Необходимость экономической интеграции государств СНГ в условиях мирового кризиса
Аветян Ишхан Мартикович
ТГТУ, город Тверь
Необходимость экономической интеграции государств СНГ в условиях мирового кризиса
Планомерное развитие экономики бывшего СССР как единого народнохозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции.
Этот комплекс включал в себя в качестве неразрывных составных частей экономику всех союзных республик и был основан на глубоком разделении труда в обшественном производстве.
Все секторы и сферы экономики функционировали в системе разветвленных хозяйственных связей,в условиях глубокой специализации и кооперирования производства к характеру природных условий и ресурсному потенциалу республик.
Кардинальное изменение условий деятельности хозяйствующих субъектов бывших республик Союза ССР не могло не повлиять на изменение характера и темпов экономического развития стран-членов образовавшегося на его территории Содружества Независимых Государств.
Таким образом распад единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза не мог не вызвать серъезнейшие негативные последствия.
Вряд ли отклоняются от истины расчеты,согласно которым до двух третей общего падения производства в странах СНГ вызвано разрывом взаимных экономических и технологических связей между ними.
В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его кардинального реформирования, по прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной, плохо управляемой бюрократической структурой.
Государствам СНГ необходимо создать новую модель интеграции, в проекте должно быть формирование единого экономического пространства.
В мировой экономической науке в качестве естесственных предпосылок международной экономической интеграции называют следующие фекторы: географическая близость национальных хозяйственниых комплексов, достаточно высокая степень исторически сложившейся их взаимодополняемости, отсутствие значительных различий в уровнях экономического развития, преобладание в каждой стране однотипных производственных отношений.
Вряд ли вызовет сомнение утверждение о том, что на сегодняшний день страны СНГ все еще полностью удовлетворяют указанным предпосылкам.
Интегрироваться бывшим союзным республикам необходимо не столько со всем миром, сколько друг с другом, разумеется, на новой основе.
Сегодня государства в различных регионах мира все больше стремятся к объединению своих ресурсов и действий-вплоть до полной координации политики-для того,чтобы создать благоприятные условия для экономического процветания и политической стабильности.
Согласившись на добровольную уступку часто своих суверенных полномочий в пользу межгосударственных объединений и их координационных органов,внушительных экономических успехов добились даже те страны,которые на протяжении столетий относились друг к другу как противники.
Объективный характер процесса интеграции виден уже из его масштабов.
Сейчас он развивается практически на всех континентах и субконтинентах и охватывает все растушее число государств,причем крайне различных по степени экономического развития и политической мощи.
Каковы цели,которые должны поставить перед собой члены вновь образуемого интеграционного сообщества на территории бывшего СССР? Очевидно,что главной целью экономического сотрудничества государств СНГ должно стать достижение эффективного использование преимуществ международного разделения труда,специализации и кооперирования производства для обеспечения их устойчивого экономического развития,направленного на существенное повышение жизненного уровня населения.
На мой взгляд не вызывает сомнения и постановка такой цели,как обеспечение экономической и экологической безопасности государств Содружества, минимизация экономических и военных угроз со стороны других государств и интеграционных сообществ.
Курс стран-членов СНГ на открытую экономику отвечает их стратегическим интересам и позволяет добиться роста экономической эффективности национального производства на основе достижения его оптимальных масштабов и структуры.
К стратегическим целям я бы отнес,так же, обеспечение свободного доступа к товарным,трудовым,фондовым рынкам и информации,создание действенной системы поддержки и взаимовыгодного использования стратегических ресурсов, транспортных артерий, портов, коммуникаций: осуществление структурно-технологической перестройки национальных хозяйств в целях существенного повышения эффективности производства:развитие трудового и интеллектуального потенциала.
Но есть и отрицательные последствия, которые могут быть вызваны переходом к открытой экономике вообще, а тем более в условиях экономической несбалансированности и нестабильности национальных хозяйств.
Приток иностранных товаров способен разорить целые отрасли национальных производств, привести к образованию многомиллионной армии безработных.
К такой политике может прибегнуть страна, достаточно развитая, способная пожертвовать некоторыми своими производствами в надежде на расширение экспортных секторов экономики.
Поэтому процесс открытия внутреннего рынка должен идти постепенно по мере созревания соответствующих предпосылок в отдельных отраслях экономики.
Вывод здесь может быть один: открывать рынок стран членов СНГ, на котором абсолютное большинство производителей не выдержат конкуренции с иностранными компаниями, следует постепенно, одновременно стимулируя участие отечественных производителей в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Здесь надо решать проблему экономической безопасности государства, которое означает такую организацию внутренней и внешней экономической деятельности, при которой имеют место гарантии от нарушения экономической самостоятельности страны и, соответственно, относительная устойчивость развития национальной экономики.
Для решения проблемы национальной экономической безопасности необходимо поддержание такого уровня и структуры национального производства, которые обеспечивали бы возможность приспособления экономики к изменяющимся мировым хозяйственным условиям без угрозы появления долговременной односторонней зависимости от внешних факторов экономического развития.
Решение указанной проблемы может быть достигнуто с помошью межгосударственной экономической интеграции,способствующей взаимодополняемости экономики государств участников СНГ в целом ускорению их развития.
Несомненно и то,что одной из целей создания интеграционного сообщества стран СНГ должно стать создание стимулирующих условий объединения инвестиционных ресурсов государств Содружества для организации высокоэффективного конкурентноспособного производства,развития производственной специализации и кооперирования.
Для достижения этих целей государствам СНГ надо решить целый комплекс задач, связанных с укреплением и развитием общего рынка, созданием режима наибольшего благоприятствования для товаропроизводителей из государств Содружества, повышением эффективности внешнеторговой политики, обеспечением сбалансированных пропорций между сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
В связи с этим необходимо добиться гармонизации национального законодательства, правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, решить проблему обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами участниками СНГ.
В данном контексте представляется необходимым использование положительного интеграционного опыта ЕС в той его части, которая не вступала бы в противоречие с национальными особенностями группы госудаств, образовавших СНГ.
В условиях мирового кризиса необходимо предпринимать совместные шаги по преодолению ее последствий.
В каждой из стран-участниц ЕврАзЭС сейчас вырабатывается и реализуется свой план антикризисных мер. Вместе с тем важно, что мы нацелены на координацию усилий и готовы к совместным действиям по преодолению негативных последствий этого кризиса.
В условиях валютного кризиса, который разразился в Соединенных Штатах и теперь уже перекинулся на Европу, мы должны внимательно следить за происходящими событиями, своевременно реагировать. В этой связи хотел бы отметить необходимость в дальнейшем углублении валютной интеграции, в том числе, посредством создания валютного пула и расширения использования российского рубля во взаимных расчетах.
При этом есть все условия для того, чтобы в рамках платежного союза было учтено особое положение российского рубля как денежной единицы страны, не только наиболее сильной в экономическом отношении, но и всего дальше продвинувшейся в реформировании своей экономики, введении внутренней конвертируемости рубля. Если послевоенной Европе в качестве базовой единицы платежного союза пришлось использовать валюту третьей страны (доллара), то страны СНГ вполне реально могут прибегнуть в этих целях к рублю.
На мировом уровне необходимо углубить межрегиональные и межконтинентальные интеграционные процессы,усиливающие единство и целостность мирового сообщества.
Это позволило бы сосредоточить ресурсы человечества на решающих приоритетных направлениях борьбы с кризисом.
На повестку дня встал вопрос о выработке новой модели интеграции в СНГ.
Необходимо стремиться к тому,чтобы уже реализуемые на постсоветском пространстве или намечающиеся проекты сотрудничества транспортно-транзитного и энергетического характера сосредоточить в рамках одной организации.
Это позволило бы избежать нынешней ситуации,когда международные проекты с участием стран СНГ воспринимаются как альтернативные российским проектам и наоборот.
Для финансирования крупных региональных инициатив в сфере экономики и содействия инновационному развитию целесообразно создать <Банк развития СНГ>.
Для России представляется целесообразным подробнее изучить недавнюю инициативу ЕС по созданию Инвестиционного фонда соседства для восточноевропейских и южнокавказских соседей в СНГ.
В рамках российской политики соседства есть возможности активизировать проект ЕЭП в качестве своеобразного стыковочного проекта по сотрудничеству России и стран СНГ с Евросоюзом.
Это соответствует стратегии формирования общеевропейского экономического пространства между РФ и ЕС.
Сотрудничество в треугольнике Россия-ЕС-СНГ способно снизить уровень конфронтации между Россией и странами ГУАМ, усилить региональную интеграцию на Южном кавказе.
Экономическая составляющая ГУАМ и ЕЭП во многом совпадает,если рассматривать перспективы ЕЭП не как таможенного союза,а как единого пространства для бизнес-проектов в энергетике и транспорте.
Важной проблемой практической политики России в СНГ остается нехватка управленческих кадров и центров стратегического планирования.
По видимому, нужны специализированные научные учреждения, занимающиеся подготовкой внешнеполитической элиты для работы именно на данном направлении.
Без создания действенных структур по управлению интеграционными процессами, обладающих существенными полномочиями, странам СНГ не удастся образовать эффективного экономического сообщества.
Исторически сложившийся единый народнохозяйственный комплекс СССР представлял собой систему с такой высокой степенью целостности,которая исключала эффективное функционирование какой-либо его части в автономном режиме.
Глубочайший экономический кризис,переживаемый сегодня всеми странами СНГ,в огромной степени связан с разрушением этой целостности.
Никто не посмеет отрицать, что мы живем в эпоху перемен, размах и скорость которых постоянно нарастает.
Последние два-три десятилетия показали,что следующий век неизбежно будет веком интеграции,любое государство для достижения весомых экономических результатов должно будет интегрироваться с другими,даже если речь идет о большом государстве.
Каким бы многообразным и противоречивым ни было мировое пространство,каждое государство должно стремиться к интеграции с ним. Глобализация и перераспределение ресурсов на наднациональном уровне становятся единственно верным путём дальнейшего развития человечества,особенно в условиях мирового кризиса.
18-летний опыт существования СНГ, при всей его сложности и неоднозначности, свидетельствует о том, что разумной альтернативы коллективному взаимодействию в решении этой задачи не существует.
Таким образом, увеличение сроков создания интеграционного сообщества и формирования ЕЭП в СНГ обратно пропорционально его будущей эффективности.
Необходимость экономической интеграции государств СНГ в условиях мирового кризиса