Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий

Коршунова Елена Дмитриевна,
Декан факультета Экономики и менеджмента инновационных технологий, д.э.н., профессор

Попова Ольга Вениаминовна,
Ведущий бизнес-аналитик, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятием»

ГОУ ВПО Московский Государственный Технологический Университет «Станкин»

Москва

Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий

Промышленные предприятия в процессе своего развития неизбежно сталкиваются с необходимостью изменения своих стратегий. Как правило, наиболее активно такие изменения происходят при вступлении предприятия в кризисный период, который может быть связан как с внутренними (особенности жизненного цикла предприятия), так и с внешними факторами (кризис в отрасли или в мировой экономике в целом). В связи с этим для обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия необходимо, чтобы его операционная деятельность соответствующим образом изменялась при каждом изменении стратегии развития предприятия (учитывая, что в современных условиях темпы стратегических изменений могут быть достаточно высокими).

Настоящий доклад предлагает метод адаптивного проектирования бизнес-процессов промышленного предприятия, применение которого обеспечит своевременную и адекватную настройку бизнес-процессов к изменениям в стратегии.

Для адаптивного проектирования бизнес-процессов, обеспечивающего управление реализацией стратегии, необходимо, в первую очередь, формализовать стратегические цели развития промышленного предприятия в виде иерархической структуры – дерева стратегических целей.

При изменении стратегии промышленного предприятия дерево его стратегических целей соответствующим образом корректируется. Результатами указанной корректировки может стать:

  • появление одной или нескольких новых целей;
  • корректировка части целей;
  • потеря актуальности некоторых целей.

Применяя процессный подход к управлению, и понимая под бизнес-процессом связанный набор повторяемых действий по созданию конечного результата, имеющего ценность для внешних клиентов предприятия либо для самого предприятия (являющегося в этом случае внутренним клиентом), необходимо структурировать деятельность предприятия в виде взаимосвязанного набора бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс, выделенный по указанному принципу, обеспечивает достижение соответствующей конкретной и измеримой цели операционного уровня ().

Рис. Структурирование целей операционного уровня

Для реализации адаптивного проектирования бизнес-процессов необходимо при каждом изменении стратегии развития предприятия (и соответствующем изменении дерева стратегических целей) проводить анализ соответствия операционных целей стратегическим целям (). Такой анализ определит вклад каждого бизнес-процесса в реализацию стратегии в ее обновленной редакции. Кроме того, анализ соответствия операционных целей стратегическим целям обеспечит выявление:

  • бизнес-процессов, цели которых не поддерживают достижение ни одной из стратегических целей и, следовательно, выполнение указанных бизнес-процессов не вносит вклад в реализацию изменившейся стратегии;
  • стратегических целей, достижение которых не обеспечивается в полной мере за счет достижения операционных целей и, следовательно, не поддерживается существующими бизнес-процессами.

Рис. Анализ соответствия операционных целей стратегическим целям

В результате указанного анализа, и исходя из положения, что каждый бизнес-процесс должен вносить необходимый и достаточный (не избыточный) вклад в реализацию стратегии предприятия, состав и содержание бизнес-процессов должны быть скорректированы на основании следующих принципов:

  • если цель, являющаяся результатом выполнения того или иного бизнес-процесса, не направлена на достижение какой-либо из стратегических целей, то выполнение такого процесса необходимо прекратить;
  • если ни одна из целей существующих бизнес-процессов не поддерживает, по крайней мере, частично, вновь появившуюся стратегическую цель, то необходимо спроектировать новый бизнес-процесс (или комплекс бизнес-процессов), операционная цель которого в случае достижения обеспечит достижение указанной стратегической цели;
  • если совокупность целей бизнес-процессов, направленных на реализацию стратегической цели, не обеспечивает в новых условиях достижение той или иной стратегической цели в полной мере, то необходимо спроектировать новый бизнес-процесс, цель которого, в совокупности с целями ряда других бизнес-процессов обеспечит достижение указанной стратегической цели;
  • если цель бизнес-процесса, одна или в совокупности с другими целями, обеспечивает достижение стратегической цели, то необходимо провести диагностику бизнес-процесса на предмет эффективности достижения цели и, при необходимости, оптимизировать указанный бизнес-процесс.

Таким образом, в отношении каждого из существующих бизнес-процессов могут быть принято одно из следующих решений:

  • прекратить (заморозить) выполнение бизнес-процесса;
  • спроектировать и внедрить новый бизнес-процесс;
  • оптимизировать бизнес-процесс.

