Модернизация экономики и образования: проблемы и противоречия

Злотникова Лидия Михайловна, Торгово-экономический университет потребительской кооперации, г. Гомель

модернизация экономики и образования: проблемы и противоречия

Мы вступаем в наше будущее … - с завязанными глазами.(4,С.25) Этими словами Йозефа Шумпетера, мы воспользовались по разным причинам. Во-первых, потому, что политика модернизации общественных отношений носит объективный характер. Во-вторых, нет однозначного толкования понятия «модернизация» не только в общественном сознании, но и среди ученых. В-третьих, на территории большой страны вновь образованные государства формируют новые институты управления, функционирования и развития социально-экономических отношений. Опытным путем ищут эффективные механизмы и технологии создания гражданского общества. Многие десятилетия игнорирование общественной науки привело к тому, что принимаемые на государственном уровне решения, не учитывают конкретных и противоречивых условий общественного развития. Сегодня уже очевидно, что многие проблемы государственного строительства имеют социалистические корни. Постсоветское пространство оказалось в жестко противоречивом состоянии. С одной стороны – объективная необходимость учета основных тенденций цивилизационного развития, а с другой – гири социалистического восприятия и поведения значительных слоев общества. На наш взгляд, игнорирование или умалчивание высокой активности социалистического наследия превращает многие государственные инициативы и начинания в профанацию. К сожалению, очень сложно определить уровень социализации общественной жизни и поведения некоторых социальных слоев. Однако события, связанные с проведением президентских выборов в Республике Беларусь, могут служить наглядным примером.

Социальная трансформация общественно-производственных процессов характеризуется теоретическими и практическими трудностями. Исторически сложилось, что целью и результатом человеческой деятельности выступает материальное производство. Богатство определяется по количеству материально-вещественных ресурсов, объемам и темпам их роста. В соответствии с либеральной теорией развития экономики свобода перелива капиталов, состояние денежно-финансовой сферы – самое правильное зеркало экономических процессов. С середины ХХ века финансовый сектор экономики приобрел особое место. Об этом свидетельствуют высокая доходность банковской системы в целом и ее работников в частности. Деньги, управление движением денег, создание валютно-денежных запасов не только отражают уровень материальных возможностей производителей, но и все чаще становятся целью существования. Постоянно повторяющиеся кризисы экономического развития начинаются в денежно-финансовой сфере. Совершенно правомерно встает вопрос: «Почему деньги из эквивалента стоимости стали самостоятельной, и очень значимой ценностью?». Единого мнения среди ученых, политиков о причинах кризисных явлений, продолжительности, путях выхода и способах предупреждения следующих - пока нет. Меры государственного воздействия, принятые в ходе последнего мирового финансово-экономического кризиса, различались в зависимости от уровня экономического и производственного потенциала, нормативного регулирования финансового сектора экономики, места и роли государства в экономике. В странах постсоциализма анализ причин кризиса был сведен к внешним факторам. Основным виновником экономической нестабильности был назван «доллар» и западная политика «неумного потребления». Мы не отрицаем проблем, имеющих финансово-денежную природу. Но хотели бы обратить внимание на то, что социальные факторы экономико-производственной деятельности не ограничиваются величиной заработной платы и пособиями по безработице. Гипотетически существует признание причинно-следственных связей между экономикой и социальными процессами. На вербальном уровне Человек (выделено нами) обозначен главным действующим лицом экономики. Нет отрицания многокомпонентности человеческой деятельности. Человек выступает как производитель, рядовой и коллективный покупатель, управленец, собственник источник трудового потенциала и т.д. Однако теоретическое осмысление проблем экономического поведения человека сосредоточено вокруг его производственной функции. Образно говоря, человек воспринимается и оценивается современной экономической наукой «как частичный». Но человек не только выполняет определенный набор профессиональных обязанностей, он еще и принимает решения. Иррациональность человеческой деятельности широко распространена. Экономическая и социальная практика переполнена примерами поведения, направленного на разрушение среды обитания и собственной жизни. Экономическая наука до настоящего времени уклоняется от изучения глубинных связей между нравственными ценностями и социально-экономической практикой. Эмпирические наблюдения позволяют утверждать, что изменение производственно-экономических отношений не оказывает существенного влияния на стереотипы поведения. Многие неоднократно сталкивались с низким уровнем дисциплины, организованности, общей и производственной культуры, открытым и скрытым браком и т.д. Анализ изменений в социальной структуре общества говорит о том, что в течение всего нескольких десятилетий большинство населения переместилось из сельской местности в города. Принципы и методы поведения, формирования ценностей сельского жителя радикально отличаются от требований жизни в городе. Сознательно или неосознанно старшие поколения передают информацию, формируют поведенческие навыки без учета изменяющейся ситуации. Латентное воздействие последних сказывается на выполнении профессиональных обязанностей. В связи с этим закономерны вопросы: «Каково влияние скрытых факторов сопротивления модернизации производства и экономики в целом. Что знает гуманитарная наука о механизмах влияния человеческих ценностей, эмоций, формальных и неформальных отношениях на результативность социально-экономической политики. Великий Адам Смит в конце жизни попытался в «Теории нравственных чувств» оценить поведение человека не только с позиций «личного эгоизма и материального обогащения», но нравственных норм и религиозных устоев.

