Ноосферная экономика как новая парадигма организации экономических знаний

Субетто Александр Иванович, Смольный университет Российской академии образования, Санкт-Петербург

Ноосферная экономика как новая парадигма организации

экономических знаний

Экономическая наука, ее ядро – политическая экономия, которая в ХХ веке получила дополнительные названия «теоретической» (Ю.М.Осипов) или «социальной» (Н.Д.Кондратьев) экономии, вся система научно-экономических знаний, переживает глубокий кризис, обусловленный не только внутренними причинами ее развития, но и внешними, связанными с отставанием ее теоретических моделей в своих «ответах» от внешних запросов, которые А.Дж.Тойнби назвал Вызовами, рождаемыми диалектикой взаимодействия двух Логик развития с большой буквы по автору – Внутренней Логики Социального Развития (ВЛСР) и Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ)1.

Отставание от Запросов ВЛСР отразилось в том, что глобальная рыночно-капиталистическая система, над которой возвышается скрытая форма организации (строй) мировой финансовой капиталократии2, вступила в эпоху своего краха, которая продлится по оценке автора 30-40 лет, и переживаемый мировой экономикой мировой финансовый кризис – только "надводная часть" того "айсберга" катастрофы, с которым сталкивается экономический мир человечества. Та часть экономической науки, которая обслуживает капитализм и капиталократию, базируется на "священных ценностях" частной капиталистической собственности и свободного рынка, оказалась просто не готовой к встрече с этим онтологическим кризисом всей капиталистической системы.

Но мало кто осознает, что развивающийся экономический кризис происходит на фоне фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которая обозначила Пределы всей системе цивилизационных оснований, в том числе и рыночно-капиталистическим основаниям, в частности институтам частной собственности и рынка – Пределы, которые отражают императив надчеловеческого содержания, формируемый БЛСЭ, и который может быть условно назван «биосферным императивом». Смысл этого императива прост: если человечество не откажется от капитализма, ценностей частной капиталистической собственности и рынка, когда действиями людей управляет безумие своекорыстия (Н.А.Бердяев отметил, что своекорыстие ведет к безумию), то человечество обречено на экологическую гибель, по оценке автора, к середине XXI века. Нужно отметить, что голоса предупреждения честных мыслителей звучат не только со стороны марксистского крыла ученых, сторонников социализма, но и со стороны представителей буржуазной науки, поднимающихся на уровень осознания, что исторический потенциал развития капитализмом оказался исчерпанным. Например, известный американский эколог Б.Коммонер в известной работе "Замыкающийся круг" (1973) еще в начале 70-х годов ХХ века предупредил, что технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества – экосистемы, поэтому нужен отказ от частной собственности. Виднейшие экономисты-экологи Р.Гудленд, Г.Дейли и Салех Эль-Серафи в своей аналитической работе в 1991 году сделали исключительный по важности вывод: в условиях уже заполненной экологической ниши рыночный механизм развития экономики исчерпал себя3. Этот вывод совпал в главном и с выводом автора в это же время, в котором подчеркивалось, что, если по основаниям ВЛСР рынок своих потенций, как механизм развития не исчерпал себя, то по основаниям БЛСЭ он исчерпал себя 50 лет назад. Можно утверждать, что происходящий процесс углубления Глобальной Экологической Катастрофы носит рыночно-генный и капиталогенный характер, и эта катастрофа может рассматриваться как рыночно-капиталистическая по источником, и экологическая по содержанию, глобальная катастрофа.

Исследования А.П.Федотова4 показали, что коллапсы, как в логике – БЛСЭ – социобиосферный коллапс, так и в логике – ВЛСР – социально-глобальный (геополитический) коллапс, состоятся в интервале между 2020 и 2030 годами.

Возник императив перехода всей экономической науки к новым основаниям своего синтеза, систему которых, по автору, поставляет Ноосферизм, как новая научно-мировоззренческая система, ноосферно-ориентированный синтез наук и как взгляд на общественное устройство, которое выводит человечество на "плато" устойчивого развития в виде управляемой социоприродной эволюции (динамической гармонии) на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Фактически речь идет о становящейся «эпохе Ноосферы»5 (по Н.Н.Моисееву), которая по автору не может быть ничем иным как эпохой Ноосферного, Экологического, Духовного социализма или Ноосферизма.

В этом плане переживаемая человечеством эпоха есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома6, направленная к становлению Ноосферизма.

