Создание благоприятного налогового климата для развития инновационных организаций как основы роста российской экономики

Малкова Ю.В.

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

г. Москва

Создание благоприятного налогового климата для развития инновационных организаций как основы роста российской экономики

Подходящий к концу 2009 год ознаменован мировым финансовым кризисом. В условиях глобализации экономики наша страна не осталась в стороне. Так, например, индекс выпуска товаров и услуг (на основе физических показателей) по базовым видам экономической деятельности в % к соответствующему периоду предыдущего года в первом, втором и третьем квартале 2009 года составил 87,7%, 85,7% и 90,8%1 соответственно, что является одним из индикаторов рецессии в экономике.

В сложившихся условиях все более актуальным становится вопрос о том, какой путь выхода из кризиса выберет страна. Экономисты выдвигают два возможных варианта: первый – это возврат к докризисным показателям экономического развития и, как следствие, к “экономике трубы”; второй – переход к экономике нового типа, инновационной.

Развитие мировой экономики в последние десятилетия убедительно показывает, что у России есть всего один шанс поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом – формирование нового типа экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет окончательно вытеснена с мировой арены в разряд стран-сырьевых придатков.

Попытки перехода к инновационной экономике предпринимаются руководством нашей страны с 1996 года, с 2005 года – это объявлено стратегической задачей.

Среди мер, направленных на развитие инновационной экономики, особняком выделяются меры налогового стимулирования.

Начиная с момента формирования налоговой системы России, в ней существовали меры, направленные на стимулирование инновационной активности.Однако в настоящее время назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий, поскольку ныне действующие меры стимулирования на практике дают мизерный эффект.

На данный момент Россия не в числе инновационноразвитых стран. По данным 2006 года в России внутренние затраты на исследования и разработки составили 18632,6 млн. дол., в то время как в Германии - 66688,6 млн. дол., во Франции - 41436,2 млн. дол., в Великобритании - 35590,8 млн. дол., в некогда отстающем в развитии Китае - 86758,2 млн. дол.; лидером здесь является США - 343747,5 млн. дол. (в 18, 4 раза больше, чем в России).2

Удельный вес России в мировой торговле технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,2 – 0,3%, а всей продукцией машиностроения – 0,4 – 0,5%. По размерам экспорта высокотехнологичных изделий Россия уступает США более чем в 30 раз, Китаю – в 10, Южной Корее – в 14 раз.3 При этом Россия в основном поставляет на внешний рынок технологическое «сырье» вследствие низкой степени коммерциализации результатов НИОКР, а импортирует дорогостоящие зарубежные технологии и дополнительные услуги (например, монтаж оборудования и его последующее техническое обслуживание), причем часть из них имеют российское происхождение. Так, в конце 90-х годов США получили 800 патентов на технологии, разработанные в России и проданные в виде результатов научных исследований.4

В конце 2007 года эксперты парижской школы INSEAD и интернет-портала World Business провели исследование и опубликовали список государств, которые ранжировались по индексу инновационного развития.5 Рассчитанный индекс основывается на восьми факторах, среди которых лидирующими являются «человеческий капитал», «конкурентоспособность», «бизнес и капитал» и «инфраструктура». Всего в рейтинге был рассмотрен инновационный потенциал 107 государств. Российская Федерация заняла в топ-листе лишь 54 место, пропустив вперед Индию, Китай, Турцию, Тайланд.

Наиболее важной причиной неэффективности существующих льгот является то, что они несколько «однобоки», то есть, направлены во многом на поддержку проведения НИОКР как таковых, но нигде не оговорено, что данные НИОКР должны быть успешны и внедрены в производство.

В российской налоговой системе отсутствуют меры, стимулирующие полный инновационный цикл «разработка-апробация-внедрение в производство». А ведь именно последняя стадия этого цикла будет обеспечивать устойчивое развитие экономики страны.

В связи с этим считается целесообразным внедрение специального режима налогообложения для инновационных предприятий.

Инновационным в данном случае признается предприятие производящее регулярные разработки и успешно внедряющее их в производство (что особенно подчеркивается). На практике для подтверждения этого будут использоваться показатели прироста интеллектуального капитала и дохода от реализации инновационной продукции.

Для первоначального отнесения организации к инновационной будет необходимо, чтобы доля доходов, приходящаяся на реализацию качественно новой или усовершенствованной продукции, составляла не менее 30% от общего объема реализации. То есть для перехода на спецрежим будет достаточно этого. Но в последующем, для закрепления статуса за инновационной организацией, должны будут соблюдаться следующие условия:

  1. прирост интеллектуального капитала в организации за отчетный период (год) должен составлять не менее 5 % от первоначального объема;
  2. прирост доходов от реализации качественно новой или усовершенствованной продукции должен быть равен или больше прироста интеллектуального капитала организации.

Под интеллектуальным капиталом в данном случае подразумевается величина нематериальных активов организации, без включения деловой репутации, а также товарных знаков и знаков обслуживания.

Путем предъявления таких требований будет выделен сегмент организаций, не только проводящих исследования как таковые, но именно организаций, разработки которых привели к положительным результатам, что зафиксировано в виде полученных прав на объекты интеллектуальной собственности; а также организаций, успешно внедряющих свои разработки, о чем будет свидетельствовать прирост доходов от реализации.

Предполагается, что для инновационных предприятий ряд налогов, а именно: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, земельный налог будут заменены единым налогом.

Единый налог будет взиматься по ставке 3% процента от доходов организации. Это позволит существенно снизить налоговую нагрузку на инновационные предприятия и сохранить заинтересованность в снижении затрат на производство.

Введением такого спецрежима можно добиться роста производства высокотехнологичной продукции и, соответственно, развития экономики, а значит повышения конкурентоспособности страны на мировой арене; а также развития института интеллектуальной собственности в нашей стране, что является важнейшим условием для развития «экономики знаний» и перехода на новый постиндустриальный этап развития общества.

Существующие в настоящее время методы статистического наблюдения не позволяют в полной мере выделить долю организаций, в составе доходов которых более 30% составляют доходы от реализации качественно новой или усовершенствованной продукции. Однако имеются данные об удельном весе организаций, осуществлявших технологические инновации. По данным Росстата процент таких организаций в 2006 году составил по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 9,4% от общего количества организаций. Доля организаций, попадающих под спецрежим, будет на порядок ниже.

В связи с этим, можно сделать вывод, о том, что введение предложенного налогового режима не повлечет существенных бюджетных потерь в первые годы после введения, и будет постепенно приводить к росту налоговых поступлений за счет увеличения налоговой базы (как минимум на 5 % в год).

Введение специального налогового режима - новой главы Налогового кодекса Российской Федерации - учитывает особенности инновационного процесса, а именно стимулирует стадию внедрения разработок в производство продукции, в отличие от уже существующих льгот, направленных лишь на проведение НИОКР и никак не подразумевающих их эффективное внедрение. Данный подход, при сохранении нынешних положений Налогового кодекса в отношении организаций, осуществляющих разработки, позволит осуществить комплексное решение вопроса налогообложения инновационной деятельности.

1 http://www.gks.ru

2 Россия и страны мира, 2008: Стат.сб.- М.: Росстат, 2008.

3 Угрозы, которые мы поджидаем//Экономика и жизнь. 2006. № 21.

4 Седов К.Б. Международная коммерческая деятельность России в сфере наукоемких услуг и технологий // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 12.

5 Приводится по материалам РБК.Рейтинг: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/06/04/31506802.

PAGE 3

Создание благоприятного налогового климата для развития инновационных организаций как основы роста российской экономики