Экономико-географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли
Щеглова Е.Я., аспирантка кафедры
экономической и социальной географии МПГУ, Москва
Экономико географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли
С появлением новых форм рыночных отношений, углублением специализации в сфере обращения формируются различные типы региональных рынков: потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый и др. Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения.
Согласно оценкам, Федеральной службы государственной статистики, Россия является одновременно самым крупным и самым быстрорастущим потребительским рынком Европы. При этом, региональная структура оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: почти половина оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов Российской Федерации.
Изучение территориальных аспектов развития внутренней торговли связано с именами таких отечественных учёных, как: Ю.А. Аванесов, Л.П. Дашков, А.П. Долгов, С.М. Загладина, И.П. Карадаши, Н.Д. Кондратьев, Л.Б. Миротин., Т.И. Николаева, Н.В. Новикова, В.К. Памбухчиянц, М.А. Чернышёв, О.В. Чкалова и др.
Перед социально-экономической географией возникают следующие научно практические задачи:
- определить объем и темпы роста российского розничного рынка продовольственных товаров в различных регионах;
- выявить тенденции и особенности формирования региональных розничных сетей, по преобладающим форматам торговых организаций, и эффективности их развития;
- оценить конкретные регионы с точки зрения инвестиционной привлекательности для освоения розничными торговыми сетями;
- охарактеризовать и оценить факторы, влияющие на состояние и развитие рынка потребительских товаров.
В качестве объекта изучения социально экономической географии рассматриваются розничные торговые сети, как связующее звено между производителями потребительских товаров и услуг и населением, которое эти товары и услуги потребляет. Это выражается в исследовании влияния различных факторов на размещение и последующее функционирование розничных торговых сетей.
Цель изучения сетевой розничной торговли в социально - экономической географии заключается в изучении её пространственной организации, и развития на локальном, региональном уровнях, а также в масштабах государства. Развитие сетевой розничной торговли на территории российских регионов это неравномерный процесс, на который влияет множество разнообразных факторов. В свою очередь, от развития сетевой торговли зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.
Изучение сетевой розничной торговли также предполагает рассмотрение её дифференциации по территории России, т.е. изучение пространственно временных связей объекта исследования под влиянием географических факторов, имеющих территориальное размещение. В настоящее время происходит смещение научных интересов на рассмотрение региона, как социума, то есть общности людей, живущих на определенной территории. Выдвигаются на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука стала уделять большое внимание. Сущность развития торговли в регионе заключается в том, чтобы своевременно предложить определенную совокупность товаров, которые бы, наиболее полно удовлетворяли требованиям различных категорий покупателей.
Состояние и перспективы развития отдельных региональных рынков потребительских товаров обычно характеризуются по следующим критериям:
- уровень социально-экономического развития и потребления в регионе;
- стадия развития рынка и уровень конкуренции;
- региональный оборот розничной торговли и темпы его роста;
- доля оборота розничной торговли через розничные сети в регионе;
- количество сетевых операторов розничной торговли, присутствующих в регионе.
Но данные показатели, традиционно приводящиеся в исследованиях, не раскрывают причины и особенности функционирования региональных розничных торговых систем. Следовательно, для оценки эффективности развития сетевой розничной торговли региона необходимо выделить ряд факторов, влияющих на её месторасположение и развитие.
Под факторами размещения торговой сети нами понимается совокупность многочисленных разнокачественных условий, ресурсов, и предпосылок, торговых объектов.
К общеизвестной и наиболее часто встречающейся группировке факторов относится их деление на:
- градостроительные, под которыми понимается: величина города, функциональное зоны его территории, плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий, административных, культурных и спортивных учреждений;
- транспортные, в первую очередь это расположение дорожной сети и интенсивность движения транспорта. Эти факторы сказываются как на удобстве для потребителей, а следовательно обуславливают их количество, так и на скорости, отлаженности и цене доставки товаров в распределительные сети;
- социально - экономические, в которые включают численность населения, плотность населения, его покупательскую способность.
Недостатком такой классификации факторов является их изолированность. Иными словами, она не раскрывает взаимосвязи факторов, а также степень их влияния на размещение и развитие сетевой розничной торговли.
