ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ УГОЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
М.В. Куклина, М.А. Семенов, Рогов В.Ю.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ УГОЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Иркутский государственный технический университет, г.Иркутск.
В условиях изменяющейся конъюнктуры топливного рынка одними из надежных поставщиков энергии являются местные производители топливноэнергетических ресурсов. Разработка собственных месторождений угля является основой для развития малого предпринимательства в угольной промышленности региона и одним из направлений рационального использования минеральных ресурсов в регионе.
Несмотря на уменьшение доли угля в топливно-энергетическом балансе, уголь продолжает оставаться жизненно важным ресурсом для отдалённых и изолированных регионов страны. Одним из таких регионов является республика Бурятия, здесь достаточно большое количество запасов угля и в то же время хронически недостает энергоресурсов. Привозные угли из других регионов, имеют высокую стоимость, поэтому возникла задача обеспечения региона местным углем, что будет способствовать снижению нагрузки на республиканский бюджет.
***
Покрытие нужд районов Республики Бурятия в основном осуществляется за счет привозных углей с других регионов, а также Тугнуйского разреза. Уголь до потребителей доставляется следующим образом - с разреза, осуществляющего добычу, доставляется на железнодорожную станцию перевалки, что является дополнительным фактором удорожания, и только оттуда перевозится автотранспортом до потребителей.
Затраты потребителей Зпр на привозной уголь можно найти по формуле:
(1)
где j-район региона, j=[1,m];
y j объемы привозного угля в j-м районе региона.
Sпрj- стоимость привозного угля в j-м районе региона.
Для обоснования экономической эффективности малых угольных разрезов на примере республики Бурятия была использована производственно-транспортная модель, в которой были введены новые стоимостные показатели, объединяющие затраты на добычу угля и на транспортные расходы.
Нами были введены следующие обозначения: i-месторождения полезного ископаемого , i=[1,n]; Вimax - максимально возможная добыча с i-го месторождения; j-потребитель продукции, j=[1,m]; Aj-потребность j-го потребителя; Сij-затраты на транспорт с i-го месторождения к j-му потребителю, Si - стоимость угля на i-м месторождении.
Управляемые переменные задачи: xij-объем продукции, перевозимой с i-го месторождения j-му потребителю. Критерий оптимальности стоимость угля в месте потребления:
(2)
При ограничениях:
по мощности добывающих предприятий: по обеспечению потребителей:
, ,
xij0
В нашем случае предприятия не большие, поэтому удельные текущие затраты принимаются условно-постоянными и не зависящими от мощности предприятия. Задача является линейной и может быть сведена к транспортной в результате объединения затрат на добычу и транспорт, т.е. введения новых стоимостных показателей Сoij=Si+Сij.
Тогда транспортный эффект можно найти следующим образом:
(3)
Транспортный эффект по Республике Бурятия был нами рассчитан с применением формулы (3) в работе [1] и составил 58 млн. рублей ежегодно1.
***
Бюджетная эффективность отражает экономический результат реализации проекта для бюджета.
При определении бюджетного эффекта за счет инвестиций в развитие угольного сектора экономики региона необходимо следующие его составляющие:
- поступление налогов и платежей в региональный и местный бюджеты от угледобывающего и сопутствующих предприятий -Эn,
- экономия средств бюджета за счет увеличения занятости населения- Эz,
- экономия средств бюджета за счет уменьшения расходов на топливообеспечение бюджетных организаций и частичное субсидирование предприятий и ЖКХ - Эбюдж,
- увеличение реальных доходов населения- Эr.
Исходя из этого бюджетный эффект от замены привозных углей на местные можно выразить следующей формулой:
Эбюд.о = Эбюдж+Эz+ Эr+Эn (4)
При использовании механизма лизинга как инструмента государственной поддержки малых угледобывающих предприятий региона формула (4) измениться следующим образом:
Эбюд.о = Эбюдж+Эz+ Эr+Эn -Ro+Pl (5)
где Ro-расходы регионального бюджета на приобретение оборудования, с целью сдачи в лизинг малому угледобывающему предприятию,
Pl -лизинговые платежи (в том числе углем для бюджетных организаций).
Рассмотрим каждую составляющую данного показателя. Для начала определим эффект от замены привозных углей на местные по всем районам Республики.
Затраты бюджета на приобретение привозного угля Зб.м определим исходя из формулы 6.
(6)
где j-район региона, j=[1,m];
y j объемы привозного угля потребляемые р-м в j-м районе региона, р=[1,q];
Sпрj- стоимость привозного угля в j-м районе региона.
kр-доля бюджетного финансирования предприятия-
Затраты бюджета на приобретение местного угля найдем по формуле 7.
(7)
где хjp количество потребляемого угля p-м предприятием j-го района;
Сj-стоимость угля с местного разреза;
kр-доля бюджетного финансирования предприятия.
Тогда экономия бюджетных средств от замены привозного угля на местный для бюджетных организаций и частичное субсидирование предприятий и ЖКХ найдем следующим образом:
(8)
Решение данной задачи при j=1 на примере Курумканского района при освоении Бодонского месторождения угля нами рассчитано в работе [2]. Экономия бюджетная составила 6,611млн. руб.2
Создание и развитие малых угледобывающих предприятий повлечет за собой увеличение объемов производства на предприятиях смежных отраслей и увеличение рабочих мест.
Рассмотрим модель пополнения налоговых поступлений в региональный бюджет при освоении инвестиций x в развитие малых угледобывающих предприятий. Сумма поступлений от выполнения собственно работ по разработке разреза в этом случае может быть определена по формуле:
, (9)
здесь, x объем инвестиций,
i - доля i-го вида работ в общем объеме производства, где m количество работ по разработке малого угледобывающего предприятия,
i -доля j-го налога в i-ом виде работ, где j виды налогов, уплачиваемых в региональный бюджет,
i - ставка j-го налога в i-ом виде работ,
i - доля отчислений j-го налога в i-ом виде работ в региональный бюджет.
На основании полученных моделей рассмотрим действующую систему налогообложения и уровень восполнения выбывающих доходов, который может быть достигнут за счет развития малых угледобывающих предприятий.
Таблица 1.
Налоги, поступающие в региональный бюджет Республики Бурятия
Вид налога |
Доля налога, зачисляемая в региональный бюджет |
Налог на прибыль |
82.5% |
Акцизы на ГСМ |
60% |
Налог на доходы физических лиц |
70% |
Налог на имущество организаций |
100% |
Транспортный налог |
100% |
В Таблице 2 приведем значения показателей , , модели F - суммы налогов в региональный бюджет от создания объектов социального назначения.
Определим возможные налоговые поступления в региональный бюджет от создания малого угольного разреза, вложив 30 млн. руб.
Таблица 2.
Удельные показатели для исчисления поступлений в региональный бюджет
Направления затрат |
Доля затрат в объеме строительства |
Налоги в региональный бюджет |
||||
Налог на прибыль |
Акцизы |
НДФЛ |
Транспортный налог |
Налог на имущество организаций |
||
Дорожное строительство |
9% |
=0,22 =0,20 =0,825 |
=0,21 =0,13 =0.70 |
=0,11 =1,50 =1 |
=0,07 =0,022 =1 |
|
Электротехнические предприятия |
9% |
=0,29 =0,20 =0,825 |
=0,24 =0,13 =0.70 |
=0,08 =1,5 =1 |
=0,06 =0,022 =1 |
|
Химия и нефтехимия |
6% |
=0,13 =0,20 =0,825 |
=0,53 =1,5 =0,60 |
=0,11 =0,13 =0.70 |
=0,03 =1,5 =1 |
=0,03 =0,022 =1 |
Развитие инфраструктуры |
16% |
=0,25 =0,20 =0,825 |
=0,21 =0,13 =0.70 |
=0,08 =1,5 =1 |
=0,08 =0,022 =1 |
|
Строительная индустрия |
8% |
=0,28 =0,22 =0,825 |
=0,22 =0,13 =0.70 |
=0,06 =1,5 =1 |
=0,01 =0,022 =1 |
|
Транспортные предприятия |
6% |
=0,22 =0,20 =0,825 |
=0,21 =0,13 =0.70 |
=0,11 =1,50 =1 |
=0,07 =0,022 =1 |
|
Горнодобывающая промышленность |
46% |
=0,24 =0,20 =0,825 |
=0,16 =0,13 =0.70 |
=0,20 =1,5 =1 |
=0,09 =0,022 =1 |
|
Ед. изм. |
% |
=% = доля = доля |
= % =т.р. =доля |
= % =доля = доля |
=% =т.руб. = доля |
=% = доля = доля |
Используя формулу 9 определили, что налоговые доходы в региональный бюджет при освоении вложений в разработку Бодонского месторождения в размере 30 млн. руб. составят 7,65 млн. рублей. Тогда бюджетный общий эффект используя формулу 4 получим:
Эбюд.о = 6611+7650=14261тыс.руб.
Определения бюджетного общего эффекта с использованием механизма лизинга определим в дальнейших наших исследованиях.
При разработке местных малых угледобывающих предприятий регион получает:
- экономию затрат местных потребителей, за счет транспортной составляющей;
- экономию бюджетных средств по обеспечению бюджетных предприятий и пополнение бюджета за счет налоговых и др. отчислений малых угледобывающих предприятий;
- дополнительные налоги и платежи от сопутствующих видов деятельности, что выступает фактором ускорения социально-экономического развития, а также лизинговые платежи при использовании механизма лизинга, как средства господдержки малых угледобывающих предприятий
Тогда критерий интегральной оценки экономической эффективности деятельности малого угледобывающего предприятия региона может включать: производственно-транспортный эффект, выражаемый в росте реальных доходов населения вследствие снижения затрат на топливо; бюджетный эффект, выражаемый как экономия бюджетных средств на топливообеспечение бюджетных организаций, поступления налоговых и других платежей; прибыль малых угледобывающих предприятий:
Эинт = Этр+Эбюдж.о+ Эпредпр (10)
где Этр. - производственно-транспортный эффект, выражаемый в росте реальных доходов населения вследствие снижения затрат на топливо.
Эбюдж.о.- бюджетный эффект, выражаемый как экономия бюджетных средств на топливообеспечение бюджетных организаций и дотаций населению, поступления налоговых и других платежей.
Эпредпр. прибыль производителя.
Рис 2. Интегральный эффект от деятельности малого угледобывающего предприятия
Прибыль предпринимателя при освоении Бодонского месторождения угля была рассчитана в работе [3] и составила 7,3 млн3.
Интегральный экономический эффект от разработки Бодонского месторождения, используя формулу 10 составит 14268,3тыс руб.
Создание и функционирование малых предприятий в угледобывающей промышленности при соответствующей поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти позволит решать ряд вопросов рационализации, ресурсопользования, занятости, пополнения бюджетов.
Результаты исследований позволяют разработать программу развития местных углей.
1 Куклина М.В. Обоснование экономической эффективности малых угольных разрезов Республики Бурятия./Сборник по итогам международной конференции «Проблемы экономики и управления».-Минск, 2008г.
2Семенов М.А,. Куклина М.В. Оценка бюджетной эффективности развития малых угледобывающих предприятий в Республике Бурятия./Сборник по итогам международной научно-практической конференции «Инновационное развитие в условиях международной экономической интеграции».-Улан-Удэ,ВСГТУ-2009г.
3Куклина М.В. Особенности предпринимательских рисков на малых угледобывающих предприятиях.- Вестник ИрГТУ - 2009.-№1.-С.60-64.
PAGE \* MERGEFORMAT 6
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ УГОЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСУБЛИКЕ БУРЯТИЯ