дверях вешают еловые ветки или венки. Создают атмосферу праздника и зажженные повсюду свечи.

Обязательными гостями  Новогоднего вечера должны быть Дед Мороз и Снегурочка. Кстати, под елку желательно поставить символические изображения этих сказочных персонажей.

Согласно традициям, на столе в Новый год должно быть представлено 12 различных блюд. Однако советский период истории внес свои коррективы и теперь невозможно представить новогодний стол без салата «Оливье», «Советского шампанского» и мандарин. В новогоднюю ночь принято устраивать театрализованные выступления с переодеванием или надеванием маскарадных масок. Чтобы не скучать, можно придумывать забавные конкурсы и игры за новогодним столом.

Новый год вступает в законные права в полночь 31 декабря под оглушительный бой курантов. В последние мгновенья уходящего года принято принимать поздравления от действующего президента. А под звон бокалов с шампанским нужно постараться загадать желание – если успели, то оно обязательно сбудется. Наступление Нового года пропустить невозможно – освещающие все вокруг фейерверки и взрывающиеся петарды известят всех о свершившемся событии.

Рождество

В то время как Новый год – это пышный и шумный праздник, не предусматривающий абсолютно никаких ограничений в еде или играх, а Рождество – тихий и скромный праздник. В Сочельник, т.е. 6 января, завершается пост, и трапезу начинают не ранее восхода первой звезды. Для трапезы в Святой вечер нужно приготовить 12  блюд, обязательно постных, и, конечно же, кутью. Кутью варили всегда из пшеницы, риса, ячменя или гороха и приправляли сладким узваром с медом, сухофруктами, маком и др.

А вот на Рождество (7 января) уже готовили праздничный ужин и всей семьей садились за стол. Согласно традициям, на столе символически укладывают охапку сена как напоминание о том, что Иисус родился в хлеву для скотины. Для трапезы готовят уже мясные и рыбные блюда, но центральным блюдом вечера должна стать кутья. Традиционно празднование начинают с кутьи, ведь по народному поверью тот, кто съел в Рождество хотя бы одну ложку кутьи, будет здоров и успешен в наступившем году.

Современным людям очень трудно соблюдать вековые традиции по организации того иного праздника. Постоянная занятость, стрессы и спешка не позволяют выделить достаточно времени на приготовление нужных 12 блюд или той же кутьи. Однако праздники как раз и созданы для того, чтобы остановить свой бег на минутку, подарить близким свою любовь и ощутить причастность  к традициям своего народа.

Крещение Господне

Крещение Господне празднуют в ночь с 18 на 19 января.  Из-за того, что для истинных христиан церковное крещение было событием очень важным и значимым, крещение спасителя Иисуса Христа в речке Иордан приобрело особую масштабность.  Поэтому Крещение –  это основной церковный праздник, в который все христиане стараются покаяться в совершенных за год грехах.

Очищение души происходит посредством купания в зимней проруби. Сначала в церкви совершается богослужение, посвященное Крещению Христа, а затем все священники и люди, пришедшие в церковь, совершают крестный ход к близлежащему водоему. Прорубается полынья и священник освящает воду по всем церковным канонам. После освящения вода становится целительной и трехкратное окунание в ледяную воду способствует очищению души и исцелению от хворей. Святую воду рекомендуется набрать и окропить дом, давать как лекарство больным людям или использовать как средство от разных приворотов, сглаза и т.д.

В Крещенский Сочельник принято готовить на ужин постную кашу и овощи. Вечер накануне Крещения издавна славился народными гуляниями, гаданиями и прочими таинствами. К примеру, в Крещение было принято выбирать себе невесту, крестить детей и заключать браки.

Крещением завершается цикл зимних праздников, и зима начинает понемногу сдавать свои позиции. Несмотря на то, что крещенские морозы самые сильные, народ знал, что зима лютует напоследок.

О семье

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семь, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает Кон И. С. — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков.

Для украшения своего изделия я выбрала Городецкую роспись, которая позволяет наиболее красочно отобразить традиции семейных зимних праздников. На верхней (на крышке) и двух боковых частях сундука я изобразила Рождественские гуляния. На задней стенке я изобразила сцену посвященную Сочельнику, а на передней Новому году.

Глава 2. Технологическое обоснование « Авторской композиции и росписи деревянного сундука в стиле Городец»

2.1.Описание и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений

Оборудование

- Планшет - доска или алюминиевый лист, на которой крепится, например, наклеивается бумага при составлении карты местности, часть мензулы. Бумага весьма подвержена деформации (деформация влажной бумаги достигают 2 %) и наклеивание на жесткую основу позволяет уменьшить искажение. Используется для проекта

- Стол - мебельное изделие, представляющее собой приподнятую над уровнем пола (или земли — у садовой мебели) поверхность, предназначенную для расположения на ней различных предметов и (или) для выполнения на ней различных работ, принятия пищи и др.

