Решение проблемы методического разрыва между стратегией и бюджетом коммерческого предприятия посредством применения индикаторов сбалансированной системы показателей
Кулик О.С., аспирантка 3-го года очной формы обучения,
ассистент кафедры «Финансовый менеджмент»
Ростовского государственного экономического
университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
Решение проблемы методического разрыва между стратегией и бюджетом коммерческого предприятия посредством применения индикаторов сбалансированной системы показателей
В условиях развития мировой экономики финансовому планированию деятельности предприятия отводится все возрастающая роль. Однако при существующих удачных примерах внедрения технологий финансового планирования и бюджетирования в практическую финансово-хозяйственную деятельность предприятий большинство компаний сталкиваются со следующими проблемами при их эксплуатации (рис. 1):
Рис. 1 Проблемы предприятий в области финансового планирования1
В 2008 году посредством анкетирования руководителей предприятий города Ростова-на-Дону и Ростовской области нами было проведено исследование, характеризующее состояние финансового планирования. Анализ вопроса о том, каковы основные проблемы, связанные с финансовым планированием, показал следующие результаты (рис. 2).
Рис. 2. Проблемы при внедрении и использовании финансового планирования2
Одна из наиболее острых для предприятий проблем так называемый методический разрыв между стратегией и бюджетом [8], ситуация, когда стратегические ориентиры и оперативная работа (бюджетирование) разделены между собой в силу ряда причин: во-первых, из-за разницы во временных горизонтах; во-вторых, из-за разницы в направлении работы; в-третьих, из-за разницы в форме представления показателей. В проведенном нами исследовании было выявлено, что данная проблема, входящая в разряд концептуальных, актуальна для 2 из 8 опрошенных предприятий, то есть для 25%, что достаточно много.
К решению данной проблемы существует достаточно много подходов, перечислим только ряд из них:
З.Б. Тедеева: «Для успешной организации финансового планирования на предприятии, и соответственно успешной работы предприятия необходимо: связать стратегию с оперативным уровнем управления, то есть бюджетировать стратегически создавать цели в их цифровом выражении и контролировать их достижение».[7]
А. Молвинский: «Годовой бюджет компании должен основываться на стратегическом плане (бизнес-плане) компании, сформированном с учетом бизнес-планов инвестиционных проектов. Определенные на основе стратегического плана значения ключевых показателей деятельности должны быть соотнесены с разнообразными операционными, инвестиционными и финансовыми бюджетами, разрабатываемыми на год». [3]
А. Сумин, А. Котов: «Совершенствование систем планирования заключается в обеспечении сквозной связи между горизонтами планирования от стратегического планирования (обычно на несколько лет) к тактическому (на год, квартал) и оперативному (на месяц, неделю).» [6]
Комплекс мероприятий по преодолению методического разрыва между стратегией и бюджетами предлагается также аудиторскими и консалтинговыми фирмами, например такими как Accenture, Comshare, КОРУС Консалтинг, Hackett Group, KPMG. Их рассмотрение мы считаем не целесообразным, так как они во многом повторяют отдельные подходы современных ученых-экономистов и специалистов-практиков.
Решением данной проблемы, на взгляд Хервига Р. Фридага и В. Шмидта, может явиться применение сбалансированной системы показателей Balanced Scorecard. В данном случае управленцы должны научиться видеть индикаторы в разрезе трех перспектив:
во-первых, как индикаторы различных перспектив
Традиционно BSC включает в себя четыре перспективы клиентскую, кадровую, бизнес-процессов и финансовую, но на пересечении каждой из перспектив возможно выделение дополнительных перспектив в связи с потребностями предприятия (возможные варианты перспективы подрядчиков, финансово-кредитной системы, общественных организаций и т.д.).
во-вторых, как показатели с различными временными горизонтами
Здесь, как нам кажется, подразумевается деление индикаторов на долгосрочные, действующие в долгосрочной перспективе и требующие к себе постоянного внимания, анализа и контроля, и краткосрочные, ориентированные на краткосрочную перспективу, требующие единовременного принятия корректирующих мер.
