К вопросу о реформировании среднего образования. Курсы «Информационный работник» и «Информационные технологии в экономике» как ответ запросам современного общества
К вопросу о реформировании среднего образования. Курсы «Информационный работник» и «Информационные технологии в экономике» как ответ запросам современного общества
Костюков В.П., Мотурнак Е.В., Николаев Т.Г.
Современный мир это мир быстротечных изменений, насыщенных потоков информации, постоянно обновляющихся технологий. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [1-2] указывает на следующие особенности нынешних реалий:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу,
- значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
- глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Исследователи говорят о переходе к обществу знания [3], то есть такого общества, где информационные ресурсы значат больше оборудования, сырья, промышленных предприятий. Для того, чтобы завоевать в нем достойное место, теперь мало быть специалистом в какой-то отрасли. Необходимо уметь умело взаимодействовать с другими людьми, четко планировать свою деятельность, проектно мыслить.
Сейчас ни одно предприятие не сможет достичь поставленных целей, если не сможет организовать эффективную командную работу своих сотрудников. Ни один работник не может надеяться на карьерный рост, личный успех без умения работать в команде. А что такое эффективная командная работа, как не своевременный обмен разнообразной (технической, организационной, эмоциональной) информацией?
Поскольку мы говорим об обществе знания и информационных потоках, которые являются его основой, то каждый работающий человек неминуемо оказывается в водовороте информации. Современный человек просто вынужден быстро адаптироваться в переменчивых жизненных ситуациях, критически мыслить, использовать приобретенные знания и умения в окружающей действительности, быть способным генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, творчески мыслить; уметь добывать, обрабатывать информацию, полученную из разных источников, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования. Обобщая все это, такого человека можно назвать информационным работником.
Давайте разберемся, какие конкретные задачи появляются перед выпускником, который выходит в самостоятельную жизнь:
- умение самостоятельно учиться, пользуясь разнообразными источниками информации, изменять структуру своих знаний и навыков в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации;
- умение эффективно общаться с людьми, работать в составе и во главе команды;
- умение формулировать задания для себя и других людей;
- умение решать реальные задачи в четко определенные сроки, используя спектр знаний и навыков, полученных при учебе;
- умение разрабатывать информационную модель любой задачи и решать ее, используя информационные технологии в комплексе;
- системное видение выполняемых задач. Восприятие внутренней структуры собственных задач, и одновременно видение их как элемента более крупной системы.
Таким образом, перед системой образования стоит задача соответствующим образом отреагировать на социальный заказ. По сути своей образование является консервативной системой и те инструменты, которые имеются сейчас в ее арсенале не в состоянии решить задачи, которые ставит перед ней современное общество.
В нынешней школе ученик получает знания в разрезе разных учебных предметов и к концу обучения у него формируется набор сведений из разных отраслей знаний, плохо связанных между собой, с одной стороны, и, с другой стороны, мало связанных с практическим применением. Поэтому достаточно часто у ученика возникает вопрос: “Зачем мы это учим?”. На деле, в жизни очень редко встречаются рафинированные задачи, требующие знаний из одного школьного предмета. В большинстве случаев для решения реальных практических задач требуется системное видение и умение оперировать целым комплексом знаний из различных отраслей.
Кроме того, ни в одном из школьных предметов не обучают самостоятельной постановке задач. В большинстве случаев источниками всех решаемых задач в разных предметах является либо учебник, либо задачник, либо учитель. Во всех этих случаях задача уже сформулирована и поставлена, а ученик устранен от процесса постановки задачи. Эта проблема тесно связана с другой проблемой - проблемой планирования. Весь план обучения, а следовательно и работы ученика, разрабатывается и контролируется опять же не им, а системой образования. Таким образом, ученик лишен возможности получения навыков самостоятельной постановки задачи и планирования ее решения в течение продолжительного промежутка времени (от нескольких дней до нескольких недель).
Сравнительно недавно в школе начали использоваться интерактивные методики, предполагающие работу в группах. Но в реальной современной школе этой работой охвачено очень небольшая часть учеников. Кроме того, группы, которые формируются для работы над задачей текущего урока, существуют очень непродолжительное время. А один из принципов работы в команде предполагает постоянство состава команды достаточно продолжительное время, ведь члены эффективной команды должны сработаться друг с другом.
Таким образом, современная образовательная система требует новых подходов и инструментов.
Курс «Информационный работник», разработанный Костюковым В.П. и Мотурнаком Е.В. (Днепропетровск, Украина) является одним из тех педагогических инструментов, позволяющих решить поставленные задачи в процессе работы над шестью конкретными проектами, которые с одной стороны охватывают практически все отрасли знаний, которые изучаются в школе, а, с другой стороны, для их реализации необходимо владение целым спектром информационных технологий.
Работа над проектами производится в группах из 3-4 человек, что позволяет овладеть навыками командной формы организации труда уже в школе.
Сегодня уже никого не удивишь использованием проектов в учебе. Поэтому мы лишь перечислим те стороны учебной проектной деятельности, которые важны именно для этого курса:
- обобщение и интеграция знаний из информатики и других учебных предметов;
- самостоятельная постановка задачи;
- планирование и работа согласно построенного плана;
- работа в команде;
- самостоятельное распределение ролей и индивидуальных заданий членов группы;
- учеба эффективному общению при работе над проектом.
- работа на конкретный результат над реальными жизненными задачами.
Школьное обучение строится на взаимодействии учителя и учеников. При этом используются разные модели этого взаимодействия, но в большинстве случаев она сводится к непосредственной передаче знаний от учителя ученикам. В курсе «Информационный работник» немалая доля приходится на самостоятельную работу учеников. Поэтому учитель выступает в нетрадиционной роли. Он тренер, эксперт, арбитр и контролер. Таким образом, в процессе работы над проектами курса создаются элементы новой образовательной среды.
Краткий обзор тем курса
Тема 1. Введение в проектирование содержит введение общих понятий и правил проектирования, принципов командной работы над проектом, эффективному планированию и разделению труда при реализации проектных заданий, а также знакомству с документацией и порядком работы над проектом. Целью темы является обучение созданию шаблонов всех проектных документов, технологии постановки задачи, расчета времени, необходимого для выполнения проекта, знакомство с психологическими приемами создания команды и распределения ролей, развитие навыков командной работы.
Тема 2. Литературная мозаика рассматривает использование информационных технологий (текстовый процессор, сеть Интернет, автоматический переводчик, архиваторы) для работы с текстом при создании готового макета художественной книги для печати (включая поиск, преобразование, редактирование, создание, форматирование, подготовку в печать и архивирование текстов). Целью проекта является обобщение знаний, умений и навыков обработки текстовой информации на компьютере; развитие коммуникационных способностей учеников и достояния опыта командной работы; воспитание эстетичного восприятия печатного текста.
Тема 3. Использование мультимедийных возможностей операционной системы для создания видеоклипов предполагает самостоятельное создание учениками видеоклипов с использованием технологий мультимедиа, имеющихся в ОС Windows. Целью проекта является обучение работе с разными видами медиа-ресурсов: текст, звуковая информация, статические изображения, видеоматериалы; раскрытие и развитие творческого потенциала ученика при создании сценария и режиссуре собственного видеоклипа, практическая реализация приемов и методов создания художественного произведения, обучения корпоративному этикету при распределении обязанностей в команде.
Тема 4. Технологии создания интерактивных книг направлена на практическую реализацию учениками технологий создания веб-сайтов, разработке целостной системы навигации и интерфейса пользователя, а также анализу и пониманию структуры сюжета художественного произведения с целью создания собственных сюжетных линий. Целью проекта является обобщение и систематизация знаний учеников по веб-дизайну, развитие аналитических и синтетических способностей учеников; выявление литературных способностей и развитие навыков самостоятельного мышления.
Тема 5. Компьютерная модель физического процесса рассматривает планирование и реализацию исследования физических (химических, экономических, биологических и т. д.) процессов с использованием компьютерного моделирования. Целью проекта является: обучение учеников последовательности работы над исследовательским проектом, разработке технического задания, технических условий и документации программы моделирования, применения навыков использования визуальных сред для программирования модели; практическое создание дружественного интерфейса, развитие критического мышления при анализе полученных результатов и соответствия модели реальной действительности.
Тема 6. Статистический анализ экономических временных рядов направлена на использование возможностей электронных таблиц для анализа экономических показателей в динамике, выявление трендов и сезонных колебаний, а также применению полученных результатов для прогнозирования. Целью проекта является обучение еще одному методу научного исследования, использования на практике дополнительных возможностей электронных таблиц; развитие навыков высокого мышления: синтеза и анализа, и подготовки результатов исследований для практического использования.
Тема 7. Использование веб-технологий для создания итогового отчета. Целью проекта является обобщение опыта создания проектов с использованием разных отраслей знаний, методов исследования и информационных ресурсов; обучение созданию сайтов-портфолио для представления и продвижения продукта на рынок; развитие навыков публичной защиты собственных исследований.
Темы проектов подобраны таким образом, чтобы охватить как можно больший спектр информационных технологий и отраслей знаний, которые преподаются в школе. Последовательность выполнения спланирована в соответствии с принципом «от простого к сложному». Так, в темах 2-4 выполняются творческие проекты, с использованием разнообразных информационных технологий. В темах 5-6 рассмотрены проекты, которые нуждаются в научном исследовании разными методами (моделирование, статистический анализ). Тема 7 позволяет обобщить весь наработанный материал и сформировать целостное представление об использовании информационных технологий для решения задач, которые возникают в современном обществе.
Курс прошел апробацию в нескольких городах Украины, программа курса рекомендована Министерством образования и науки Украины для использования в средней школе [4].
Приведенный курс охватывает стандартный круг предметов, которые преподаются в школе и ориентирован на каждого выпускника. Но, современное общество в условиях рыночной экономики требует от человека не только общих знаний и навыков, но и понимания экономических процессов, умения успешно участвовать в экономических отношениях, жить в этом обществе. Такие знания важны не только предпринимателям, но и наемным рабочим. Знание и понимание бизнес-процессов, происходящих с предприятием, где человек работает, позволит ему более эффективно трудиться и поддерживать стратегию развития своего предприятия.
Поэтому логичным было появление следующего курса, являющегося продолжением и развитием идей, заложенных в курс “Информационный работник”, но ориентированного на совместное использование информационных технологий и базовых экономических понятий. Курс “Информационные технологии в экономике” разработан Костюковым В.П., Мотурнаком Е.В. и Николаевым Т.Г. (Днепропетровск, Украина).
Он состоит из 9 тем, 7 из которых являются проектными.
Тема 1. Введение в проектирование
Тема 2. Основы бизнес-планирования описывает возможности использования информационных технологий для бизнес-планирования. Целью темы является формирование у учеников представления о назначении, структуре, требованиях бизнес-плана и правовых принципах организации предпринимательской деятельности; оформление предпринимательской идеи в документированном виде; анализ возможностей использования разнообразных программных средств на разных этапах создания бизнес-плана; умение распределять обязанности при определении ответственных за каждый этап работы по созданию собственного предприятия.
Тема 3. Использование электронных таблиц для анализа рынка и предпринимательских возможностей предполагает овладение учениками умения оценивать рыночную ситуацию, определять основные показатели рынка; использование возможностей электронных таблиц для анализа экономических показателей в динамике, а также применение полученных результатов для собственного предприятия. Целью проекта является обучение статистическому методу исследования, использованию электронных таблиц для решения экономических задач; развитие навыков синтеза и анализа; подготовка результатов исследований для практического использования.