- Стул - мебельное изделие для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой стола

- Палитра - (фр. Palette — пластинка) - небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки. Для масляной живописи па¬литра обычно делается из дерева; для других видов живописной техники может быть сделана из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса, стекла, покрытого с одной стороны алюминиевым порошком и используется для смешения колеров

Материалы

Материалы используемые при технологическом процессе Городецкой росписи достаточно разнообразны.

- Ватман: А1 - белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой. Отличается большой сопротивляемостью к истиранию. Относится к типу рисовальных бумаг (употребляется для рисования итальянским карандашом или для акварели). Используется для обтяжки планшета под проект

- Калька - прозрачная бумага (иногда ткань), применяемая при черчении, свето- и ручном копировании. Калька обычно вырабатывается из сульфатной белёной целлюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается. Используется для перевода рисунка на изделие

-Лак - раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку. В настоящее время существуют лаки, не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры, которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ - отвердителей или катализаторов. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные. Отверждение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет химической реакции полимеризации.

Для покрытия изделий, расписанных темперными красками (Городец, Хохлома) применяется масляный.

-Темпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

-Дерево – природный материал. Чаще всего используют : дуб, береза, липа и др.

Инструменты

- Кисть – инструмент для покраски. Кисти малярные и живописные делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных.

Кисти являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, синтетические, колонковые кисти:

- Синтетическая кисть № 2, 3, 4, 7 для замалевка,

- Колонковая кисть № 4- 5 для подмалевка,

- Колонковая кисть № 1-2 для оживки и теневки,

- Беличья кисть № 4, 8 для флейцевания.

- Синтетическая кисть № 22 для покрытия лаком.

- Наждачная бумага №1200 - абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесенным на нее слоем абразивного порошка. Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.

- Карандаш мягкости ТМ для перевода на кальку - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала применяемый для письма, рисования, черчения.

- Стирательная резина (стирательная резинка, резина для стирания, ластик, стёрка) — канцелярская принадлежность для удаления карандашных (и иногда чернильных) надписей с бумаги и других поверхностей для письма. Представляет собой мягкий кусок невулканизированной резины, иногда укрепляемой на обратном конце карандаша. Может быть любого цвета и различной плотности. Чем резинка мягче, тем приятнее и удобнее ей пользоваться. Есть специальные ручки, чернила которых можно стереть резинкой.

- Канцелярские кнопки (от «канцелярия») — металлическое изделие для прикрепления какого-либо предмета к чему-либо (например, бумаги к доске объявлений). Названы так, потому что их часто используют в канцеляриях. Используются для обтяжки планшета.

2.2. Технология обтяжки планшета

1. Подготовка поверхности планшета к обтягиванию бумагой. Проверить качество планшета. Удалить дефекты с поверхности планшета наждачной бумагой или бритвенным лезвием. Выступающие гвозди, если имеются, забить молотком.

2. Подготовить поверхность стола: вымыть стол с чистящими средствами. Можно положить дополнительный чистый лист бумаги (газеты и тонированную бумагу не применять).

3. Положить ватман лицевой стороной на стол. На него поместить планшет так, чтобы края бумаги были ровными и одинаковыми. При необходимости лишняя бумага отрезается по линейке.

4. Убрать планшет с листа бумаги и увлажнить ватман синтетической губкой, пропитанной холодной водой.

5. Приложить планшет к листу и начать фиксировать бумагу на планшете кнопками, начиная с середины широкой стороны планшета.

6. Когда на одной стороне бумага закреплена, ватман крепят кнопками на противоположной широкой стороне планшета, предварительно натянув его.

7. Закрепить бумагу кнопками на короткой стороне планшета, предварительно согнув ватман на углах так, как показано на фото.

8. Завершить крепление бумаги на планшете последней короткой стороны.

9. Обтянутый планшет сушится в горизонтальном положении бумагой вверх до полного высыхания ватмана.

10. Планшет обтягивается бумагой с применением клея в том случае, когда размер бумаги не позволяет обогнуть планшет так, чтобы кнопки крепились на его оборотной стороне. Перед прикреплением кнопок на ребра планшета на края ватмана наносится клей ПВА плоской кистью, бумага прижимается к ребрам планшета, а затем крепятся кнопки. После высыхания клеевого слоя и приклеивания бумаги к планшету кнопки удаляются.

2.3.Технологическая карта

Для того чтобы приступить к росписи, изделие покрывают грунтовкой - клеевым раствором (клеем ПВА). Это наносится для пропитывания фанеры, чтобы в дальнейшем краска не впитывалась. Грунтовку наносят плоской синтетической кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки поверхность шлифуют мелкой наждачной бумагой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия. Дефекты древесины шпаклюют шпатлевкой. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают наждачной бумагой.

