Развитие туризма в байкальском туристическом регионе и оценка его экономического влияния
Н. В. Царева, аспирантка кафедры «Мировая экономика»
«Байкальского государственного университета экономики и права», г. Иркутск
развитие туризма в байкальском туристическом регионе и оценка его экономического влияния
Для развития туризма на озере Байкал с целью координации деятельности по различным аспектам и направлениям развития представляется целесообразным создание единого туристического региона «Байкальского туристического региона», основанного на межрегиональных связях в сфере туризма. Туристы, посещающие озеро Байкал, рассматривают его как единый туристический объект независимо от того, в каком субъекте РФ они при этом находятся в Иркутской области или в Республике Бурятия. Байкальский туристический регион можно определить как акваторию озера Байкал с прилегающими к ней районами со всей существующей на их территории туристической инфраструктурой.
При этом озеро Байкал административно находится на территории двух регионов (субъектов РФ) Иркутской области и Республики Бурятия1.
Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристическим ресурсам.
Необходимость введения понятия «Байкальский туристический регион» связана с осуществлением дальнейших разработок в области освоения данной территории как туристического объекта.
Стратегической целью всего региона является обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговых организаций), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона.
В рассматриваемом случае понятие «Байкальский туристический регион» совпадает с понятием «дестинация», обозначающим географическую территорию, обладающую определенной привлекательностью для туристов.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят пять российских природных объектов: девственные леса Коми, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ и озеро Байкал, 60% побережья которого находится на территории Республики Бурятия, 40% - на территории Иркутской области.
Возможность интеграции двух регионов определила необходимость разработки единого сценария развития туризма, основанного на принципе устойчивого развития региона. Кроме того, федеральным законом «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 01 мая 1999 г. определены характеристики Байкальской природной территории с особым режимом природопользования, предусматривающим приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера и окружающих его природных ландшафтов.
В федеральном законе «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория определена как территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру, его водосборная площадь в пределах РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него. Она охватывает площадь более 386 тысяч км2 в пределах 3-х субъектов РФ: Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
Построение сценария развития туризма выполнено с учетом экологического зонирования Байкальской природной территории.
Основой определения приоритетных видов туризма в Байкальском туристическом регионе явились предложенные Антиповым А. Н. (Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН) формы рекреационного использования территории.
Рекреационное использование территории характеризуется тремя основными параметрами: площадью рекреационного воздействия, интенсивностью и продолжительностью рекреационного воздействия. В этих измерениях различаются несколько видов рекреационного использования территории. По форме они могут быть разделены на линейные (маршрутные) и площадные (стационарные), по функциональному признаку целесообразно различать лечебно-оздоровительные местности, курортные местности, зоны спортивно-оздоровительного и массового отдыха, территории познавательного и экологического туризма, зоны маршрутного (водного, пешего, лыжного) туризма2.
На основе выделенных форм рекреационного использования территорий определены следующие приоритетные виды туризма в Байкальском туристическом регионе:
спортивный;
экологический;
познавательный;
лечебно-оздоровительный;
экскурсионный;
горнолыжный;
круизный;
водный
лыжный
религиозный.
Необходимо отметить, что в «Стратегии развития туризма до 2010 год», принятой Федеральным агентством по туризму обозначены виды туризма, представляющие особый интерес для развития въездного туризма в России. К ним относятся: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).
Таким образом, выделенные приоритетные для развития виды туризма в Байкальском туристическом регионе на основе рекреационного использования территорий вписываются в общую концепцию развития туризма в РФ.
По уровню туристического предложения, учитывающего неравномерность распределения туристических ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристической инфраструктуры и кадрового потенциала, Федеральное агентство по туризму распределяет районы страны следующим образом:
- регионы с высоким уровнем развития туристского продукта Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
- регионы со средним уровнем развития туристского продукта Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;
- регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Республика Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.
Построение сценария развития «Байкальского туристического региона» может выступать основой разработки единой программы развития туризма в Байкальском туристическом регионе. В процесс создания такой программы необходимо ввести обязательную оценку эффективности ее реализации. Таким показателем должна стать оценка влияния туризма на экономику региона.
Международный опыт оценки экономической роли туризма закреплён в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связан с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента сателлитных (вспомогательных) счетов. С 2000 года сателлитные счета туризма внедрены в таких активно развивающих туризм странах, как Франция, Испания, Австрия, Канада и др. Всего они используются более чем в шестидесяти странах мира.
Внедрение сателлитного счета туризма является методологической и методической основой для формирования современной статистики туризма как для страны, так и для регионов (субрегионов) рекреационно-туристской специализации.
Однако в подавляющем большинстве попытки тестирования методологических разработок ограничены использованием информационных массивов со стороны предложения туризма, что ограничивает возможность применения ССТ на данном этапе.
Использование метода «затраты-выпуск» предполагает наличие межсекторных данных по экономике рассматриваемого региона, которые в данный момент недоступны, следовательно, мы не можем воспользоваться этим методом.
Метод туристического мультипликатора является наиболее приемлемым способом оценки влияния туризма на экономику региона на данном этапе развития статистики туризма.