На наш взгляд, как никогда ранее обостряется противоречие между целями общественного развития и социальными факторами. Известный ученый экономист Карл Поланьи Karl Polanyi пытался обратить внимание на наличие жесткой связи между религией, культурой и законами рынка.(2, С 103 -104) Он теоретически обосновал сдерживающее влияние религии и культуры на функционирование рыночных законов. С середины ХХ века экономическая наука стала активно развивать математические методы анализа и моделирования. Факторы социального развития практически не поддаются количественной оценке. Поэтому было принято негласное решение, которое действует до настоящего времени, о ненужности анализа дополнительных неизвестных величин. Социально-экономическое развитие оказалось заложником рыночных регуляторов в виде цен и конкуренции. Они призваны стимулировать сокращение затрат безотносительно сферы деятельности и ее результатов. Модернизация в самом широком смысле слова предполагает разработку и внедрение новых технологий в сфере материального производства и социальных отношениях. Любая разработка новых технических и социальных решений требуют дополнительного, часто рискового вложения материальных и финансовых ресурсов. Рынок – это только часть функционирующей экономической системы, которая не может и не желает считаться с неопределенным будущим. Даже самое эффективное изменение социальной компоненты производственной и общественной деятельности может дать отдачу в долгосрочной перспективе. Усложняется проблема формирования нового социального содержания отсутствием адекватных методик оценки ожидаемого эффекта.

Экономика и экономическая наука оказались в противоречивом состоянии. С одной стороны требуются новые цели, новые механизмы оценки достижений, с другой - изучение и осмысление общественных процессов осуществляется с позиций прошлых достижений. Формирование нового облика и структуры материального производства невозможно без изменений места и роли человека. Погоня за прибылью, безумное стремление к богатству – это цели не только отдельных людей, слоев, но государств. Богатство определяется по количеству материальных ресурсов, объемам материального производства, наличию природных ресурсов и т.д. Конец ХХ и начало ХХ1 века показали, что можно исчислять национальное богатство цифрами с большим количеством нулей, иметь колоссальные золотовалютные резервы, гордиться тем, что они постоянно увеличиваются. Но при этом количество и удельный вес бедного населения постоянно растет. Абсолютно неадекватно темпам роста материального богатства распространяются агрессия, жестокость, нарушения моральных и нравственных норм и т.д. Бедность не может быть проблемой одного человека, это проблема общественного развития в целом. И если перед обществом стоит цель модернизации производства, то каким образом ее реализация учитывает поведение и влияние бедности на конечный результат. Противоречие нынешнего положения с бедностью на постсоветском пространстве заключается в том, что на грани выживания оказались специалисты интеллектуального труда: учителя, преподаватели, врачи, работники науки и культуры, т.е. те категории работников, которые призваны формировать личность, профессиональную и гражданскую ответственность.