Затем можно приступать к покраске. Для прокрашивания изделия взяты темперные краски. Нанесена краска в два слоя. После высыхания красочного слоя по подготавливаемой под роспись основу следует отшлифовать наждачной бумагой с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Когда вся поверхность подготовлена, переводится рисунок с кальки. После чего можно разводить краску нужного колера, для этого нужны баночки.

Выполняя роспись темперными красками, необходимо учитывать, что после высыхания они темнеют. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. После всей цветовой раскладки нужно приступить к графике.

Хорошо просушенное изделие покрывают лаком. Помимо лака ПФ 283 можно использовать быстросохнущий лак . Лак наносится кистью в два-три слоя с полной просушкой между слоями. Для покрытия нужно нанести 3-4 слоя. При полном высыхании образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений.

Этапы создания проектируемого изделия

Этап

Стадия

Операции

Инструменты,

материалы,

оборудование

1

Работа над композицией

- поиск материала

- определение задачи и замысла

- выполнение эскизов, поиск цветового решения

- определение окончательного эскиза

- поиск материалов в сети интернет

- составление на основе предварительных эскизов эскиза в натуральную величину

- выполнение эскиза в графике и цвете

книги, альбомы по росписи, компьютер, ватман, карандаши, ластик, кисти, темпера, вода

2

Подготовка изделия под роспись

- грунтование сундука

- покрытие основным фоном под роспись

- перенос рисунка на сундук

- шлифование

- грунтование

- покрытие фоном

- перевод рисунка с эскиза на кальку

- обводка рисунка с обратной стороны кальки

- перевод рисунка с кальки на поверхность сундука

листы наждачная бумага №26, №800 клеевая грунтовка (ПВА с водой), синтетическая кисть, вода, карандаши, линейка, калька под карандаш

3

Выполнение росписи

- заливка цветом по форме рисунка

-графика (чертежка)

- заливка основных цветовых пятен

- соединение всех элементов в единую композицию с помощью графики

Заготовка сундука, кисть колонок №2, №4, №6, палитра, вода, темпера

4

Отделка изделия

- сушка

- лакировка сундука (три раза)

- покрытие лаком поверхности сундука

- просушка в течение 24 часов

сундук,

лак, вода, кисть синтетика

5

Оформление изделия

- сборка изделия

-прикрепление крышки к основной части

Сундук, петли, замки

2.4. Технология воплощения проектируемого изделия сундука

Получив задание на диплом, возникла идея, как должно выглядеть изделие и что на нем должно быть изображено. Проектирование сундука начиналось с разработки эскиза. Внимательно изучив книги и альбомы по городецкой росписи, просмотрев, картинки в интернете началась работа над продумыванием композиции. В первую очередь для сундука послужил прообраз семьи и захотелось изобразить на сундуке семью и традиции зимних праздников. Учитывая заданную тему, что сундук совмещает в себе множество функций: как предмет городского и деревенского быта, как предмет хранения различных вещей или продуктов и поэтому захотелось придумать композицию не только красивой, но и чтобы этот сундук нес в себе функцию оберега для семьи. Сундуки в древности могли использовались как хранилище преданного и сразу же пришла идея нарисовать семейные сценки, который создает новый домашний очаг и приносит радость и счастье в дом.

Сундук покрывается темперными титановыми белилами.

Затем наносится цветной слой красками выбранного колера.

Чтобы перевести рисунок на изделие, нужно с эскиза рисунок перенести на кальку, а затем кальку приложить к изделию и перевести карандашом на поверхность с обратной стороны.

Следующая стадия заливка рисунка по форме. В этой стадии прокрываются основные цветовые пятна. Смешиваются краски нужного цвета.

Завершающими стадия росписи являются нанесение тенежки и чертежки в которых композиция приобрела законченный вид.

Полностью расписанную и просохшую качалку нужно прокрыть в 3 слоя лаком с промежутками на просушку около 1 часа.

Стадии технологического процесса

Наименование

Операции

Рабочее

Место

инструменты

Материалы

Режим

Общие технологические требования

Т, время

К операции

К изделию

Подготовка поверхности под роспись

-шпаклевание

-шлифование

-покрытие грунтом

шпаклевка,

наждачная бумага, темперные белила, кисть

Шлифование поверхности круговыми движениями с легким нажимом

Получение гладкой, однородной поверхности обрабатываемой детали

Разработка композиции

-составление эскиза

-выбор окончательного варианта

стол, линейка, карандаши (НВ, 2В) ветошь, кисти (№ 3-8)

-бумага А-3

-калька

-темперные краски

- скотч

Композиционный

поиск подходящей

Перенос рисунка с эскиза на кальку

получить четкий контурный рисунок

мастерская, стол, стул, карандаш

-калька

-ластик

-карандаш

Перевод рисунка на планшет

-размещение рисунка на проекциях изделия (планшет)