Мультипликатор туризма это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится валовой региональный продукт в результате увеличения или сокращения расходов туристов.
Мультипликативное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной доход, полученный от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуги и товаров.
Существует достаточно много методик расчета мультипликативного эффекта в туризме. Наибольшее распространение они получили в США и странах ЕС, и используются для оценки совокупного экономического эффекта от туризма для конкретной территории и для обоснования принимаемых стратегических решений в области развития туризма и туристской инфраструктуры.
Институтом экономики Карельского научного центра РАН была предложена и апробирована упрощенная методика оценки мультипликативного эффекта, основанная на выявлении доли туризма в ВРП.
Данная методика основана на понятии совокупного дохода от туризма как основного показателя, позволяющего судить об экономическом влиянии туризма на экономику региона.
Под совокупным доходом понимается совокупность ежегодных прямых и косвенных выгод, получаемых регионом от туристической деятельности, выраженных в стоимостном виде.
Косвенные доходы от туризма представляют собой денежные средства, затраченные туристическими фирмами, самими туристами, предприятиями туристской инфраструктуры региона на приобретение производственного оборудования, потребительских товаров и услуг у предприятий, не относящихся к туристической индустрии. Кроме того, косвенными доходами от туризма для региона является лишь та часть затраченных денежных средств (прямых и общих затрат), которые не уходят за его пределы. Оценить косвенные доходы от туризма позволяет методика определения мультипликатора для сопоставления вклада отраслей в развитие экономики региона.
В целях оценки совокупного дохода от туризма используется следующая формула3:
, где
М совокупный доход (прямой и косвенный, с учетом мультипликативного эффекта) от туризма в регионе;
- объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедший в ВРП региона (прямой экономический эффект от туризма);
- часть выручки от туризма, оказывающая влияние на ВРП (объем ВРП, вызванный заказами туризма);
- объем услуг (выручка) туризма в стоимостном выражении;
- объем затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для обслуживания туристов, у других предприятий (себестоимость турпродукта);
- валовой региональный продукт;
Х валовой общественный продукт;
R коэффициент, отражающий степень замкнутости экономики региона и отражающий связь двух последовательных кругов обращения средств, вырученных от туризма в регионе.
Основой расчетов служит оценка объема средств , вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедших в ВРП региона (прямой экономический эффект от туризма). Это показатель расходов туристов, произведенных на рассматриваемой территории.
При расчете мультипликатора туризма необходимо выполнить оценку расходов туристов. С учетом региональных особенностей предлагаем оценивать расходы туристов по методике, состоящей из пяти этапов:
- выделение видов туризма, характерных для оцениваемого региона;
- определение количества туристов по каждому виду туризма;
- определение продолжительности пребывания туристов в зависимости от вида туризма;
- оценка затрат туриста в течение 1 дня в зависимости от типа туризма, по следующим направлениям:
- проживание;
- питание;
- экскурсии;
- дополнительные расходы;
- общая оценка туристических расходов туристов.
Используя вышеуказанную методику оценки туристических расходов получены следующие результаты расчетов объем расходов туристов в 2005 г. равен 3 248 млн. руб., в 2006 г. 3 651 млн. руб., в 2007 г. 5 859 млн. руб. Размер валового регионального продукта (ВРП) в Иркутской области в рассматриваемых годах составлял 258 095,5 млн. руб.; 323 307,5 млн. руб.; 393 000 млн. руб. При этом доля туризма в общем объеме ВРП прямой эффект составила 1,26%; 1,13% и 1,5% соответственно. По данным территориального органа службы государственной статистики Иркутской области прямые доходы от туризма в 2005 г. составляли 0,1% от ВВП, в 2006 г . 0,2%.
Совокупный валовой доход от туризма в Иркутской области в 2005 г. составил 3 674,54 млн. рублей, в 2006 г. 4 196,46 млн. руб. Это соответствует 2,1% и 2% от ВРП области соответственно.
Мультипликативный эффект составил 1,37 в 2005 г. и 1,3 в 2006 г., то есть 1 руб., потраченный туристами, дал 37 и 30 копеек косвенного дохода соответственно.
Совокупный доход от туризма в 2005 г. Байкальского туристического региона составил 4 163,65 млн. руб., это 1,21% от общего объема ВРП Байкальского туристического региона. Мультипликативный эффект составил 1,13, то есть 1 руб., потраченный туристами, дал 13 копеек косвенного дохода.
В 2006 г. совокупный доход от туризма в Байкальском туристическом регионе составил 4 682,90 млн. руб., что составляет 1,13% от ВРП Байкальского туристического региона. Мультипликативный эффект равен 1,15.
Управление развитием Байкальского туристического региона возможно в двух направлениях:
1) координация механизма управления со стороны государства;
2) использование механизмов самоорганизации.
Первый вариант подразумевает создание органа принимающего решения. Им мог бы стать «Межрегиональный совет по туризму», в состав которого должны войти:
- губернатор Иркутской области;
- президент Республики Бурятия;
- руководители Агентств по туризму этих двух субъектов;
- руководители СЭЗ «Ворота Байкала» и СЭЗ «Байкальская гавань»;
- представители туристического бизнеса.
Предполагается, что данный Совет должен координировать работу входящих в его состав комитетов по развитию отдельных видов туризма, совета по созданию единого туристического пространства, совета по нормативно-правовому регулированию, совета по унификации норм статистического учета, совета по маркетингу и совета по развитию инфраструктуры.
Функционирование Байкальского туристического региона возможно и на основе принципа самоорганизации, который предполагает координацию деятельности всех субъектов туристической индустрии, что является альтернативой всесторонней государственной поддержки развития туризма. Суть данного подхода заключается в создании сайта, основной целью которого явилось бы информационное обеспечение всех участников туристического процесса: турагентства, туроператора, объекта размещения (туристическая база, отель, кемпинг), средств транспорта.
Данная система строится на принципах бронирования. В ней должны быть организованы рабочие места агента (турагентство), оптового продавца (туроператора), транспортных служб и объекта размещения.
В рамках работы информационного сайта турагентство имеет возможность бронировать и покупать необходимые ему туры у оптового продавца.
У туроператора появляется больше возможностей для выбора наиболее удобного вида транспорта и дат заездов, выбора соответствующих потребностям клиентов средств размещения.
Для объекта размещения туристические базы, кемпинги появляется дополнительная возможность предлагать свои услуги как туроператорам, турагентам, так и клиентам напрямую.
Транспортные службы в данной системе представлены двумя направлениями водный и автомобильный транспорт.
Участие в системе бронирования позволит спланировать загрузку транспорта на предстоящий туристический сезон. В том числе для водного транспорта система бронирования позволяет обеспечить загрузкой корабли (за исключением судов, осуществляющих перевозки по расписанию Восточно-сибирского речного пароходства). Определяются основные маршруты, даты заездов и количество мест. Туроператор может выбрать удобное для его групп время и забронировать необходимое количество мест заранее, до наступления туристического сезона.
Основываясь на выделении рекреационных зон и возможностях развития на них определенного вида туризма, выглядит целесообразным формирование так называемого «отраслевого предложения». Данное предложение должно разрабатываться на территории отдельной рекреационной зоны в рамках одного или нескольких муниципальных образований, обладающих туристическим потенциалом. Примером обозначенного подхода государства к развитию туризма является формирование особых экономических зон туристско-экскурсионного типа («Байкальская гавань» и «Ворота Байкала»).
Формирование отраслевого предложения поможет осуществить прогноз выгод конкретной территории от развития туризма. В основе отраслевого предложения лежит система трат туриста. Каждый турист совершает определенный перечень расходов. В теории туризма существует понятие «классических трат» туристов, к которым относятся:
- затраты на проживание;
- затраты на транспортное обслуживание;
- затраты на еду;
- затраты на экскурсии;
- прочие расходы.
Исходя из видов туризма, предполагаемых к развитию на территории конкретного муниципального образования, на основе мониторинга деятельности туристических организаций, необходимо сформировать процентное соотношение в рамках системы трат туриста, что позволит установить количество денег, остающихся в смежных с туризмом отраслях и охарактеризовать первый круг оборота денег в туризме.
На втором круге деньги, поступившие в определенную отрасль, например, в отрасль «гостиничное обслуживание» совершают новый оборот. Эти деньги идут на: выплату зарплаты работникам, покупку сырья, погашение кредитов, покупку производственных мощностей и т.д. Большая часть денег остается в регионе, но не вся.
Согласно мировой практике, туризм может генерировать до пяти кругов обращения денежных средств.
Владея информацией о структуре расходов смежных с туризмом отраслей, представляется возможным оценить сумму денег, остающуюся в регионе на последующих кругах обращения.
Кроме того, прогнозируя развитие туризма конкретного муниципального образования на основании представленной выше структуры распределения расходов туристов и общей суммы их расходов, представляется возможным оценить необходимую инфрастуктуру для рассматриваемой территории количество гостиниц для размещения, их уровень звездности, необходимое количество мест общественного питания, единиц автотранспорта и т.д.
Эффективное развитие туризма в Байкальском туристическом регионе предполагает определение следующих основных элементов:
- определение приоритетных для развития видов туризма на основе рекреационного использования территорий;
- определение схемы взаимодействия всех участников туризма;
- оценка влияния туризма на экономику рекреационных территорий и региона в целом.
1 Царева Н.В. Формирование Байкальского туристического региона как основа его комплексного развития / Н.В. Царева // Известия ИГЭА. 2009. №1 (63). С.57-60.
2 Антипов А.Н. Экологически ориентированное планирование землепользования в Байкальском регионе. Байкальская природная территория /А.Н. Антипов. Иркутск: Иркутское издательство Института географии СО РАН, 2002. С 73.
3 Савельев Ю.В. Экономика и стратегия развития туризма в регионе: аналитическая база, современные требования и подходы / под общ. ред. Ю.В. Савельева, Е.Г. Немковича. Петрозаводск, 2002. С. 143.
7
Развитие туризма в байкальском туристическом регионе и оценка его экономического влияния