Рабочая программа по ОПК 4-5 класс
Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный модуль «Основы православной культуры»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе на основе авторской программы общеобразовательных учреждений А. Я.Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 классы. Учебный модуль «Основы православной культуры» («Просвещение», Москва, 2012 г.)
Общая характеристика учебного предмета, курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
4.Описание Ценностных ориентиров содержания учебного преДмета
Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
5.РЕзультаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
6.Содержание учебного предмета, курса, ТРебования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету
В начале каждого занятия учащиеся под руководством педагога вспоминают главные события в православной жизни, происшедшие за последнюю неделю (православный праздник, пост и т. д.).
1. Россия – наша Родина. Культура и религия. В процессе изучения данной темы проводится беседы с обучащимися о красоте Родины. Внимание учащихся следует обратить на то, как все в этом мире гармонично и премудро устроено Богом». Учащиеся знакомятся с величайшим наследием Паисия Святогорца, где раскрывается истинное понятие красоты мира и человека. Экскурсия в храм является заключительным этапом в изучении данной темы.
2. Библия – что это такое? О заповедях Божиих. Раскрытие этой темы начинается с изучения Библии и сюжетов Ветхого Завета: создание видимого и невидимого мира Богом. Первые люди – Адам и Ева. Грехопадение и изгнание из рая. Потоп. Учащиеся узнают, как Бог дал людям закон. Первый храм.
3. Рождество Христово. Детство Иисуса. Эта тема раскрывает учащимся один из двух величайших православных праздников – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Ребята знакомятся с сюжетами Нового Завета: Благая весть Деве Марии. Рождение Сына Божьего, поклонение пастухов и волхвов Младенцу, бегство в Египет и возвращение в Назарет.
4. Таинство Крещения в жизни человека. В ходе изучения этой темы ребята знакомятся с особенно значимым (самым первым) этапом в жизни каждого православного христианина – крещением. Крещение Господне – большой праздник! Сам Господь показал Своим примером о необходимости крещения человека. Знакомство с жизнью Иоанна Крестителя (Предтечи), а также необыкновенные чудеса и проповеди Иисуса Христа во время земной жизни.
5. Все о посте. Знакомство обучающихся с понятием «пост», для чего он нужен человеку. Особое место отводится занятию, посвященному празднику Прощеное воскресенье. Ребята рассуждают о назначении человека в этом мире. Пример из жизни святых.
6. О праздниках, во время Великого поста. Раскрытие данной темы начинается с ознакомления учащихся с двумя большими православными праздниками, выпадающими на это время: Благовещение и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Особое место в изучении данной темы занимает знакомство воспитанников с Великим Таинством Евхаристии (Причастие) – главном церковном таинстве и его значении в жизни православного человека. Ребята знакомятся с такими понятиями как исповедь, покаяние, единение с Господом; учатся правильно готовиться к этому великому таинству.
7. Праздников праздник – Пасха! Пасха (Светлое Христово Воскресенье) – второй великий праздник в православной церкви. Этим Праздником оканчивается Великий пост. В ходе изучения этой темы учащиеся вспоминают сюжеты Нового Завета: Тайная вечеря и распятие. Воскресение Иисуса Христа..
8. Понятие семьи. Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Здесь Обучающиеся знакомятся с понятием «семья», на примере библейского повествования о жизни благочестивых Иоакима и Анны и Рождестве Пресвятой Богородицы. Учащиеся узнают о святых иконах, кто на них изображается.
9. Твое святое имя. День ангела. В ходе работы по этой теме ребята узнают, что кроме Дня рождения у каждого из них есть День ангела – день чествования святого покровителя, имя которого носит человек. Ребята учатся, как правильно проводить его. Особое место занимает знакомство учащихся с нашими православными земляками: Святителем Питиримом, епископом Тамбовским, чьи святые мощи покоятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а также Преподобной Марфы Тамбовской, мощи которой ныне пребывают в храме «Всех Скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря.
Таблица тематического распределения количества часов по разделам
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Или авторская программа |
Рабочая программа |
|
1 раздел. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 ч. |
1 ч. |
2 раздел. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 |
16 ч. |
16 ч. |
3 раздел. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 |
12 ч. |
12 ч. |
4 раздел. Духовные традиции многонационального народа России |
5 ч. |
5 ч. |
ИТОГО: |
34 ч. |
34 ч. |
7.ОПисание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва, «Просвещение», 2012
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / А. В.Купаев. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [Б. Х.Бгажноков, О. В.Воскресенский, А. В.Глоцер и др.]; под ред. В. А.Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2015
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2015
Электронное приложение к учебнику А. В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы». Изд. «Просвещение», 2012
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература.
Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
icons/, p>
/azbyka. ru/tserkov/
8. Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, картографические издания, иллюстративные материалы, плакаты, таблички с терминами).
9. Компьютер
10. Проектор
11. Интерактивная доска
12. Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
13. Религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах, о святых).
Заместитель директора по УВР _______________ Муковская Е. А. «30» августа 2015 года |