-роспись проекта

-планшет

-карандаш

-ластик

-скотч

-калька

-темперные краски

-кисти

Перевод рисунка на изделие

-переводится рисунок на изделие

-роспись изделии

(подмалевок,

теневка, оживка)

карандаш

-ластик

-скотч

-калька

-темперные краски

-кисти

роспись изделии

(подмалевок,

теневка, оживка)

Покрытие лаком

нанесение 1 и 2 слоев

-лак

-кисть

нанесение 1 и 2 слоев

Получение глянцевой поверхности

Шлифование

-наждачная бумага

Покрытие лаком

Нанесение завершающего слоя

-лак

-кисть

Нанесение завершающего слоя

2.5. Охрана труда и техника безопасности

2.5.1. Организация рабочего места художника

Большое значение в художественной росписи по дереву имеет правильная организация рабочего пространства. Правильная организация рабочего места художника - залог успешной работы.

Совершенно необходимое для работы условие – хорошо проветриваемое помещение. Если это условие не соблюдено, то долгое общение с красками, растворителями и лаками способно вызвать аллергические реакции.

Лучшим местом для работы, в нашем случае, является парта (стол). Необходимо наличие ящиков или полок для хранения инструментов, материалов и изделия. Это обеспечивает порядок на рабочем месте. Стол, по возможности, должен быть достаточно широким, лучше если у него будет удобная подножка.

Рабочее место должно быть хорошо освящено. Если освещение недостаточно, то на столе должна иметься настольная лампа (лампа дневного света). Тем, у кого плохое зрение необходимо пользоваться очками, линзами или лупой. Полумягкий стул надо ставить так, чтобы естественный свет падал слева. Если же приходится пользоваться лампой, то она должна давать достаточно света и располагаться так, чтобы равномерно освещать все поле росписи.

Необходимо правильно разместить на рабочем столе все немалое и разнообразное «хозяйство» художника. Суета во время работы недопустима, поэтому опытные художники соблюдают неукоснительный, раз и навсегда заведенный порядок в расположении красок, кистей и прочих нужных предметов. Прямо перед художником должно быть свободное пространство для размещения вещей, предназначенных для росписи: здесь неслучайно говорится о нескольких вещах, так как мастер часто работает над росписью одновременно нескольких изделий, что не только не ухудшает качества росписи, но и способствует соблюдению особого ритма в работе. На свободном пространстве, приблизительно в половину квадратного метра, могут быть размещены, не мешая друг другу, две или три небольшие доски, в другой раз несколько ложек или две-три шкатулки. Рядом находятся: палитра, баночки или тубы с красками. Необходимо, чтобы все предметы находились на расстоянии вытянутой руки.

Специалисты советуют во избежание излишнего напряжения во время работы, требующей особой усидчивости, сразу привыкать к правильной рабочей позе: сидеть прямо, голову наклонять слегка, стараться, чтобы поверхность расписываемого изделия находилась на расстоянии 30-35 см от глаз. И еще работу облегчают некоторые профессиональные приемы. Например, для удобного положения руки используют «скамеечку» (подручник).

2.5.2. Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер

Вводная часть.

1 . Знать и четко соблюдать правила по технике безопасности - обязанность каждого работающего на производстве.

2. Каждый художник декоративной росписи должен помнить, что он имеет дело с легковоспламеняющимся материалом.

3. Заметив нарушение правил техники безопасности, не оставайся равнодушен к нарушениям.

4. Знай, что несоблюдение инструкции рассматривается как нарушение трудовой и технологической дисциплины.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Каждый приступающий к работе обязан:

1. Получить установленные правилами инструктажа, электро и пожарной безопасности.

2. Следить за исправностью оборудования, приспособления и о замеченных неисправностях сообщить мастеру.

3. Содержать в порядке свое рабочее место и инструменты.

4. Постоянно повышать и совершенствовать навыки работы по своей профессии, строго соблюдать трудовую дисциплину.

5. Уметь оказать первую помощь при несчастных случаях.

Студенты обязаны:

Строго соблюдать требования пожарной безопасности стандартов, норм и правил, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.

Выполнять меры предосторожности при пользовании электроприборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием.

Периодически очищать рабочие столы, сейфы, шкафы от ненужных бумаг и мусора. Горючие отходы, мусор и т.п. выбрасывать только в специально отведенные для этого контейнеры и урны.

Перед началом занятий с очередной группой слушателей преподавателям проводить инструктаж. На перерывах между занятиями следить за соблюдением слушателями установленного противопожарного режима, пресекать курение в неустановленных местах.

Студентам, имеющим дело с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, спецодежду хранить в специально оборудованных металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками в подвешенном виде.

При обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запах гари, повышение температуры и т.п.) работники и слушатели обязаны:

- немедленно сообщить об этом по телефону 01 в Пожарную часть г. Москвы (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию)

- принять возможные меры по тушению очага возгорания, оповещению находящихся в здании людей о пожаре.

2.5.3. Требования безопасности перед началом работы

Художники декоративной росписи должны строго выполнять противопожарные правила, так как растворители - легковоспламеняющиеся вещества.

СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ:

1. Зажигать огонь на рабочем месте, загораживать проходы, хранить вату, бумагу, и другие легковоспламеняющиеся материалы, испачканные в лаках, красках, растворителях.

2. Во время работы все работающие обязаны:

- не отвлекаться посторонними деталями,

- содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, не захламлять его посторонними предметами и личными вещами.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- сидеть на подоконниках, перилах, высовываться из окон, бегать по лестницам и проходам.


Глава 3. Экономическое обоснование художественного изделия «деревянного сундука в стиле «Городец»

3.1. Выбор материала и технологий для его материального воплощения

Выбор материала и технологии для материального воплощения моей идеи был изначально обусловлен самой идеей, которая предполагала работу в технике «Городец». Соответственно были выбраны и материалы для работы, основные из которых: загрунтованный деревянный сундук. Прочие материалы использованные мной указаны в технологической карте (см. ниже).

3.2. Расчет индивидуальной себестоимости изделия «деревянного сундука в стиле «Городец»

Для того чтобы произвести расчет и анализ индивидуальной себестоимости, необходимо дать определения основным терминам.

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Индивидуальная себестоимость – затраты на производство только одного изделия.

Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.

Калькуляция себестоимости разработки осуществляется, по следующим статьям:

  • Сырье и материалы;
  • Затраты на электроэнергию;
  • Транспортно-заготовительные расходы;
  • Основная зарплата непосредственных исполнителей;
  • Отчисление на социальное страхование;
  • Амортизационные отчисления на износ ПК;
  • Накладные расходы;
  • Коммерческие расходы.

Проведем расчет составляющих себестоимости данного изделия.

Начнем с калькуляции расходов по статье «Сырье и материалы» (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Калькуляция расходов по статье «Сырье и материалы»

№№

п/п

Наименование

Ед.

Измерения

Цена за

единицу

руб.

Количество

Использование

%

Цена,

руб.

1

Сундук дерево

шт.

1100

1

100

1100

2

Петли с крепежом

шт.

50

3

100

150

3

Лак

0,8 лит.

537

1

100

537

4

Наждачная бумага

шт.

20

5

100

100

5

Ватман. Чертежная бумага

м

72

1

100

72

6

Чертежная. Бумага А-3

папка

115

1

100

115

7

Калька

рулон

400

1

100

400

8

Темпера, белила (Таир), титановые

банка

112

3

100

336

9

Темпера, белила (Мастер-класс), титановые

тюбик

102

3

100

306

10

Темпера, белила

500 мл.

153

1

100

153

11

Клей ПВА, (Экстра)

0.5 кг

107

1

10

107

12

Акрил фиолетовая светлая, (Ладога)

100 мл.

143

1

90

143

13

Темпера, Кадмий красный темный, (Мастер класс)

46 мл

143

1

100

143

14

Темпера, Кадмий красный темный, (Мастер класс)

46 мл

204

1

100

204

15

Темпера, ультрамарин, (Мастер класс)

46 мл

102

2

100

204

16

Темпера, Сажа газовая, (Мастер класс)

46 мл

102

2

100

204

17

Темпера, Кадмий желтый средний, (Мастер класс)

46 мл

204

1

100

204

18

Темпера, Неаполитанская желтая, (Мастер класс)

46 мл

166

1

100

166

19

Темпера, Охра светлая, (Мастер класс)

46 мл

102

2

100

204

20

Темпера, Окись хрома, (Мастер класс)

46 мл

166

2

100

332

21

Карандаши «Kooh-i-noor» 2H-2B, 6B

шт.

102

1

100

102

22

Ластик «Kooh-i-noor»

шт.

10

3

100

30

23

Кисти колонковые набор

шт.

200

1

100

200

Итого:

5512,00

Следующим этапом расчета является расчет затрат по статье «Заработная плата».

