Решение проблемы методического разрыва между стратегией и бюджетом коммерческого предприятия посредством применения индикаторов сбалансированной системы показателей

Кулик О.С., аспирантка 3-го года очной формы обучения,

ассистент кафедры «Финансовый менеджмент»

Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Решение проблемы методического разрыва между стратегией и бюджетом коммерческого предприятия посредством применения индикаторов сбалансированной системы показателей

В условиях развития мировой экономики финансовому планированию деятельности предприятия отводится все возрастающая роль. Однако при существующих удачных примерах внедрения технологий финансового планирования и бюджетирования в практическую финансово-хозяйственную деятельность предприятий большинство компаний сталкиваются со следующими проблемами при их эксплуатации (рис. 1):

Рис. 1 Проблемы предприятий в области финансового планирования1

В 2008 году посредством анкетирования руководителей предприятий города Ростова-на-Дону и Ростовской области нами было проведено исследование, характеризующее состояние финансового планирования. Анализ вопроса о том, каковы основные проблемы, связанные с финансовым планированием, показал следующие результаты (рис. 2).

Рис. 2. Проблемы при внедрении и использовании финансового планирования2

Одна из наиболее острых для предприятий проблем – так называемый методический разрыв между стратегией и бюджетом [8], ситуация, когда стратегические ориентиры и оперативная работа (бюджетирование) разделены между собой в силу ряда причин: во-первых, из-за разницы во временных горизонтах; во-вторых, из-за разницы в направлении работы; в-третьих, из-за разницы в форме представления показателей. В проведенном нами исследовании было выявлено, что данная проблема, входящая в разряд концептуальных, актуальна для 2 из 8 опрошенных предприятий, то есть для 25%, что достаточно много.

К решению данной проблемы существует достаточно много подходов, перечислим только ряд из них:

З.Б. Тедеева: «Для успешной организации финансового планирования на предприятии, и соответственно успешной работы предприятия необходимо: связать стратегию с оперативным уровнем управления, то есть бюджетировать стратегически – создавать цели в их цифровом выражении и контролировать их достижение».[7]

А. Молвинский: «Годовой бюджет компании должен основываться на стратегическом плане (бизнес-плане) компании, сформированном с учетом бизнес-планов инвестиционных проектов. Определенные на основе стратегического плана значения ключевых показателей деятельности должны быть соотнесены с разнообразными операционными, инвестиционными и финансовыми бюджетами, разрабатываемыми на год». [3]

А. Сумин, А. Котов: «Совершенствование систем планирования заключается в обеспечении сквозной связи между горизонтами планирования – от стратегического планирования (обычно на несколько лет) к тактическому (на год, квартал) и оперативному (на месяц, неделю).» [6]

Комплекс мероприятий по преодолению методического разрыва между стратегией и бюджетами предлагается также аудиторскими и консалтинговыми фирмами, например такими как Accenture, Comshare, КОРУС Консалтинг, Hackett Group, KPMG. Их рассмотрение мы считаем не целесообразным, так как они во многом повторяют отдельные подходы современных ученых-экономистов и специалистов-практиков.

Решением данной проблемы, на взгляд Хервига Р. Фридага и В. Шмидта, может явиться применение сбалансированной системы показателей Balanced Scorecard. В данном случае управленцы должны научиться видеть индикаторы в разрезе трех перспектив:

во-первых, как индикаторы различных перспектив

Традиционно BSC включает в себя четыре перспективы – клиентскую, кадровую, бизнес-процессов и финансовую, но на пересечении каждой из перспектив возможно выделение дополнительных перспектив в связи с потребностями предприятия (возможные варианты – перспективы подрядчиков, финансово-кредитной системы, общественных организаций и т.д.).

во-вторых, как показатели с различными временными горизонтами

Здесь, как нам кажется, подразумевается деление индикаторов на долгосрочные, действующие в долгосрочной перспективе и требующие к себе постоянного внимания, анализа и контроля, и краткосрочные, ориентированные на краткосрочную перспективу, требующие единовременного принятия корректирующих мер.

в-третьих, как ранние или поздние индикаторы.

Поздние индикаторы характеризуют уже достигнутые предприятием показатели (как правило, к ним относятся данные бухгалтерской отчетности, рассчитываемые на их основе финансовые коэффициенты, данные о доле рынка и так далее). Ранние индикаторы – это показатели, побуждающие к поиску и анализу тех мер, которые, при принятии их в текущем периоде, в будущем будут способствовать достижению запланированных в стратегии величин поздних индикаторов.

Особое значение приобретают поздние и ранние индикаторы различных перспектив, которые затем внедряются в бюджеты предприятия для достижения целей, отраженных в стратегии (в Balanced Scorecard).

Данная методика, разработанная Хервигом Р. Фридагом и В. Шмидтом, успешно применяется в Германии, в России она пока не используется. На практическом примере ОАО «Донской табак» нами была проведена адаптация данной методики к российским условиям организации бизнеса, в частности:

- на основе трудов Хервига Р. Фридага, В. Шмидта [8], И.Б. Немировского, И.А. Старожуковой [4] нами была разработана сбалансированная система показателей для данного предприятия, включающая 4 основные перспективы и 12 дополнительных (Хервиг Р. Фридаг и В. Шмидт дополнительно выделили перспективы подрядчиков, кредиторов, общественных организаций, коммуникативную, внедрения и организационную, остальные перспективы - для организаций, осуществляющих набор, обучение, переобучение персонала, подрядчиков, рекламных, страховых компаний, инвесторов и рынка ценных бумаг были добавлены нами самостоятельно в процессе анализа методики и конструирования BSC);

- на основе трудов Хервига Р. Фридага, В. Шмидта нами были выделены ранние и поздние индикаторы для каждой из групп показателей каждой из перспектив, был уточнен и дополнен состав групп показателей, рекомендуемый авторами методики;

- авторами данной методики описывается назначение некоторых дополнительно выделенных перспектив и в качестве примера приводится по несколько индикаторов для каждой из них. Мы не только постарались выделить ряд дополнительных перспектив в соответствии с целями деятельности рассматриваемого предприятия, описали их взаимосвязь с главными проекциями сбалансированной системы показателей, но и разработали ранние долгосрочные, ранние краткосрочные, поздние долгосрочные и поздние краткосрочные индикаторы для каждой из дополнительно выделенных перспектив;

- Хервиг Р. Фридаг и В. Шмидт говорят о возможности внедрения поздних и ранних индикаторов в бюджет, однако реальные формы бюджетов, содержащие такие индикаторы, ими не разрабатываются. Изучив формы бюджетов, предложенные Д.Б. Кисловым, Б.Е. Башиловым [1] и другими специалистами, остановившись на формах, применяемых для составления финансовой отчетности, мы предприняли попытку разработать пример форм бюджетов, содержащих ранние и поздние индикаторы, доработав их, внедрив в них индикаторы, отнесенные к сфере компетенции заместителя директора по финансам и подчиняющегося ему финансового управления. Для ОАО «Донской табак» это следующие индикаторы (рис. 3). В данном случае мы покажем возможность внедрения ранних и поздних индикаторов перспективы финансов в прогнозный баланс (таблица 1, типовая форма, отчетная форма № 1 – бухгалтерский баланс), однако помимо этих показателей существуют еще ранние и поздние индикаторы других перспектив, которые также влияют на достижение целей, отраженных в финансовой проекции. Так как мы показываем саму возможность внедрения, а не представляем реальный бюджет предприятия (представляет собой коммерческую тайну), мы посчитали разумным отказаться от цифровых данных.

Только индикаторы, имеющие количественную оценку, могут быть включены в бюджеты. Индикаторы, имеющие качественные оценки, подвергаются контролю в составе сбалансированной системы показателей.

Рис. 3 Индикаторы, отнесенные к сфере компетенции заместителя директора по финансам и финансового управления ОАО «Донской табак»3

Первостепенное значение, как уже было отмечено нами выше, имеют ранние индикаторы, способствующие достижению запланированных величин поздних, в данном случае это показатели «отклонение от нормативов и бюджетов» (кадровая перспектива), «количество общественных организаций, с которыми взаимодействует предприятие» (перспектива общественных организаций), «количество банков, кредитных организаций, займодавцев, с которыми взаимодействует предприятие» (проекция кредиторов), «количество страховых компаний, с которыми взаимодействует предприятие», «средний размер страхового покрытия» (перспектива страховых компаний).

Таблица 1

Прогнозный баланс, содержащий ранние и поздние индикаторы, разработанные для

Открытого акционерного общества «Донской табак»

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

Незавершенное строительство

130

Доходные вложения в материальные ценности

135

Долгосрочные финансовые вложения

140

Отложенные финансовые активы

145

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I

190

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

животные на выращивании и откорме

212

затраты в незавершенном производстве

213

готовая продукция и товары для перепродажи

214

товары отгруженные

215

расходы будущих периодов

216

прочие запасы и затраты

217

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

в том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

в том числе покупатели и заказчики

241

Краткосрочные финансовые вложения

250

Денежные средства

260

Прочие оборотные активы

270

ИТОГО по разделу II

290

БАЛАНС

300

ПАССИВ

Код

На начало отчетного

На конец отчетного

показателя

года

периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

Уставный капитал

 

 

410

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

 

 

420

Резервный капитал

 

 

430

 

в том числе:

 

 

 

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

 

резервы, образованные в соответствии с учредительными

 

документами

 

 

432

Целевое финансирование

450

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

ИТОГО по разделу III

490

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

Займы и кредиты

 

 

510

Отложенные налоговые обязательства

515

Прочие долгосрочные обязательства

 

 

520

ИТОГО по разделу IV

590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

 

 

610

Кредиторская задолженность

 

 

620

Продолжение таблицы 1

в том числе:

поставщики и подрядчики

 

621

задолженность перед персоналом организации

622

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

задолженность по налогам и сборам

 

624

прочие кредиторы

 

625

Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

 

640

Резервы предстоящих расходов

 

650

Прочие краткосрочные обязательства

 

660

ИТОГО по разделу V

690

БАЛАНС

700

Отклонения от принятых в компании нормативов

Отклонение от прогнозного баланса прошлого планового периода

Выручка от реализации

Бюджет доходов и расходов, справочно

Фондоотдача (выручка (БДР) * 2 / (стр.120нач + стр.120 конец периода))

Прибыль до налогообложения

Бюджет доходов и расходов, справочно

Рентабельность инвестиций (ROI) (прибыль до налогообложения (БДР) * 100 / (стр.700 – стр. 690))

Норма возврата инвестиций

Доля кредиторской задолженности перед рекламными компаниями в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Необходимо в статьях, связанных с кредиторской задолженностью, конкретизировать ее в разрезе требуемых статей

Доля кредиторской задолженности перед кредитными организациями в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Доля кредиторской задолженности перед страховыми компаниями в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Доля кредиторской задолженности перед подрядчиками в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Доля кредиторской задолженности перед поставщиками в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Доля кредиторской задолженности перед организациями, осуществляющими подбор, обучение, переобучение персонала, кадровыми службами в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Доля кредиторской задолженности перед общественными организациями в общей величине кредиторской задолженности предприятия

Коэффициент текущей ликвидности ((стр.210+240+250+260+270) / (стр.610+620+630+650+660))

Нормативное значение 1-2, должен быть рост

Коэффициент срочной ликвидности ((стр.240+250+260+270) / (стр.610+620+630+650+660))

Нормативное значение 0,7-0,8, должен быть рост

Коэффициент абсолютной ликвидности ((стр.250+260) / (стр.610+620+630+ +650+660))

Нормативное значение 0,2-0,25, должен быть рост

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств ((стр.210) / (стр.610+620+630+650+660))

Нормативное значение 0,5-0,7, должен быть рост

Собственные оборотные средства (капитал) (стр.490+640+510-190)

Чистая прибыль

Бюджет доходов и расходов, справочно

Амортизация

Бюджет движения денежных средств, справочно

Коэффициент Бивера ((Чистая прибыль + Амортизация) / (стр. 590+690))

Нормативное значение 0,4-0,45, желателен рост

Коэффициент независимости ((стр.490+640) / 700)

Нормативное значение 0,5, в мировой практике 0,6-0,7, желателен рост

Количество общественных организаций, с которыми взаимодействует предприятие

Количество страховых компаний, с которыми взаимодействует предприятие

Количество банков, кредитных организаций, займодавцев, с которыми взаимодействует предприятие

Средний размер страхового покрытия

* Источник: составлено автором с использованием формы бухгалтерского баланса с www.buhsoft.ru

По аналогии с прогнозным балансом, ранние и поздние индикаторы внедряют в бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов, что, на наш взгляд, способствует повышению эффективности деятельности предприятия, точности и обоснованности принимаемых управленческих решений, разрешению проблемы отрыва стратегических ориентиров от тактики деятельности предприятия.

Список использованной литературы:

1. Кислов Д.Б., Башилов Б.Е. Составление финансовых планов: методы и ошибки. – М.: Вершина, 2006.

2. Масленчеков Ю. Практика бюджетирования на предприятиях России. 2004 год.

3. Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования // Финансовый директор. – 2004. - № 6. [Сайт] URL: www.fd.ru

4. И.Б. Немировский, И.А. Старожукова Бюджетирование. От стратегии до бюджета – пошаговое руководство. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 512 с., ил.

5. Репин В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения. [Сайт] URL: http://www.investorov.net/buspl/17.html

6. Сумин А., Котов А. Практический опыт внедрения бюджетного управления на предприятии // Управление компанией. - № 1. [Сайт] URL: www.topsbi.ru

7. Тедеева З.Б. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования [Сайт] URL: http://www.viu-online.ru/science/ publ/bulleten16/page9.html

8. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт; [пер. с нем. М. Рёш]. – Москва: Омега-Л, 2006. – 267 с.

9. [Сайт] URL: www.buhsoft.ru.

1 составлено автором на основе Репин В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения. [Сайт] URL: http://www.investorov.net/buspl/17.html и Тедеева З.Б. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования [Сайт] URL: http://www.viu-online.ru/science/ publ/bulleten16/page9.html

2 составлено автором на основании проведенного исследования, классификация проблем предложена на основе Масленчеков Ю. Практика бюджетирования на предприятиях России. 2004 год, с. 25

3 составлено автором на основе разработанной для ОАО «Донской табак» системы сбалансированных показателей

PAGE 7

Решение проблемы методического разрыва между стратегией и бюджетом коммерческого предприятия посредством применения индикаторов сбалансированной системы показателей