Тема 4. Применение графических, звуковых и видеоредакторов для изготовления пакета рекламной продукции направлена на самостоятельное созданию учениками разных видов рекламной продукции (видео-, аудиоролик, рекламный буклет, плакат, баннер, объявление в прессе и т. п.). Целью проекта является практическая реализация приемов и методов создания пакета рекламной продукции с помощью информационных технологий; обобщение навыков работы с разными видами медиаресурсов: текст, звуковая информация, статические изображения, видеоматериалы; раскрытие и развитие творческого потенциала учеников необходимых для проведения эффективной рекламной компании продукции и услуг собственного предприятия.
Тема 5. Линейное программирование в задаче разработки эффективного плана производства предприятия рассматривает возможности решения задачи определения оптимального объема продукции и оптимального использования имеющихся ресурсов на собственном предприятии с помощью табличного процессора. Целью темы является обучение учеников алгоритму составления задачи линейного программирования для определения оптимальных объемов выпуска продукции и использования ресурсов при условии максимизации прибыли или минимизации расходов и нахождения решения задачи с помощью возможностей табличного процессора и анализу полученных результатов с помощью сценарного подхода.
Тема 6. Текстовый процессор и СУБД в разработке организационного плана предприятия требует формирования организационной структуры собственного предприятия и разработки автоматизированной системы учета кадров. Целью темы является обобщение навыков работы с текстовым процессором при разработке организационной структуры и системами управления базами данных при разработке базы данных учета кадров.
Тема 7. Расчеты финансового плана предприятия в среде электронной таблицы направлена на разработку автоматизированной системы финансовых расчетов. Целью темы является обобщение знаний работы с табличным процессором; изучение его возможностей при проведении расчетов экономических показателей и их анализе; развитие критического мышления при анализе полученных результатов; создание автоматизированной системы учета финансовых показателей собственного предприятия.
Тема 8. Офисные технологии создания и представления бизнес-планов посвящена созданию конечного варианта бизнес-плана собственного предприятия с помощью блоков, которые были разработаны на предыдущих этапах. Целью темы является обобщение опыта реализации предпринимательской идеи, начиная от этапа ее появления к этапу внедрения на практике; обучение оформлению бизнес-плана с учетом требований, которые применяются на практике, и материалов, которые необходимы для публичной защиты своего бизнес-проекта; формирование навыков публичной защиты собственных идей.
Тема 9. Использование спектра информационных технологий для проведения деловых игр реализует полученные навыки и знания в работе над созданием бизнес-плана при принятии управленческих решений относительно стратегии поведения фирмы на рынке в условиях неопределенности. Целью темы является обобщение навыков полученных в процессе изучения курса и их приложения на практике; развитие умений анализировать ситуацию и принятие решений, на основе анализа, в условиях ограниченности времени и информации на основе практического опыта.
Как и курс “Информационный работник”, данный курс апробируется и в процессе работы по откликам учителей вызывает не меньший интерес.
Проведенный анализ демонстрирует необходимость реформирования системы среднего образования, создание и включения в образовательный процесс курсов, отражающих требования современного общества к человеку. Результаты практического внедрения курсов “Информационный работник” и “Информационные технологии в экономике” показывают верность выбранного пути.
Выход из печати детально проработанного учебника по курсу “Информационный работник” в скором времени обеспечит широкое внедрение курса в средние школы Украины.
Литература
- Постанова Міністерства науки та освіти України «Про концепцію загальної середньої освіти» № 12/5 від 22.11.2001.
- Приказ Министерства образования России «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» N 1756-р от 29.12.2001.
- Кремень В. Качественное образование: требования XXI века. // Зеркало недели. № 24 от 24-30.06.2006
- Інформатика. Збірник “Програми для профільного навчання та допрофільної підготовки”. Київ: Видавнича група BHV, 2009