Основная заработная плата непосредственных исполнителей рассчитывается на основании следующих данных:

- заработная плата выполнения работ исполнителя (студента художественного отделения) определяются – Зисп.= Фпл Тсисп 100%, где Фпл - плановый фонд рабочего времени, Тсисп – тарифная ставка исполнителя за 1 час работы;

- заработная плата выполнения работ руководителя (мастера производственного обучения) определяются – Зрук.= Фпл Тсрук 25%, где Фпл - плановый фонд рабочего времени, Тсрук – тарифная ставка руководителя за 1 час работы;

- заработная плата исполнителя, за проведение станочной обработки проектируемого изделия определяется – Зисп.= Фпл Тсисп. 25%, где Фпл - плановый фонд рабочего времени, Тсисп – тарифная ставка исполнителя за 1 час работы;

- заработная плата инженерно-технических работников (в нашем случае исполнитель работы) за проведение станочной обработки проектируемого изделия определяется – З исп.= Фпл Тсисп. 50%, где Фпл - плановый фонд рабочего времени, Тсисп – тарифная ставка исполнителя за 1 час работы;

- заработная плата за составление проектно-сметной документации (в нашем случае исполнитель и руководитель работы) за проведение станочной обработки проектируемого изделия определяется – З исп.,рук.= Фпл Тсисп.,рук. 50%, где Фпл - плановый фонд рабочего времени, Тсисп., рук. – тарифная ставка руководителя за 1 час работы.

Тарифная ставка руководителя и исполнителя 1 часа работы равны: 13 руб. 27 коп. и 2 руб. 22 коп. соответственно.

Приведем расчет расходов по статье «Заработная плата» в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Калькуляция расходов по статье «Заработная плата»

№№

п\п

Наименование работ

Исполнитель

Оплата

за 1 час

Кол-во

часов

%

Стоимость, руб.

1

З/П за проведение станочной обработки

Назарова Н.О.

2,22

252

25

139,86

2

З/П мастера производственного обучения

Рогачева С.П.

13,27

252

25

836,01

3

З/П студента художественного отделения

Назарова Н.О.

2,22

252

100

559,44

4

З/П ИТР

Назарова Н.О.

2,22

252

50

279,72

5

Проектно-сметная документация

Назарова Н.О.,

Рогачева С.П.,

Попова О.В.

2,221,

13,272

252

50

3623,76

Итого заработная плата:

5438,79

Далее рассчитываем статью расходов «Коммерческие расходы».

В состав затрат коммерческих расходов моей работы мы включали: монтаж и установка изделия у заказчика, доставка изделия, оформление эскиза, проекта, чертёжа.

Приведем расчет расходов по статье «Коммерческие расходы» в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

Калькуляция расходов по статье «Коммерческие расходы»

Наименование

Показатель, в % от суммы статьи расходов «Сырье и материалы»

Стоимость, руб.

Монтаж и установка изделия у заказчика

15%

826,8

Доставка изделия

10%

551,2

Эскиз, проект, чертёж

30%

1653,6

Итого:

3031,6

Необходимо включить такие статьи расходов индивидуальной себестоимости изделия, как:

- затраты за пользование электроэнергией – приблизительная сумма составляет 250 рублей;

- нормативный показатель на транспортно-заготовительные расходы – 8% от суммы затрат на сырье и материалы – 242,53;

- накладные расходы, которые связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства - норматив накладных расходов АНР=33%;

- амортизационные отчисления на износ ПК рассчитывается следующим образом,

САМ. ГОД = (КБАЛ – КЛИКВ) НАМ/100 ,

где САМ.ГОД – годовая амортизация,

КБАЛ – балансовая стоимость компьютера (КБАЛ =руб.),

КЛИКВ – ликвидная стоимость (КЛИКВ = 0),

НАМ – норма амортизации на износ ПК (НАМ = 20%)

САМ.ГОД = (29000 - 0) 20/100 = 5800 руб.

Амортизационные отчисления на износ ПК, таким образом, составляют:

САМ = САМ.ГОД ТИСП / 365 дн.

где ТИСП – трудоемкость выделения работы исполнителем.

САМ = 5800 12/365 = 190,68 руб.;

- уровень отчислений на социальное страхование составляет 26 % от общей суммы заработной платы основных производственных работников. Так как максимальная ставка - 26% ЕСН: ПФ РФ – 20%, ФСС – 3,2%, ФФОМС – 0,8% и ТФОМС – 2,0%.

Рассмотрим методику анализа структуры затрат на производство и произведем расчет индивидуальной себестоимости в виде таблицы (табл. 3.4).

Таблица 3.4.

Сводная таблица расчета индивидуальной себестоимости изделия

№№

п/п

Показатели

Сумма в руб.

Примечание

1

1. Затраты на производство продукции

В том числе:

итого п/п 2+3+4+5+6+7

2

Материальные затраты,

из них:

6004,53

итого п.2

2.1. сырье и материалы

5512,00

итого из табл. 3.1

2.2. затраты на электроэнергию

250,00

приблизительно

2.3. транспортно-заготовительные расходы

242,53

8% от суммы п/п 2.1

3

Затраты на оплату труда

5438,79

итого из табл. 3.2

4

Отчисления на социальное страхование

1414,09

26% от п.3

5

Амортизация отчисления на износ ПК

138,09

расчет по показателям

6

Накладные расходы

2261,45

33% от суммы п/п 3+4

7

Коммерческие расходы

3031,6

итого из табл. 3.3

Итак расчет индивидуальной себестоимости показал, что сумма затрат на производство проектируемого изделия составляет 18288 рублей 55 копеек.

