К вопросу о развитии малого сельского предпринимательства

Кичигина Ирина Сергеевна,

аспирант, кафедра агроэкономики, экономический факультет,

Московский государственный университет имени Ломоносова, г. Москва

К вопросу о развитии малого сельского предпринимательства

Уровень социально-экономического развития сельских территорий в решающей степени зависит от доходов, получаемых от функционирования отраслей АПК, традиционных промыслов и ремесел и иных направлений хозяйственной деятельности, а также наличия необходимых трудовых ресурсов, обеспечивающих их комплексное и устойчивое развитие. Наряду с этим, формирование малого сельского предпринимательства по праву можно считать одним из ключевых факторов устойчивого развития сельских территорий.

Устойчивое развитие сельских территорий объявлено Министерством сельского хозяйства РФ первостепенным направлением развития сельской экономики, где становлению малого предпринимательства определена одна из ведущих ролей.

На сегодняшний день 41% населения России проживает в сельской местности, кроме того на сельских территориях осуществляют хозяйственную деятельность более 22 млн. владельцев земельных участков состоящих в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, т.е. городских жителей. Вместе с тем, на селе существует ряд объективных проблем, препятствующих полноценному развитию деятельности субъектов малых форм хозяйствования, а именно:

- снижение качества и уровня жизни населения в сельской местности;

- относительно низкий уровень занятости и доходов сельского населения;

- неравномерное развитие сельскохозяйственного производства;

- низкий уровень развития несельскохозяйственных направлений деятельности;

- ухудшение кадрового потенциала и демографической ситуации села;

- ухудшение экологической обстановки на интенсивно используемых территориях;

- разрушение взаимовыгодных связей между городом и селом.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена слабостью местного самоуправления; ведомственной разобщенностью в управлении сельской местностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; информационной изолированностью сельских поселений; слабым представлением сельских жителей о своих социальных и экономических правах; ограниченным доступом сельского населения к рынкам реализации своей продукции, материально-техническим и финансовым ресурсам.

На наш взгляд, преодоление имеющихся проблем в сельской местности возможно благодаря приоритетному развитию малого сельского предпринимательства, способного решить ряд социально-экономических вопросов, прежде всего, в сфере занятости и увеличения доходов населения. Существенной предпосылкой развития малого предпринимательства на селе является здоровый социально-психологический климат и соответствие мотиваций складывающемуся рынку труда. Это находится в непосредственной зависимости от формы производственной деятельности, интенсивности движения кадров, уровня профессиональных качеств и развития потребностей, отношения к инновациям и т.д.

Факторы, способствующие наиболее эффективному развитию малого сельского предпринимательства, рассмотрены на рисунке 1.

Рис. 1 Факторы, влияющие на развитие малого сельского предпринимательства

Практика показывает, что создание наибольшего количества рабочих мест на селе отмечено на предприятиях, которые ориентированы на местный рынок, и это, преимущественно, малые формы хозяйствования. Вместе с тем, основные проблемы функционирования малого предпринимательства на селе находятся в производственно-сбытовой сфере и связаны с низким уровнем товарности производства. Решение данной проблемы возможно путем создания на основе кооперации мелких товаропроизводителей снабженческих, сбытовых, перерабатывающих, кредитных и других сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, как правило, представлены некоммерческими организациями владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданные для сокращения затрат и получения дополнительного дохода. При этом кооперативу передается часть функций по реализации, снабжению, переработке продукции.

Функциональное содержание потребительской кооперации направлено преимущественно на удовлетворение потребностей сельских жителей, что и определяет ее роль и место в АПК. Потребительская кооперация концентрирует значительные по масштабам и разнообразию материальные, финансовые, человеческие и иные ресурсы, благодаря которым решаются многие социально-бытовые и культурные проблемы села. Социально-экономическая направленность деятельности потребительских кооперативов заключается в росте производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами, увеличении занятости и доходов сельского населения.

Оказывая помощь малым предприятиям, сельскохозяйственные потребительские кооперативы способствуют наиболее эффективному использованию внутреннего потенциала самого малого предпринимательства. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов способствует сокращению производственных затрат и росту доходов производителей; повышению надежности и качества обслуживания аграрного производства; обеспечению доступа сельчан к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья; развитию конкуренции в области сельского предпринимательства; диверсификации сельской экономики.

Таким образом, если малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений восстановления села, то потребительская кооперация – важным условием развития самого малого сельского предпринимательства. При этом правомерно рассматривать потребительскую кооперацию в качестве одного из основных условий возрождения отечественного сельского хозяйства.

Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит ограничить влияние посреднического предпринимательства на селе, вывести из тени значительные оборотные средства, расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к услугам агросервиса и укрепить свои позиции на рынке.

Обеспечить круглогодичную занятость сельского населения, повысить уровень жизни сельского населения возможно путем диверсификации сельской экономики, а именно развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности. Наиболее перспективным направлением, на наш взгляд, представляется сельский туризм. Сельский туризм как вид предпринимательской деятельности не требует специального комплекса технологических процессов. К тому же инвестиции в него окупаются в несколько раз быстрее, чем в других отраслях сельского хозяйства. Цивилизованная туристическая инфраструктура в сельской местности способствует устойчивому сельскому развитию, так как позволяет создавать дополнительные рабочие места; увеличивать доходы селян; расширять производство и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной домашними хозяйствами; увеличивать налоговые поступления в местные бюджеты; модернизировать местную бытовую инфраструктуру; способствовать развитию народных промыслов и ремесел.

С началом экономических преобразований проводится разработка и реализация мер по поддержке деятельности субъектов малого предпринимательства. Однако вопросы формирования оптимальной инфраструктуры поддержки предпринимательства на региональном уровне и, в особенности, в сельских муниципальных образованиях не решены в полном объеме. Вместе с тем, в развитии сельского предпринимательства особое внимание должно уделяется инфраструктуре поддержки малого предпринимательства. По нашему мнению, инфраструктура поддержки малого предпринимательства должна предусматривать регулирование деятельности малых форм хозяйствования в соответствие со стратегией поддержки предпринимательства, разработанной в конкретном регионе и на конкретной территории.

Результаты оценки настоящего положения малого сельского предпринимательства свидетельствуют о необходимости проведения коренных изменений основных тенденций его развития и совершенствования его государственной поддержки. На основе вышерассмотренного целесообразно предложить следующие приоритетные мероприятия развития малого предпринимательства в сельской местности:

- формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность населения, а также формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства;

- развитие системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;

- совершенствование земельных отношений и регулирование оборота земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств;

- создание региональной рыночной инфраструктуры, улучшение научного и информационно-консультационного обслуживания;

- повышение кадрового потенциала сельских предпринимателей, социальная защита сельских предпринимателей;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта среди малых форм хозяйствования, создание технопарков.

Осуществление предложенных мероприятий будет способствовать ускорению развития вертикальной и горизонтальной кооперации предпринимателей, созданию новых рабочих мест на селе, диверсификации сельской экономики, удовлетворению потребностей населения в качественных продуктах питания, увеличению доступа предпринимателей к долгосрочным кредитам и информационным ресурсам, установлению и развитию контактов с крупными закупщиками сельскохозяйственной продукции и, как следствие, повышению конкурентоспособности отечественного малого предпринимательства не только на региональном, но и на мировом рынках.

PAGE 4


КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (решение малыми предприятиями вопроса сельской безработицы и круглогодичной занятости сельского населения, повышение уровня жизни и благосостояния селян).

РОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, нормы потребления продуктов, уровень развития аграрного сектора).

ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО РАССЕЛЕНИЯ (наличие крупных, средних и малых городов, транспортных связей, развитие инфраструктуры, характер освоения региона, интенсивность взаимоотношений между населенными пунктами, факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных объектов).

СОЦИАЛЬНЫЕ (уровень развития социальной, рекреационной инфраструктуры, условия жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения квалификации).

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ (социальная защищенность традиций, особенности исторически сложившегося уклада жизни).

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ (естественный прирост населения, смертность, перенаселенность, половозрастные особенности).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

МАЛОЕ СЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ (уровень развития сферы государственного и регионального регулирования).

К вопросу о развитии малого сельского предпринимательства