НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Юрьева Е.А.,

ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский

университет им.профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого»,

г.Красноярск

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На сегодняшний момент одним из ведущих направлений реформирования системы охраны здоровья является качественное преобразование первичной медико-санитарной помощи и развитие семейной медицины [5]. При этом, еще в 1978 году Всемирная организация здравоохранения приняла документ, согласно которому важнейшим уровнем здравоохранения объявлялась первичная медицинская помощь, оказываемая врачами общей практики (семейными врачами). В нашем государстве, принято достаточно большое количество нормативных документов, определяющих в рамках Национального проекта в области здравоохранения и "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ". Был утвержден Госстандарт подготовки специалистов по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" для бюджетных учреждений [3, 4]. Но наиболее активно направление семейной медицины развивается в коммерческих медицинских учреждениях - в виде платного медицинского обслуживания населения или реализации программ добровольного медицинского страхования.

Так, в 2008 году в Красноярском крае действовало около 100 общих врачебных практик в рамках государственного сектора здравоохранения. С учетом возрастающей потребности населения в, успевшей стать элитной, качественной первичной медицинской помощи, для региона с 3-х миллионным населением этого явно недостаточно. В это же время на территории города Красноярск действовало 6 коммерческих медицинских предприятий, организованных по типу общих врачебных практик, с общей штатной численностью более 80 врачей.

Одним из коммерческих учреждений, осуществляющих свою деятельность в области семейной медицины, является организация ООО «Ваш семейный доктор» (ООО «ВСД»). Это предприятие является типичным для негосударственного сектора здравоохранения по следующим критериям: организационно-правовая форма собственности, штатная численность врачей, обслуживаемый контингент, перечень оказываемых услуг, уровень цен на медицинские услуги.

ООО «ВСД» работает на рынке медицинских услуг города с 2000 года, и было организовано с целью медицинского обслуживания коллективов крупных промышленных предприятий региона, не имеющих в своем составе медико-санитарных подразделений.

Предприятие преимущественно осуществляет свою деятельность в рамках заключенных договоров о медицинском обслуживании лиц, застрахованных по программам добровольного медицинского страхования (ДМС) в страховых медицинских организациях (СМО), и частных лиц, не имеющих страховки ДМС. Соотношение в контингенте обслуживания застрахованных и незастрахованных лиц составляет 95% и 5% соответственно.

При заключении договоров на обслуживание определяется базовая программа и перечень услуг, включенных в абонентскую плату. К таким услугам отнесено: консультации врача при заболеваниях и с профилактической целью (не менее 3 раз в месяц), назначение и контроль лабораторно-диагностических мероприятий и смежных консультаций, оформление медицинской документации. Необходимые консультативно-диагностические мероприятия организованы в медицинских учреждениях Красноярска, работающих по договорам со СМО.

Функционально-организационная схема деятельности частного медицинского предприятия в рамках ДМС является типичной для отрасли здравоохранения и реализуется в круге взаимозависимых лиц – субъектов страхования (рис.1).

Рис.1. Функционально-организационная схема деятельности частного медицинского предприятия в рамках реализации программ ДМС.

Экономика организации в основном базируется на реализации программ добровольного медицинского страхования. Это имеет ряд неоспоримых преимуществ как для самой фирмы, так и для застрахованного контингента и предприятия-страхователя (снижение налогового бремени организаций-страхователей и застрахованных физических лиц, стабильность и неизменяемость платежей при изменении объемов потребляемых услуг и пр.).

Более наглядно финансово-экономические взаимоотношения всех участников рынка платных услуг и определение уровня налоговой нагрузки в каждой категории потребителей представлены ниже (таблица 1).

Таблица 1. «Основные характеристики расходов на медицинское обслуживание».

Критерий

______________

Плательщик

Величина стоимости базовой программы «Личный врач» *

Оказание дополнительных медицинских услуг **

Налоговая нагрузка плательщиков по договорам медицинского обслуживания

В рамках добровольного медицинского страхования

Для СМО

19000 рублей

Стоимость программы увеличивается на стоимость дополнительных услуг

Стоимость программы включена в себестоимость страховых услуг (ст.317 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций

Для предприятий-страхователей

24700 рублей

Стоимость программы не изменяется

Стоимость программы включается в себестоимость производства (ст.253 НК РФ) в размере 6% от ФОТ (ст.255 НК РФ); ЕСН не уплачивается (п.7. ст.238 НК РФ)

Для застрахованных лиц

24700 рублей

Стоимость программы не изменяется

Суммы страховых выплат не включаются в совокупный годовой доход физических лиц (ст.213 НК РФ)

В рамках действия прямых договоров на медицинское обслуживание

Для физических лиц - плательщиков

19000 рублей

Стоимость программы увеличивается на стоимость дополнительных услуг

Суммы страховых выплат включаются в совокупный годовой доход физических лиц, НДФЛ уплачивается с учетом размера налогового социального вычета (ст.219 НК РФ)

Для предприятий - плательщиков

19000 рублей

Стоимость программы увеличивается на стоимость дополнительных услуг

Стоимость программы оплачивается за счет средств чистой прибыли предприятия (ст.270 НК РФ); ЕСН уплачивается с учетом регрессии (ст.237 НК РФ)

* Цены региона на 30.12.2008

** Медицинские услуги диагностического характера, не включенные в базовую программу

В штате ООО «ВСД» работает 14 человек (из них: 12 – врачи). Все доктора привлечены к работе на условиях внешнего совместительства и имеют сдельную оплату труда, что является значительной материальной мотивацией работников.

Система организации труда врачей построена по принципу обслуживания целых семей. При этом в деятельности врачей сохраняется достаточная самостоятельность в части организации наблюдения за пациентами и работы с ними. Что соответствует принципам организации деятельности работников умственного труда [2]. Семейный врач самостоятельно планирует график посещений прикрепленного контингента, назначает дополнительно требуемые виды обследований, определяет схемы лечения и принимает решения, связанные с медицинским благополучием конкретного лица (медицинское сопровождение при госпитализации, график и условия вакцинации, разработка профилактических мероприятий).

На сегодняшний день в качестве застрахованных лиц в ООО «ВСД» зарегистрировано 423 человека. При этом среднее количество обращений (включая плановые наблюдения и консультации) за 2008 год составило – 162 в расчете на 1 врача в месяц. Для сравнения: в среднем по краю по амбулаторно-поликлиническим учреждениям данный показатель составил 335 посещений на 1 занятую врачебную должность) [1], при этом «стоимость» территориальной Программы государственный гарантий в расчете на 1 врачебную должность всего на 15% меньше величины расходов на частную медицину по данному направлению.

Однако, существует ряд социально-экономических и организационных стопоров развития добровольного медицинского страхования в рамках деятельности семейной практики.

Во-первых, из многочисленных страховых компаний в рамках ДМС не все согласны работать по системе долгосрочных договоров на медобслуживание, выгодной для семейной практики. Основная сложность заключается в том, что в структуре заболеваемости традиционно высокие показатели имеют заболевания органов дыхания и пищеварения, что привносит в работу семейного врача (а, следовательно, и страховой компании) характер выраженной сезонности [1].

Во-вторых, предлагаемый к реализации страховой продукт (программа ДМС) зачастую содержит набор медицинских и сервисных услуг, которые уже являются гарантированными и бесплатными для граждан в рамках ОМС, что заметно затрудняет сотрудничество медицинских предприятий и СМО.

В-третьих, у предприятий-страхователей отсутствует система профилактики заболеваний, поддержания здоровья, пропаганда здорового образа жизни и стимулирование самосохранительного поведения работников. Это, несомненно, влияет на уровень прямых и косвенных экономических потерь, а значит - и на размер страхового тарифа.

Эти проблемы необходимо решать на основании системного подхода всем участникам рынка добровольного медицинского страхования с применением экономической, социальной и правотворческой составляющих.

В заключении хочется особо отметить неоспоримые экономико-организационные преимущества семейной медицины, реализуемой в рамках добровольного медицинского страхования, рассмотренные выше:

1. Дополнительное финансирование медицинских предприятий (учреждений) при реализации программ ДМС.

2. Высокая управленческая мобильность всех заинтересованных сторон.

3. Значительное снижение налоговой нагрузки страхователей при реализации программ ДМС.

4. Профилактическая направленность мероприятий в общем круге взаимозависимых лиц (врач – пациент – страхователь – страховщик) - как главный приоритет в медицинском обслуживании населения.

5. Персональность, доступность, высокое качество и преемственность в медицинском обслуживании прикрепленного (застрахованного) контингента.

6. Возможность расширения круга потенциальных клиентов за счет реализации корпоративных программ добровольного медицинского страхования с применением разнообразных маркетинговых подходов.

Библиографический список:

  1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2008 году. – Красноярск, 2009. – 260 с.
  2. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Питер Ф. Друкер. - Москва: Изд-во Вильямс, 2007. – 272 с.
  3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказы. Приказ № 487 об утверждении порядка организации оказания первичной медицинской помощи // Рос.газ. – 2005. - 29 июл. - № 195. – с 2.
  4. Правительство Российской Федерации. Распоряжения. Распоряжение № 1926-р об утверждении плана подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов // Собрание законодательства РФ. – 2005. - 14 нояб. - № 47. – с.4956.
  5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Решение Коллегии Минздравсоцразвития России от 14 октября 2005 года (Протокол № 3). – Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

PAGE 5


Базовые клинические учреждения

(узкоспециализированные, высокотехнологичные виды помощи)

чета за оказанные услуги

Оплата счетов

Медицинское обслуживание сверх программы страхования (договора)

Физические лица, не имеющие полиса ДМС

Физические лица, застрахованные в рамках ДМС в частном порядке

Предприятия – страхователи

Страховые медицинские организации, лицензированные на работу в рамках ДМС

ООО «ВСД»

по направлениям:

- терапия

- педиатрия

- КЭР

- сестринское дело

Медицинское обслуживание согласно программ страхования (договора)

Оплата страхового взноса

Счета по оплате страхового взноса

Оплата

счетов

Счета за оказанные услуги

Оплата

счетов

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