Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России

Королев Андрей Павлович

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Москва

Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России

Транснациональные корпорации стали одной из главных сил глобального рынка, который в настоящее время получает все большее распространение. Выделяется тенденция, при которой стратегия развития национальных экономик в значительной степени определяется характером и масштабом функционирования современных транснациональных корпораций, многие из которых распоряжаются средствами, превышающими размеры ВВП, а также госбюджет некоторых государств.

Принимая во внимание, что формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств и экономических агентов, в проекте Кодекса поведения ТНК, разработанного в ООН, понятие «ТНК» определяется как корпорация:

- включающая единицы в двух или более странах независимо от юридической формы и поля деятельности;

- оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один и более руководящий центр;

- в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими1.

Достигнув значительной мощи и влияния на рынках экономически развитых стран, западные транснациональные корпорации сейчас все активнее проникают на рынки развивающихся государств и стран с моделью «развивающиеся рынки», в том числе и России. В период с 2003 по 2008 гг. до начала мирового экономического кризиса доля развивающихся государств в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций увеличилась до 43%. Отчасти такое изменение в структуре притока капитала связано со значительным сокращением притока ПИИ в развитые страны, их доля сократилась в 2008 г. на 29% и достигла 962 млрд. долл. Рыночные и переходные экономики, напротив, увеличили привлечение ПИИ на 17% с 2007 по 2008 гг. Растет приток иностранного капитала и в Россию как типичного представителя страны развивающихся рынков. США по-прежнему остается первой страной-получателем ПИИ (378 млрд. долл.). Россия также пополнила группу лидеров, получив в 2008 г. 70 млрд. долл. и заняв пятое место, обогнав в этом рейтинге такие страны как: Испания, Гонконг, Бельгия и Австрия. РФ не только привлекает иностранный капитал, но и активно его инвестирует за рубеж – в 2008 году в списке международных инвесторов страна заняла 12 место с объемами инвестирования 52 млрд. долл.

Практика международного бизнеса второй половины XX – начала XXI вв. свидетельствует о том, что ключевыми субъектами, определяющими масштабы прямых иностранных инвестиций, являются транснациональные корпорации, которые рассматривают вывоз капитала и его эффективное размещение за рубежом как основу своего дальнейшего экономического процветания.

Понятие «прямые иностранные инвестиции» включает в себя три компонента:

  1. акционерный капитал – покупку прямым зарубежным инвестором доли иностранной фирмы;
  2. внутрифирменные займы и долговые сделки между материнской компанией и ее зарубежными филиалами и дочерними компаниями;
  3. реинвестированные доходы.

Среди основных факторов, определяющих возможность и размеры ПИИ транснациональными корпорациями можно выделить2:

  1. Технологическое лидерство: осуществляя прямое инвестирование за рубеж, корпорация стремится удержать контроль над ключевой технологией, обеспечивающей ей конкурентные преимущества в отрасли.
  2. Преимущества в квалификации рабочей сил, которые можно измерить средним уровнем оплаты труда. Соответственно чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем выше уровень объем ее прямых инвестиций за рубеж.
  3. Преимущества в рекламе, отражающие накопленный опыт международного маркетинга.
  4. Экономия на масшабах. Чем больше объем производства корпорации, ориентированный на внутренний рынок, тем больше объем ПИИ корпорации.
  5. Степень концентрации производства, с ростом которой объем прямых иностранных инвестиций ТНК возрастает.
  6. Обеспеченность природными ресурсами. Соответственно чем выше потребность ТНК в конкретном природном ресурсе, тем больше объем экспорта ее прямых инвестиций в ту страну, где имеется данный ресурс.
  7. Сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания компании в непосредственной близости от него.
  8. Преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольной корпорации компании на территории данной страны.

Следует заметить, что ПИИ, осуществляемые ТНК в экономику конкретной страны, могут воздействовать на нее весьма противоречиво. Можно выделить как позитивные, так и негативные черты такого воздействия. К позитивным можно отнести:

  • создание дочерних компаний и филиалов ТНК способствует росту объема капиталовложений в экономику, росту производительности труда и уровня занятости;
  • содействие передаче технологий, торговых марок, патентов и лицензий, а также управленческих и маркетинговых навыков;
  • обеспечение экспортной диверсификации: ТНК часто используются в качестве каналов перемещения товаров из одной страны на рынки других государств;
  • содействие росту конкурентоспособности принимающей экономической системы;

В числе негативных последствий ПИИ транснациональных корпораций в конкретную национальную экономику можно выделить:

  • потеря контроля со стороны местных компаний над национальным производством и формированием стратегии национального развития;
  • вытеснение внутренних капиталовложений иностранными инвестициями и вытеснение с национального рынка отечественных компаний транснациональными корпорациями;
  • ухудшение состояния платежного баланса принимающей страны, если производство филиалов потребует значительного увеличения объемов импорта. При этом негативный эффект будет тем сильнее, чем больше данное производство будет ориентировано на внутренний, а не экспортный рынок;
  • потери национальной экономики в случае, когда объем вывезенного из страны капитала превысит объем вложенных в национальную экономику прямых зарубежных инвестиций3.

Отношения ТНК с развивающимися странами, в том числе и России, могут складываться достаточно сложно. Это обусловлено частым несовпадением и экономических интересов. В ряде случаев ТНК могут внести определенный вклад в развитие данной группы стран (например передача технологий производства в некоторых отраслях, содействие превращению развивающихся стран из экспортеров сырья в продавцов готовой продукции, ускорение процессов технологических инноваций, увеличении занятости населения и т.д.). Однако практика взаимоотношений ТНК с развивающимися странами демонстрирует также и значительное число фактов негативного влияния транснационального капитала на экономику соответствующих принимающих государств. Среди основных причин подобного влияния можно выделить:

  1. опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;
  2. возможность жесткой конкуренции со стороны ТНК местным компаниям;
  3. противодействие реализации экономической политики в странах базирования;
  4. нарушение законодательства страны пребывания. Например, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК обходят национальное законодательство, укрывая доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
  5. установление монопольных цен и диктат условий, ущемляющих интересы развивающихся стран;
  6. устойчивое положение транснациональных корпораций дает им возможность более решительных мер в случае кризисов – закрытие предприятий, сокращение производства, что ведет к безработице и другим негативным явлениям.

Очевидно, что в интересах каждого национального государства является увеличение положительного эффекта от деятельности ТНК на территории данного государства и уменьшение негативных последствий такого присутствия. Эта цель может быть достигнута путем создания нормативно-правовой базы для деятельности ТНК на территории данного государства.

Рассмотрим некоторые меры защиты на примере Российской Федерации.

  • Согласно российскому законодательству относительно аффилированных лиц, каждой офшорной компании выгодно владеть не более чем 20% акций российской организации. В таком случае офшорная компания не является аффилированным лицом и, следовательно, не обязана раскрывать информацию о своих владельцах. Но при этом возникает проблема снижения инвестиционной привлекательности компании - реципиента инвестиций, так как потенциальные инвесторы, которые готовы вложить деньги в данную организацию, опасаются инвестировать, ввиду того, что они не знают, кто именно определяет решения, принимаемые такой компанией.
  • Количественное ограничение для иностранных инвестиций в российской экономике присутствует в страховании, банковской сфере, собственности на природные ресурсы, на транспорте и в организациях оборонной сферы. Так, иностранное участие ограничено долей в 25% в аэрокосмической промышленности, 25% - в электроэнергетике, 11% - в добыче природного газа, 12% - в банковской сфере, полностью запрещается участие иностранного капитала в страховании жизни и обязательном страховании, в остальных отраслях страхования допускается 15% присутствия иностранного капитала. Осуществляя вложение средств, иностранный инвестор должен зарегистрировать свои инвестиции в Центральном банке, за исключением случаев дополнительных инвестиций или инвестиций в иностранной валюте.
  • В марте 2006 г. правительство России ввело список стратегических отраслей (39 отраслей, включая металлургическую и электроэнергетику), в которых ограничивается присутствие иностранного капитала. Доля государства или иного внутреннего инвестора в компаниях данных отраслей должна быть от 25 до 50% плюс одна акция. Таким образом, не допускается обладание блокирующего или контрольного пакета акций иностранными инвесторами.
  • Для ограничения присутствия иностранного капитала в стратегических отраслях используются и косвенные методы. Так, например, ужесточение природоохранных стандартов увеличило давление на иностранных инвесторов, вынуждая их продавать свои вложения местным инвесторам. Примерами этого могут служить такие случаи, как вынужденная продажа "ТНК - ВР" пакета акций (62,9%) проекта разработки Ковыктинского месторождения в Сибири "Газпрому" в июне 2006г., или ситуация с проектом "Сахалин-2", когда нефтяная компания "Shell" отказалась от участия в 22-миллиардном проекте в пользу "Газпрома" в декабре 2006 г.