В зависимости от масштабов проводимых исследований факторы, влияющие на выбор местоположения торговых организаций, можно разделить на три группы:
- факторы макроуровня, влияющие на миграцию предпринимательского капитала между различными странами: потенциал страны, её законодательство, уровень инфляции, курс национальной валюты, инвестиционный климат, налоговый режим, таможенные пошлины, динамика производства по отраслям монополизация, экономическая безопасность и др. Факторы макроуровня воздействуют, прежде всего, на стратегию выбора местоположения торговых сетей;
- факторы мезоуровня, связанные с размещением торговых организаций внутри страны, отдельных регионов, городов: занятость и уровень жизни населения, цена земли и иных основных средств, наличие, квалификация и цена рабочей силы, транспортные возможности, доступность потребительского рынка, политика органов власти по отношению к торговому бизнесу, криминогенная ситуация, географические особенности, природно-климатические условия и др. Вне зависимости от общего состояния экономики некоторые регионы (региональные рынки) представляются более привлекательными для освоения их розничными торговыми сетями. Факторы мезоуровня непосредственно связаны с региональной политикой в сфере поддержки предпринимательства. На основе оценки этих факторов можно вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение торговых организаций как в целом в городе, так и по его районам;
- факторы микроуровня, влияющие на размещение торговых предприятий внутри административных районов города: стоимость аренды или покупки торговых или производственных площадей, наличие коммуникаций, удобство подъездных путей, объем платежеспособного спроса на товары, услуги, наличие конкурентов и др. Факторы микроуровня, в первую очередь, используются самими предпринимателями при разработке бизнес-планов по формированию розничной торговой сети.
Факторы, влияющие на развития сетевой розничной торговли можно также сгруппировать по количественным и качественным признакам, характеризующим инвестиционную привлекательность данного региона:
- природногеографический потенциал, который представляет собой совокупность особенностей географического положения региона (и, как следствие, его природных условий), а также его природных ресурсов (их разработка может привлечь в регион дополнительно работоспособное население, в результате чего возрастет спрос на потребительские товары, реализуемые через торговую сеть);
2.трудовой потенциал региона, оценивающийся по ряду количественных и качественных показателей;
3.производственный потенциал, характеризующий развитие производительной сферы региона, которое для сетевой розничной торговли является одним из базовых условий развития;
4.инновационный потенциал, который представляет собой уровень развития науки и отражает влияние внедрения научно технических достижений в регионе;
5.институциональный потенциал, который отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и регионе. От особенностей данной группы факторов зависит надёжность обмена на товарном, ресурсном и финансовом рынках;
6.инфраструктурный потенциал, от которого зависит снабжение действующих объектов электроэнергией, водой, газом и другими ресурсами производства;
7.финансовый потенциал региона, который можно выявить соотношением прибыльных и убыточных организаций действующих на его территории.
8.потребительский потенциал который определяется как совокупная покупательная способность региона, то есть отражает потенциальный платежёспособный спрос его населения на определённый момент времени. Исследование платёжеспособного спроса населения осуществляется по двум основным показателям: величине доходов населения региона и объёмам розничного товарооборота торговых организаций.
Также существует группировка факторов, определяющих уровень некоммерческих инвестиционных рисков:
- экономические риски, отражающие негативные тенденции в экономическом развитии региона и режимах финансово кредитной деятельности. Данная группа рисков выявляется при помощи множества показателей, среди которых выделяют: экономическую политику правительства региона по развитию инвестируемых видов экономической деятельности, активность в реализации экономических реформ, допустимую долю зарубежного участия в капитале компаний, возможности кредитования деятельности, уровень инфляции в регионе,
- законодательные риски которые особенно характерны для Федеративного российского государства, ввиду действие не только общезначимого в пределах страны, но и местного финансового законодательства. Потому, при расчёте этого риска учитывают как государственные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы. Непосредственно затрагивающие инвестиционную деятельность прямо или косвенно.;
- политические риски которые оцениваются, как вероятность финансовых потерь для организаций в результате воздействия неблагоприятных политических факторов. Предполагается, что это один из видов риска, который отличается слабой дифференцированностью по регионам РФ, за исключением территорий, где существуют открытые или потенциальные конфликты;
- экологические риски, отражающий вероятность возникновения и развития неблагоприятных природн0 техногенных процессов и сопровождающихся существенными экономическими последствиями;
- криминальные риски, определяемые уровнем криминогенной обстановки в регионе.
Рассмотренные факторы можно также сгруппировать по следующим признакам:
- изменяемые и не поддающиеся изменениям;
- постоянно действующие и временные;
- факторы, имевшие значения для развития отечественных торговых организаций ещё в советский период, их можно охарактеризовать как старые, и те факторы, которые приобрели значимость только по мере развития рыночных отношений.
Таким образом, факторы, оказывающие влияние на развитие сетевой розничной торговли многообразны и могут быть сгруппированы на основании различных признаков. При более детальном исследовании системный анализ и оценка этих факторов позволят выявить характер и особенности их воздействия на формирование региональных торговых сетей, обосновать рациональные варианты развития рынка розничной торговли, а также рассмотреть проблемы, возникающие при освоении регионов розничными торговыми сетями, что является одним из приоритетных направлений изучения социально-экономической географии.
PAGE 1
Экономико-географическое изучение факторов территориальной организации сетевой розничной торговли