Проблемы изучения социального состава публики уличного театра, ярмарочной и площадной сцены (Нидерланды XYI – XYII вв.)
Климова Ирина Васильевна
ФГНИУ «ГИИ», Москва
Проблемы изучения социального состава публики уличного театра,
ярмарочной и площадной сцены (Нидерланды XYI XYII вв.).
Изобразительное искусство Нидерландов XYI XYII веков содержит уникальный исторический материал для изучения социального состава публики. Так как нидерландские художники в указанный период очень часто принимали самое активное участие в подготовке различных зрелищ, то их картины с изображением театральных постановок и театрализованных мероприятий приобретают значение исторических источников. На картинах голландских и фламандских художников запечатлены не только участники театральных представлений, праздничных процессий и шествий, но и зрители. Это важное обстоятельство позволяет «уточнить» социальный состав публики разного вида зрелищ. На картинах, рисунках, гравюрах Питера Брейгеля Старшего, Питера Балтена, Гиллиса Мостарта, Гюйома Боонена, Давида Винкбонса, Дениса Альслота и других художников в качестве зрителей изображены представители определенных социальных групп, различных сословий городского и сельского населения.
Сравнительный анализ иконографических и письменных источников с точки зрения социального состава публики разного рода зрелищ, обнаруживает ряд важнейших проблем.
Так, например, в состав городского населения Нидерландов XYI XYII веков входили дворяне, зажиточные горожане, церковнослужители, ремесленники, купцы, мясники, сапожники, портные, пивовары, скорняки, булочники, художники, трактирщики, лавочники, ростовщики, домохозяйки, служанки, дворяне, нищие, калеки, проститутки и др. Были среди них и «пришлые» - крестьяне, паломники, солдаты. Однако в произведениях живописи этого периода можно увидеть далеко не всех представителей различных социальных слоев. Определенные сословия «выпадают». Возникает закономерный вопрос, представители каких социальных групп и почему отсутствуют среди многочисленных зрителей, изображенных на той или иной картине или гравюре?
На картине Питера Балтена «Ярмарка» (середина XYI века) изображена сельская ярмарка, где среди веселья, игр, пиршеств, процессии находятся сценические подмостки с исполнителями, окруженные с трех сторон зрителями. На деревянном помосте разыгрывается фарс. Помост окружают тридцать шесть человек, из них шесть женщин и двое детей. Большая часть зрителей внимательно следит за происходящим на сцене, что подчеркивается характерной деталью у многих открыты рты, как знак повышенного внимания и сопереживания. Например, одна из женщин сомкнула в напряжении ладони, ее взгляд устремлен на подмостки. Стоящий к нам спиной мужчина протянул руку к сцене, указывая пальцем на одного из исполнителей; другой, жестикулируя, обращается к своему соседу, привлекая его внимание к происходящему на сцене действию; третий, стоящий у самого края подмостков, рукой указывает на сидящего в корзине персонажа. Таким образом художник с помощью мимики и жестов фиксирует эмоциональное восприятие зрителями театрального представления.
Наряду с этой «активной» группой зрителей можно увидеть и другие группы. Так, двое мужчин устроились на верхней части мишени, предназначенной для состязаний стрелков из лука. Их позы свидетельствуют об отсутствии повышенного внимания к действию, разворачивающемуся на подмостках, Однако, переговариваясь, они все же посматривают на сцену. Другая группа зрителей выглядывает из открытых окон дома, расположенного на некотором расстоянии от сценической площадки. Под окнами дома проходит религиозная процессия, направляющаяся к храму, поэтому внимание данной группы временно отвлечено этим обстоятельством. Еще два человека примостились на соломенной крыше низкого строения, находящегося вблизи сцены и оттуда наблюдают за представлением.
Все эти группы однородны по своему социальному составу. Перед нами крестьяне.
Однако, рядом с толпящимися у подмостков зрителей, спиной к ним и к происходящему на сцене, стоят прибывшие на ярмарку зажиточные горожане: мужчина, женщина и девочка. Они выделяются не только своей одеждой, но и поведением они повернулись к подмосткам спиной, выражая тем самым свое отношение к сценическому действию. Немного поодаль от места представления находится еще одна небольшая группа горожан пять мужчин и одна женщина, они о чем-то разговаривают с подвыпившим крестьянином. Горожане не принимают участия во всеобщем веселье. Они оказались на ярмарке из любопытства, и происходящее вокруг является для них своеобразным развлечением.
На гравюре П. Кока по рисунку П. Брейгеля Старшего «Ярмарка у ворот св. Георгия» (1559 г.) изображен деревенский праздник, где наряду с танцующими оружейниками и крестьянами, церковной процессией, состязанием стрелков, инсценировкой сражения св. Георгия с драконом и другими развлечениями запечатлено театральное представление. Мы видим установленный на бочках помост, расположенный перед окнами выходящей на площадь двухэтажной гостиницы. Из открытых окон второго этажа за представлением наблюдают два человека. Из окон соседних домов также выглядывают люди, следя за происходящим на сцене, где один из исполнителей, преклонив колено, обращается к публике. Сцену с трех сторон окружают крестьяне. Можно заметить, что они разного возраста, среди них есть мужчина с бородой, молодые девушки, парни, взрослые женщины, ребенок. Внимание зрителей сосредоточено на подмостках. К этой большой группе спешат еще желающие посмотреть представление. Все участники праздника принадлежат к одной социальной группе.
На картине Давида Винкбонса «Ярмарка» (1608 г.) у сцены, устроенной на бочках и огороженной щитом из досок стоят крестьяне и горожане, в основном, ремесленники, о чем свидетельствует их одежда, причем, горожан больше. Подобное обстоятельство указывает на то, что ярмарка расположилась у городских ворот. На подмостки, преодолевая дощатый заслон пытается пробраться молодой человек, в то время как один из исполнителей, подойдя к краю сцены, отгоняет его дубинкой. Несколько мужчин из публики указывают на него, вытянув вперед руку и комментируя происходящее. Двое других подростков уже забрались под сцену, устроились между бочками и, выглядывая оттуда, общаются с кем-то из публики, к ним пытается присоединиться, почти преодолев деревянное заграждение, девочка. Среди зрителей мужчин гораздо больше, чем женщин. За действием на сцене наблюдает также группа людей из расположенного напротив здания. Часть зрителей оживленно реагируют на происходящее, что видно по жестикуляции. Однако далеко не все собравшиеся возле сцены внимательно следят за происходящим на ней действием. Группа из четырех мужчин, что-то увлеченно обсуждает, не следя за событиями, происходящими на сцене, а в это время мальчишка пытается подобраться к кошельку одного из них. Последнее обстоятельство особенно интересно, поскольку подобную деталь, документально фиксирующую нравы публики, можно встретить не часто. Среди публики можно также увидеть и небольшую группу состоятельных горожан, стоящих в стороне, но, тем не менее, наблюдающих за сценой.
На рисунке Гюйома Боонена «Суд Соломона» (1594 г.) изображено представление, устроенное на главной площади города Лувена местной камерой риторов. Сценический помост установлен перед зданием ратуши. Нельзя не заметить, что в отличие от ярмарочной сцены, он изысканно украшен. Перед сценой стоит небольшая группа празднично одетых мужчин, среди них нет ни крестьян, ни ремесленников, судя по одежде - это зажиточные горожане, местная знать. К ним направляются в сопровождении двух мужчин две женщины также знатного происхождения, одна из них ведет ребенка. Обращает на себя внимание отсутствие среди зрителей представителей разных слоев городского населения, учитывая, что представление проходило в рамках общегородского праздника.
На картине, которая приписывается Г. Фалькенборху видим подмостки, установленные во дворе замка. На сцене находится группа исполнителей, среди которых Сатурн, Слава, Меркурий, Амур и другие персонажи, разыгрывающие аллегорическое представление. Перед помостом стоит празднично одетая знатная публика. Здесь также необходимо отметить, что все они принадлежат к одной социальной группе.
Следовательно, в ходе анализа обнаруживается определенная закономерность: социальный состав публики ярмарочной и площадной сцены находится в прямой зависимости от сюжета театрального представления.
На картинах Дениса Ван Альслота «Въезд инфанты Изабеллы в Брюссель» (1615 г.) и Питера Ван де Борха «Въезд герцога Альберта и Изабеллы в Антверпен» (1599 г.) обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Наблюдающие за продвижением процессии празднично одетые зрители, выстроившиеся у фасадов домов, выходящих на площадь, выглядывающие из окон, собравшиеся небольшими группками в отдельных местах площади или подходящие к ней представляют (принадлежат) одну социальную группу, которую можно охарактеризовать, как состоятельные горожане. Среди них мы не увидим представителей других слоев городского населения. Количество мужчин преобладает. Зрители процессий и въездов по своему составу принадлежали в основном к одной социальной группе, которую можно охарактеризовать как зажиточные горожане, в отличие от «смешанной» публики ярмарочной и площадной сцены.
Таким образом, на картинах и гравюрах нидерландских художников XYI XYII вв. зафиксирована взаимосвязь между сюжетом представления и основным составом публики.
PAGE 1
Проблемы изучения социального состава публики уличного театра, ярмарочной и площадной сцены (Нидерланды XYI – XYII вв.)