ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.1 одним из направлений для перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития является формирование и развитие человеческого капитала. Формирование человеческого капитала представляет собой, с одной стороны, процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций в образование, повышение квалификации, переподготовку работников2, с другой стороны, их усовершенствование3.

Существует несколько подходов к формированию человеческого капитала. В рамках первого (Л. Туроу, С. Боулс, Ф. Харбюсон и др.), внимание акцентируется на ресурсах, необходимых для воспроизводства человеческого капитала (в первую очередь временных и финансовых). В рамках второго, учитывается активная роль личности в инновационных преобразованиях. И в первом, и во втором случае рассматриваются вложения в компоненты человеческого капитала (образование, здоровье, культуру), обеспечивающие формирование и развитие способностей личности, приводящие к экономическому росту4. Соответственно возникает необходимость исследования инвестирования в образование и в повышение квалификации работников, выявления проблем в этой области и формировании мероприятий для их решения.

По результатам межстрановых сопоставлений были выявлены следующие проблемы инвестирования в образование:

  1. Значительное отставание по уровню вложений в образование России от ведущих европейских стран (ежегодные вложения во вторичное образование5 в России в 2,5 раз ниже, чем в европейских странах и значительно ниже среднего уровня по странам ОЭСР: 4878 долл. по ППС – в России, в то время как в среднем по ОЭСР – 8267 долл. по ППС).

Рисунок 1. Ежегодные вложения, приходящиеся на одного учащегося вторичного образования в 2007 г., в долл. по ППС

Аналогичная ситуация выявлена и в отношении инвестирования в третичное образование (РФ по уровню инвестирования в третичное образование в 5 раз отстают от США и таких лидеров как Норвегия и Дания). Низкие объемы финансовых средств не позволяют совершенствовать материально-техническую базу и повышать качество образовательного процесса.

  1. Различие структуры инвестирования в образование (соотношение бюджетных и внебюджетных источников) в России и в странах ОЭСР. Соотношение бюджетных и внебюджетных вложений в образование в РФ (68-32) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах 90% к 10% (со значительно более высоким уровнем доходов населения и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах), а также большим удельным весом в структуре инвестирования в образование частных вложений работодателей и меценатов6 (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение между государственными и частными вложениями в различные уровни образования в 2000 г. и 2007 г., % (ранжирование по величине госвложений в 2007 г.)

Страна

2000 г.

2007 г.

Государственные вложения

Частные

вложения

Государственные

вложения

Частные

вложения

Италия

97,8

2,2

96,8

3,2

Испания

93,0

7,0

92,9

7,1

Франция

92,6

7,4

92,7

7,3

США

91,6

8,4

91,4

8,6

ОЭСР (среднее)

90,3

9,7

Германия

86,3

13,7

87,3

12,7

Великобритания

88,7

11,3

78,1

21,9

РФ*

68,2

31,8**

* – данные за 2008 г. ** – учитываются совместно вложения населения и организаций

Источники: Education at a Glance 2010. – P. 234.; Образование в Вологодской области в 2005 – 2009 гг.[Текст]: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2010. – С. 54.

В России выявлено снижение участия государства в инвестировании образовательного процесса с 98% до 68% в период 1991 – 2008 гг. Тенденция к расширению платности образования может привести к его разделению на элитарное и массовое, с последующим снижением качества последнего.

3. Анализ структуры вложений в образование в зависимости от уровней инвестирования (федеральный – региональный – местный) позволил выявить тенденцию перехода к инвестированию преимущественно за счет средств региональных и местных бюджетов.

Таблица 3

Структура инвестиций во все виды образования в зависимости от уровня

вложений в 2007 г., % (ранжирование по величине инвестиций на федеральном уровне)

Страны

Уровни инвестирования

Федеральный

Региональный

Местный

Всего

Италия

81,3

5,1

13,6

100,0

Франция

68,1

16,5

15,4

100,0

ОЭСР (среднее)

31,3

25,4

43,3

100,0

Великобритания

22,3

77,7

100,0

Испания

10,9

83,2

5,9

100,0

Германия

8,5

68,7

22,8

100,0

РФ

1,7

58,1

40,2

100,0

США

0,4

1,0

98,6

100,0

Источник: Education at a Glance 2010 – OECD indicators 2010. Table B4.3a(web)

Это может сопровождаться ростом дифференциации регионов и муниципальных образований РФ по величине вложений в образование в связи с различием в доходных частях бюджетов этих территорий.