Научное учение о ноосфере родилось в России – СССР, в трудах, как я считаю, крупнейшего ученого и мыслителя человечества В.И.Вернадского и получило дальнейшее развитие в трудах академиков АН СССР – РАН А.Л.Яншина, Н.Н.Моисеева, академика РАМН В.П.Казначеева, академика АН Молдавской ССР А.Д.Урсула и других. Автором с 1987 года разрабатывается научно-мировоззренческая система Ноосферизма, издается 13-томное собрание "Сочинений" под общим названием "Ноосферизм". Издано уже 8-мь томов, в том числе 4-й и 5-й том посвящены основаниям ноосферного человековедения7 и ноосферного обществоведения8. Ноосфера – категория, имеющая несколько смысловых измерений. Подчеркнем один ее важный смысл: Ноосфера по В.И.Вернадскому – новое состояние Биосферы, в котором человеческий коллективный разум в своем воздействии на Биосферу не только приобретает масштаб геологического фактора, но и начинает гармонизировать социоприродные отношения. Автор это определение дополняет принципом управляемости: человеческий коллективный Разум – общественный интеллект начинает управлять социоприродной эволюцией с учетом ограничений, которые диктует действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов. Это требует парадигмальной революции в основаниях экономической науки, которую автор трактует как часть "вернадскианской революции" в системе научного мировоззрения, начавшейся приблизительно с 60-х годов ХХ века и набирающей скорость своего развития9.

Эту парадигмальную революцию можно назвать ноосферно-экологической парадигмальной революцией, а ее итог – ноосферной экономикой, олицетворяющей собой ноосферно-экономическую науку, в которой реализуется ноосферная парадигма организации экономических знаний. П.Г.Никитенко, директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси, в 2006 году выпустил монографию с красноречивым названием "Ноосферная экономика и социальная политика"10. В ней ноосферная экономика определяется как новая социально-экономическая парадигма в стратегии развитии Беларуси, в которой сферы науки, образования, культуры, здравоохранения и другие, связанные с воспроизводством человека, приобретают высокий приоритет. Группой ученых с участием автора разработана ноосферная концепция основ и методологии социально-экономического управления развитием России в XXI веке11. Н.Н.Лукъянчиков, Л.Д.Гагут, А.А.Улитин разрабатывают концепцию ноосферного организационно-экономического механизма12. Проблемам ноосферной экономики и ноосферной организации общества был посвящен целый раздел вышеупомянутой монографии «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке» (2003). Ю.П.Григорьев, написавший свой параграф «Проблемы ноосферной экономики» по заказу автора, отмечает: «Понятие ноосферы, ноосферной экономики, перехода к устойчивому обществу само по себе включает в себя оптимальное сочетание, совместимость функционирования живой и неживой природы Земли с сознательной деятельностью человека. Такая совместимость предполагает максимизацию в структуре потребностей и потребления рациональных потребностей и минимизацию иррациональных, т.е. устойчивое общество несовместимо с иррациональными потребностями человека… критерием соответствия материальных и духовных потребностей и потребления человека его родовой человеческой сущности является совместимость этих потребностей и потребления с оптимальной жизнедеятельностью биосферы Земли»13.

Все это позволяет утверждать, что в России существует научное движение, направленное на разработку основ ноосферной экономики, как науки, и которое может рассматриваться как часть общего научного ноосферного движения – свершающейся парадигмальной ноосферной революции в системе научных знаний человечества14.

Каковы фундаментальные противоречия15 в развитии человечества в XXI веке, которые определяют ноосферную революцию в бытии человека, в том числе ноосферную и социалистическую революции в экономическом бытии человека?

Первое фундаментальное противоречие – это противоречие между рыночно-капиталистической формой бытия человека на базе частной собственности и погони за прибылью – и Природой, а более правильно – Биосферой и Землей, как супеорганизмами, имеющими собственные гомеостатические механизмы. Позитивное разрешение этого противоречия связано со становлением ноосферного общества и ноосферной экономики, в которых выполняются требования закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, осуществляется примат идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, т.е. управление социально-экономическим и социоприродным – ноосферным – развитием.

Второе фундаментальное противоречие отражает раскол в развитии человечества, связанное с появлением реального социализма в Истории, как альтернативы капитализму и его оппонента. Социалистическая революция в России в 1917 году – Великая Русская Социалистическая Революция – обозначила начало Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, противостоящей процессу глобализации капитализма и диалектически его снимающего на социалистических основаниях. Весь ХХ век прошел под знаком первой волны Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции. В XXI веке набирающая «высоту» вторая волна этой революции на фоне первого фундаментального противоречия приобретает ноосферное содержание, получает устремление к установлению ноосферного, экологического, духовного социализма.