в-третьих, как ранние или поздние индикаторы.
Поздние индикаторы характеризуют уже достигнутые предприятием показатели (как правило, к ним относятся данные бухгалтерской отчетности, рассчитываемые на их основе финансовые коэффициенты, данные о доле рынка и так далее). Ранние индикаторы это показатели, побуждающие к поиску и анализу тех мер, которые, при принятии их в текущем периоде, в будущем будут способствовать достижению запланированных в стратегии величин поздних индикаторов.
Особое значение приобретают поздние и ранние индикаторы различных перспектив, которые затем внедряются в бюджеты предприятия для достижения целей, отраженных в стратегии (в Balanced Scorecard).
Данная методика, разработанная Хервигом Р. Фридагом и В. Шмидтом, успешно применяется в Германии, в России она пока не используется. На практическом примере ОАО «Донской табак» нами была проведена адаптация данной методики к российским условиям организации бизнеса, в частности:
- на основе трудов Хервига Р. Фридага, В. Шмидта [8], И.Б. Немировского, И.А. Старожуковой [4] нами была разработана сбалансированная система показателей для данного предприятия, включающая 4 основные перспективы и 12 дополнительных (Хервиг Р. Фридаг и В. Шмидт дополнительно выделили перспективы подрядчиков, кредиторов, общественных организаций, коммуникативную, внедрения и организационную, остальные перспективы - для организаций, осуществляющих набор, обучение, переобучение персонала, подрядчиков, рекламных, страховых компаний, инвесторов и рынка ценных бумаг были добавлены нами самостоятельно в процессе анализа методики и конструирования BSC);
- на основе трудов Хервига Р. Фридага, В. Шмидта нами были выделены ранние и поздние индикаторы для каждой из групп показателей каждой из перспектив, был уточнен и дополнен состав групп показателей, рекомендуемый авторами методики;
- авторами данной методики описывается назначение некоторых дополнительно выделенных перспектив и в качестве примера приводится по несколько индикаторов для каждой из них. Мы не только постарались выделить ряд дополнительных перспектив в соответствии с целями деятельности рассматриваемого предприятия, описали их взаимосвязь с главными проекциями сбалансированной системы показателей, но и разработали ранние долгосрочные, ранние краткосрочные, поздние долгосрочные и поздние краткосрочные индикаторы для каждой из дополнительно выделенных перспектив;
- Хервиг Р. Фридаг и В. Шмидт говорят о возможности внедрения поздних и ранних индикаторов в бюджет, однако реальные формы бюджетов, содержащие такие индикаторы, ими не разрабатываются. Изучив формы бюджетов, предложенные Д.Б. Кисловым, Б.Е. Башиловым [1] и другими специалистами, остановившись на формах, применяемых для составления финансовой отчетности, мы предприняли попытку разработать пример форм бюджетов, содержащих ранние и поздние индикаторы, доработав их, внедрив в них индикаторы, отнесенные к сфере компетенции заместителя директора по финансам и подчиняющегося ему финансового управления. Для ОАО «Донской табак» это следующие индикаторы (рис. 3). В данном случае мы покажем возможность внедрения ранних и поздних индикаторов перспективы финансов в прогнозный баланс (таблица 1, типовая форма, отчетная форма № 1 бухгалтерский баланс), однако помимо этих показателей существуют еще ранние и поздние индикаторы других перспектив, которые также влияют на достижение целей, отраженных в финансовой проекции. Так как мы показываем саму возможность внедрения, а не представляем реальный бюджет предприятия (представляет собой коммерческую тайну), мы посчитали разумным отказаться от цифровых данных.
Только индикаторы, имеющие количественную оценку, могут быть включены в бюджеты. Индикаторы, имеющие качественные оценки, подвергаются контролю в составе сбалансированной системы показателей.
Рис. 3 Индикаторы, отнесенные к сфере компетенции заместителя директора по финансам и финансового управления ОАО «Донской табак»3
Первостепенное значение, как уже было отмечено нами выше, имеют ранние индикаторы, способствующие достижению запланированных величин поздних, в данном случае это показатели «отклонение от нормативов и бюджетов» (кадровая перспектива), «количество общественных организаций, с которыми взаимодействует предприятие» (перспектива общественных организаций), «количество банков, кредитных организаций, займодавцев, с которыми взаимодействует предприятие» (проекция кредиторов), «количество страховых компаний, с которыми взаимодействует предприятие», «средний размер страхового покрытия» (перспектива страховых компаний).
Таблица 1
Прогнозный баланс, содержащий ранние и поздние индикаторы, разработанные для
Открытого акционерного общества «Донской табак»
АКТИВ |
Код показателя |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||
Нематериальные активы |
110 |
|||||
Основные средства |
120 |
|||||
Незавершенное строительство |
130 |
|||||
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
|||||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
|||||
Отложенные финансовые активы |
145 |
|||||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
|||||
ИТОГО по разделу I |
190 |
|||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||
Запасы |
210 |
|||||
в том числе: |
||||||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
211 |
|||||
животные на выращивании и откорме |
212 |
|||||
затраты в незавершенном производстве |
213 |
|||||
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
|||||
товары отгруженные |
215 |
|||||
расходы будущих периодов |
216 |
|||||
прочие запасы и затраты |
217 |
|||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
|||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
|||||
в том числе покупатели и заказчики |
||||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
|||||
в том числе покупатели и заказчики |
241 |
|||||
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
|||||
Денежные средства |
260 |
|||||
Прочие оборотные активы |
270 |
|||||
ИТОГО по разделу II |
290 |
|||||
БАЛАНС |
300 |
|||||
ПАССИВ |
Код |
На начало отчетного |
На конец отчетного |
|||
показателя |
года |
периода |
||||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
||||
Уставный капитал |
|
|
410 |
|||
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
||||||
Добавочный капитал |
|
|
420 |
|||
Резервный капитал |
|
|
430 |
|||
|
в том числе: |
|
|
|||
|
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
||||
|
резервы, образованные в соответствии с учредительными |
|||||
|
документами |
|
|
432 |
||
Целевое финансирование |
450 |
|||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
|||||
ИТОГО по разделу III |
490 |
|||||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|||||
Займы и кредиты |
|
|
510 |
|||
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
|||||
Прочие долгосрочные обязательства |
|
|
520 |
|||
ИТОГО по разделу IV |
590 |
|||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||||
Займы и кредиты |
|
|
610 |
|||
Кредиторская задолженность |
|
|
620 |
Продолжение таблицы 1
в том числе: |
||||
поставщики и подрядчики |
|
621 |
||
задолженность перед персоналом организации |
622 |
|||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
|||
задолженность по налогам и сборам |
|
624 |
||
прочие кредиторы |
|
625 |
||
Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов |
630 |
|||
Доходы будущих периодов |
|
640 |
||
Резервы предстоящих расходов |
|
650 |
||
Прочие краткосрочные обязательства |
|
660 |
||
ИТОГО по разделу V |
690 |
|||
БАЛАНС |
700 |
|||
Отклонения от принятых в компании нормативов |
||||
Отклонение от прогнозного баланса прошлого планового периода |
||||
Выручка от реализации |
Бюджет доходов и расходов, справочно |
|||
Фондоотдача (выручка (БДР) * 2 / (стр.120нач + стр.120 конец периода)) |
||||
Прибыль до налогообложения |
Бюджет доходов и расходов, справочно |
|||
Рентабельность инвестиций (ROI) (прибыль до налогообложения (БДР) * 100 / (стр.700 стр. 690)) |
||||
Норма возврата инвестиций |
||||
Доля кредиторской задолженности перед рекламными компаниями в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
Необходимо в статьях, связанных с кредиторской задолженностью, конкретизировать ее в разрезе требуемых статей |
|||
Доля кредиторской задолженности перед кредитными организациями в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
||||
Доля кредиторской задолженности перед страховыми компаниями в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
||||
Доля кредиторской задолженности перед подрядчиками в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
||||
Доля кредиторской задолженности перед поставщиками в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
||||
Доля кредиторской задолженности перед организациями, осуществляющими подбор, обучение, переобучение персонала, кадровыми службами в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
||||
Доля кредиторской задолженности перед общественными организациями в общей величине кредиторской задолженности предприятия |
||||
Коэффициент текущей ликвидности ((стр.210+240+250+260+270) / (стр.610+620+630+650+660)) |
Нормативное значение 1-2, должен быть рост |
|||
Коэффициент срочной ликвидности ((стр.240+250+260+270) / (стр.610+620+630+650+660)) |
Нормативное значение 0,7-0,8, должен быть рост |
|||
Коэффициент абсолютной ликвидности ((стр.250+260) / (стр.610+620+630+ +650+660)) |
Нормативное значение 0,2-0,25, должен быть рост |
|||
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств ((стр.210) / (стр.610+620+630+650+660)) |
Нормативное значение 0,5-0,7, должен быть рост |
|||
Собственные оборотные средства (капитал) (стр.490+640+510-190) |
||||
Чистая прибыль |
Бюджет доходов и расходов, справочно |
|||
Амортизация |
Бюджет движения денежных средств, справочно |
|||
Коэффициент Бивера ((Чистая прибыль + Амортизация) / (стр. 590+690)) |
Нормативное значение 0,4-0,45, желателен рост |
|||
Коэффициент независимости ((стр.490+640) / 700) |
Нормативное значение 0,5, в мировой практике 0,6-0,7, желателен рост |
|||
Количество общественных организаций, с которыми взаимодействует предприятие |
||||
Количество страховых компаний, с которыми взаимодействует предприятие |
||||
Количество банков, кредитных организаций, займодавцев, с которыми взаимодействует предприятие |
||||
Средний размер страхового покрытия |
* Источник: составлено автором с использованием формы бухгалтерского баланса с www.buhsoft.ru
По аналогии с прогнозным балансом, ранние и поздние индикаторы внедряют в бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов, что, на наш взгляд, способствует повышению эффективности деятельности предприятия, точности и обоснованности принимаемых управленческих решений, разрешению проблемы отрыва стратегических ориентиров от тактики деятельности предприятия.
Список использованной литературы:
1. Кислов Д.Б., Башилов Б.Е. Составление финансовых планов: методы и ошибки. М.: Вершина, 2006.
2. Масленчеков Ю. Практика бюджетирования на предприятиях России. 2004 год.
3. Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования // Финансовый директор. 2004. - № 6. [Сайт] URL: www.fd.ru
4. И.Б. Немировский, И.А. Старожукова Бюджетирование. От стратегии до бюджета пошаговое руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 512 с., ил.
5. Репин В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения. [Сайт] URL: http://www.investorov.net/buspl/17.html
6. Сумин А., Котов А. Практический опыт внедрения бюджетного управления на предприятии // Управление компанией. - № 1. [Сайт] URL: www.topsbi.ru
7. Тедеева З.Б. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования [Сайт] URL: http://www.viu-online.ru/science/ publ/bulleten16/page9.html
8. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт; [пер. с нем. М. Рёш]. Москва: Омега-Л, 2006. 267 с.
9. [Сайт] URL: www.buhsoft.ru.
1 составлено автором на основе Репин В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения. [Сайт] URL: http://www.investorov.net/buspl/17.html и Тедеева З.Б. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования [Сайт] URL: http://www.viu-online.ru/science/ publ/bulleten16/page9.html
2 составлено автором на основании проведенного исследования, классификация проблем предложена на основе Масленчеков Ю. Практика бюджетирования на предприятиях России. 2004 год, с. 25
3 составлено автором на основе разработанной для ОАО «Донской табак» системы сбалансированных показателей
PAGE 7
Решение проблемы методического разрыва между стратегией и бюджетом коммерческого предприятия посредством применения индикаторов сбалансированной системы показателей