Состав и фазы инновационного процесса промышленного предприятия: моделирование и оптимизация

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

Стародубов Н.Н.

Состав и фазы инновационного процесса промышленного предприятия: моделирование и оптимизация

В условиях перехода к постиндустриальной экономике и интеграции России в международное экономическое пространство происходит ужесточение конкурентной борьбы, поэтому, чтобы утвердиться на международном рынке, российским компаниям следует развиваться, в основном посредством инновационной деятельности. Наблюдаемый в последние годы в России экономический рост во многом обусловлен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и значительными доходами от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Однако показатели качества российского экономического развития ниже среднемирового уровня. Очевидно, что единственный путь экономики России – возрождение промышленности за счет инновационной политики.

Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Однако возникает проблема организации этой деятельности, проблема управления.

Таким образом, целью данной работы является анализ структуры инновационного процесса и его оптимизация.

Задачами являются:

  • рассмотрение сущности инновационного процесса, определение его этапов;
  • построение адаптивной, последовательной модели взаимодействия элементов инновационного процесса.

Предметом исследования послужили механизмы оптимизации инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.

Объектом исследования выступают модели взаимодействия процессов жизненного цикла продукции.

Питер Друкер отмечал: «В гиперконкуренции за прорывные решения, менеджеры слишком беспокоятся о своих личностных характеристиках…и недостаточно о процессе»1. В данной работе мы опишем структуру инновационного процесса и представим последовательную модель взаимодействия элементов внутри него.

Под инновационным процессом в современном менеджменте принято понимать «процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий…»2. С нашей точки зрения, предложенное Завлиным П.Н. определение следует дополнить мнением А.Н. Асаула предполагающим цикличность процесса «это циклическая последовательность этапов реализации продукта интеллектуальной деятельности»3, так как инновация, вследствие постоянного аккумулирования научных знаний и практического опыта, становится объектом для последующей модернизации.

Анализ представлений и моделей процесса управления инновациями4 дает все основания считать модель ФИ-ПиЭР-ОП-К5 (Фундаментальные исследования, прикладные и экспериментальные разработки, опытное производство, коммерциализация) наиболее полной, поскольку она отражает ключевые этапы инновационного процесса. Сопоставление данной модели инновационного процесса с термином «инновация»6 и другими смежными с ним терминами, позволил нам выделить результаты каждого этапа – новацию, новшество, нововведение, инновацию (Рисунок 1).

Рис. 1. Продукты основных этапов инновационного процесса7

Представив предложенный на рисунке 1 инновационный процесс в практической реализации, становится необходимым определение непроизводственных и, выходящих за рамки инновационного процесса, производственных этапов. Анализ литературы, посвященной управлению инновационной деятельностью, позволяет утверждать о важности проведения маркетинговых исследований на «нулевом» этапе и производить тщательное изучение требований потребителя, удовлетворенности после коммерциализации новой продукции. Так Трифилова А.А. пишет «Как видим, два из описанных этапов посвящены анализу рынка, что свидетельствует о важности этих данных для эффективной коммерциализации новой технологии в современных, рыночных условиях хозяйствования»8. Ю.П. Морозов выделяет две грани изучения рынка: «Активная инициатива изготовителей…Процесс при ориентированном на рынок производстве продукции…» и «Инициатива со стороны покупателей…Процесс поступления инноваций по инициативе покупателей…»9. Завлин П.Н. так же выделяет маркетинговые исследования на предварительном этапе «Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования»10. При построении логики инновационного процесса целесообразна ориентация на «модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе» (Рисунок 2) 11.

Рис. 2. Модель системы менеджмента качества

На основании приведенных выше мнений авторов становится возможным отразить ряд дополнительных к инновационному процессу этапов (Рисунок 3).

Рис. 3. Расширенная модель инновационного процесса12

На рисунке 3 элементом, инициирующим инновационный процесс, являются «потребители, исследователи, новаторы», они, возможно по инициативе организации-производителя, генерируют инновационную идею. После коммерциализации инновации «потребители», посредством обратной связи с производителем, активизируют процесс модификации инновационной продукции, для оптимальной интеграции в рыночную структуру.

Теоретическая модель, представленная на рисунке 3, была соотнесена с фактически работающей схемой взаимодействия процессов СМК ОАО «10-ГПЗ» представленной на рисунке 4.

Сопоставление моделей реализации инновационного процесса позволило сделать ряд существенных выводов. А именно:

Рис. 4. Схема взаимодействия процессов СМК ОАО «10-ГПЗ»

  • Предопределило необходимость соотнесения этапов инновационного процесса с этапами жизненного цикла продукции с целью адаптации теоретической модели к практическому применению, интеграции существующих структурных подразделений непосредственно являющихся участниками инновационного процесса (внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, закупки,


Рис. 5. Последовательная модель взаимодействия элементов инновационного процесса


управление устройствами для мониторинга и измерения, сохранение соответствия продукции).

  • Обозначило актуальность и значимость определения места и роли процедуры СМК «измерение, анализ, улучшение» в соответствии с этапами реализации инновационного процесса, так как в настоящее время большинство предприятий имеют описание процессов СМК и необходимо учитывать возможности корректной трансформации существующей модели.
  • Этап «Фундаментальные исследования» может быть внутренним процессом, но зачастую это внешний этап и предприятие такого рода разработками не занимается.

Учитывая представленные выше выводы, опираясь на исследования в области инновационного процесса (П.Н. Завалин, А.С. Пелих, О.В. Краюшкин, А.А. Трифилова и др.), национальный стандарт в области системы менеджмента качества и опыт ОАО «10-ГПЗ», удалось сформировать модель представленную на рисунке 4.

Фундаментальные исследования, несомненно, оказывают влияние на конечный этап инновационного процесса – инновацию. Новация зачастую не является результатом исследований предприятия, в основном «фундаментальные исследования» реализуются крупными университетами, но они становятся инициаторами для дальнейших прикладных разработок.

Второй этап в модели взаимодействия элементов инновационного процесса (рисунок 5) опирается на результаты «фундаментальных исследований» и учитывает мнение потребителя. Происходит уточнение конечных характеристик продукции, заключаются договора. Этап «прикладные и экспериментальные разработки» исключительно важен, потому что устанавливает требования ко всем последующим этапам, создает эталонную модель конечной продукции.

«Опытное производство» определяет количество ресурсов необходимое для коммерциализации разработанной продукции. Создается список измерительных приборов и их контрольных значений используемый для верификации деталей и узлов конечной продукции.

На этапе «коммерциализация» происходит промышленное производство, сопровождаемое стимулированием сбыта, поиском новых рынков и прочими маркетинговыми процессами, завершаются процессы жизненного цикла, продукция попадает к потребителю.

За процессами разработки и производства продукции следуют этапы измерения, анализа и улучшения, оценивается удовлетворенность потребителя, анализируется возвращенная несоответствующая требованиям потребителя продукция, проводится внутренний аудит процессов, целью которого является оптимизация существующих производственных и вспомогательных процессов. По итогам проведения вышеперечисленных действий строится система корректирующих и предупреждающих действий, анализируются предложения потребителя по модернизации продукции, запускается новый цикл инновационного процесса.


Управление устройствами для мониторинга и измерения

Связь с потребителями

Заключение договоров

Коммерциализация

пытное производство

Закупки

Прикладные и Экспериментальные Разработки

Внутренний аудит

Сохранение соответствия продукции. Поставка

Управление несоответствующей продукцией

инновация

нововведение

новшество

новация

Контроль продукции в производстве

Улучшение

Внутренний аудит

Управление несоответствующей продукцией

Потребитель. Удовлетворенность

Потребитель. Требования, ожидания.

Оценка удовлетворенности потребителей

Сохранение соответствия продукции. Поставка.

Управление устройствами для мониторинга и измерений

Управление подготовкой производства

Управление производством

Закупки

Управление проектированием

Связь с потребителями. Заключение договоров.

Измерение, анализ, улучшение.

Процессы жизненного цикла продукции.

модификация

модификация

анализ удовлетворенности и предложений

идеи, требующие проработки, имеющие коммерческий потенциал

Фундаментальные научные исследования

Прикладные и экспериментальные разработки

Опытное производство

Коммерциализация

Потребители (требования)

Потребители (удовлетворенность)

Новация

Новшество

Нововведение

Инновация

Прикладные и экспериментальные разработки

Опытное производство

Коммерциализация

модернизированная продукция

анализ удовлетворенности

– обратная связь

– прямая связь

– прямая связь

Процессы жизненного цикла продукции

Потребители (Требования)

Потребители (Требования)

Фундаментальные исследования

Измерение, Анализ, Улучшение

Улучшение

Корректирующие и предупреждающие действия

Оценка удовлетворенности потребителей

1 http://hbr.org/search/Peter+F.+Drucker/0/author

2 Завлин, П. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пос. / Под.ред. П.Н. Завалина. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – С. 7

3 Асаул, А. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.]. - СПб:


АНО ИПЭВ, 2008. – С. 9

4Стародубов, Н.Н. Системный анализ и развитие экономической категории «инновации» как объекта управления / Стародубов Н.Н. // Материалы IX региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов «Инновационное развитие экономики: стратегия и тактика управления»/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д, 2008. – 243с.

5 Пелих, А.С. Экономика предприятия (фирмы) / А.С.Пелих – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: «МарТ», 2004. – С. 193

6Стародубов, Н.Н. Герменевтический анализ социально-экономической категории «инновации» / Н.Н.Стародубов // Материалы научно-практической конференции "Проблемы устойчивого развития регионов: экологические, экономические и социальные аспекты" / ДонНУ. – Донецк, 2008 - С.121-122

7 Составлено автором

8 Трифилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. / А.А. Трифилова – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 61

9 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пос. для вузов. / Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 25

10 Завлин, П. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пос. / Под.ред. П.Н. Завалина. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – С. 412

11 ГОСТ Р ИСО. 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. – С. 8

12 Составлено автором

Состав и фазы инновационного процесса промышленного предприятия: моделирование и оптимизация