3.3. Однокомпонентный анализ безубыточности

Самым простым является анализ безубыточности однопродуктового производства, т.е. производства, выпускающего лишь один вид продукции.

Анализ безубыточности позволяет решить следующий задачи:

- определить объем производимой продукции;

- расчет цены реализуемого производимого изделия (комплекта);

- расчет выручки от реализации произведенного изделия (комплекта) за отчетный период (в денежных единицах);

- расчет операционной прибыли предприятия (П) за отчетный период;

- расчет показателя рентабельности;

- определение переменных и постоянных затрат для построения графически точки безубыточности.

Произведем расчет показателей:

1. Рассчитаем цену.

Примем прибыль равной 30%, тогда цена с учётом себестоимости будет равна:

Ц = (Сизд. + 0,3Сизд.) + 18% НДС = (18288,55+0,318288.55) + 18288,550,18 = 27067,05 руб.

2. Рассчитаем выручку от реализации нашей продукции:

ВР = Ц Vвыпуска = 27067,05 1 = 27067,05 руб.

3. Рассчитаем прибыль от реализации:

П = ВР – Сизд. = 27067,05 – 18288,55 = 8778,50 руб.

4. Рассчитаем чистую прибыль (прибыль – налог на прибыль(20%)):

Пч = П – 0,20 П = 8778,5 х(1- 0,2) = 7022,80 руб.

5. Расчет коэффициентов финансовой оценки:

Рентабельность изделия = Прибыль от реализации / Полная себестоимость (Сизд.) = 8778,50 /18288,55= 0,48

Рентабельность продаж = Балансовая прибыль / Выручка от реализации = 8778,5 /27067,05 = 0,32

Норма прибыли = Чистая прибыль / Инвестиции (Сизд.) = 7022,8 /18288,55= 0,38

6. Анализ однокомпонентной безубыточности

В общем случае, без учета налоговых эффектов, операционная прибыль предприятия (П) за отчетный период формируется так:

П = ВР – Зпост – Зпер = 27067,05 – 3840,6 – 14447,92 = 8778,53 руб.

где ВР – выручка предприятия за период в денежных единицах, ВР = ц Q;

ц – цена реализации единицы продукции, руб.;

Q – объем реализации в натуральном выражении, шт., кг и т.п.;

Зпост – постоянные затраты, руб.;

Зпер – совокупные переменные затраты, руб.

Если обозначить удельные переменные затраты в руб. – зпер, то формулу можно представить в следующем виде:

П = (Ц – Зпер ) Q – Зпост. = (27067,05 – 3840,6) 1-14447,92 = 8778,53руб.

Точка безубыточности (Qкр) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) позволяет покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли (П = 0).

Еще одной важной величиной, которая характеризует структуру затрат предприятия, является величина маржинального дохода или вклада предприятия. Маржинальным доходом на производственных предприятиях считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и переменными затратами, которые понесло предприятие в процессе производства этой продукции (работ, услуг). Различают величину совокупного маржинального дохода (МД) :

МД= ВР – Зпер = Ц Q – Зпер Q = (Ц – Зпер ) Q= 27067,05 – 3840,6 =23226,45 руб.

и удельного маржинального дохода (мд):

мд = Ц – Зпер. = 27067,05 – 3840,6 = 23226,45 руб.

Существует еще один способ определения величины маржинального дохода. Величина маржинального дохода может быть определена путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия:

МД = Зпост. + П = 14447,92 + 8778,53 = 23226,45 руб.

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически (рис.3.1).

 

Рис. 3.1. График безубыточности

Широко распространенное и весьма наглядное представление роста прибыли выше точки безубыточности приведено на рис. 3.2. На этом графике прямая З полные является осью абсцисс. Ось ординат отражает величину «расхождения» между прямыми «Выручка» и Зполные, т.е. величину прибыли. При выпуске ниже Qкр значение на оси ординат будет отрицательным (что соответствует убыткам), а выше Qкр — положительным (прибыль). Наклон этого графика к оси абсцисс будет равен удельному маржинальному доходу, а пересечение его с осью ординат — величине Зпост , что и понятно — при нулевом выпуске убытки равны величине постоянных затрат.

Рис. 3.2. Зависимость прибыли от объема выпуска

Как уже отмечалось, чем больше объем выпуска, тем выше прибыль. Чем выше объем производства, тем менее страшны предприятию колебания рыночной конъюнктуры – тем больше колебания затрат и выручки оно может безболезненно перенести, оставаясь в «зоне прибыли». Очевидно, что при каждом конкретном объеме выпуска свой собственный объем безопасности.

