Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий
Коршунова Елена Дмитриевна,
Декан факультета Экономики и менеджмента инновационных технологий, д.э.н., профессор
Попова Ольга Вениаминовна,
Ведущий бизнес-аналитик, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятием»
ГОУ ВПО Московский Государственный Технологический Университет «Станкин»
Москва
Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий
Промышленные предприятия в процессе своего развития неизбежно сталкиваются с необходимостью изменения своих стратегий. Как правило, наиболее активно такие изменения происходят при вступлении предприятия в кризисный период, который может быть связан как с внутренними (особенности жизненного цикла предприятия), так и с внешними факторами (кризис в отрасли или в мировой экономике в целом). В связи с этим для обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия необходимо, чтобы его операционная деятельность соответствующим образом изменялась при каждом изменении стратегии развития предприятия (учитывая, что в современных условиях темпы стратегических изменений могут быть достаточно высокими).
Настоящий доклад предлагает метод адаптивного проектирования бизнес-процессов промышленного предприятия, применение которого обеспечит своевременную и адекватную настройку бизнес-процессов к изменениям в стратегии.
Для адаптивного проектирования бизнес-процессов, обеспечивающего управление реализацией стратегии, необходимо, в первую очередь, формализовать стратегические цели развития промышленного предприятия в виде иерархической структуры дерева стратегических целей.
При изменении стратегии промышленного предприятия дерево его стратегических целей соответствующим образом корректируется. Результатами указанной корректировки может стать:
- появление одной или нескольких новых целей;
- корректировка части целей;
- потеря актуальности некоторых целей.
Применяя процессный подход к управлению, и понимая под бизнес-процессом связанный набор повторяемых действий по созданию конечного результата, имеющего ценность для внешних клиентов предприятия либо для самого предприятия (являющегося в этом случае внутренним клиентом), необходимо структурировать деятельность предприятия в виде взаимосвязанного набора бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс, выделенный по указанному принципу, обеспечивает достижение соответствующей конкретной и измеримой цели операционного уровня ().
Рис. Структурирование целей операционного уровня
Для реализации адаптивного проектирования бизнес-процессов необходимо при каждом изменении стратегии развития предприятия (и соответствующем изменении дерева стратегических целей) проводить анализ соответствия операционных целей стратегическим целям (). Такой анализ определит вклад каждого бизнес-процесса в реализацию стратегии в ее обновленной редакции. Кроме того, анализ соответствия операционных целей стратегическим целям обеспечит выявление:
- бизнес-процессов, цели которых не поддерживают достижение ни одной из стратегических целей и, следовательно, выполнение указанных бизнес-процессов не вносит вклад в реализацию изменившейся стратегии;
- стратегических целей, достижение которых не обеспечивается в полной мере за счет достижения операционных целей и, следовательно, не поддерживается существующими бизнес-процессами.
Рис. Анализ соответствия операционных целей стратегическим целям
В результате указанного анализа, и исходя из положения, что каждый бизнес-процесс должен вносить необходимый и достаточный (не избыточный) вклад в реализацию стратегии предприятия, состав и содержание бизнес-процессов должны быть скорректированы на основании следующих принципов:
- если цель, являющаяся результатом выполнения того или иного бизнес-процесса, не направлена на достижение какой-либо из стратегических целей, то выполнение такого процесса необходимо прекратить;
- если ни одна из целей существующих бизнес-процессов не поддерживает, по крайней мере, частично, вновь появившуюся стратегическую цель, то необходимо спроектировать новый бизнес-процесс (или комплекс бизнес-процессов), операционная цель которого в случае достижения обеспечит достижение указанной стратегической цели;
- если совокупность целей бизнес-процессов, направленных на реализацию стратегической цели, не обеспечивает в новых условиях достижение той или иной стратегической цели в полной мере, то необходимо спроектировать новый бизнес-процесс, цель которого, в совокупности с целями ряда других бизнес-процессов обеспечит достижение указанной стратегической цели;
- если цель бизнес-процесса, одна или в совокупности с другими целями, обеспечивает достижение стратегической цели, то необходимо провести диагностику бизнес-процесса на предмет эффективности достижения цели и, при необходимости, оптимизировать указанный бизнес-процесс.
Таким образом, в отношении каждого из существующих бизнес-процессов могут быть принято одно из следующих решений:
- прекратить (заморозить) выполнение бизнес-процесса;
- спроектировать и внедрить новый бизнес-процесс;
- оптимизировать бизнес-процесс.