Третье фундаментальное противоречие развития – противоречие между Трудом и Капиталом – разворачивается на фоне первых двух и получает свое социалистическое разрешение, только через участие в разрешении первых двух фундаментальных противоречий.

Можно образно сказать, что фокус схождения трех фундаментальных противоречий человечества есть фокус схождения оснований двух вышеназванных Логик с большой буквы – ВЛСР и БЛСР, который и определяет происходящую цивилизационную эпоху перемен как Эпоху Великого Эволюционного Перелома.

Ноосферная экономика и ноосферная политэкономия рождаются в общем потоке «вернадскианской революции» как ответ на этот глобальный запрос логики Истории человечества, отражающий смену ее парадигм, переход от социальной эволюции на доминанте Закона Конкуренции и механизма «отбора» к социальной эволюции (но в пространстве ноосферной эволюции) на доминанте Закона Кооперации и механизма общественного интеллекта, что и означает переход к управляемой истории, о которой писал К.Маркс как об эпохе коммунизма, но только уже в статусе управляемой социоприродной (ноосферной) эволюции.

Ноосферная политическая или теоретическая экономия, таким образом, включает в себя следующие положения16:

  1. Ноосферная теоретическая экономия раскрывает логику перехода от «рыночной экономики» к «плановой экономике», как основе управления ноосферным развитием. Переходный период предстает как эпоха отрицания рынка и «рыночных денег» и становления вначале рыночно-плановой экономики с тенденцией усиливающейся роли планового сектора экономики. Вполне возможен эколого-мобилизационный режим трансформации экономических систем, если процесс Глобальной Экологической Катастрофы ускорится.
  2. Ноосферная парадигма социоприродного, социально-экономического развития в XXI веке принципиально ставит в центр экономико-теоретической рефлексии принцип управляемости как ведущий принцип будущей единой экономической науки в единстве с принципом социальной справедливости, снятие всех видов отчуждения человека. При этом управление приобретает Неклассическое содержание, раскрывается в логике парадигм цикличности экономического развития и социальной (экономической) системогенетики, т.е. опирается на комплекс системогенетических законов.
  3. Ноосферная экономика есть интеллектоемкая, наукоемкая, образованиеемкая, квалитативная экономика, в которой образование предстает «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства. При этом развивается теория экономической ценности, в которой имеет место сложное взаимодействие 4-х типов экономической ценностью17: стоимости, потребительной стоимости, витально-экологической стоимости и энергетической стоимости.

Закон энергетической стоимости через «энергономику» раскрывает связь экономики, хозяйства с климатическими, ландшафтно-почвенными, географическими условиями воспроизводства и предстает своеобразным «рамочным механизмом» для поля действия законов стоимости и потребительной стоимости. Витально-экологическая стоимость выражает собой природоемкость и человекоемкость экономических процессов.

Трансформация рыночной экономики в плановую экономику одновременно несет в себе содержание трансформации стоимостной экономики в потребительно-стоимостную экономику (в определении В.Я.Ельмеева)18. В системогенетической интерпретации дуализм стоимости и потребительной стоимости есть отражение дуализма накопленного «прошлого» (общественно необходимые затраты труда) и накопленного «будущего» (экономия будущего труда19) времени. Ноосферная экономика – это потребительно-стоимостная экономика. Только она позитивно решает экологические проблемы.

  1. Ноосферная экономика – это социалистическая экономика, при примате труда над капиталом. Или в другой формулировке: ноосферная политическая экономия опирается на трудовую политэкономию. При этом труд приобретает ноосферное содержание. Жизнеобеспечивающий труд по В.Г.Комарову20 в эпоху выхода из пропасти первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы становится ноосфернообеспечивающим трудом.

Ноосферная экономика предполагает доминирование общественной собственности при сохранении индивидуальной частной собственности и ликвидации частной капиталистической собственности.