3.4. Экономическое обоснование проектируемого изделия «деревянного сундука в стиле «Городец»

Одним из важнейших и, одновременно, самых сложных направлений учета и бюджетирования являются калькуляция и планирование производственной себестоимости, а также полученной прибыли. Сама себестоимость в свою очередь складывается из определенных затрат: сырье и материалы, затраты на электроэнергию, транспортно-заготовительные расходы, основная зарплата непосредственных исполнителей, отчисление на социальное страхование, амортизационные отчисления на износ ПК, накладные и коммерческие расходы. Таким образом, учет затрат необходим для определения финансовых результатов деятельности предприятия. Себестоимость проектируемого изделия составляет 18288 рублей 55 копеек.

Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Цена проектируемого изделия составляет: 27067 рублей 05 копеек.

Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства. Прибыль проектируемого изделия составляет: без вычета налога – 8778 рублей 53 копейки, с вычетом налога – 7022 рублей 80 копеек.

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность.

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность это относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В нашем случае рентабельность изделия составляет: 48%, а рентабельность продаж составляет: 38%. Таким образом, норма прибыли составляет: 38%.

Моя работа по изготовлению изделия «деревянного сундука в стиле «Городец» принесет мне прибыль, что поможет закупить сырье и материал на следующее изделие. Нормативный показатель прибыли показал, что мы можем оплатить налоги, что не маловажно для моей деятельности.

Подводя итоги, могу сказать, что моя работа является конкурентоспособной, платежеспособной, прибыльной и перспективной деятельностью нацеленной на требование потребительского рынка в подготовке специалистов малого бизнеса и предпринимательства, а также задач, поставленных социальными партнерами в области декоративно-прикладного искусства.


Заключение

Выбранная мною работа не случайна, так как я воплотила свои знания с применением новых технологий, идей, фантазий в данном материале. В выполнении моей дипломной работы важен процесс технологии, который выполняется поэтапно, правильно организованное рабочее место, охрана труда и техники безопасности.

Вышеизложенный материал подтверждает, что тема актуальна, проанализировав его можно сделать следующие выводы:

по первой главе «Художественно-историческая справка к авторской композиции и росписи деревянного изделия сундука» посвящена истории возникновения , декорирования сундуков, истории Городца.

- по второй «Технологическое обоснование авторской композиции и росписи деревянного изделия сундука» подробно ознакомилась с технологией городецкой росписи, какие материалы и инструменты я использовала в моей дипломной работе.

А также с пунктом «Охрана труда и техника безопасности» дала обзор условий организации рабочего места художника, требований электробезопасности, пожаробезопасности. Описаны общие требования безопасности по профессии и основы безопасности при проведении окрасочных работ; имеются противопоказания и запреты, а так же описано воздействие лакокрасочных материалов, основные меры по защите работников от воздействия вредных факторов, Пожарные свойства ЛКМ требования к хранению ЛКМ и безопасность труда в окрасочном производстве.

- по третьей главе «Экономическое обоснование художественного изделия «деревянного сундука в стиле «Городец» описан краткий обзор выбранного материала и технологий для материального воплощения написания росписи панно, дан расчет индивидуальной себестоимости данной продукции, проведен анализ безубыточности, экономически обосновывает проектируемый расчет сундука. Рассчитав затраты по статьям калькуляции получила следующие показатели: себестоимость проектируемого изделия составляет:18288,55руб.; цена проектируемого изделия составляет: 27067,05руб. ; прибыль проектируемого изделия составляет: без вычета налога –8778,53руб., с вычетом налога – 7022,80руб. В нашем случае рентабельность изделия составляет:0,48, а рентабельность продаж составляет: 0,38. Таким образом, норма прибыли составляет:0,38 Нормативный показатель прибыли показал, что мы можем оплатить налоги, что немаловажно для моей деятельности. Выполненная мной работа является конкурентоспособным, платежеспособным, прибыльным и перспективным действием.


Список литературы

  1. Алексахин Н.Н. "Художественные промыслы России", Москва "Народное образование" 2005 г.
  2. Величко Н.К. «Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 г.
  3. Дорожин Ю.Г. "Городецкая роспись" (рабочая тетрадь по основам народного искусства), Москва "Мозаика-Синтез" Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.
  4. М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002 г.
  5. Е. Субочева. "Городец". Книжка-раскраска. 2000 г.
  6. С. Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г.
  7. Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса"
  8. Жданова Л. Альбом твоих аппликаций, "Городец". Москва, ООО "Хатбер-Пресс" 2006 г.
  9. Энциклопедия “Русская роспись” Н. Величко
  10. Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы // Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова. — (Изд. 2-е). — М.: Просвещение, 1984. — С. 134 - 153. — 176 с. — 200 000 экз. (в пер.)

Ресурсы сети интернет

  1. http://www.comgun.ru
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://www.razumniki.ru/

PAGE \* MERGEFORMAT1

Авторская композиция и роспись деревянного сундука в стиле «Городец»