В рамках предлагаемой статьи мы хотели сформулировать свое видение проблем и противоречий модернизации социально-экономического развития. Объединяющей оценкой неудач в экономической политике на постсоветском пространстве можно считать «ностальгию» по базовым социалистическим ценностям. Так главной причиной тяжести кризиса принято считать разрушение материального производства. При этом, как правило, не ставится вопрос о том, насколько «так называемое разрушенное производство» отвечало требованиям развития общества и экономики в целом. К сожалению многие уже забыли, что инженеры, экономисты и прочие специалисты интеллектуального труда использовались как грузчики, упаковщики и т.д. Произведенная продукция десятилетиями лежала на складах, вывозилась на свалки или разворовывалась. На наш взгляд, использование прошлого опыта в современных условиях может служить предметом дискуссии и не более того. Создание материального богатства для функционирования общества - это средство, а не цель развития человека и цивилизации. Принятие и использование ценностей материального производства, физическая рационализация всех видов деятельности – не просто основные характеристики уходящей цивилизации, но питательная среда для порождения все новых и новых проблем и противоречий в социально-экономическом развитии. Приоритетное положение материальной и денежно-финансовой сферы в общей структуре производства находит отражение в использовании таких показателей, как ВВП, ВВП на одного человека, величина золотовалютных запасов, темпы их роста и т.д. В результате мы получаем некорректную информацию о фактическом состоянии общественного развития. Человек формирует ложные цели своей жизнедеятельности. Государственные институты все чаще выступают в роли «пожарной команды» или большого социального благодетеля.

Начало ХХ! века показало, что дальнейшее поклонение материальному фактору производства чревато постоянно повторяющимися, мировыми кризисами. При этом выход на стабильное и динамичное развитие мировой экономики проходит с разной скоростью и с разными последствиями. Обращение к проблеме модернизации социально-экономической системы общественных и производственных отношений в основе своей имеет давнюю теоретическую историю. Эпохальный труд Шумпетера "Теория экономического развития" вышел в свет в 1911 году на немецком языке. О сложном отношении к указанному труду мы говорить не будем. Нас интересует, прежде всего, методология научного исследования Шумпетера. Именно он обратил внимание на то, что экономический рост еще не означает экономическое развитие. Мы можем сколько угодно увеличивать количество производимых товаров и услуг, улучшать их качество, однако не получим новое состояние общества и человека. Обращение к наследию великого ученого вызвано многими причинами. Во-первых, жива традиция «рапортовать о достижениях, не приступив к реализации». Примером может служить призыв Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. Некоторые «особо активные государственные чиновниками и управленцы», подготовили не один отчет о достижениях в сфере модернизации. Опасность быстрых формальных рапортов проявляется в том, что противоречия объективных социально-экономических процессов искажаются, экономические и моральные риски неопределенности игнорируются.

Проблема «модернизация» носит системный характер не для отдельной страны. Во-первых, потому что нет однозначного ответа на вопрос: «Модернизация – это изменение технологического уклада, или это новое состояние общества?» Дискуссии, которые развернулись в рамках конференции, проведенной Московской школой экономики при Московском государственном университете им. Ломоносова убедительно показали неоднозначность методологического и практического осмысления модернизации. Разброс мнений о стратегии модернизационного развития характеризуется от полного отрицания до объективно обусловленной закономерности развития. Отсутствие единого мнения по указанной проблеме говорит о многом. Во-первых, о том, что наука, особенно гуманитарная (экономическая теория, социология, психология) очень слабо востребована при подготовке политических решений и проведении соответствующих экспертиз. Во-вторых, эмоциональные решения не позволяют даже гипотетически сформулировать результаты модернизации. В – третьих, практически мало говорится о проблемах, с которыми придется столкнуться в ходе осуществления модернизации. В–четвертых, по-прежнему не учитывается уровень доверия людей к новым инициативам и направлениям социально-экономического развития. Фактор доверия особенно важен, когда присутствуют факторы неопределенности.(1, С.288- 289) И здесь приходится в очередной раз констатировать, что государственная стратегия и тактические механизмы ее реализации практически игнорируют отношение человека к его новой роли и месту. Различные группы населения по-разному относятся к нововведениям. Одни очень активно демонстрируют свое понимание и участие, другие, наоборот, очень пассивны. Третьи выступают активными противниками и т.д. Четвертые (их, к сожалению, меньшинство) пытаются понять суть происходящих процессов и найти наиболее рациональные способы решения поставленных задач. Может достижение поставленной цели станет основой изменения социальной структуры, будут разработаны и реализованы действенные механизмы поощрения тех, кто осмысленно подходит к выявлению противоречий, разработке реальных и адекватных механизмов совершенствования общественного развития. Нынешнее состояние гуманитарной науки таково, что разумное сомнение на практике оценивается как противодействие, полное «одобрямс» воспринимается положительно, и к сожалению часто высоко оценивается.