  1. Анализ структуры вложений в образование в зависимости от периода инвестирования (краткосрочные – долгосрочные) позволил установить преобладание краткосрочных финансовых вложений, как фактора, препятствующего реализации стратегических проектов.

Таблица 4

Финансовые вложения в образование по Вологодской области, млн. руб.

Виды вложений

2004 г.

2005 г.

2008 г.

2010 г.

2011 г.

Финансовые вложения в образование, в т.ч.

0,3

0,3

3,7

26,6

27,2

Краткосрочные

0,3

0,3

3,6

26,3

22,4

Долгосрочные

0,1

0,3

4,8

Источник: Статистический ежегодник Вологодской области 2009 [Текст]: стат. сборник / Вологдастат. Вологда, 2010. – С. 363.

Помимо государства одним из субъектов, участвующих в инвестировании образования и повышения квалификации является население. Заинтересованность этого субъекта вызвана в первую очередь увеличением производительности труда и заработков в будущем.

Анализ инвестирования в образование следует, на наш взгляд, начать с оценки необходимости и возможности приобретения со стороны населения образовательных услуг. Около трети респондентов на протяжении всего исследуемого периода собираются приобрести образовательные услуги, однако большая часть из этой группы не могут этого сделать вследствие недостатка финансовых ресурсов. Значительная часть населения (74%) не испытывает необходимости в таких услугах (табл. 5).

Таблица 5

Необходимость и возможность приобретения услуг образования по оценкам

населения, % от общего числа респондентов

2000 г.

2005 г.

2008 г.

Всего респондентов

100

100

100

Собираются приобрести в ближайшее время

4

5

6

Хотят, но не могут – всего, в т.ч.

34

27

20

Из-за недостатка финансовых средств

33

25

18

По другим (нефинансовым) причинам

1

2

1

Не испытывают потребности в приобретении

60

68

74

Отказались отвечать

2

0

Источник: Образование в Российской Федерации 2010 [Текст]: стат. сб. – М.: ГУ – ВШЭ, 2010. – С. 82.

Несмотря на отмеченную тенденцию, среди целей формирования сбережений населения на одном из первых мест, наряду с лечением, организацией отпуска и покупкой недвижимости, стоит образование, в т.ч. образование детей (табл. 6).

Таблица 6

Целевые установки населения при формировании сбережений,

% от общего числа опрошенных* (ранжирование по данным 2008 г.)

Цели формирования сбережений

2000 г.

2005 г.

2008 г.

Покупка недвижимости

31

36

39

Отдых, отпуск

21

27

30

Лечение

32

26

27

На всякий случай, «на черный день»

29

25

25

Образование, в т.ч. образование детей

35

32

24

«На старость»

20

16

18

Особые случаи

21

18

18

Крупные покупки для дома

24

24

17

Строительство, ремонт

12

14

16

Покупка автомобиля

11

13

14

Помощь родным и близким

15

12

14

Получение дополнительного дохода

13

14

10

Оставить наследство

7

7

6

Организация, расширение собственного дела

4

5

4

Не делаю сбережения ни на какие цели

2

3

3

Затрудняюсь ответить

1

1

1

* – на основании материалов выборочного обследования потребительских ожиданий населения. Сумма превышает 100%, поскольку респондент мог дать несколько вариантов ответа.

Источник: Образование в Российской Федерации 2010 [Текст]: стат. сб. – М.: ГУ – ВШЭ, 2010. – С. 80.

К 2008 г. выявлена негативная тенденция – образовательная цель формирования сбережений населения с лидирующей переходит на пятую позицию, в то время как первое место занимает покупка недвижимости. Можно заключить, что население выражает заинтересованность в формировании сбережений на образовательные цели, однако одним из сдерживающих факторов выступает уровень дохода семьи.

Кроме того, необходимо учитывать влияние возраста, уровня образования, наличие детей в семье и другие факторы. По результатам анализа статистических данных определен «портрет заинтересованных в формировании сбережений на образование»: в первую очередь это население в возрасте 30 – 49 лет, с высшим, неполным высшим, а также со средним специальным образованием, основным занятием которых является учеба и работа (табл. 7).

