Проект подземного транспорта
27
PAGE 20
Министерство образования и науки украины
Донбасский государственный технический университет
Кафедра разработки месторождений полезных ископаемых
Курсовая работа
по дисциплине: «Шахтный транспорт»
Выполнил ст. гр. ГИ-10-1
Войченко Г.О.
Проверил
Доброногова Е.Ю.
Алчевск 2013
содержание
введение
Огромные масштабы горного производства, его высокая трудоемкость и капиталоемкость, ухудшение условий разработки месторождений полезных ископаемых оказывают существенно возрастающее влияние на экономику народного хозяйства.
Улучшение технико-экономических показателей работы горной промышленности может быть достигнуто за счет применения прогрессивных способов добычи полезных ископаемых, ускорения темпов внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения уровня организации производства, совершенствования системы управления технологическими процессами и отраслью в целом.
Прогрессивные технологии добычи полезных ископаемых предусматривают концентрацию горных работ, механизацию и автоматизацию всех производственных процессов.
Концентрация горных работ и широкое применение на угольных шахтах высокопроизводительных механизированных очистных и проходческих комплексов ведет к значительному повышению нагрузок на транспортные звенья.
Значительные грузопотоки, ухудшение условий разработки угольных месторождений и сложность развития отрасли приводят к непрерывному повышению трудоемкости горных работ, в том числе и на подземном транспорте. В среднем по Украине трудоемкость на подземном транспорте составляет 176 человек на 1000 т суточной добычи. В Донбассе на некоторых шахтах этот показатель достигает 450... 550 человек на 1000 т добытого полезного ископаемого 1.
Высокий уровень трудоемкости на подземном транспорте шахт Донбасса есть результат некомплексного подхода к решению механизации технологических процессов горного производства.
Опыт механизации шахтного транспорта последнего времени показывает, что совершенствование его осуществляется главным образом за счет лишь количественного роста числа используемых транспортных машин и механизмов.
Среди причин, препятствующих достижению высоких технико-экономических показателей, следует также указать: нерациональное использование имеющихся технических средств; приверженность технического персонала, осуществляющего руководство горными работами, к устоявшимся, устарелым, однако привычным решениям.
В связи с этим важным элементом в общей подготовке менеджеров и работников экономических служб угольных шахт является не только изучение современной технологии и техники шахтного транспорта, но и его организации и управления.
Эффективная, высокопроизводительная работа шахтного транспорта будет обеспечена, если для конкретных горно-геологических и производственных условий инженеры-менеджеры умело выберут оборудование и правильно определяют наиболее целесообразные технико-экономические его параметры, будут умело управлять сложным технологическим процессом перемещения всех грузов.
Необходимые навыки обоснования и выбора транспортных средств, а также управления производственным процессом призван дать курс "Шахтный транспорт". Он также позволит выработать твердые взгляды на необходимость дальнейшего технического и организационного совершенствования транспорта, повышения уровня механизации и автоматизации, производительности труда и безопасности его эксплуатации.
Цель выполнения курсовой работы научить студентов увязывать теорию с задачами прикладного характера, устанавливать влияние различных факторов на выбор транспортных средств, работать на вычислительной технике, использовать техническую литературу, таблицы, графики и номограммы. В отчете приводятся структурные схемы оборудования с указанием основных узлов, описывается обоснование выбора типа и числа машин, требующихся для осуществления технологического процесса по перемещению грузов.
реферат
Курсовая работа включает 35 страниц, 3 рисунка, 3 таблицы, список использованных источников из 5 наименований.
Проект подземного транспорта
Курсовая работа по дисциплине "Шахтный транспорт" представляет собой проектирование транспорта угольной шахты применительно к заданным горнотехническим условиям.
Содержание данной курсовой работы выбор и расчет отдельных транспортных звеньев общей технологической цепочки транспорта горной массы, материалов, людей и оборудования по подземным горным выработкам.
Расчетный грузопоток, Производительность транспорта, конвейерный траспорт, электровозная откатка, Поезд секционный, одноконцевая канатная откатка.
1 горно-технические условия
1.1 Исходные данные
Количество одновременно разрабатываемых шахтой пластов 1. Мощность пласта м, угол залегания пласта 15. Пласт выдержаны по мощности и углу падения. Марка угля К. Объемный вес угля 1,4 т/м3. Шахта по газовому фактору II категории.
Способ подготовки шахтного поля панельный. Система разработки столбовая, обратный ход. Длина лавы 200 м. Число циклов в сутки 5.
Уклоны рельсового пути:
средневзвешенный ;
руководящий .
Длины транспортных путей:
м;
км.
Режим работы шахты и подземного транспорта:
число рабочих дней в году 300;
число рабочих смен в сутки 4, из них одна ремонтная;
продолжительность рабочей смены 6 часов.
1.2 Плановое количество грузов
Определим суточную производительность очистного забоя по формуле
1, с.6:
, т/сут,
где мощность пласта, м;
длина лавы, м;
ширина захвата исполнительного органа выемочной машины, м;
число циклов в сутки;
плотность угля в целике, т/м3;
коэффициент извлечения ().
т/сут
Определим сменную производительность лавы пласта :
, т/см,
т/см
Определим сменную производительность конвейерного бремсберга пласта :
, т/см,
где число лав, примыкающих к бремсбергу пласта .
т/см
Определим производительность грузового (вспомогательного) бремсберга пласта по породе:
, т/см
т/см
Определим число людей, спускающихся по людскому бремсбергу в смену по пласту :
, чел.,
где производительность на одного подземного рабочего на выход 810 т/см.
чел.
Определим суточную производительность шахты по углю:
, т/сут,
где суммарная производительность лав пласта , т/см
т/сут
Определим суточную производительность шахты по породе:
, т/сут
т/сут
Определим сменную производительность электровозной откатки шахты
, т/см,
где число лав пласта , транспортирующих уголь электровозной откаткой;
количество породы, транспортируемое электровозной откаткой в смену.
При транспортировке породы в смешанных составах
, т/см,
т/см
т/см
2 транспорт угля
2.1 Транспорт угля вдоль очистных забоев
Выбор скребкового конвейера производится из условия
,
где техническая производительность скребкового конвейера, т/ч;
расчетный грузопоток, т/ч.
Расчетный грузопоток определим по формуле
, т/ч,
где сменная производительность, т/см;
продолжительность смены, ч;
коэффициент неравномерности грузопотока, ;
коэффициент машинного времени, ( при т/см, при т/см)
т/ч
Техническая производительность скребкового конвейера СПЦ162, применяющегося в составе комплекса типа «Донбасс» составляет 432 т/ч 3.
,
выбранный конвейер подходит для данных условий.
Техническая характеристика скребкового конвейера СПЦ162 приведена в табл. 2.1.
Расчетная схема скребкового конвейера СПЦ162 для сосредоточенного привода показана на рис. 2.1.
Таблица 2.1 Техническая характеристика скребкового конвейера СПЦ162
Параметры |
Характеристика |
Скорость движения цепи, м/с |
1,0 |
Тяговый орган: тип количество калибр |
цепь круглозвенная 2 2080С2 |
Электродвигатель: тип мощность, кВт число |
2ЭДКОФ250М4 или 2ЭДКОФВ250В4 90 или 110 2 |
Гидромуфта: тип коэффициент перегрузки рабочая жидкость |
ГПЭ400У 2,6 Водомасляная эмульсия |
Рисунок 2.1 Расчетная схема скребкового конвейера СПЦ162 для сосредоточенного привода
Масса груза, приходящаяся на 1 м желоба (линейная плотность груза)
, кг/м,
где относительная скорость рабочего органа, м/с.
, м/с,
где скорость рабочего органа конвейера, м/с;
скорость добычной машины, м/с.
м/с
кг/м
Сила тяги на перемещение порожней и груженной ветвей скребкового конвейера
, Н,
, Н,
где погонная масса рабочего органа, кг/м 2, табл. П.2.3;
длина конвейера, м;
угол наклона конвейера, град. (принимаются значения угла: положительное при транспортировании вверх, отрицательное при транспортировании вниз);
, коэффициенты сопротивления движению соответственно рабочего органа и груза по рештакам 2, табл. П.2.1.
Н
Н
Сила тяги на перемещение обоих ветвей конвейера
, Н
Н
Мощность привода
, кВт,
где скорость движения рабочего органа конвейера, м/с;
коэффициент режима 2, табл. П.2.2;
полный к.п.д. приводной станции 2, табл. П.2.2.
кВт
Определим необходимое количество электродвигателей
,
где паспортная мощность одного двигателя, кВт.
К установке принимается один электродвигатель мощностью 110 кВт.
Проверку прочности цепей рабочего органа скребкового конвейера производят по предельным пиковым нагрузкам.
Запас прочности цепи для сосредоточенного привода
,
где коэффициент, учитывающий количество цепей и неравномерность распределения усилия между ними, для двухцепного рабочего органа ;
номинальная мощность привода, кВт;
кратность момента предохранительной муфты;
разрывное усилие цепи (прочность цепи), Н;
допустимый запас прочности, .
.
2.2 Транспорт по ярусному вентиляционному и конвейерному штрекам
Транспорт материалов и оборудования по ярусному вентиляционному штреку осуществляется при помощи одноконцевой откатки в вагонетках на или специальных платформах, имеющих ширину колеи 900 мм.
Транспорт угля, породы по ярусному конвейерному штреку производится по скребковым и ленточным конвейерам, выбор которых производится исходя из расчетного грузопотока и длины транспортирования горной массы по 2, табл. П.2.8, П.3.3 с учетом увеличения производительности конвейера на 20 %, по сравнению с производительностью конвейера скребкового лавы для исключения возможности заштыбовки нижней ветви конвейера.
Для транспортировки угля и породы принят скребковый конвейер 2СР70М и ленточный конвейер 2Л80У.
Для доставки материалов и оборудования по ярусному конвейерному штреку служит подвесная монорельсовая дорога 6ДМКУ 3.
2.3 Транспорт по панельному конвейерному уклону
Выбор ленточного конвейера при проектировании конвейерных комплексов производится по двум параметрам: максимальному грузопотоку и допустимой длине конвейера. Суммарный расчетный грузопоток должен быть не более максимальной производительности конвейера, которая указывается в его технической характеристике:
, кг/м,
где расчетный грузопоток -го пункта загрузки, т/ч
максимальная производительность конвейера, т/ч;
, т/ч,
где сменная производительность -го пункта загрузки, т/см;
коэффициент неравномерности -го грузопотока; ;
сменное время работы, ч; часов;
коэффициент машинного времени работы конвейера;
т/ч
Для транспортировки горной массы по конвейерному бремсбергу, исходя из расчетного грузопотока т/ч, длины транспортирования м и угла транспортирования , предварительно принимаем ленточный конвейер 2Л100У-01.
Далее производится расчет выбранного конвейера. Расчетная схема приведена на рис. 2.2.
Рисунок 2.2 Расчетная схема ленточного конвейера
Рассчитаем погонную массу груза:
, кг/м,
где скорость движения ленты конвейера, м/с.
кг/м
Линейная плотность ленты
, кг/м,
где масса 1 м2 ленты для соответствующего числа прокладок 2, табл. П3.9, кг/м2.
ширина ленты, м.
кг/м
Массу вращающихся частей роликоопор определим по эмпирическим формуле
, кг/м,
где соответственно масса вращающихся частей верхних и нижних роликоопор, кг.
кг/м
Линейная плотность верхних и нижних роликоопор
, кг/м,
, кг/м,
где расстояние между верхними роликоопорами, м; , для стационарных ленточных конвейеров ( м) м;
расстояние между нижними роликоопорами, м; , для стационарных ленточных конвейеров ( м) м.
кг/м
кг/м
Определяем силу тяги для перемещения нижней и верхней (груженой) ветвей конвейера (рабочий ход):
, Н,
, Н,
где коэффициент сопротивления движению ленты (для угольных шахт ;
коэффициент, учитывающий местные сопротивления (при м ; при м ; при м ).
Н
Н
Статическое тяговое усилие привода
, Н,
Н
Расчетная мощность привода
, кВт,
где коэффициент режима 2, табл. П2.2;
полный к.п.д. приводной станции 2, табл. П2.2.
кВт
Расчетное количество двигателей
,
где мощность двигателя привода конвейера, кВт.
.
Число приводных блоков по характеристике 3 что соответствует расчетному значению.
Определим минимальное натяжение ленты по сцеплению для рабочего и холостого хода конвейера:
Минимальное натяжение ленты по сцеплению для двухбарабаного привода с независимым приводом каждого барабана:
, Н,
где коэффициент запаса тяговой способности привода. При наличии устройств плавного запуска ; без таковых с использованием тканевых лент ;
доля тягового усилия второго по ходу ленты приводного барабана;
коэффициент сцепления ленты с барабаном (табл. П.3.1);
угол обхвата лентой 2-го приводного барабана (принимается ).
Н
Усилие повсеместного растяжения:
, кН,
где ширина ленты, м.
кН
По полученным данным строим диаграмму натяжения ленты и определяем (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 Диаграмма натяжения ленты
Запас прочности ленты
,
где прочность 1 мм ширины прокладки ленты;
число прокладок (для резинотросовых лент );
ширина ленты, м.
Проверяем условие 4
,
где нормативный запас прочности 2, табл. П.3.2.
, условие соблюдено.
Определим основные параметры для выбора редуктора:
момент на выходном валу
, Нм,
передаточное отношение редуктора
,
где число оборотов двигателя, об/мин;
радиус приводного барабана, м.
Нм
Ленточный конвейер 2Л100У может использоваться в заданных условиях для транспортировки горной массы и оборудоваться для транспорта людей.
3 откатка по горизонтальным горным выработкам
В соответствии с суточной производительностью шахты и протяженностью выработок принимается ширина колеи рельсового пути равной 600 мм. Для транспортировки горной массы по главным горизонтальным выработкам приняты секционные поезда типа ПС1,5, основные технические характеристики которых приводятся в табл. 3.1. Ориентировочно, исходя из неопасности шахты по газу и пыли и малой суточной производительности шахты (949 т), принят тип электровоза К10, основные технические характеристики выписаны в табл. 3.2.
Таблица 3.1 Техническая характеристика секционных поездов ПС1,5
Критерий |
ПС1,5 |
Емкость кузова, м3 |
1,5 |
Грузоподъемность, т |
1,8 |
Длина по буферам, м |
2000 |
Ширина кузова, мм |
950 |
Высота от головки рельса, мм |
1450 |
Жесткая база, мм |
1050 |
Диаметр колеса по кругу катания, мм |
300 |
Высота сцепки от головки рельса, мм |
|
Масса порожней вагонетки, кг |
Таблица 3.2 Техническая характеристика рудничного контактного электровоза К10
Критерий |
Параметры |
Сцепная масса, т |
10 |
Часовой режим: сила тяги, кН мощность двигателей, кВт скорость, км/ч |
18,0 231 12,2 |
Длительный режим: сила тяги, кН скорость, км/ч |
4,8 18,0 |
Тяговые двигатели: тип ток, А при часовом/длительном режиме напряжение, В |
ЭТ-31 142/62 250 |
Конструктивная скорость, км/ч |
24,4 |
Минимальный радиус кривой вписывания, м |
12,0 |
3.1 Транспорт по главным горизонтальным выработкам
3.1.1 Определение числа секций в составе по условию обеспечения сцепления колес электровоза с рельсами.
Масса порожнего состава по условию трогания с места на средневзвешенном подъеме без подсыпки песка определяется по формуле
, т
Масса груженого состава по условию трогания с места на средневзвешенном спуске без подсыпки песка определяется по формуле
, т
Масса груженого состава по условию трогания с места на средневзвешенном подъеме с подсыпкой песка определяется по формуле
, т
Масса порожнего состава по условию движения с постоянной скоростью на преобладающем подъеме без подсыпки песка определяется по формуле
, т,
где сцепная масса электровоза, т;
, коэффициент сцепления колес электровоза с рельсами соответственно без подсыпки песка и с подсыпкой 2, табл. П.4.8;
, удельное сопротивление движению соответственно порожней и груженой вагонетки 2, табл. П.4.9;
минимальное ускорение поезда при трогании с места, м/с2; м/с2;
удельное сопротивление движению по кривой.
Масса груженого состава по условию движения с постоянной скоростью на преобладающем подъеме в направлении ОКД без подсыпки песка:
, т
,
где , соответственно жесткая база вагонетки и ширина колеи рельсового пути;
коэффициент, учитывающий влияние загрузки вагонеток; для порожних вагонеток, для груженых;
коэффициент, учитывающий состояние рельсовых путей; рельсы сухие, рельсы мокрые;
радиус кривой, м.
т
т
т
т
т
Допустимая масса груженого и порожнего составов принимается по их минимальным значениям т и т.
Число секций в составе:
порожнем
груженом
где масса вагонетки, т;
масса груза в вагонетке, т.
, т
где емкость кузова вагонетки, м3;
насыпная плотность груза, т/м3
, т/м3,
где , соответственно насыпная плотность угля и породы м3т.
т/м3
т
Для дальнейших расчетов принимаем z = 17 секций.
Расчетная масса состав по принятому числу секций в составе:
, т
, т
т
т
3.1.2 Определение допустимой скорости движения по условию обеспечения тормозного пути
а) груженого поезда на средневзвешенном спуске
, км/ч
б) порожнего поезда на средневзвешенном подъеме
, км/ч
в) груженого поезда на преобладающем спуске
, км/ч
где длина тормозного пути, согласно ПБ; м для грузовых поездов, м для пассажирских поездов;
, удельная тормозная сила соответственно груженого и порожнего поезда, Н/кН:
, Н/кН
, Н/кН
Н/кН
Н/кН
км/ч
км/ч
км/ч
3.1.3 Проверка массы поезда по нагреву тяговых двигателей
Расчетное тяговое усилие на один двигатель электровоза при движении:
с груженым составом:
, Н;
с порожним составом:
, Н,
где коэффициент, учитывающий количество двигателей на электровозе; одна секция , две секции
Н
Н
По эмпирическим формулам для электровоза К10 (электродвигатель ЭТ31) определяем
, км/ч,
, А,
А.
км/ч
км/ч
А
А
Т.к. , принимаем км/ч
Т.к. , принимаем км/ч
Определим время движения электровоза с грузом и порожним составом:
, мин,
, мин
мин
мин
Вычислим время рейса:
, мин,
где время маневров под погрузочным пунктом, в ОКД и местах пересечения транспортных магистралей, мин; мин для ВДК и ПС, мин для вагонеток с глухим кузовом.
мин
Значение эффективного тока:
, А,
где коэффициент, учитывающий дополнительный нагрев двигателей при маневрах; для аккумуляторных электровозов, для контактных электровозов.
А
, причем разность между двумя значениями не превышает 10 %, количество секций в составе является оптимальным
3.1.4 Определение числа электровозов
Число электровозов
,
где число рейсов по перевозке людей, учитывается в случае, если рейсовые электровозы осуществляют перевозку людей;
коэффициент неравномерности работы откатки; ;
коэффициент использования сменного времени работы электровоза; ;
сменное время работы; часов.
Рабочее число электровозов
,
где дополнительное число электровозов (маневровые работы в ОКД), электровоза.
Инвентарное число электровозов:
,
где коэффициент инвентарности; .
****
Разработанный пласт угля имеет марку КР, который имеет цену по прейскуранту в долларах США 28 $ при золе 32,0 %, влаге 5,7 %, сере 2,2 %.
Цена определяется по формуле:
, грн./т,
5 ****
Экономическую оценку эффективности мероприятий по улучшению качества угля проводим с использованием интегрального показателя качества угля:
, грн./т,
где: плановая добыча угля за месяц, т;
расчетная оптовая цена 1 т угля, грн.;
себестоимость 1 т угля на участке, грн.;
частица общешахтной себестоимости 1 т угля, грн.
До принятия мероприятий:
грн./т
После принятия мероприятий:
грн./т
выводы
В результате проведения мероприятий интегральный показатель качества угля не изменится, следовательно, применение мероприятий по улучшению качества угля экономически не эффективно.
перечень ссылок
- Н.Д. Мухопад Рудничный транспорт и подъем. Учебное пособие для студентов горных специальностей Донецк: ДонНТУ, 2005. 50 с.
- Методические указания к курсовому проектированию по шахтному (рудничному) транспорту /Сост.: В.И. Морев, В.Ю. Доброногова Алчевск: ДГМИ, 2003. 86 с.
- Машины и оборудование для шахт и рудников: Справочник / С.Х. Клорикьян, М.А. Старичев, В.В. Сребный и др. 7-е изд. доп. М.: МГУ, 2002. 471 с.
- НПАОП 10.0-1.01-05. Правила безпеки у вугільних шахтах. К.: Вид. «Відлуння», 2005. 399 с.
Проект подземного транспорта