Обращение к проблеме «модернизации» в экономической теории и практике, на наш взгляд, обусловлено тем, что описывать экономический мир таким, каким он есть и каким он был – очень важно. Но, экономическая наука, на наш взгляд, очень робко разрабатывает и предлагает принципы экономической политики. В соответствии со словарным толкованием «модернизация» (лат. - современный) - обновление, усовершенствование, отвечающее современным требованиям и вкусам. Признавая сложность и одномоментное решение многих проблем, мы хотели бы сосредоточить свое внимание на месте и роли образования в процессе модернизации. Главная особенность современного этапа развития заключается в том, что поступательное эволюционное развитие, которое носило предсказуемый характер и могло управляться с той или иной степенью эффективности – в прошлом. Нынешнее состояние науки, производства и экономики требует принципиально новые решения, технологии и механизмы их реализации. Господство консервативного мышления, оформленное в новый упаковочный материал под названием «инновационное развитие», усиливает разрыв практики общественного производства, образования, культуры, науки и объективными закономерностями развития человека. Методологическая проблема «традиция и современность» по-прежнему остается базовой. Какие процессы и ценности в образовании должны оставаться неизменными, а какие позволят системе стать более гибкой и подвижной, способной быстро и эффективно реагировать на требования времени.

Повсеместное поощрение роста физических объемов общественного производства давно оставило за пределами управляемого процесса основной источник и цель экономики – человека. Вопросы: «Чему и как учить», «Как и что производить»- служат основной сущностной характеристикой состояния и проблем развития. В обществе продолжаются дискуссии по проблемам образования. На постсоветском пространстве приняты законы об образовании. Не утихают страсти по поводу оценки знаний и критериях отбора в высшие учебные заведения. Первый комплекс проблем, на наш взгляд, заключается в том, что общество и гуманитарная наука не сумели определить место и роль образования. С одной стороны, производство предъявляет свои требования, с другой – общество и семья, с третьей - государство. Интересы и цели указанных субъектов не всегда совпадают. Производство нуждается в высокопрофессиональных специалистах, способных быстро и эффективно отвечать на запросы времени. Общество и семья хотели бы видеть высоконравственного, заботливого, честного и здорового гражданина своей страны. Государство как основной финансист системы образования хотело бы с меньшими затратами осуществить образовательный процесс и выполнить заказ производства на конкретных специалистов. Увлеченность конкретными практическими навыками находится в прямом противоречии с инвестированием будущего молодых специалистов. Попытаемся пояснить на примере. Активы, которые аккумулируются в начале жизненного пути, могут дать отдачу в ближайшее время, а могут заложить фундаментальные основы для постоянного повышения профессионального уровня, получения новых знаний и эффективного их использования в долгосрочной перспективе. В первом случае расчет отдачи от использования активов проводится очень просто. Уменьшил затраты на подготовку и эффект получен. Переход на двухуровневую систему подготовки профессиональных кадров, на наш взгляд, не имеет ничего общего с будущим состоянием общества и экономики. Подавляющее большинство производственников, да и самих обучающихся уже сегодня не могут понять и принять разницу между бакалавром и магистром.