Для успешной реализации этих решений необходимо определить критерии, в соответствии с которыми бизнес-процесс, как существующий, так и вновь проектируемый, может быть определен как оптимальный или неоптимальный. Понимая оптимальный бизнес-процесс как бизнес-процесс, обеспечивающий достижение конкретных целей с минимальными затратами (и соблюдением прочих количественных ограничений, в которых эти цели сформулированы), предлагается использовать показатель оптимальности бизнес-процесса (ПОБП), являющийся функцией прямой зависимости от степени достижения цели бизнес-процесса (СДЦБП) и обратной зависимости от затрат на реализацию бизнес-процесса (ЗРБП):
ПОБП (бизнес-процесс) = F (СДЦБП / ЗРБП)
В оптимальном бизнес-процессе ПОБП должен быть максимален:
ПОБП (оптимальный бизнес-процесс) = max (F (СДЦБП / ЗРБП)) |
Для достижения максимального значения показателя оптимальности бизнес-процесса (ПОБП) оптимизацию структуры соответствующего бизнес-процесса (вновь созданного или существующего) целесообразно проводить в следующих направлениях:
- структуризация бизнес-процессов и, в частности, разделение их на этапы и определение для каждого из них:
- ответственного лица;
- интегральных показателей, отражающих степень достижения цели;
- комплексных характеристик, влияющих на величину затрат на реализацию бизнес-процесса;
- включение в бизнес-процессы функций, обеспечивающих формирование данных, необходимых для оперативного определения и контроля частных показателей и характеристик, которые в совокупности характеризуют:
- степень достижения цели бизнес-процесса (СДЦБП);
- величину затрат на реализацию бизнес-процесса (ЗРБП);
- стандартизация однотипных шагов бизнес-процессов и их функций;
- оптимизация количества управляющих функций, включая:
- устранение избыточных функций контроля,
- включение необходимых функций контроля;
- перераспределение ответственности между исполнителями бизнес - процессов, включая делегирование полномочий исполнителям и контроль по частным показателям достижения цели и частным показателям понесенных затрат;
- исключение избыточных и дублирующих функций, распараллеливание работ.
Безусловно, при высокой динамике проведения изменений, наблюдающейся в кризисный для предприятия период, проектирование и оптимизацию бизнес-процессов целесообразно проводить с использованием специализированной инструментальной среды, существенно повышающей качество и снижающей стоимость работ по оптимизации. Кроме того, ряд инструментальных средств проектирования бизнес-процессов (например, продукты линейки ARIS) позволяют автоматизировать процесс разработки или корректировки нормативно-регламентирующих документов предприятия (таких как должностные инструкции, положения о подразделениях, регламенты деятельности и пр.), что в значительной мере повышает эффективность внедрения новых или усовершенствованных существующих бизнес-процессов.
Применение изложенного в докладе метода позволяет при каждом изменении стратеги развития предприятия проводить соответствующую оптимизацию бизнес-процессов.
Там не менее, показатель оптимальности бизнес-процессов (ПОБП), являясь переменной, существенно зависимой от внутренней и внешней среды, может за короткое время существенно измениться. Для обеспечения своевременной адаптации бизнес-процессов при отклонении их ПОБП от оптимального значения необходимо проведение регулярного мониторинга бизнес-процессов.
Для локализации ответственности за реализацию указанного мониторинга целесообразно организовать специализированное подразделение по мониторингу и оптимизации бизнес-процессов, обязанностями которого является:
- организация и выполнение сбора первичных данных (указанных выше частных показателей и характеристик), необходимых для вычисления ПОБП;
- анализ и прогнозирование динамики ПОБП;
- в случае выявления отрицательной динамики ПОБП (фактической или прогнозной) оптимизация и внедрение соответствующего бизнес-процесса;
- в случае выявления отрицательной динамики ПОБП (фактической или прогнозной) оперативное обеспечение высшего руководства предприятия информацией о возможности постановки более амбициозных целей развития.
Применение изложенного в настоящем докладе метода адаптивного проектирования бизнес-процессов обеспечивает поддержку операционно-стратегического цикла в управлении промышленным предприятием (), реализуемого путем:
- контроля внутренней (оптимальности процессов) и внешней среды;
- корректировки стратегии развития предприятия;
- контроль соответствия операционных целей уровня бизнес-процессов стратегическим целям предприятия;
- построения новых / оптимизация существующих бизнес-процессов.
Рис. Операционно-стратегический цикл
Таким образом, метод адаптивного проектирования бизнес-процессов обеспечивает оперативную двустороннюю взаимосвязь стратеги развития промышленного предприятия и его операционной деятельности.
PAGE \* MERGEFORMAT 6
Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий