Россия, Центральная Азия и Южный Кавказ в геоэкономической структуре современного мира

Россия, Центральная Азия и Южный Кавказ в геоэкономической структуре современного мира.

Россия, страны Центральной Азии и Южного Кавказа (далее – ЦА и ЮК), в прошлом образовывали единое экономическое (а также политическое, идеологическое, военное …) пространство. Но в 2008 году, если учитывать такие базовые характеристики, как территория, население и объем ВВП, между ними обнаруживаются скорее не сходства, а существенные различия, которые в ряде случаев достигают больших или даже огромных масштабов. Особенно велик разрыв между величиной экономических потенциалов (упрощенно – ВВП) каждой из этих стран и Россией, но также и с их соседями – Ираном, Турцией, не говоря уже Китае.

По уровню экономического развития (упрощенно – подушевому ВВП) в 2008 году Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан не отличались от таких стран, как Нигерия, Судан и Пакистан; Туркменистан сопоставим с Намибией, а Казахстан достиг «средних латиноамериканских» показателей. На Южном Кавказе Грузия по уровню подушевого ВВП не отличается от Гватемалы и Свазиленда, Армения – от Китая, а Азербайджан- от Перу и Колумбии; наконец, Россия – несколько превосходит Мексику и Чили1.

Россия, все государства ЦА и ЮК в 1990-х годах испытали глубокий экономический кризис, связанный с распадом СССР, разрывом прежних экономических связей между бывшими «союзными» республиками, а также с переходом от командно-административной к рыночной экономике и действием других факторов. По данным статистики этих стран и Европейской комиссии ООН (несколько преувеличивающим масштабы падения производства), максимальное снижение объема ВВП составило в Грузии 76% (!), в Таджикистане – 70% (!), в Азербайджане – 63%, в Армении – 56%, Кыргызстане – 47%, в России – 44%, в Казахстане и Туркменистане – 39-40% и в Узбекистане – около 20%2. Резкое, многократное снижение ВВП в Грузии, Таджикистане и Армении во многом связано с последствиями гражданских войн и межгосударственных конфликтов. При этом, однако, постсоветская статистика Грузии, Таджикистана и Армении далеко не полностью учитывала масштабы и динамику неформального, теневого сектора экономики, а также объемы средств, поступавших из-за границы в виде даров, кредитов и переводов от мигрантов, трудившихся в России и других странах.

По удельному весу переводов мигрантов в ВВП Таджикистан и Молдова делили первое и второе место, а Кыргызстан занимал четвертое среди всех стран мира. Соответствующие цифры (по неполным данным) достигали в Таджикистане 36%, в Киргизии – более 27%, в Армении – более 18% ВВП, рассчитанного по обменному курсу валют. Эти переводы были эквивалентны в Армении – 25%, в Киргизии – 27%, а в Таджикистане – даже 40% всех потребительских расходов домашних хозяйств. В Грузии и Азербайджане денежные переводы от мигрантов в начале 2000-х годов, по нашей оценке, были равны примерно половине всех расходов консолидированных бюджетов этих стран3. Большинство мигрантов из государств ЦА и ЮК трудились в России, денежные переводы из которой составляли в 2005-2006 гг. 11-12 млрд. долларов и были эквивалентны 3-4% всех расходов ее консолидированного бюджета. Другим центром притяжения мигрантов из стран Средней Азии был Казахстан, переводы из которого достигали 2-3 млрд. долларов (3-4% ВВП). В целом денежные переводы мигрантов превышали размеры экспортных или импортных операций между Россией и большинством стран ЦА и ЮК.

После окончания экономического кризиса переходного типа Россия, страны ЦА и ЮК вступили в период восстановительного и поствосстановительного экономического роста. (В рамках доклада не затрагиваются проблемы, связанные с финансово-экономическим кризисом 2008-2009гг.). Его результаты оказались далеко не одинаковыми в каждой из изучаемых стран. Наибольших успехов в развитии национальной экономики (упрощенно – в динамике ВВП) добились Азербайджан, Армения, Узбекистан и Казахстан, где в 2008 году индекс ВВП составил 140 – 180 % от максимального уровня, достигнутого в советский период. К тому же, ныне производство товаров и услуг в большей степени направлено на удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынка, и в гораздо меньшей мере диктуется идеологическими догмами и политическими предпочтениями лидеров этих стран. Однако в Грузии и Таджикистане все еще не достигнут максимальный уровень производства советского периода, а в России и, возможно, в Туркмении он лишь незначительно превышен.

Более точное представление о динамике и уровне экономического развития дают индикаторы подушевого ВВП. Ввиду массовой эмиграции в годы обострения экономического кризиса (Армения, Грузия и Казахстан) или «естественной убыли» населения (Россия), его численность в этих странах сократилась, тогда как в Киргизии, Азербайджане, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане она продолжала увеличиваться. В итоге индексы подушевого ВВП в двух группах стран изменялись по разному: в первой из них они оказались выше, а во второй – ниже динамики всего ВВП. В результате, по официальным данным и нашим оценкам, ВВП на душу населения в Таджикистане даже в 2008 году не превышал половины, в Грузии - 60-70%, в Кыргызстане – 70-80%, в Туркменистане - 75-85%, в России и Узбекистане – 105-115%, тогда как в Казахстане, Азербайджане и Армении он составлял от 140-160% от максимального уровня 1989-1990 гг.4

В годы системного кризиса и на протяжении восстановительного периода в странах ЦА и ЮК происходили разнонаправленные и глубоко противоречивые сдвиги в их экономических и социальных структурах. Это находило свое отражение как в процессе перераспределения экономически активного населения между тремя основными секторами народного хозяйства, так и «внутри» каждого из них. Во всех изучаемых странах, кроме России и, возможно, Узбекистана, происходила аграризация сферы занятости, причем в Армении и Грузии удельный вес лиц, трудившихся в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесоводстве, увеличился практически вдвое, в Таджикистане и Кыргызстане – возрос почти в полтора раза, а в Казахстане – примерно на одну треть. Это уникальное явление не только в региональном, но и в мировом масштабе. Нам не удалось обнаружить ни одного случая столь значительного и длительного повышения удельного веса занятых в агросфере в других странах во второй половине XX – начале XXI вв. Процесс аграризации находил своеобразное отражение и в динамике относительной дезурбанизации. В 1990-х – начале 2000-х гг. в Грузии и Армении снизилась относительная и сократилась общая численность городского населения, в Казахстане – уменьшилась общая численность горожан, а в Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане снизился удельный вес горожан во всем населении. При этом величина показателей аграризации и дезурбанизации в указанных странах «возвратилась» к уровню 1960-х – 1970-х гг.

Одним из факторов аграризации и дезурбанизации населения в 1991 – 2008 гг. стал процесс относительной дезиндустриализации экономики и сферы занятости. Он охватил все изучаемые страны, причём удельный вес занятых в промышленности и строительстве Армении, Кыргызстана, Таджикистана и Грузии сократился в 2-3 раза5.

Одновременно с отмеченными регрессивными тенденциями, в России, странах ЦА и ЮК происходило формирование и развитие новых, рыночных по своему характеру, структур и институтов. Уже к середине 2000-х годов в результате разгосударствления на предприятиях и в организациях частного и смешанного секторов экономики было занято большинство или подавляющее большинство всего самодеятельного населения этих стран. В условиях экономического роста процесс расширения негосударственного сектора создаёт основу для постепенного развития современных институтов и структур, которые в перспективе могут способствовать модернизации народного хозяйства, условий жизни и труда большинства населения6.

Реальное положение населения изучаемых стран во многом отражают такие «натуральные» показатели, как потребление продуктов питания, обеспеченность товарами длительного пользования и т.п. В период 1990-х гг. во всех странах ЦА и ЮК в несколько раз сократилось потребление рыбы и рыбопродуктов, потребление мяса, молока и яиц в Армении, Грузии и Азербайджане сократилось в 2-4 раза, тогда как в Казахстане, Кыргызстане, Туркмении и Узбекистане - менее чем вдвое. Страшные последствия гражданской войны особенно тяжело сказались на населении Таджикистана: потребление мяса и сахара сократилось в 4 раза; молока – более чем в 3, а яиц – в 16 раз. Однако потребление хлебных продуктов, овощей, фруктов и ягод в странах ЦА и ЮК снижалось не более, чем на 10-20%. Таким образом, в годы кризиса население было вынуждено «возвратиться» к скудному рациону 1940-х – 1950-х гг.

В ходе восстановительного и поствосстановительного экономического роста продовольственная ситуация во всех республиках ЦА и ЮК значительно улучшилась, хотя в большинстве стран еще не достигла максимальных показателей докризисного уровня. Обеспеченность населения товарами длительного пользования значительно улучшилась в странах – экспортерах нефти и газа (России, Казахстане и Азербайджане), где соответствующие показатели выше докризисного уровня. В то же время в Кыргызстане и Таджикистане на каждые 100 семей приходится ныне в 2-3 раза меньше телевизоров, холодильников и стиральных машин, чем в 1990г. Это усиливает тенденцию к примитивизации и архаизации быта и общих условий жизни миллионов людей, особенно в сельских районах.

В целом социально-экономическое развитие изучаемых стран в 1990-х – 2000-х гг. характеризовалось глубокой неравномерностью «во времени и в пространстве». В результате, страны ЦА и ЮК ныне больше отличаются друг от друга (и от России), чем это было в период их вхождения в СССР. При этом положение населения в большинстве стран в последние годы изменялось к лучшему медленнее индикаторов общеэкономической динамики.

1Электронная база данных Всемирного Банка «World development indicators online”, http://ddp-ext.worldbank.org/ext/DDPQQ/member.do?method=getMembers&userid=1&queryId=6 (по состоянию на 19.11.2009)

2 Составлено и подсчитано по данным Европейской комиссии ООН; национальной статистики стран Центральной Азии и Южного Кавказа; Межгосударственного статистического комитета СНГ (1989 г.=100%).

3 Составлено и подсчитано по: Migration and Remittances Fact book. Compiled by Dilip Ratha and Zhimei Xu, Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. World Bank 2008. См. об этом подробнее: www.worldbank.org/prospects/migrationandremittances; Содружество Независимых Государств в 2006 году. Москва 2007 год, стр. 62, 89-103.

4 Составлено и подсчитано по источнику, указанному в сноске 1.

5 Составлено и подсчитано по: Содружество Независимых Государств в 1996 г.; 15 лет Содружеству независимых государств (1991-2005), Москва 2006; Содружество Независимых Государств в 2006 году разн. стр.; Россия и страны мира, Москва 2006, стр. 60-61; База данных Всемирного Банка (по состоянию на 03.06.2008)

6 См. 15 лет Содружеству независимых государств (1991-2005), Москва 2006, с. 320

Россия, Центральная Азия и Южный Кавказ в геоэкономической структуре современного мира