Десятилетия все субъекты общественных отношений придерживаются ритуалов для реализации определенных функций. Наглядным примером общепринятой ритуальности может служить проведение дискуссий о месте и роли образования. Главной особенностью проводимых мероприятий, на наш взгляд, является использование старой оценочной системы. Образование, наука, здравоохранение, культура по-прежнему считаются субъектами сферы услуг. Модернизация, инновационное развитие теоретически и практически возможны при условии радикального изменения места и роли образования. Можно много и долго говорить о высокой значимости интеллектуального потенциала, но реальность такова, что в настоящее время образовательный процесс формализован до такой степени, что главной целью высшего учебного заведения выступает производство «профессиональных навыков, которые должны быть реализованы сегодня и сейчас». Формирование интеллекта, гражданской, социально активной позиции давно находятся за пределами образовательной системы. Кто должен создавать условия или формировать базовые принципы гражданственности и социализировать человека – проблема не риторическая. Открытых противников высокой роли человеческого интеллекта, социальной ответственности и гражданского поведения обнаружить невозможно. Но на практике правит бал тестовый контроль. На наш взгляд, он не имеет ничего общего ни с развитием интеллекта, ни тем более социальной ответственностью учащегося, специалиста, гражданина. Публикации в прессе приводят многочисленные примеры, когда школы начинают готовить учеников к тестам уже в начальных классах. Вводили указанную форму контроля знаний как механизм борьбы с коррупцией. Практика показала, что «умельцы» быстро освоили новые способы получения дополнительного дохода. Тестовый контроль находится в прямом противоречии с инновационным развитием. Умение свободно мысль, рисковать, отвечать за принимаемые решения не только перед самим собой, но и обществом в целом – эти поведенческие характеристики должны отличать современного человека. Тестирование, которое проникло во все уровни образовательной системы, формируют робота-манипулятора. А с него какой спрос. Техногенные катастрофы, пожары, аварии на производстве и дорогах – ярчайшее подтверждение практической значимости «эффективного тестирования».

Жизнь постоянно преподносит сюрпризы использования «человеческого фактора». Функционирование образовательных институтов на принципах массового промышленного производства, где человек выполняет определенный набор функций, лишен малейшей возможности выражать свое мнение и свое отношение к происходящему никогда не поверит, что свобода выбора и ответственности – величайшая человеческая ценность. Модернизация и специалист, мотивированный на автоматическое исполнение определенных функций, реализацию ограниченного количества навыков – насколько эти социально-экономические компоненты взаимосвязаны в самое ближайшее время может и должна ответить гуманитарная наука. В нашем понимании модернизация необходима и возможна только на базе радикального изменения места и роли человека не только в производстве, но и в отношениях к самому себе и себе подобным. Современная экономика производства и образования не формирует у человека устойчивой потребности в собственном развитии и самосовершенствовании. Нынешний человек оказался в положении активного сопротивления всему новому. Свобода выбора, ответственность за свою жизнь и жизнь родных и близких – слова, которые легко произносятся, а на практике – это обращение к государству, богу, судьбе. Нежелание перемен, стремление любыми способами сохранить призрачную стабильность – с одной стороны, а с другой – увеличение количества потребностей и неистребимое желание удовлетворить их в максимально короткие сроки. Может в этом противоречии лежит одна из причин роста и объемов экономических преступлений. Многие из них глубоко латентны. Так, например, стремление сократить время на выполнение требований технологии, может проявиться через большой промежуток времени, повлечет за собой в лучшем случае потерю материальных ценностей, а часто приводит к человеческим жертвам, увеличению количества инвалидов.

Понимание последствий высокой степени формализации, серийности образовательного процесса позволяет иначе расценивать проблемы реформирования образования. Особое место в сфере образования занимает комплекс проблем по оценке использования интеллектуального капитала, процесса его создания, оценке и функционированию рынка интеллектуальных услуг. Начнем с того, что продукт интеллектуальной деятельности оценивается как услуга. Финансирование научных исследований в гуманитарной сфере в большинстве случаев осуществляется при условии получения экономического эффекта. Сегодня многие увлечены проблемами энергосбережения. Однако сложно назвать значимое гуманитарное исследование, посвященное проблеме использования человеческого потенциала, определения механизмов рачительного использования интеллектуальных и физических способностей. Статистические данные о состоянии здоровья человека и, прежде всего подрастающего поколения, убедительно доказывают декларативность ценности жизни. Технико-технологическое толкование процесса модернизации чревато усилением негативных тенденций в формировании и поддержании здоровой трудоспособности населения. Наглядным примером по этому поводу может служить острая дискуссия по проблеме продолжительности рабочего дня. Значительное количество предпринимателей ратовали за увеличение продолжительности рабочего дня. В каком соотношении находятся интенсивность, высокая ответственность работника и продолжительность рабочего времени. Человек, в отличие от всего живого мира, должен освобождаться от инстинктивного восприятия мироощущения. Развитие разума и развитие общества – это две взаимосвязанные и взаимозависимые стороны человеческой цивилизации. И если целью дальнейшего развития общества провозглашается модернизация, то необходимо приложить максимум усилий, чтобы изменить отношение общества в лице науки, государства к стоимости человеческого потенциала. Высока вероятность, что модернизационные процессы будут осуществляться, как и весь предыдущий технический прогресс за счет эксплуатации человеческого потенциала. Всемирная организация здравоохранения уже несколько десятилетий предупреждает о росте количества людей с расстройствами психики. Безобидная на первый взгляд депрессия отрицательно влияет на величину производительности труда, по утверждению медицинских работников, провоцирует такие серьезные патологии человеческого организма, как сердечнососудистые и онкологические заболевания, и соответственно высокую смертность и инвалидность в трудоспособном возрасте.

Историческое разделение труда длительное время служило основой не только дифференциации труда, но и совершенствованию индивидуальных способностей. Широта труда и глубина распространения разделения и дифференциации труда имеет свои пределы. Неизбежно наступает такой период, когда большое количество знания превращается в ненужные и неэффективные затраты. Конец ХХ и начало ХХ1 века убедительно показали, что дальнейшее развитие цивилизации идет по пути синтеза знаний, усилий, профессиональной подготовки. Интеллектуальная компонента играет все более весомую роль в организации производственной деятельности. Производство интеллектуальных услуг функционирует при непосредственном участии потребителя и производителя. Переход от массовой системы образовательного процесса к индивидуальному штучному производству – это объективно обусловленный процесс развития человека и общества. Интеллектуальный капитал способен эффективно выполнять свои функции в условиях постоянно действующей системы обновления, расширения, освоения новых знаний и навыков. Образно говоря, эффективное реформирование образования возможно только в комплексе. Однако, когда речь заходит о модернизации производства, роль и место образования остаются за пределами предмета дискуссий. Практически не обсуждается проблема оснащения рабочего места интеллектуального труда. Как и много веков тому назад подавляющее большинство учебных заведений проводит занятия со студентами с помощью ручеек, тетрадей. Конспект лекций служит важнейшим источником знаний. Современная статистика не дает информации о стоимости рабочего места интеллектуальных профессий. Заработная плата формируется в оценочной системе «много - мало». Экономическая теория, к сожалению, пока не готова предложить действенную методологию оценки эффективного интеллекта. Измерение богатства через материальные ценности не позволяет аргументировать реальную значимость интеллекта, здоровья, уровня благосостояния. Людвиг фон Мизес в работе «Социализм. Экономический и социологический анализ обратил внимание на существенные недостатки современной гуманитарной науки: «Нам показывают, как действует общество, когда оно переходит на новую ступень развития. Но нам нужно знать больше: какой закон управлением созданием и изменением общества» (3, С.115)

Стремление государства максимально сократить издержки на функционирование образовательной системы привело к практическому разрушению индивидуальной работы в школе, вузе, да и на производстве. Думать, анализировать, предлагать свои решения, ошибаться и исправлять ошибки остались далеко за пределами образовательного процесса. Обыденное отождествление принципов функционирования внешнего и внутреннего рынка труда радикально изменили сущность государственной политики в сфере образования. К сожалению, только гипотетически мы можем утверждать, что ориентация на жесткую зависимость между полученным образованием и последующим трудоустройством противоречит современным тенденциям развития. Так, как полномасштабных исследований по указанной проблеме в республике не проводилось. Априори принято, что распределение молодых специалистов – лучшая форма социальной защиты молодых людей и обеспечения производства необходимыми специалистами. Оценочная система экономических достижений тормозит потребление результатов интеллектуальной деятельности. Внедрение новой технологии, новой техники и одновременное обучение специалистов может объективно привести к сокращению объемов производимой продукции и к краткосрочному увеличению затрат. Инновационное развитие как механизм модернизации производства оказывается под большим вопросом. Предлагаемые сегодня варианты модернизации экономики практически игнорируют затраты на подготовку и переподготовку специалистов. Изменение профессионального и квалификационного статуса работника в настоящее время – это дело самого человека. Проблемы функционирования образования в условиях инновации и модернизации производства проявляются еще и в том, что с одной стороны, необходимо выполнить общественный заказ по подготовке специалистов, а с другой выработать действенные механизмы выявления талантливых людей, иначе говоря, обеспечить структурно целевую подготовку профессионалов в разных отраслях.

Модернизация как новый предмет экономических исследований очень настойчиво указывает на то, что общественные изменения – это системные преобразования. Замена технологий, техники в условиях имеющихся природных и человеческих ресурсов ограничена производственными мощностями, объемами потребления и действующими механизмами распределения. Жесткое имущественное расслоение, на наш взгляд, может быть одним из сложно преодолимых препятствий на пути модернизации. Объективные условия получения образования таковы, что уровень материального достатка семьи, и материальной оснащенности учебных заведений находятся в следующей зависимости: «чем меньше материальных ресурсов, тем ниже уровень образования. Процессы социально-экономической модернизации выдвигают на повестку дня проблемы межгосударственных обменов не только в производственной, но и образовательной среде. Миграционные процессы остановить невозможно. Государства пытаются ужесточить контроль за легальной или нелегальной миграцией. Но последняя уже стала неотъемлемой частью экономики. Образовательный уровень мигрантов – это еще одна системная проблема, без решения которой процессы модернизации будут недостаточно эффективными. Предпринятые попытки унифицировать требования к организации образовательного процесса через создание Болонской системы, на наш взгляд, не оправдывают ожиданий. Отказ от классических принципов формирования личности и раскрытие ее потенциала в процессе образования уже сегодня оказывает отрицательное воздействие на человека. Модернизация требует от человека систематическое обновление и расширение профессиональных знаний, высокую моральную и гражданскую ответственность за принимаемые решения. Бесспорно, что классическая система образования не давала большого набора практических навыков, однако нынешний «практицизм» страдает еще большими недостатками. Какое образование необходимо модернизации. Если принять модернизацию как формирование новых системных отношений, существующая узкая дифференциация отраслей, профессиональной подготовки должна быть подвергнута серьезной экспертизе. В противном случае общество получит очередную государственную кампанию.

1.Сэмюел Бриттан Капитализм с человеческим лицом /Перевод с английского под редакцией В.М.Гальперина «Экономическая школа». Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Высшая школа экономики. Санкт-Петербург 1998. – 399с.

2.Карл Поланьи Великая трансформация политические и экономические истоки нашего времени /Перевод с английского А.А.Васильева, С.Е.Федорова и А.П.Шурбелева. Под общей редакцией С.Е.Федорова. – СПб: «Алетейя» 2002 – 320с.

3. Людвиг фон Мизес Социализм Экономический и социологический анализ /Перевод с английского Б.Пинскера. М.: «Catallaxy», 1994 –416с.

4.Й.Шумпетер Капитализм, социализм и демократия /Перевод с английского под редакцией В.С.Автономова Москва. Экономика. 1995 – 540с.

PAGE \* MERGEFORMAT 9

Модернизация экономики и образования: проблемы и противоречия