Таблица 7

Социальный портрет респондентов, указавших «Образование» как основную цель

сбережений, % от числа опрошенных по соответствующей группе респондентов

2002 г.

2005 г.

2008 г.

Пол

Мужчины

34

32

20

Женщины

36

33

27

Возраст

До 30 лет

44

40

32

30 – 49 лет

50

46

39

50 лет и старше

12

13

7

Образование

Ниже среднего (полного) общего

19

25

12

Среднее (полное) общее, среднее профессиональное

37

35

25

Неполное высшее, высшее профессиональное

39

29

27

Основное занятие

Работающие

41

37

28

Учащиеся

67

57

52

Пенсионеры

8

8

3

Другое

39

37

39

Тип населенного пункта

Город

34

31

24

Село

38

36

26

Наличие детей в возрасте до 16 лет в домохозяйстве

Нет

23

22

16

Есть

54

51

44

Величина среднедушевого дохода домохозяйства (по самооценке респондента)

1 квартильная группа (с наименьшим доходом)

41

41

26

2 квартильная группа

44

49

26

3 квартильная группа

29

30

23

4 квартильная группа

34

25

25

Источник: Образование в Российской Федерации 2010 [Текст]: стат. сб. – М.: ГУ – ВШЭ, 2010. – С. 81.

При этом в семьях более чем у 40% респондентов дети в возрасте до 16 лет, соответственно формирование сбережений направлено не только на приобретение образовательных услуг для взрослых, но и для детей. Определено, что в равной степени как мужчины и женщины, так и представители сельской и городской местности заинтересованы в формировании сбережений на образовательные цели.

По результатам анализа статистических данных на региональном уровне определены некоторые тенденции инвестирования в образование. Выявлено различие в величине инвестиций на образовательные цели не только среди населения с различным социально-экономическими характеристиками, но и в территориальном разрезе (по регионам СЗФО; табл. 8).

Таблица 8

Удельный вес расходов на образование в общей структуре потребительских расходов в СЗФО (ранжирование по данным 2010 г.), %

2000 г.

2005 г.

2009 г.

2010 г.

Ненецкий автономный округ

1,3

1,3

1,9

1,5

РФ

1,0

1,8

1,5

1,3

Республика Коми

0,9

3,3

1,9

1,2

Мурманская область

0,9

1,8

1,5

1,2

Архангельская область

0,9

1,7

0,9

1,1

СЗФО

0,7

1,1

1,0

1,0

Республика Карелия

0,7

1,0

1,3

1,0

Вологодская область

0,7

1,4

0,8

1,0

Новгородская область

0,6

1,1

0,8

1,0

Калининградская область

1,2

0,8

1,3

0,9

Ленинградская область

0,3

0,8

1,1

0,9

г. Санкт-Петербург

0,6

0,5

0,6

0,9

Псковская область

0,7

0,9

1,6

0,8

Источник: Структура потребительских расходов домашних хозяйств по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b09_44/IssWWW.exe/Stg/d1/07-19.htm

Лидерами по доле вложений в образование в структуре потребительских расходов населения в 2010 г. являлись Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Мурманская и Архангельская области (в данных субъектах удельный вес вложений в образование был выше, чем в целом по СЗФО). Вологодская область в 2010 г. ухудшила свое положение – если в 2000 г. и 2005 г. значения показателя находились на уровне СЗФО, то в 2010 г. Вологодская область вместе с Новгородской, Калининградской и Ленинградской областями и г. Санкт-Петербургом находилась в нижней части таблицы, ранжированной по удельному весу расходов на образование.

На уровне Вологодской области по данным мониторинга качества трудового потенциала трудоспособного населения, проводимого ИСЭРТ РАН с середины 1990-х гг., определялись основные направления инвестирования, величина вложений в повышение квалификации и переподготовку работников с учетом их социально-экономических характеристик.

По результатам анализа установлено, что примерно половина респондентов не осуществляли инвестиции в период обучения. В первую очередь это те, кто уже работает по специальности, у кого квалификация соответствует выполняемой работе (около 50%) или выше требований рабочих мест (около 20%). Одним из параметров, который влияет на возможность сбережения и последующего инвестирования со стороны населения в повышение квалификации, является уровень дохода (инвестирование в это направление затруднительно для половины опрошенных, относящихся к средней доходной группе, а также для примерно четверти населения с доходом, позволяющим приобретать лишь продукты питания).

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос: «Какие вложения осуществлялись Вами в период обучения, и какова была величина вложений», % от числа опрошенных

Направления вложений

Средняя величина

вложений, руб.

Доля опрошенных, осуществляющих инвестирование

1. Официальная плата за обучение

44698,80

14,4

2. Оплата частных консультаций

16399,97

3,2

3. Оплата за экзамены

5227,50

1,3

4. Оплата проезда

9917,58

15,9

5. Оплата проживания

26661,70

8,2

6. Приобретение учебных материалов, канцтоваров

7063,45

14,1

7. Неофициальные платежи

5996,30

3,1

8. Вложения не осуществлялись

48,9

Источник: мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.

Характеризуя структуру вложений в период обучения, следует отметить, что среди направлений инвестирования преобладают официальная плата за обучение, приобретение учебных материалов и канцтоваров, а также оплата проезда.

Следует отметить, что величина инвестиций в обучение зависит от различных социально-экономических характеристик респондентов. Население до 35 лет тратит на эти цели на 80% больше, чем опрошенные более старших возрастов, женщины – на 20% больше мужчин. Те, у кого высшее и незаконченное высшее образование, инвестируют в переподготовку и повышение квалификации в 3 раза больше, чем население с неполным средним и со средним образованием и на 40% больше тех, у кого среднее специальное образование.

Таблица 10

Средняя величина вложений в обучение в зависимости от различных

социально-экономических признаков респондентов, % от числа опрошенных в 2012 г.

Социально-экономическая характеристика

Средняя величина вложений, руб.

Возраст

До 35 лет

50065,77

После 35 лет

27673,17

Пол

Мужской

39444,70

Женский

47998,10

Уровень образования

Неполное среднее и среднее образование

18300,00

Среднее специальное

37732,56

Незаконченное высшее и высшее

53702,40

Работают (не работают) по специальности

Да

44215,71

Нет

50575,32

Не получал(а) специальности

25838,10

Степень соответствия квалификации выполняемой работе

Квалификация выше, чем требуется на рабочем месте

47456,52

Квалификация соответствует требованиям рабочего места

46459,72

Квалификация ниже требований рабочих мест

76500,00

Не знаю, трудно сказать

35361,54

Неработающие

31170,00

Характеристика денежных доходов

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать

50000,00

Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает сложностей, однако покупка автомашины недоступна

41708,82

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом

44120,00

Денег хватает только на приобретение продуктов питания

47405,26

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

53208,33

Источник: мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.

Степень соответствия квалификации требованиям рабочих мест также оказывает влияние на величину вложений в переподготовку: те, у кого квалификация не соответствует требованиям рабочих мест, инвестируют больше остальных. По результатам социологического исследования установлено, что уровень дохода в меньшей степени по сравнению с остальными признаками влияет на возможность приобретения образовательных услуг, одной из причин подобной ситуации является цена данных услуг, установившаяся на рынке.

Одним из направлений инвестирования является вложение денежных средств в приобретение учебных материалов и канцтоваров.

Таблица 11

Средняя величина вложений в приобретение учебных материалов и канцтоваров в зависимости от различных социально-экономических признаков респондентов,

% от числа опрошенных в 2012 г.

Социально-экономическая характеристика

Средняя величина

вложений, руб.

Возраст

До 35 лет

8182,14

После 35 лет

1842,86

Пол

Мужской

6787,84

Женский

7187,80

Уровень образования

Неполное среднее и среднее образование

11636,36

Среднее специальное

7198,57

Незаконченное высшее и высшее

5364,52

Работают (не работают) по специальности

Да

4640,70

Нет

7406,25

Не получал(а) специальности

13916,67

Степень соответствия квалификации выполняемой работе

Квалификация выше, чем требуется на рабочем месте

3903,03

Квалификация соответствует требованиям рабочего места

5721,70

Квалификация ниже требований рабочих мест

3000,00

Не знаю, трудно сказать

3050,00

Неработающие

23600,00

Характеристика денежных доходов

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать

6500,00

Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает сложностей, однако покупка автомашины недоступна

6476,92

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом

5878,57

Денег хватает только на приобретение продуктов питания

10551,52

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

3100,00

Источник: мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.

На эти цели население в возрасте до 35 лет тратит в 4,4 раза больше, чем население других возрастов, с неполным средним и средним уровнем образования – в 2,2 раза больше чем с высшим и в 1,6 раза больше, чем со средним специальным образованием. Не получившие специальности, по сравнению с работающими по специальности инвестируют в 3 раза больше, а по сравнению с неработающими по специальности – в 1,9 раза.

Аналогичным образом можно охарактеризовать вложения в оплату проезда. Молодые люди в возрасте до 35 лет затрачивают на проезд значительно больше, чем население других возрастных групп, с неполным средним и средним образованием больше, чем респонденты с другим уровнем образования. По данному направлению вложений одним из значимых параметров, влияющих на инвестирование населением, является доход – более обеспеченные готовы тратить на оплату проезда больше, чем население с меньшим уровнем дохода.

Таблица 12

Средняя величина вложений в оплату проезда в зависимости от различных

социально-экономических признаков респондентов, % от числа опрошенных в 2012 г.

Социально-экономическая характеристика

Средняя величина

вложений, руб.

Возраст

До 35 лет

13102,19

После 35 лет

2142,86

Пол

Мужской

19706,09

Женский

7838,05

Уровень образования

Неполное среднее и среднее образование

12818,46

Среднее специальное

11328,57

Незаконченное высшее и высшее

10600,18

Работают (не работают) по специальности

Да

11687,21

Нет

5992,16

Не получал(а) специальности

31420,00

Степень соответствия квалификации выполняемой работе

Квалификация выше, чем требуется на рабочем месте

3930,00

Квалификация соответствует требованиям рабочего места

12051,91

Квалификация ниже требований рабочих мест

2300,00

Не знаю, трудно сказать

6444,44

Неработающие

30630,00

Характеристика денежных доходов

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать

20000,00

Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает сложностей, однако покупка автомашины недоступна

11511,67

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом

8614,28

Денег хватает только на приобретение продуктов питания

16629,17

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания

2930,00

Источник: мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.

Таким образом, среди параметров, которые оказывают влияние на возможность инвестирования в переподготовку или повышение квалификации населения, возраст, уровень образования, степень соответствия квалификации требованиям рабочих мест, трудоустройство по специальности (не по специальности), полученной в образовательном учебном заведении и уровень дохода. В том случае, когда у населения низкий уровень образования, квалификация не соответствует требованиям рабочего места (ниже или выше), работают не по специальности или еще ее не получили, тогда они готовы тратить на повышение своего образовательного уровня больше, чем остальные группы населения.

О результативности инвестирования в повышение квалификации и переподготовку косвенно свидетельствует уровень полезности данных мероприятий для населения. Повышение интереса к работе, упрощение взаимодействия с коллегами, повышение профессионального уровня и производительности труда – одни из значимых результатов данных мероприятий для трети опрошенных. В тоже время некоторые респонденты считают, что в результате прохождения образовательных курсов у них практически не изменился уровень владения компьютером и иностранным языком. Это может свидетельствовать о том, что некоторые качества формируются в течение более длительного периода времени, чем продолжительность курсов повышения квалификации и переподготовки.

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос: «Насколько результативны курсы и тренинги по 5-ти балльной шкале (1 – совсем бесполезны, 5 – очень полезны)»,

% от числа опрошенных

Результаты

Результативность курсов и тренингов

1

2

3

4

5

Повысился профессиональный уровень

5,3

6,0

18,9

32,1

37,6

Овладел (а) новой специальностью

14,7

8,6

18,0

28,4

30,3

Научился (лась) работать на новом оборудовании

12,8

7,1

21,2

26,9

32,1

Повысил (а) уровень владения компьютером

19,9

9,4

17,8

28,4

24,6

Повысил (а) уровень владения иностранным

языком

35,1

11,2

16,8

17,9

18,9

Стало интереснее работать

12,5

8,3

19,6

30,0

29,7

Стало проще взаимодействовать с коллегами

13,9

8,2

22,8

28,8

26,3

Увеличилась производительность труда

11,7

6,8

22,7

31,1

27,8

Источник: мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.

По результатам анализа установлено, что результативность курсов и тренингов в значительной степени определяется уровнем образования работников.

Таблица 14

Распределение ответов на вопрос: «Насколько результативны курсы и тренинги по 5-ти балльной шкале (1 – совсем бесполезны, 5 – очень полезны)»,

% от числа опрошенных

Результативность

курсов и тренингов

Уровень образования

Неполное среднее

Средняя школа, в т.ч. ПТУ со средним образованием

Среднее специальное образование (техникум и др.)

Незаконченное высшее (не менее 3 курсов ВУЗа)

Высшее

Повысился профессиональный уровень

Совсем бесполезны

0,0

18,2

40,9

18,2

22,7

Очень полезны

0,7

20,3

28,1

7,2

43,8

Овладел (а) новой специальностью

Совсем бесполезны

0,0

21,3

34,0

10,6

34,0

Очень полезны

2,1

22,7

38,1

8,2

28,9

Научился (лась) работать на новом оборудовании

Совсем бесполезны

0,0

20,5

28,2

12,8

38,5

Очень полезны

0,0

23,7

41,2

6,2

28,9

Повысил (а) уровень владения компьютером

Совсем бесполезны

1,5

28,4

32,8

11,9

25,4

Очень полезны

2,4

13,4

30,5

9,8

43,9

Повысил (а) уровень владения иностранным языком

Совсем бесполезны

0,0

29,3

34,3

9,1

27,3

Очень полезны

1,9

15,1

20,8

17,0

45,3

Стало интереснее работать

Совсем бесполезны

0,0

20,0

37,5

20,0

22,5

Очень полезны

0,0

18,9

32,6

10,5

37,9

Стало проще взаимодействовать с коллегами

Совсем бесполезны

0,0

20,9

34,9

11,6

32,6

Очень полезны

0,0

17,1

39,0

8,5

35,4

Увеличилась производительность труда

Совсем бесполезны

2,9

20,0

28,6

20,0

28,6

Очень полезны

0,0

20,2

32,1

10,7

36,9

Ничего не изменилось

2,9

32,4

30,6

1,7

32,4

Затрудняюсь ответить

6,4

34,9

29,1

5,8

23,8

Источник: мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.

Так, по большинству направлений профессиональной подготовки, работники с высшим образованием оценивают полезность курсов и тренингов на высоком уровне (более 40% опрошенных высокого оценили полезность повышения профессионального уровня, уровня владения компьютером и иностранным языком). В тоже время среди работников с высшим образованием более трети респондентов отметили низкую результативность курсов, направленных на овладение новой специальностью и обучение на новом оборудовании. Следует также подчеркнуть, что примерно для трети респондентов вне зависимости от уровня образования посещение курсов не дало результата.

Формирование человеческого капитала в значительной степени определяется инвестированием денежных средств в образование (накопление общего человеческого капитала), а также в профессиональную подготовку и повышение квалификации работников (накопление специфического человеческого капитала).

1. По результатам анализа статистических данных на межстрановом, страновом и региональном уровнях определены следующие особенности этого процесса:

– низкий уровень инвестирования в образование (во все виды образования) в России по сравнению с ведущими европейскими странами;

– различие в соотношении источников инвестирования в образование в РФ по сравнению со странами ОЭСР (68 к 32% – в России, в то время как в ОЭСР – 90 к 10% со значительно более высоким уровнем доходов населения и с меньшим уровнем их дифференциации);

– преобладание в структуре инвестиций в образование краткосрочных вложений над долгосрочными (на региональном уровне), что может выступать в качестве фактора, препятствующего реализации стратегических проектов.

2. Определено влияние величины вложений в образование как основополагающую компоненту человеческого капитала от социально-экономических характеристик респондентов, осуществляющих этот процесс:

– среди заинтересованных в формировании сбережений на образовательные цели с последующим их инвестированием в образование в равной степени как мужчины и женщины, а также горожане и жители села, население в возрасте 30 – 49 лет, с высшим, неполным высшим, а также со средним специальным образованием, основным занятием которых является учеба и работа, при этом в 40% случаев в семьях у этих респондентов есть дети (формирование сбережений направлено не только на приобретение образовательных услуг для взрослых, но и для детей).

По результатам анализа данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области выявлены следующие социально-экономические характеристики респондентов, инвестирующих (не инвестирующих) в повышение квалификации и переподготовку:

– среди инвестирующих преимущественно население с низким уровнем образования, с квалификацией не соответствующей требованиям рабочих мест (ниже или выше), работающие не по специальности или еще не получившие специальность;

– среди тех, кто не инвестирует в повышение квалификации и переподготовку (примерно половина респондентов), не работающие по специальности, с квалификацией, соответствующей требованиям рабочих мест или выше, а также относящиеся к средней доходной группе или с доходом, позволяющим приобретать лишь продукты питания.

3. Об эффективности осуществленных вложений косвенно свидетельствует степень полезности и ре курсов повышения квалификации и переподготовки для населения:

– для примерно трети опрошенных прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации сопровождалось повышением интереса к работе, упрощением взаимодействия с коллегами, повышением производительности труда и профессионального уровня;

– в тоже время значительная часть респондентов оценила на низком уровне результативность компьютерных курсов и курсов иностранного языка.

Определено, что одним из параметров, который может влиять на степень результативности курсов и тренингов, является уровень образования респондентов:

– по большинству направлений профессиональной подготовки, работники с высшим образованием оценивают полезность курсов и тренингов на высоком уровне (более 40% опрошенных высоко оценили полезность повышения профессионального уровня, уровня владения компьютером и иностранным языком);

– в тоже время среди работников с высшим образованием более трети респондентов отметили низкую результативность курсов, направленных на овладение новой специальностью и обучение на новом оборудовании. Следует также подчеркнуть, что примерно для трети респондентов вне зависимости от уровня образования посещение курсов не дало результата.

Вышеперечисленные проблемы в области инвестирования образования обуславливают разработку мероприятий, направленных на их решение:

– федеральным и региональным органам власти необходимо разработать мотивационные механизмы для населения и работодателей, чтобы повысить заинтересованность субъектов в инвестировании образования (что позволит обеспечить рост величины вложений в образовательную сферу, в т.ч. долгосрочных инвестиций);

– должны быть сформированы финансовые инструменты накопления частных ресурсов, направляемых в образование (частное кредитование и образовательное страхование);

– изучение мирового опыта указывает на наличие общей тенденции развития совместного инвестирования в образование со стороны населения, бизнеса и государства. В связи с этим, необходимо формирование и внедрение косвенных методов инвестирования со стороны государства (государственные субсидии и кредиты, налоговые льготы), идущих на смену менее эффективным механизмам прямого бюджетного распределения денежных средств;

– необходимо развитие форм инвестирования образовательных учреждений, позволяющих направлять государственные и частные средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования;

– в условиях решения задач инновационного развития образования необходимо предусмотреть расширение программно-целевых и проектных методов инвестирования образования. Это позволит образовательным учреждениям получать денежные средства не только на текущие нужды, но и на долгосрочные программы, обеспечивающие инновационное развитие.

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134 (дата обращения: 12.01.2011)

2 Коваленко Е. А ты знаешь, что такое человеческий капитал? URL: http://www.hr-portal.ru/article/ty-znaesh-chto-takoe-chelovecheskii-kapital (дата обращения: 16.02.2011)

3 Овчинникова Т.И. Человеческий капитал как фактор экономического роста современного предприятия URL: http://www.kapr.ru/articles/ 2005/10/4340.html (дата обращения: 10.02.2011)

4 Самородова Е.М. О приоритете развития сферы услуг в условиях постиндустриальной трансформации [Текст] / Е.М. Самородова, О.В. Рудакова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2007. – № 2.

5 В соответствии с характеристикой ступеней МСКО (1997 г.), эквивалентом первичного образования в РФ является начальное образование, нижнего уровня вторичного образования – основное общее образование, послесреднему нетретичному соответствует начальное профессиональное образование, первому уровню третичного образования – среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, второму уровню третичного образования – послевузовское (в т.ч. аспирантура и докторантура).

6 Суворов, А Что происходит с российским образованием? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru//country/2002/10/14/ 464314.html

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА