Социально-экономические проблемы развития ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) в контексте ноосферной парадигмы
Первый проректор Смольного института
Российской академии образования,
доктор экономических наук,
профессор А.А. Горбунов
(Санкт-Петербург)
Социально-экономические проблемы
развития ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия)
в контексте ноосферной парадигмы
(конспект доклада)
«Ноосфера <…> может иметь место только при широком развитии использования средств природы на благо государства, по существу народных масс».1
В.И. Вернадский
Этот тезис может быть положен в основу разработки значительной части мировых запасов полезных ископаемых в особенности угля, нефти и природного газа, расположенных в районах Крайнего Севера и Арктики. Существующие и потенциальные угрозы окружающей среде при освоении месторождений в этих районах становятся предметом все более пристального внимания со стороны общественности всего мира. К ним относятся возможные загрязнения водной и воздушной среды, включая разливы нефти, выпадение кислот, радионуклидов и тяжелых металлов с атмосферными осадками, нарушение ландшафта и изменение климата.
Любые изменения в экосистеме Северной и Арктической зоны влекут за собой изменение климата на большей части планеты, в том числе и за счет увеличения площади арктических пустынь, что в свою очередь влияет на скорость ветров, температуру окружающей среды и т.д. От бесконтрольного и нерационального использования природных ресурсов в одной из стран граничащих с Северным Ледовитым океаном, страдают все окружающие его территории. Это выражается как в снижении уровня жизни людей, в странах с сырьевой ориентацией экономики, так и в снижении всеобщего уровня безопасности жизнедеятельности. В связи с этим, выявление дополнительных территорий, нуждающихся в охране и недопущении зон экологического бедствия, а также создание новых подходов к природопользованию в районах Крайнего Севера и Арктики все чаще выносятся на повестку дня мировым сообществом. Промышленное освоение Северных территорий должно осуществляться с выполнением все более жестких требований по охране окружающей среды.
Этот вывод напрямую касается и такой северной страны как Россия, располагающей значительными запасами полезных ископаемых в регионах Крайнего Севера. Очевидно, что невозможно добиться устойчивого экономического развития всей страны, если отдельные регионы будут продолжать оставаться в роли сырьевого придатка, испытывать экологическую, а значит и социальную нагрузку от горнодобывающего производства, что создает условия для их экономического отставания от других регионов, блокирует становление действительно рыночных отношений. Эта проблема свойственна в основном ресурсным регионам Крайнего Севера России.
Чтобы эффективно развивать такую территорию с масштабной концентрацией полезных ископаемых, добыча которых составляет основу экономики республики, необходимо найти оптимальную форму ее участия в управлении природно-ресурсным потенциалом. По нашему мнению, основной целью такого участия является достижение регионального выравнивания за счет диверсификации экономики путем максимального использования эффекта от добычи природных ресурсов, ликвидации негативного влияния последствий горнодобывающего производства, копившихся десятилетиями в регионах Крайнего Севера и предотвращение их возникновения в дальнейшем.
Минерально-сырьевой комплекс Крайнего Севера формировался без учета экологически допустимых норм нарушения и загрязнения природной среды, экологического фактора и, следовательно, обеспечения должной безопасности жизни людей в процессе размещения производительных сил. Богатства полезных ископаемых Севера, размещенные на значительной территории (64% площади России), послужили причиной создания гигантских производственных комплексов, загрязняющих и ухудшающих среду обитания. Стремление освоить богатства Севера в возрастающих объемах привело к нарушению природных ландшафтов в связи с масштабной добычей полезных ископаемых открытым способом, к ошибочному решению строить гидроэлектростанции (ГЭС) на реках рыбохозяйственного значения, к числу которых относятся все реки этого региона, к транспортировке по ним нефти и продуктов ее переработки. В целях развития алмазодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) было проведено 12 подземных ядерных взрывов, часть которых были аварийными и сопровождались выбросом радионуклидов, в том числе плутония 239 и 240, цезия-137, стронция-90 на земную поверхность и в атмосферу.2
Основная природная особенность региона заключается в том, что восстановительные процессы в природе крайне замедлены вследствие исключительной суровости физико-географических условий, поэтому все формы антропогенного воздействия на природную среду северных районов оставляют в ней более глубокие следы, с более тяжелыми последствиями.
Особую озабоченность в этих условиях вызывает планируемое масштабное освоение нефтяных месторождений в Республике Саха (Якутия), так как именно добыча и транспортировка нефти во всем мире отнесена к категории загрязнителей глобального характера, тем более, что почти повсеместно нефтедобыча и транспортировка продуктов ее переработки сопровождается многократным нарушением стандартов качества окружающей среды.
Нет никакого сомнения, что успех экономических реформ на Крайнем Севере находится в прямой зависимости от производства и потребления электроэнергии, добычи и переработки природного газа, нефти, угля, золота, алмазов и т.д., осуществления мероприятий по созданию надежной топливной и энергетической базы. Однако не имеет смысла развивать и совершенствовать промышленный сектор экономики, если социально-экономическая отдача от такого развития является минимальной, а среда обитания окажется малопригодной для жизни человека. Поэтому любое государственное решение, касающееся масштабного освоения природных ресурсов Крайнего Севера, должно сочетаться с поиском и реализацией наиболее щадящих технологий добычи и переработки полезных компонентов, производства электроэнергии на основе глубокого анализа состояния экологии регионов с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, поиска эффективных путей управления минеральными ресурсами.
В условиях планово-централизованной системы хозяйствования Республика Саха (Якутия) являлась основным поставщиком сырья для народнохозяйственного комплекса страны. Роль сырьевого придатка способствовала одностороннему развитию промышленного сектора экономики республики, стержнем которого была и остается горнодобывающая промышленность. И только за последние годы в Республике Саха (Якутия) получила развитие перерабатывающая отрасль в алмазо-бриллиантовом комплексе, являющимся в данный период приоритетным в основных направлениях развития экономики республики и практически единственным донором для ее бюджета.
В начале 90-х годов на этапе суверенизации субъектов федерации в основу экономики Республики Саха (Якутия) была положена Концепция одной отрасли алмазодобывающей, которая, по мнению ее идеологов, должна была бы взять на себя роль «локомотива» и обеспечить республике полную экономическую независимость и самостоятельность. Однако этого не произошло, и объем продукции в виде сырья поставляемый республикой на внешние рынки продолжает оставаться выше соответствующих показателей любого из регионов Российской Федерации. Как показывают исследования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, ориентация на сырьевой комплекс в рыночных условиях эквивалентна консервации уровня жизни для подавляющего большинства населения.
На наш взгляд, пути возможного решения данной проблемы заключаются в определении оптимальной формы участия региональной власти в государственной системе управления природными ресурсами, позволяющей на этапе доступа к тому или иному месторождению ориентировать природопользователей на решение стратегических и экологических задач осваиваемых территорий. Основная задача региональной власти в таких условиях должна заключаться в том, чтобы природопользователь не только принял условия обязательного ведения восстановительных природоохранных мероприятий в районах своей деятельности, но и непосредственно участвовал в социально-экономическом развитии этих территорий.
Однако для того, чтобы действительно приступить к развитию реального сектора экономики регионам Крайнего Севера необходимо отказаться от сырьевой специализации базовых отраслей, определить внутренние экономические резервы, с учетом его специфики и новых экономических условий, чего до настоящего времени не сделано. На наш взгляд, этому в некоторой степени препятствуют три основных фактора: первый одностороннее развитие промышленного сектора экономики, ориентированного на добычу полезных ископаемых; второй удаленность промышленных объектов от развитой транспортной схемы, прямая зависимость от транспортных тарифов на транзит сырьевых ресурсов; третий монопольный характер производителя тепловой и электрической энергии, что приводит к постоянному росту и без того высоких цен на эту продукцию, обусловленных экстремальными климатическими условиями Крайнего Севера.
В числе нерешенных проблем для регионов Крайнего Севера остается и проблема выбора энергетической основы экономики, или какой энергоноситель будет положен в основу большой энергетики. В Энергетической стратегии России на период до 2020 г. отмечается, что России нужна концепция динамичного развития угольной энергетики в рамках финансовых возможностей страны и на основе достижений отечественной науки.3 Для Республики Саха (Якутия) такой вывод особенно актуален, так как ее финансовые возможности и незначительные собственные запасы нефти и природного газа не позволяют ей произвести перевооружение большой энергетики на эти виды топлива, а развитие гидроэнергетики напрямую связано с экологической опасностью всего региона Крайнего Севера. В этом случае роль нефти и газа в топливно-энергетическом балансе республики, как энергетической основы, должна быть минимально достаточной в целях экономного расходования стратегических ресурсов.
Примечания
1 Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А.Л. Яншин; АН СССР. М.: Наука, 1991. 270, [1] с.
2 Горбунов, А. А. Теория и практика развития ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) / А. А. Горбунов, А. Н. Быков. СПб.: Астерион, 2003. 130, [1] с.: ил. Библиогр.: с. 128-131.
3 Проблемы формирования и реализации новой энергетической стратегии России // Уголь. 2000. № 8. С. 11-12.
PAGE 1
Социально-экономические проблемы развития ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) в контексте ноосферной парадигмы