Инновационная политика Бразилии

Инновационная политика Бразилии

Развитие высокотехнологичных производств и инновационных технологий относится к числу фундаментальных приоритетов текущих экономических политик ведущих государств Латинской Америки, прежде всего Бразилии, Мексики, Аргентины и Чили. На них приходится более 90% всех расходов региона на научные исследования и разработки (НИР), при этом доля Бразилии превышает 60%.

Современная инновационная политика Бразилии тесно увязана с проблемой повышения конкурентоспособности национальной экономики и рассматривается в качестве ключевого элемента в обеспечении поступательного экономического развития в новых условиях постризисного мира.

Основные усилия бразильского правительства направлены на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), активизацию частно-государственного партнерства в области научных исследований и разработок (НИР), создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления научно-исследовательских работ и последующего внедрения инновационных технологий на предприятиях, включая малый и средний бизнес, расширение поддержки правительством университетов, школьного и вузовского образования.

Бразилия использует сравнительно широкий круг стратегий и конкретных финансовых и налоговых механизмов по ускорению инновационного процесса и решению таких проблем, как:

  • отсутствие прочных связей между различными партнерами в рамках национальной инновационной системы;
  • сосредоточенность инновационной системы на академических научных исследованиях, недостаточная координация между процессами научных исследований, разработки технологий, производством и коммерциализации разработок;
  • слабое использование производственным сектором исследований, проводимых местным академическим сектором;
  • низкий уровень конвертации знаний в инновационную продукцию.

Опыт Бразилии по преодолению или ослаблению отмеченных выше проблем представляет заметный интерес для России, которая во многом испытывает аналогичные трудности на пути активизации и повышения эффективности инновационной политики. С другой стороны, схожесть задач, которые предстоит решать России и Бразилии при переходе к информационному обществу и созданию высокотехнологичных производств, сравнимый стартовый уровень развития инновационных систем и определенная взаимодополняемость в сфере высоких технологий создают значительный потенциал для научно-технического сотрудничества, проведения совместных исследований и разработок, налаживанию обмена научными кадрами.

Согласно докладу о мировом рейтинге конкурентоспособности Global Competitiveness Report 2012-2013, опубликованному в материалах Мирового экономического форума (2012), Бразилия вышла на 48-ое место среди 144 стран (Россия – на 67-ом), на десять пунктов улучшив свою позицию за последние два года. По такому параметру, как «инновации и развитие экономики знаний» (innovation and sophistication), она занимает 39-ое место (Россия – на 108-ом месте). При этом, страна отстает по таким базовым показателям, как например, уровень развития здравоохранения и начального образования (88-ое место в мире).

По данным экспертов Мирового экономического форума, Бразилии занимает 34 место в мире по технологической самостоятельности и способности к инновациям. Она входит в число стран, наиболее привлекательных для иностранного капитала, имея 24-ую позицию по объему прямых иностранных инвестиций и использованию зарубежных технологий, при этом по показателю «инвестирование частных компаний в НИОКР» находится на 33-ем месте (Россия – на 79-ом месте). По показателю качества научно-исследовательских учреждений Бразилия занимает на 46-ое место (Россия – на 70-ом месте). Существенные проблемы остаются в сфере высшего научно-технического образования: по уровню обеспеченности научными и инженерными кадрами страна занимает лишь 113-ую позицию.

Несмотря на рост финансирования (на 72% в реальных ценах в 2000-2010 гг.), Бразилия продолжает отставать от развитых стран по объему инвестиций предпринимательского сектора в НИР. По данным Министерства науки, технологий и инноваций в 2010 г. национальные расходы на НИР составили 1,19% ВВП, при этом более половины приходилось на государственное финансирование, осуществляемое преимущественно за счет средств федерального бюджета. В США, в ряде стран Евросоюза, а также в Японии и Южной Корее доля предпринимательского сектора в национальных расходах на НИР превышает 70%, а совокупный объем инвестиций колеблется от 1,77% ВВП в Великобритании, до 2,8-2,9% ВВП в Германии и США и 3,77% ВВП в Южной Корее. Для Китая данный показатель в 2010 г. составил 1,75% ВВП.

Сохраняется серьезный разрыв между уровнем развития науки (научной продуктивности) и созданием собственно технологий: доля Бразилии в мировом потоке научных публикаций в конце 2000-х годов превысила 2,5%, при этом участие Бразилии в мировом банке патентов, зарегистрированных патентным бюро США (USPTO), составила менее 0,1 процента. По данным Национального института индустриальной собственности (INPI), в 2011 г. из 3,8 тыс. зарегистрированных в стране патентов лишь 0,7 тыс. (19%) были получены резидентами Бразилии.

