Региональные проблемы управления качеством и повышение конкурентоспособности отечественной экономики

Белобрагин Виктор Яковлевич,
Институт региональных экономических исследований, г. Москва,
доктор экономических наук, профессор

Региональные проблемы управления качеством и повышение конкурентоспособности отечественной экономики

1. Коренные изменения в экономическом укладе российского государства привели к объективному изменению роли регионов как составной части всего народнохозяйственного комплекса страны.

Возникла необходимость дальнейшего углубления исследований по всему циклу наук о региональном развитии, в первую очередь региональной экономики.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой возникает многосторонняя, постоянно развивающаяся система связей и зависимостей между предприятиями и организациями разных отраслей. Как форма территориальной организации производства, основанная на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках единого экономического пространства Российской Федерации, регион входит в нее в качестве подсистемы, функционирование которой подчинено задачам, стоящим перед системой в целом.

Таким образом, общественное разделение труда, обусловливая специализацию производства (отраслевую и территориальную), в то же время объективно определяет наличие относительно устойчивых функциональных связей, порождая объективную необходимость в усилении взаимосвязи обособившихся производств, т.е. в управлении.

Реальная потребность в территориальном управлении исходит из необходимости координации и согласования деятельности хозяйствующих объектов, налаживания рациональных межотраслевых и межрайонных связей, решения проблем экономического и социального развития регионов, экологии, повышения эффективности производства.

Однако отмеченные возможности не реализуются автоматически. В общем виде региональные проблемы разрешаются:

на основе выработки и осуществления региональной политики;

путем совершенствования действующих систем управления экономическими и социальными процессами в регионе (при необходимости — создания инновационных систем);

с помощью рекомендаций цикла наук о региональном развитии, в первую очередь региональной экономики, которую можно определить, как науку о специфических принципах, методах, формах и закономерностях организации и управления регионом.

Анализ ряда публикаций, например, [2], [3], [4], явствует, что, во-первых, понятийный аппарат региональной экономики как науки еще в полной мере не сложился, во-вторых, в работах по региональной экономике практически не рассматривается управленческий аспект, исследуются лишь отдельные стадии управленческого цикла.

Таким образом, региональная экономика имеет большие потенциальные возможности развития именно как управленческая ветвь знаний о региональной системе.

На наш взгляд, предметом региональной экономики являются территориальная организация общественного производства как комплексное и целостное экономическое и социальное явление, региональные аспекты производительных сил и производственных отношений, общие черты и единство функций, стадий и элементов управления регионами в целом.

Содержание территориального управления вытекает из состава решаемых задач.

В соответствии с рекомендациями ООН региональное управление должно решать следующие задачи:

регулирование процессов урбанизации, создание препятствий для бесконтрольного роста городов;

изучение и более полное использование местных природных ресурсов;

выравнивание по районам уровней развития социальной инфраструктуры;

«развязывание» местной инициативы;

обеспечение рационального размещения промышленных объектов;

обеспечение сбалансированного развития регионов страны [5].

По мнению автора, задачи территориального управления можно подразделить на две группы — решаемых с позиций увеличения вклада региона в экономику Федерации в целом и с позиции комплексного развития региона как органического целого (рис. 1).

Рис. 1. Классификация задач, решаемых территориальным управлением

2. Важнейшим системообразующим свойством региональной экономики является конкурентоспособность. Конкурентоспособность представляет собой такое свойство, которое присуще другим подсистемам народнохозяйственного комплекса. Она имеет четыре уровня своего формирования.

1. Товарный уровень — конкретные виды продукции и услуг (микроуровень).

2. Фирменный — уровень отдельных предприятий, корпоративных объединений (микроуровень).

3. Уровень региона, муниципального образования (мезоуровень).

4. Федеральный уровень (макроуровень).

Эти уровни с одной стороны значительно отличаются друг от друга, с другой — тесно связаны между собой.

На уровне предприятия, корпорации конкурентоспособность имеет шесть основных критериев: качество продукции, цена товара, сроки поставки, стоимость эксплуатации, удобство обслуживания, имидж товара.

На мезо и макроуровне следует рассматривать три фактора: качество, цена, имидж товара.

Качество продукции. Современное понятие качества продукции — это соответствие ожиданиям потребителей, и более чем современное — эта продукция должна предвосхищать ожидания потребителя.

Цена товара. Цена товара, как правило, зависит от класса товара и ориентирована на определенный уровень платежеспособности. В рамках этого уровня при прочих равных условиях конкурентоспособность предприятия тем выше, чем больше у него возможностей понижать цену товара, снижать издержки производства и обращения.

Имидж товара, предприятия. Доверие к товару определяется имиджем изготовителя, формируемым в результате длительной безупречной работы на рынке.

3. Состояние с конкурентоспособностью в стране можно сказать критическое.

На всех четырех уровнях конкурентоспособность обеспечивается в основном научно-техническим прогрессом и инновациями. Так, на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП. На долю семи высокоразвитых стран приходится около 80-90% наукоемкой продукции. Доля России составляет только 0.3%. В объеме промышленной продукции инновационная составляющая не более 5%. Аналогичное положение и в научной деятельности.

Из всех мировых научных наработок 39% приходится на США, 30% — на Японию, 16% — на Германию и лишь 0,3% — на Россию. Причем в России из всех ноу-хау реально работают 19%, а в развитых странах — более 70%.

Россия уже имеет критическое (на 7-15 лет) технологическое отставание от США во многих ключевых областях развития техники.

В настоящее время технологическое оборудование «возрастом» свыше 10 лет составляет около 85%, а старше 20 лет — 60% от общего количества оборудования. Доля амортизационного износа в целом по основным производственным фондам составляет свыше 50%, по активной части — 75%.

Фондовооруженность, российского научного сотрудника в 25 раз ниже американского и в 15 раз — европейского. В результате Россия отстает по подавляющему большинству научных проблем в фундаментальных и отраслевых исследованиях.

Крайне низкие показатели энергоэффективности, что значительно увеличивает издержки производства. Если в России на производство 1 доллара ВВП затрачивается почти 2,8 киловатт-часа, то странах ЕС и Японии — 0,22-0,30, США и Турции — 0,4-0,6, Канаде и Китае 0,8-1,2.

4. Конкурентоспособность региона — это не просто сумма конкурентных преимуществ ее предприятий и организаций. В рамках территории создается та рыночная среда, которая способствует добросовестной конкуренции, осуществляется поддержка отечественного производителя, принимаются меры по повышению эффективности производственной, социальной и институционной инфраструктур.

Качество жизни — неотъемлемая составляющая конкурентоспособности региона.

Воспитание, образование, поддержание традиций и этических норм социальной жизни, развитие науки, создающей предпосылки для эффективных нововведений, — все это создает ту региональную среду, на которой вырастают необходимые конкурентные преимущества, отражая специфику региона, условия развития.

Все это работает на имидж области, муниципального образования — важной характеристики конкурентоспособности региона.

Имидж региона — на порядок более сложное явление, чем имидж товара или организации.

Он формируется на базе объективных природно-климатических условий, степени хозяйственного освоения территории, наличия полезных ископаемых, традиции и уклада жизни населения. Это объективные факторы, которые необходимо учитывать при формировании образа региона.

Субъективными факторами, определяющими имидж области, города, района, являются степень социального развития, состояние региональной экономики, продвинутость в решении экологических проблем.

5. Сегодня задача повышения конкурентоспособности экономики России поставлена высшим руководством страны и очень важно добиться правильного ее понимания на всех уровнях принятия управленческих решений для получения как интегрального эффекта на общенациональном уровне, так общих и частных эффектов на уровне региона, отрасли предприятия.

Однако до сих пор не утверждена Концепция развития конкурентоспособности экономики на федеральном уровне.

Поэтому регионы, особенно субъекты Российской Федерации, не дожидаясь принятия решений о концепции и общенациональной программе повышения конкурентоспособности, в рамках законодательства и своих полномочий разрабатывают свои программные документы.

Так как качество имеет самый высокий приоритет в обеспечении конкурентоспособности, то наиболее популярными являются региональные программы «Качество». По оценке Всероссийской организации качества такие программы разработаны в более чем 30 субъектах Федерации [1]. Они, как правило, рассчитаны на 5-летний период. Успешно функционирует программы «Качество в республиках Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Краснодарском крае, Ярославской Вологодской, Мурманской областях, городе Санкт-Петербург.

В Свердловской области программа «Качество» дополнена разделами направленными на снижение издержек производства и повышения имиджа региона.

На основе накопленного опыта в программные документы по повышению конкурентоспособности следует включить следующие разделы:

— политика в области качества и конкурентоспособности;

— повышение уровня качества и конкурентоспособности продукции и услуг;

— снижение затрат (издержек) при производстве продукции (оказании услуг);

— формирование имиджа товара, организации, региона;

— обеспечивающие мероприятия по достижению заданий программы в установленные сроки.

Литература:

1. Белобрагин В.Я, Николаев А.В. Движение за качество — государственную поддержку. // Стандарты и качество. — 2009. — № 7

2. Гранберг А.Г. Региональная экономика. — М.: ГУ ВШЭ. 2006

3. Гранберг А.Г., Штульберг Б.М., Качеджи В.Н. Стратегии макрорегионов России. Методические подходы, приоритеты и пути реализации. — М.: Наука. 2004

4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Спб: Питер. 2006

5. United Nation. Stuties on Selected Development Problems in Varions Countries in the Middle East N.V., 1969.

PAGE 1


Задачи, обеспечивающие увеличение вклада региона в экономику страны

адачи, решаемые для организаций местного подчинения

Задачи, решаемые для федеральных организаций

Ускорение НТП, инновации

Обеспечение конкуренто-способности качества

Комплексное рациональное использование ресурсов

Осуществление федеральных программ

Региональные проблемы управления качеством и повышение конкурентоспособности отечественной экономики