Для успешной реализации этих решений необходимо определить критерии, в соответствии с которыми бизнес-процесс, как существующий, так и вновь проектируемый, может быть определен как оптимальный или неоптимальный. Понимая оптимальный бизнес-процесс как бизнес-процесс, обеспечивающий достижение конкретных целей с минимальными затратами (и соблюдением прочих количественных ограничений, в которых эти цели сформулированы), предлагается использовать показатель оптимальности бизнес-процесса (ПОБП), являющийся функцией прямой зависимости от степени достижения цели бизнес-процесса (СДЦБП) и обратной зависимости от затрат на реализацию бизнес-процесса (ЗРБП):

ПОБП (бизнес-процесс) = F (СДЦБП / ЗРБП)

В оптимальном бизнес-процессе ПОБП должен быть максимален:

ПОБП (оптимальный бизнес-процесс) = max (F (СДЦБП / ЗРБП))

Для достижения максимального значения показателя оптимальности бизнес-процесса (ПОБП) оптимизацию структуры соответствующего бизнес-процесса (вновь созданного или существующего) целесообразно проводить в следующих направлениях:

  • структуризация бизнес-процессов и, в частности, разделение их на этапы и определение для каждого из них:
    • ответственного лица;
    • интегральных показателей, отражающих степень достижения цели;
    • комплексных характеристик, влияющих на величину затрат на реализацию бизнес-процесса;
  • включение в бизнес-процессы функций, обеспечивающих формирование данных, необходимых для оперативного определения и контроля частных показателей и характеристик, которые в совокупности характеризуют:
    • степень достижения цели бизнес-процесса (СДЦБП);
    • величину затрат на реализацию бизнес-процесса (ЗРБП);
  • стандартизация однотипных шагов бизнес-процессов и их функций;
  • оптимизация количества управляющих функций, включая:
    • устранение избыточных функций контроля,
    • включение необходимых функций контроля;
  • перераспределение ответственности между исполнителями бизнес - процессов, включая делегирование полномочий исполнителям и контроль по частным показателям достижения цели и частным показателям понесенных затрат;
  • исключение избыточных и дублирующих функций, распараллеливание работ.

Безусловно, при высокой динамике проведения изменений, наблюдающейся в кризисный для предприятия период, проектирование и оптимизацию бизнес-процессов целесообразно проводить с использованием специализированной инструментальной среды, существенно повышающей качество и снижающей стоимость работ по оптимизации. Кроме того, ряд инструментальных средств проектирования бизнес-процессов (например, продукты линейки ARIS) позволяют автоматизировать процесс разработки или корректировки нормативно-регламентирующих документов предприятия (таких как должностные инструкции, положения о подразделениях, регламенты деятельности и пр.), что в значительной мере повышает эффективность внедрения новых или усовершенствованных существующих бизнес-процессов.

Применение изложенного в докладе метода позволяет при каждом изменении стратеги развития предприятия проводить соответствующую оптимизацию бизнес-процессов.

Там не менее, показатель оптимальности бизнес-процессов (ПОБП), являясь переменной, существенно зависимой от внутренней и внешней среды, может за короткое время существенно измениться. Для обеспечения своевременной адаптации бизнес-процессов при отклонении их ПОБП от оптимального значения необходимо проведение регулярного мониторинга бизнес-процессов.

Для локализации ответственности за реализацию указанного мониторинга целесообразно организовать специализированное подразделение по мониторингу и оптимизации бизнес-процессов, обязанностями которого является:

  • организация и выполнение сбора первичных данных (указанных выше частных показателей и характеристик), необходимых для вычисления ПОБП;
  • анализ и прогнозирование динамики ПОБП;
  • в случае выявления отрицательной динамики ПОБП (фактической или прогнозной) – оптимизация и внедрение соответствующего бизнес-процесса;
  • в случае выявления отрицательной динамики ПОБП (фактической или прогнозной) – оперативное обеспечение высшего руководства предприятия информацией о возможности постановки более амбициозных целей развития.

Применение изложенного в настоящем докладе метода адаптивного проектирования бизнес-процессов обеспечивает поддержку операционно-стратегического цикла в управлении промышленным предприятием (), реализуемого путем:

  • контроля внутренней (оптимальности процессов) и внешней среды;
  • корректировки стратегии развития предприятия;
  • контроль соответствия операционных целей уровня бизнес-процессов стратегическим целям предприятия;
  • построения новых / оптимизация существующих бизнес-процессов.

Рис. Операционно-стратегический цикл

Таким образом, метод адаптивного проектирования бизнес-процессов обеспечивает оперативную двустороннюю взаимосвязь стратеги развития промышленного предприятия и его операционной деятельности.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Адаптивное проектирование бизнес-процессов как инструмент реализации стратегий развития промышленных предприятий