  1. Ноосферная экономика есть ноосферно-глобальная экономика, с ноосферной (биосферной) стратификацией экономических систем. Например, ноосферная теоретическая экономия должна обратить особое внимание на роль Арктики и Антарктики в решении проблемы экологического благополучия человечества и России. Следует согласиться с В.П.Казначеевым, А.А.Кисельниковым и И.Ф.Мингазовым, что «На Севере происходят крупные процессы рекреации, восстановления природной среды, поэтому мы не зря выделяем приполярные территории в сохранении биосферы планеты, поскольку под ее северной шапкой может определяться будущее и климата, и биосферное экологическое благополучие средних и южных широт. Перспективы Севера России – оседлая приполярная цивилизация, приполярный этногенез. Селитебные зоны, пресная вода в ближайшем будущем на планете Земля станут самой высокой ценностью. В России их запасы самые большие в западном полушарии»21.
  2. Ноосферная экономика – экономика образовательного общества, экономика, предполагающаяся примат восходящего воспроизводства человека и восходящего воспроизводства общественного интеллекта. Это есть «экономика общественного интеллекта» и, следовательно, – образовательная экономика.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть эпоха становления ноосферной парадигмы организации экономических знаний – ноосферной экономики, как науки.

Характеризуя Природу, С.Н.Булгаков в «Философии хозяйства» ввел понятие «метафизического коммунизма бытия». Оно означает, что Природа по своей сущности кооперативна и антикапиталистична. Хозяйство имеет дело с «живым телом» Природы и поэтому само должно стать природосообразным, природосберегающим и природоохраняющим. Ю.М.Осипов, продолжая эту линию рефлексии С.Н.Булгакова, подчеркнул, что «Будущее отрицает капитализм» и что перед хозяйством стоит императив «для перехода к ноосферному бытию человечества»22. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и «императив выживаемости» перевели реализацию этого императива в начале XXI века в практическую плоскость.

Примечания:

1 Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: Астерион, 2001. – 537с.; Субетто А.И. Теоретическая экономия в начале XXI века – к новым основаниям синтеза экономической науки в системе Ноосферизма. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. – 98с.

2 Субетто А.И. Капиталократия. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000. – 216с.; Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. – СПб.: Астерион, 2009. – 572с.

3 Goodland R., Daly H., El Serafu S. (Eds.). Enviromental Sustainable Economic Development. Building jn Brundtland. Washington DC: World Bank, 1991.

4 Федотов А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире. Изд. втор. испр. и дополн. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. - 224с.; с.115 - 117

5 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990. - 351с.

6 Субетто А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. - 88с.

7 Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. Том четвертый. Ноосферное или Неклассическое человековедение: поиск оснований. В 2-х книгах. Под науч. ред. Л.А.Зеленова. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. - 1000с.

8 Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. Том пятый. Ноосферное или Неклассическое обществоведение: поиск оснований. В 2-х книгах/ Под науч. ред. Л.А.Зеленова – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 1132с.

9 Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (Коллективная научная монография)/ Под науч. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2003. – 598с.

10 Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Стратегия инновационного развития - Минск: "Белорусская наука", 2006. – 479с.

11 Немчинов А.М., Субетто А.И., Суслов Е.Ю., Суслов Ю.Е. Теоретические основы и методология социально-экономического управления России XXI века: ноосферный аспект/ Под общ. ред. А.И.Субетто. – СПб.: СПбГИПТ, 2006. – 320с.

12 Ноосфера и общество/ Авт.: Н.Н.Лукъянчиков, Л.Д.Гагут, А.А.Улитин. – М.: Beчe, 2002. – 528с.; Экономико-организационный механизм ноосферного развития/ Автор.: Н.Н.Лукъянчиков, А.А.Улитин, Л.Д.Гагут. – М.: Вече, 2006.

13 Григорьев Ю.П. Проблемы ноосферной экономики// Вернадскианская революции в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2003, с.492

14 Субетто А.И. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система? (открытое письмо – ответ некоторым «борцам» против ноосферизма). – СПб. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, Астерион, 2006. – 80с.

15 Субетто А.И. XXI век: судьба России и человечества. Что несет им будущее? – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 48с.; с.9 - 37

16 Субетто А.И. Теоретическая экономия в начале XXI века – к новым основаниям синтеза экономической науки в системе Ноосферизма. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009, с.79 - 83

17 Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке (в логике противостояния глобальному империализму и ноосферно-социалистического прорыва). – СПб. – Кострома: Смольный университет РАО, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005, - 324с.; с.107 – 120.

18 Ельмеев В.Я. Социальная экономия труда (Общие основы политической экономии). – СПб.: СПбГУ, 2007. – 576с.

19 Там же.

20 Комаров В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума/ Под ред. В.Я.Ельмеева. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 556с.

21 Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Ноосферная экология и экономика человека/ Под общ. ред. В.П.Казначеева – Новосибирск: 2005. – 448с.; с.229.

22 Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства – М.: МГУ, 1990. – 382с.; с.305.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Ноосферная экономика как новая парадигма организации экономических знаний