В ускоряющихся процессах глобализации России необходимо стать равноправным участником мирового рынка товаров и услуг, ровно как и мирового рынка капитала. Наша страна встала на путь привлечения иностранных инвестиций с 1987 г., при этом особое внимание уделялось и уделяется прямым иностранным инвестициям, т.к. они позволяют привлекать не только финансовые средства, но и современные технологии, способствуют экспорту и, в отличие от кредитов, не требуют возвращения4. К сожалению, прямые инвестиции не являются основным видом вложений иностранного капитала в Россию. Так, в 1999 г. их доля составляла 44,6 процентов, но в 2000 г. и 2001 г. вновь снизилась и составила в 2001 г. лишь 27.9%. Следует заметить, что к 2007 г. по сравнению с 2000 и 2001 гг. объем прямых инвестиций в Россию вырос в 19 раз и достиг 52,5 млрд. долларов, хотя в процентном соотношении доля ПИИ к общему объему иностранных инвестиций увеличилась не сильно, достигнув в 2007 г. лишь 37,5%5.

Изучение предпринимательской деятельности ТНК в России как хозяйствующих субъектов необходимо для того, чтобы определить:

  • позиции ТНК в российской экономике и планы их действий;
  • российскую политику по отношению к ТНК;
  • пути совершенствования правовой основы хозяйственного взаимодействия;
  • механизм повышения конкурентоспособности России, в частности, на основе сотрудничества с ТНК и одновременно противодействия негативным последствиям их предпринимательской активности.

Особенность предпринимательской деятельности ТНК на территории России можно рассмотреть на примере нефтяных транснациональных корпораций, как наиболее характерных (в числе 10 крупнейших компаний мира по объемам капитализации в 2008 г. выступали 6 компаний из этого сектора6) в том числе Royal Dutch / Shell group, являющейся одной из крупнейших мировых ТНК:

  • применение механизма стратегических соглашений между собой и крупнейшими российскими корпорациями (соглашение о стратегическом партнерстве между «Шелл» и «Газпромом»);
  • использование механизма российского закона о разделе продукции, воздействие на госструктуры по вопросам совершенствования российского законодательства;
  • дозированное инвестирование в российскую добычу нефти, заключение договоров о переработке нефти в России в целях продажи нефтепродуктов российскому потребителю (совместный проект Shell, Газпрома и Mitsubishi– Сахалин-2);
  • экспансия на российском рынке горюче-смазочных материалов;
  • проникновение в российскую систему автозаправочных станций (открытие дочерней компании «Шелл АЗС» в Санкт-Петербурге).

Принимая меры по привлечению иностранно капитала, Россия должна всячески способствовать и укреплению национального капитала с целью укрепления его позиций в мире. Место высокоразвитой державы в глобальной экономики требует от России серьезных изменений в структуре отечественного бизнеса. Соответственно наряду с государственным регулированием деятельности корпораций внутри страны, целесообразно принять особые меры для создания, обеспечения и продвижения интересов отечественных ТНК, которые располагают свои штаб-квартиры в данной стране. Так России следует уделить большее внимание вопросам развития отечественных ТНК, выходящих на международные рынки и содействовать формированию устойчивого политического и экономического поля для отечественных ТНК в других странах.

Исторически формирование и развитие российских международных корпораций осуществляется двумя путями:

1) образование мощных национальных корпораций, чисто российских фирм и финансово-промышленных групп, с последующей их экспансией на мировом рынке:

2) создание транснациональных фирм и ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран СНГ7.

Первоначально определенное предпочтение отдавалось второму подходу. Это можно объяснить как нехваткой собственных средств и возможностей, так и тем, что создание таких компаний способствовало поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Для поддержки данной тенденции в рамках содружества межгосударственным экономическим комитетом стран СНГ была разработана Конвенция о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Нельзя сказать, что в рамках второго подхода создание транснациональных корпораций шло успешно, т.к. в процессе рыночных реформ, в том числе и приватизации, даже имевшиеся зарубежные связи наших предприятий были утеряны. Сейчас о транснационализации основной массы крупных российских машиностроительных компаний речи пока нет, т.к. в виду сокращения объемов производства средств на капиталовложения за рубежом у таких компаний нет.

Однако в настоящее время активно идет процесс транснационализации компаний экспортно-сырьевой направленности, в том числе и топливно-энергетических. Так, успешно прошел процесс транснационализации «Газпрома» и «Лукойла». «Газпром» успешно участвует в создании газораспределительной сети в Германии, в реализации проекта «Голубой поток». «Лукойл» имеет зарубежные предприятия, в том числе и на рынке США. Сейчас обе компании входят в список 500 крупнейших мировых корпораций.

Учитывая тенденции глобализации, крупные российские компании должны стать транснациональными корпорациями, рассматривающими в качестве сферы своей деятельности весь мир и имеющими за рубежом первоначально сеть сбыта и технического обслуживания, а потом и производственные предприятия. Это должно относиться не только к топливно-энергетическим и металлургическим компаниям, но и к машиностроительным, химическим и т.д.

Реализации такой задачи может способствовать развитие активного сотрудничества между отечественными промышленными компаниями с зарубежными на основе специализации и кооперации, создание в случае необходимости совместных компаний и вступление в стратегические альянсы.

Подробно рассмотрев факторы влияния деятельности ТНК на экономику России, можно сделать вывод, что достижение положительного эффекта от деятельности транснациональных корпораций на территории страны возможно лишь при соблюдении следующих условий:

  • ПИИ способны оказать положительно влияние на экономику России только при наличии четкой правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами и грамотной политики по привлечению и эффективному использованию иностранных инвестиций.
  • Должна присутствовать четкая программа и продуманная политика взаимодействия с глобальными компаниями, осуществляющими финансовые вливания с страну, т.к. приток ПИИ может крайне негативно повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.
  • Необходимо развивать высокую степень конкуренции в тех отраслях национального производства, в которые приходят или планируется приход иностранных ТНК.

В целом влияние зарубежных ТНК на экономику России можно охарактеризовать как крайне противоречивое. Несмотря на значительные по российским меркам прямые инвестиции в широкий круг промышленных отраслей, главной целью ТНК в России стали не инвестиции в производство, а прорыв на российский рынок сбыта с продукцией, которая производится предприятиями ТНК в третьих странах. Инвестиции вносятся прежде всего в сферу обращения. В России ТНК постепенно захватывают не только внешнюю, но и внутреннюю оптовую и даже розничную торговлю. Предпринимаются энергичные попытки формирования в России постоянного и широкого спроса преимущественно на импортированную продукцию. Однако можно подчеркнуть неоднозначность ТНК и в этом вопросе. Среди них есть и такие, которые, придерживаясь вышеназванной стратегии, все же осуществляют прямые иностранные инвестиции непосредственно в отечественное производство. Это особенно характерно для нефтяных ТНК.

1 Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс, М., 2004. С. 382.

2 Михайлушкин А.И. Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. М., 2005. С. 44.

3 Указ соч. С. 45.

4 Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В.П. Колесова. М., 2002. С. 434.

5 По данным Госкомстата России за 1999 - 2007 гг. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/pl-bl.xls)

6 Список 500 крупнейших компаний журнала «Fortune» за 2008 г.

7

PAGE 1

Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России