Современная структура производства в стране характеризуется относительно невысокой долей производств среднего и высокого технологического уровня (30% производства обрабатывающей промышленности) и низкой заинтересованностью предпринимательского сектора в увеличении инвестиций в НИР. Следует отметить еще ряд аспектов негативного плана: высокий уровень рисков в предпринимательском секторе Бразилии; ограниченность возможностей продвижения высокотехнологичных товаров на внешний рынок, который характеризуется высоким уровнем конкуренции.

При всех сложностях процесса инновационного развития, повышения конкурентоспособности национальной экономики и интеграции в глобальные рынки инноваций, современная Бразилия, наряду с базовыми отраслями промышленности, располагает комплексом передовых с точки зрения использования новейших технологий производств, продукция которых экспортируется, в том числе и в развитые страны, и обладает развитым информационно-телекоммуникационным сектором.

Модернизационный опыт Бразилии показывает, что решение задачи технологического прорыва по ряду стратегических отраслей и производств было бы невозможным без активной политики государства в области НИР. Последняя предполагает создание институциональной и законодательный основы национальной инновационной системы, а также применение эффективных механизмов финансовой и налоговой поддержки инноваций на всех уровня – от исследовательского центра, осуществляющего разработки, до организации высокотехнологичного производства и продвижения «новой» продукции на внутреннем и внешнем рынках.

На сегодняшний день в Бразилии сформирована наиболее структурированная НИС среди латиноамериканских стран, созданы механизмы (законодательные, налоговые и финансовые) стимулирования НИР, активизации частно-государственного партнерства в области научных исследований и разработок и обеспечения внедрения технологических инноваций на предприятиях.

Осуществляется господдержка НИР в стратегических отраслях, обеспечивающих национальный суверенитет, таких как авиация и космос, энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, фармакология и медицина, нефтегазовый и военно-промышленный комплексы, а также сферы, связанные с созданием и использованием экологически чистых источников энергии и поступательным социально-экономическим развитием страны.

Развитие высокотехнологичных производств и инновационных технологий относится к числу фундаментальных приоритетов текущие экономической политики современной Бразилии. В главе угла национальной стратегии экономического развития, реализуемой президентом Дилмой Руссефф, поставлена задача повышения конкурентоспособности товаров и услуг за счет модернизации производства и развития инновационных секторов экономики.

Важнейшей задачей Национальной стратегии в области науки, технологии и инноваций на 2012-2015 гг. является расширение круга бразильских предприятий, использующих различные инструменты государственной поддержки инноваций, увеличение числа организаций, осуществляющих инвестиции в НИР на постоянной основе, рост инвестиций в исследования и разработки предпринимательским сектором страны (с 0,59% ВВП до 0,9% ВВП). Предусматривается увеличение объемом финансирования НИР в 2012-2015 гг. в 1,8 раза по сравнению с периодом 2007-2010 гг., что позволит увеличить национальные расходы на НИР до 1,80% ВВП в 2014 году.

Пакет мер по стимулированию перехода промышленности на инновационные рельсы, принятый правительством Бразилии в апреле 2012 г., включает снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование малого и среднего бизнеса, осуществляющего инвестиции в модернизацию производства, расширение государственных программ поддержки экспорта и экспортных производств, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, стимулирование развития информационных технологий и связи, поддержку национальных производителей через систему госзакупок.

Значительный интерес для России представляет опыт Бразилии по созданию институтов финансирования НИР и применению механизмов налоговой поддержки инновационных предприятий, развитию технопарков и бизнес-инкубаторов, продвижению высокотехнологичной продукции на внешние рынки.

Приоритетными направлениями активизации научно-технического сотрудничества между Россией и Бразилии могут стать отрасли и производства, связанные с эффективным использованием богатейшего природного и ресурсного потенциала обеих стран (прежде всего нефтегазовый сектор и энергетика, включая альтернативные источники энергии). Областями стратегического партнерства могут стать аэрокосмический комплекс, военно-промышленный комплекс (включая технологии, транспортные средства и оборудование двойного назначения), биотехнологии и генная инженерия, медицина и фармацевтика, нанотехнологии и производство новых материалов, информационные и коммуникационные технологии. Существенные возможности для сближения двух стран и налаживания кооперационных связей в научно-технической сфере даст участие ведущих университетов и научных центров России, включая институты РАН, в бразильской программе «Наука без границ».

Директор Центра экономических исследований

ИЛА РАН

К.э.н. Симонова Л.Н.

Инновационная политика Бразилии