Журнал «Вопросы литературы»
Январско-февральский номер «Вопросов литературы» (2015. № 1) открывается статьёй Ирины Роднянской «Пророки конца эона: Инволюционные модели культуры как актуальный симптом» (рубрика «История идей»). Настоятельно советую всем коллегам прочесть этот серьёзный труд (статья размещена и в Сети: voplit/2015/1/ro1.html), посвящённый жизненно важным проблемам состояния и направленности нашего интеллектуального развития, когда вслед за постмодернистскими празднествованиями пришлось задуматься о содержании наших будней. Вот несколько строк из статьи:
“Серьёзность — это определённая мотивация творческого акта, мотивация соприкосновением с подлинностью бытия. Если угодно, это религиозная мотивация в широком смысле слова. И даже в узком — поскольку <…> христианский импульс присутствует и в постхристианском мире, который, до конца своего, никогда не сможет окончательно стать «пост». Из того «общества спектакля», в котором мы сейчас пребываем, серьёзное (в указанном смысле) творчество не может исчезнуть совершенно, ибо дающий ему пищу вышний импульс в нашем шумном мире до конца не заглушаем.
<…> Творческая углублённость не может, даже если бы хотела, лишиться культурной памяти как станции на пути к последней, онтологической глубине. И это <…> путь обновления памятуемых образцов. <…> Таковы, добавлю, особенности нашей ситуации, что через посредство немногих «постсовременных» творений с бытийным весом и вплетёнными в них традиционными нитями «неофиту» проще бывает приобщиться к миновавшему акмэ художественной культуры. Как ни странно, от Набокова сегодня легче перейти к столь нелюбимому им Достоевскому, чем наоборот.
Ещё от нашей культурной воли зависит актуализация старых сокровищ в юных умах. <…> У Р. Брэдбери в знаменитом романе «451° по Фаренгейту» в условиях уничтожения книжной культуры её спасают для будущих поколений единицы диссидентов-энтузиастов, выучивающих наизусть, прячущих в своей памяти то или иное великое творение. Что-то похожее на выращивание таких энтузиастов нужно теперь. И нечего бояться их «элитарности»; пусть школ и лицеев, претендующих на «золотое сечение», будет не так уж много, но пусть они будут по возможности независимы от культурной моды. И главное образовательное дело таких заведений — возродить «наивное» переживание того, что одушевляло старую культуру, а не подготовить кучку эрудитов” (С. 54–55).
В рубрике «Лица современной литературы» — творческие портреты поэтов Глеба Цвеля и Игоря Меламеда, статья о романах Владимира Маканина «Андеграунд», «Испуг», «Асан» (о скандальном «Испуге» подробно пишет и М. Ф. Амусин).
Также обратим внимание на статьи Г. Г. Красухина «Соавторы Белкина», М. Пащенко «Музыковед или филолог: кто видит град Китеж?», на полную запись беседы с замечательным поэтом и литературоведом Татьяной Бек (1949–2005), состоявшейся незадолго до её трагической кончины, на «Филологические воспоминания» Ю. В. Манна. В рубрике «В шутку и всерьёз» печатается статья «Ильф-Петров — сиамские близнецы?» Александры Ильф.
Сергей Дмитренко