Экономико-географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли

Щеглова Е.Я., аспирантка кафедры

экономической и социальной географии МПГУ, Москва

Экономико – географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли

С появлением новых форм рыночных отношений, углублением специализации в сфере обращения формируются различные типы региональных рынков: потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый и др. Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения.

Согласно оценкам, Федеральной службы государственной статистики, Россия является одновременно самым крупным и самым быстрорастущим потребительским рынком Европы. При этом, региональная структура оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: почти половина оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов Российской Федерации.

Изучение территориальных аспектов развития внутренней торговли связано с именами таких отечественных учёных, как: Ю.А. Аванесов, Л.П. Дашков, А.П. Долгов, С.М. Загладина, И.П. Карадаши, Н.Д. Кондратьев, Л.Б. Миротин., Т.И. Николаева, Н.В. Новикова, В.К. Памбухчиянц, М.А. Чернышёв, О.В. Чкалова и др.

Перед социально-экономической географией возникают следующие научно – практические задачи:

  • определить объем и темпы роста российского розничного рынка продовольственных товаров в различных регионах;
  • выявить тенденции и особенности формирования региональных розничных сетей, по преобладающим форматам торговых организаций, и эффективности их развития;
  • оценить конкретные регионы с точки зрения инвестиционной привлекательности для освоения розничными торговыми сетями;
  • охарактеризовать и оценить факторы, влияющие на состояние и развитие рынка потребительских товаров.

В качестве объекта изучения социально– экономической географии рассматриваются розничные торговые сети, как связующее звено между производителями потребительских товаров и услуг и населением, которое эти товары и услуги потребляет. Это выражается в исследовании влияния различных факторов на размещение и последующее функционирование розничных торговых сетей.

Цель изучения сетевой розничной торговли в социально - экономической географии заключается в изучении её пространственной организации, и развития на локальном, региональном уровнях, а также в масштабах государства. Развитие сетевой розничной торговли на территории российских регионов – это неравномерный процесс, на который влияет множество разнообразных факторов. В свою очередь, от развития сетевой торговли зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.

Изучение сетевой розничной торговли также предполагает рассмотрение её дифференциации по территории России, т.е. изучение пространственно – временных связей объекта исследования под влиянием географических факторов, имеющих территориальное размещение. В настоящее время происходит смещение научных интересов на рассмотрение региона, как социума, то есть общности людей, живущих на определенной территории. Выдвигаются на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука стала уделять большое внимание. Сущность развития торговли в регионе заключается в том, чтобы своевременно предложить определенную совокупность товаров, которые бы, наиболее полно удовлетворяли требованиям различных категорий покупателей.

Состояние и перспективы развития отдельных региональных рынков потребительских товаров обычно характеризуются по следующим критериям:

  • уровень социально-экономического развития и потребления в регионе;
    • стадия развития рынка и уровень конкуренции;
    • региональный оборот розничной торговли и темпы его роста;
    • доля оборота розничной торговли через розничные сети в регионе;
    • количество сетевых операторов розничной торговли, присутствующих в регионе.

Но данные показатели, традиционно приводящиеся в исследованиях, не раскрывают причины и особенности функционирования региональных розничных торговых систем. Следовательно, для оценки эффективности развития сетевой розничной торговли региона необходимо выделить ряд факторов, влияющих на её месторасположение и развитие.

Под факторами размещения торговой сети нами понимается совокупность многочисленных разнокачественных условий, ресурсов, и предпосылок, торговых объектов.

К общеизвестной и наиболее часто встречающейся группировке факторов относится их деление на:

  • градостроительные, под которыми понимается: величина города, функциональное зоны его территории, плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий, административных, культурных и спортивных учреждений;
  • транспортные, в первую очередь это расположение дорожной сети и интенсивность движения транспорта. Эти факторы сказываются как на удобстве для потребителей, а следовательно обуславливают их количество, так и на скорости, отлаженности и цене доставки товаров в распределительные сети;
  • социально - экономические, в которые включают численность населения, плотность населения, его покупательскую способность.

Недостатком такой классификации факторов является их изолированность. Иными словами, она не раскрывает взаимосвязи факторов, а также степень их влияния на размещение и развитие сетевой розничной торговли.

В зависимости от масштабов проводимых исследований факторы, влияющие на выбор местоположения торговых организаций, можно разделить на три группы:

  • факторы макроуровня, влияющие на миграцию предпринимательского капитала между различными странами: потенциал страны, её законодательство, уровень инфляции, курс национальной валюты, инвестиционный климат, налоговый режим, таможенные пошлины, динамика производства по отраслям монополизация, экономическая безопасность и др. Факторы макроуровня воздействуют, прежде всего, на стратегию выбора местоположения торговых сетей;
  • факторы мезоуровня, связанные с размещением торговых организаций внутри страны, отдельных регионов, городов: занятость и уровень жизни населения, цена земли и иных основных средств, наличие, квалификация и цена рабочей силы, транспортные возможности, доступность потребительского рынка, политика органов власти по отношению к торговому бизнесу, криминогенная ситуация, географические особенности, природно-климатические условия и др. Вне зависимости от общего состояния экономики некоторые регионы (региональные рынки) представляются более привлекательными для освоения их розничными торговыми сетями. Факторы мезоуровня непосредственно связаны с региональной политикой в сфере поддержки предпринимательства. На основе оценки этих факторов можно вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение торговых организаций как в целом в городе, так и по его районам;
  • факторы микроуровня, влияющие на размещение торговых предприятий внутри административных районов города: стоимость аренды или покупки торговых или производственных площадей, наличие коммуникаций, удобство подъездных путей, объем платежеспособного спроса на товары, услуги, наличие конкурентов и др. Факторы микроуровня, в первую очередь, используются самими предпринимателями при разработке бизнес-планов по формированию розничной торговой сети.

Факторы, влияющие на развития сетевой розничной торговли можно также сгруппировать по количественным и качественным признакам, характеризующим инвестиционную привлекательность данного региона:

  1. природно–географический потенциал, который представляет собой совокупность особенностей географического положения региона (и, как следствие, его природных условий), а также его природных ресурсов (их разработка может привлечь в регион дополнительно работоспособное население, в результате чего возрастет спрос на потребительские товары, реализуемые через торговую сеть);

2.трудовой потенциал региона, оценивающийся по ряду количественных и качественных показателей;

3.производственный потенциал, характеризующий развитие производительной сферы региона, которое для сетевой розничной торговли является одним из базовых условий развития;

4.инновационный потенциал, который представляет собой уровень развития науки и отражает влияние внедрения научно – технических достижений в регионе;

5.институциональный потенциал, который отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и регионе. От особенностей данной группы факторов зависит надёжность обмена на товарном, ресурсном и финансовом рынках;

6.инфраструктурный потенциал, от которого зависит снабжение действующих объектов электроэнергией, водой, газом и другими ресурсами производства;

7.финансовый потенциал региона, который можно выявить соотношением прибыльных и убыточных организаций действующих на его территории.

8.потребительский потенциал – который определяется как совокупная покупательная способность региона, то есть отражает потенциальный платежёспособный спрос его населения на определённый момент времени. Исследование платёжеспособного спроса населения осуществляется по двум основным показателям: величине доходов населения региона и объёмам розничного товарооборота торговых организаций.

Также существует группировка факторов, определяющих уровень некоммерческих инвестиционных рисков:

  1. экономические риски, отражающие негативные тенденции в экономическом развитии региона и режимах финансово – кредитной деятельности. Данная группа рисков выявляется при помощи множества показателей, среди которых выделяют: экономическую политику правительства региона по развитию инвестируемых видов экономической деятельности, активность в реализации экономических реформ, допустимую долю зарубежного участия в капитале компаний, возможности кредитования деятельности, уровень инфляции в регионе,
  2. законодательные риски – которые особенно характерны для Федеративного российского государства, ввиду действие не только общезначимого в пределах страны, но и местного финансового законодательства. Потому, при расчёте этого риска учитывают как государственные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы. Непосредственно затрагивающие инвестиционную деятельность прямо или косвенно.;
  3. политические риски – которые оцениваются, как вероятность финансовых потерь для организаций в результате воздействия неблагоприятных политических факторов. Предполагается, что это один из видов риска, который отличается слабой дифференцированностью по регионам РФ, за исключением территорий, где существуют открытые или потенциальные конфликты;
  4. экологические риски, отражающий вероятность возникновения и развития неблагоприятных природн0 – техногенных процессов и сопровождающихся существенными экономическими последствиями;
  5. криминальные риски, определяемые уровнем криминогенной обстановки в регионе.

Рассмотренные факторы можно также сгруппировать по следующим признакам:

  • изменяемые и не поддающиеся изменениям;
  • постоянно действующие и временные;
  • факторы, имевшие значения для развития отечественных торговых организаций ещё в советский период, их можно охарактеризовать как старые, и те факторы, которые приобрели значимость только по мере развития рыночных отношений.

Таким образом, факторы, оказывающие влияние на развитие сетевой розничной торговли многообразны и могут быть сгруппированы на основании различных признаков. При более детальном исследовании системный анализ и оценка этих факторов позволят выявить характер и особенности их воздействия на формирование региональных торговых сетей, обосновать рациональные варианты развития рынка розничной торговли, а также рассмотреть проблемы, возникающие при освоении регионов розничными торговыми сетями, что является одним из приоритетных направлений изучения социально-экономической географии.

PAGE 1

Экономико-географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли