Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски

А.Г. Бадалова, Ю.А. Еленева, Ю.Я. Еленева

ГОУ ВПО Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски

Углубление кризисных явлений в мировой экономике вызывает необходимость в оценке адекватности представлений и понятий, сложившихся в современной экономической науке. Ставятся под сомнение многие казавшиеся незыблемыми положения об объективности фондового рынка как индикатора развития экономики в целом и отдельных компаний в частности.

Сложившаяся тенденция снижения капитализации компаний, работающих по существу во всех отраслях, вновь ставит вопрос об адекватности оценки стоимости бизнеса на основе акционерной стоимости и о ключевых факторах стоимости. Это особенно актуально в условиях неизбежного усиления процесса банкротств, слияний и поглощений и в конечном счете структурной трансформации экономики.

Менеджерам, собственникам и потенциальным инвесторам необходима информация о реальной ценности продаваемых и приобретаемых активов, как материальных, так и нематериальных, особое место среди которых занимает интеллектуальный капитал, составной частью которого является гудвил. Жизнеспособность компании в значительной степени определяется качеством менеджмента и новыми управленческими технологиями, безусловно являющимися нематериальными факторами. Наличие в компании методического инструментария, нормативно-методического обеспечения и регламентов создания и распределения знаний позволяет сохранить потенциал развития и повысить эффективность управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Оценка реальной ценности активов требуется также и, возможно, в первую очередь при управлении бизнесом в условиях кризиса. Обеспечение выживаемости предполагает оптимизацию ресурсов и проведение реструктуризации бизнеса. Успешное осуществление данных процессов зависит от точности выявления ресурсов, которые позволят не только сохранить бизнес, но и создать предпосылки для его быстрого роста при изменении экономической конъюнктуры. Очевидно, что среди этих ресурсов в современной экономике ключевыми являются нематериальные факторы производства, обеспечивающие конкурентные преимущества бизнеса. Кроме того, наличие в компании методического инструментария, нормативно-методического обеспечения и регламентов создания и распределения знаний позволяет сохранить потенциал развития и повысить эффективность управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Несмотря на общее понимание важности таких нематериальных факторов, как качество менеджмента и наличие в компании эффективных управленческих технологий и систем, до сих пор отсутствует единое мнение об их составе, структуре, методах оценки и учете в целях управления. В силу сложности идентификации и оценки активов подобного рода в настоящее время их рассматривают как неидентифицированные нематериальные активы. Они могут быть отражены на балансе компании только в случае смены собственника и наличия положительной разницы между продажной ценой бизнеса и стоимостью всех идентифицированных материальных и нематериальных активов. В остальных случаях отражение их на балансе невозможно, собственник часто их не «видит», и, соответственно, менеджмент компании не рассматривает их в качестве объекта управления.

Таким образом, осознание значимости данных активов, формирующих фундаментальную стоимость, с одной стороны, и отсутствие механизмов их учета, с другой, обуславливают необходимость выделения их в качестве самостоятельных объектов управления и отражения их в структуре активов компании независимо от наличия или отсутствия корпоративной транзакции. Данная необходимость также связана с учетом указанных активов при построении системы управления корпоративными рисками.

В последнее время среди специалистов в области управления стоимостью сформировался подход, в соответствии с которым такие активы предприятия, как система управления персоналом, система менеджмента качества и т.п., рассматриваются как элементы гудвила. Превращение гудвила и составляющих его элементов в объекты управления и постоянного мониторинга особенно в условиях кризиса требует уточнения понятийно-категориального аппарата в данной области и подходов, которые могут быть использованы для адекватной оценки гудвила и его элементов.

Гудвил представляет собой совокупность неидентифицированных нематериальных активов предприятия и факторов неосязаемого воздействия (intangible influences). Такое представление о гудвиле существенно шире понимания гудвила только как бухгалтерского регулятора, определяемого как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой рыночных стоимостей чистых активов по отдельности. Таким образом, стоимость гудвила понимается не как разность стоимостей в бухгалтерском смысле, а как сумма стоимостей неидентифицированных нематериальных активов, среди которых существенную часть составляют инфраструктурные активы, связанные с управлением.

Известно, что одним из признаков нематериальных активов, которыми они должны обладать для учета их в балансе предприятия, является возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов. Подобным свойством обладают такие нематериальные активы, как объекты, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программные продукты), объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания). Для данных нематериальных активов также возможно отчуждение их от конкретного бизнеса. Вместе с тем значительная часть активов и факторов неосязаемого влияния, составляющих гудвил, таких как управленческие регламенты, отношения с клиентами, технологическая культура и др., отличается от идентифицируемых нематериальных активов невозможностью отчуждения от конкретного бизнеса. Естественно, подобные активы и факторы неосязаемого воздействия (диверсификация бизнеса, устойчивые связи с потребителями и поставщиками, низкая рискованность и т.п.) не признаются объектами прав (в частности, владения, пользования и распоряжения) и налогообложения, но они могут иметь стоимость и ими можно управлять. Следует отметить, что возможность отчуждения не имеет принципиального значения для управления гудвилом и его элементами внутри компании.

Оценка стоимости гудвила является одной из задач управления им как совокупностью активов.

Среди современных подходов к оценке стоимости гудвила и его компонентов можно выделить следующие:

  1. Подход, определяющий стоимость гудвила как разность между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью идентифицированных активов.
  2. Подход, в основе которого лежит понимание гудвила как экономического актива, создающего доход.
  3. Подход, основанный на оценке затрат на создание и внедрение отдельных компонентов гудвила.

Выбор подхода к оценке зависит от:

  • оцениваемого элемента гудвила;
  • степени неосязаемости. Так, например, для оценки такого элемента, как корпоративная культура, более уместен «разностный» подход, в то время как собранную вместе рабочую силу принято оценивать на основе затратного подхода;
  • наличия информации.

Анализ нематериальных активов компании и факторов неосязаемого воздействия, составляющих гудвил, и оценка их стоимости на основе выбранных подходов позволяют:

  • получить более полное представление о составе и структуре всех, а не только отраженных на балансе, активов компании как объектов управления;
  • определить ценность активов для компании в кризисных условиях;
  • оценить эффективность затрат на создание и поддержание активов для обеспечения выживаемости компании.

Важным условием обеспечения точности оценки гудвила является корректная оценка рисков деятельности менеджмента. Данный риск связан с двумя основными факторами: качеством менеджмента и личностью менеджеров.

Для разработки модели оценки рисков деятельности менеджмента необходимо решить следующие задачи: определить понятие «качество менеджмента»; выявить особенности оценки качества менеджмента в зависимости от выбранного подхода к оценке стоимости бизнеса; разработать алгоритм и модели оценки качества менеджмента, частных и интегральных рисков качества менеджмента; установить склонности менеджеров идти на риск или принимать рискованные решения в зависимости от их психологического типа и оценка риска, связанного с личностью менеджеров; разработать инструмента интегральной оценки риска деятельности менеджмента и обоснованного выбора методов управленческого воздействия на данный вид рисков.

Решение вышеуказанных задач позволит свести к минимуму неопределенность гудвила как объекта управления и рассматривать его только как совокупность наиболее неосязаемых активов и факторов неосязаемого воздействия, например, таких как корпоративная культура и отношения с клиентами. Такое понимание сущности гудвила и выявление как можно большего числа его компонентов и их идентификация, включение в управленческую отчетность, а также в систему управления и мониторинга являются обязательным условием увеличения фундаментальной стоимости компании, определяемой внутренними факторами развития бизнеса.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски