НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Юрьева Е.А.,
ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский
университет им.профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого»,
г.Красноярск
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
На сегодняшний момент одним из ведущих направлений реформирования системы охраны здоровья является качественное преобразование первичной медико-санитарной помощи и развитие семейной медицины [5]. При этом, еще в 1978 году Всемирная организация здравоохранения приняла документ, согласно которому важнейшим уровнем здравоохранения объявлялась первичная медицинская помощь, оказываемая врачами общей практики (семейными врачами). В нашем государстве, принято достаточно большое количество нормативных документов, определяющих в рамках Национального проекта в области здравоохранения и "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ". Был утвержден Госстандарт подготовки специалистов по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" для бюджетных учреждений [3, 4]. Но наиболее активно направление семейной медицины развивается в коммерческих медицинских учреждениях - в виде платного медицинского обслуживания населения или реализации программ добровольного медицинского страхования.
Так, в 2008 году в Красноярском крае действовало около 100 общих врачебных практик в рамках государственного сектора здравоохранения. С учетом возрастающей потребности населения в, успевшей стать элитной, качественной первичной медицинской помощи, для региона с 3-х миллионным населением этого явно недостаточно. В это же время на территории города Красноярск действовало 6 коммерческих медицинских предприятий, организованных по типу общих врачебных практик, с общей штатной численностью более 80 врачей.
Одним из коммерческих учреждений, осуществляющих свою деятельность в области семейной медицины, является организация ООО «Ваш семейный доктор» (ООО «ВСД»). Это предприятие является типичным для негосударственного сектора здравоохранения по следующим критериям: организационно-правовая форма собственности, штатная численность врачей, обслуживаемый контингент, перечень оказываемых услуг, уровень цен на медицинские услуги.
ООО «ВСД» работает на рынке медицинских услуг города с 2000 года, и было организовано с целью медицинского обслуживания коллективов крупных промышленных предприятий региона, не имеющих в своем составе медико-санитарных подразделений.
Предприятие преимущественно осуществляет свою деятельность в рамках заключенных договоров о медицинском обслуживании лиц, застрахованных по программам добровольного медицинского страхования (ДМС) в страховых медицинских организациях (СМО), и частных лиц, не имеющих страховки ДМС. Соотношение в контингенте обслуживания застрахованных и незастрахованных лиц составляет 95% и 5% соответственно.
При заключении договоров на обслуживание определяется базовая программа и перечень услуг, включенных в абонентскую плату. К таким услугам отнесено: консультации врача при заболеваниях и с профилактической целью (не менее 3 раз в месяц), назначение и контроль лабораторно-диагностических мероприятий и смежных консультаций, оформление медицинской документации. Необходимые консультативно-диагностические мероприятия организованы в медицинских учреждениях Красноярска, работающих по договорам со СМО.
Функционально-организационная схема деятельности частного медицинского предприятия в рамках ДМС является типичной для отрасли здравоохранения и реализуется в круге взаимозависимых лиц субъектов страхования (рис.1).
Рис.1. Функционально-организационная схема деятельности частного медицинского предприятия в рамках реализации программ ДМС.
Экономика организации в основном базируется на реализации программ добровольного медицинского страхования. Это имеет ряд неоспоримых преимуществ как для самой фирмы, так и для застрахованного контингента и предприятия-страхователя (снижение налогового бремени организаций-страхователей и застрахованных физических лиц, стабильность и неизменяемость платежей при изменении объемов потребляемых услуг и пр.).
Более наглядно финансово-экономические взаимоотношения всех участников рынка платных услуг и определение уровня налоговой нагрузки в каждой категории потребителей представлены ниже (таблица 1).
Таблица 1. «Основные характеристики расходов на медицинское обслуживание».
Критерий ______________ Плательщик |
Величина стоимости базовой программы «Личный врач» * |
Оказание дополнительных медицинских услуг ** |
Налоговая нагрузка плательщиков по договорам медицинского обслуживания |
В рамках добровольного медицинского страхования |
|||
Для СМО |
19000 рублей |
Стоимость программы увеличивается на стоимость дополнительных услуг |
Стоимость программы включена в себестоимость страховых услуг (ст.317 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций |
Для предприятий-страхователей |
24700 рублей |
Стоимость программы не изменяется |
Стоимость программы включается в себестоимость производства (ст.253 НК РФ) в размере 6% от ФОТ (ст.255 НК РФ); ЕСН не уплачивается (п.7. ст.238 НК РФ) |
Для застрахованных лиц |
24700 рублей |
Стоимость программы не изменяется |
Суммы страховых выплат не включаются в совокупный годовой доход физических лиц (ст.213 НК РФ) |
В рамках действия прямых договоров на медицинское обслуживание |
|||
Для физических лиц - плательщиков |
19000 рублей |
Стоимость программы увеличивается на стоимость дополнительных услуг |
Суммы страховых выплат включаются в совокупный годовой доход физических лиц, НДФЛ уплачивается с учетом размера налогового социального вычета (ст.219 НК РФ) |
Для предприятий - плательщиков |
19000 рублей |
Стоимость программы увеличивается на стоимость дополнительных услуг |
Стоимость программы оплачивается за счет средств чистой прибыли предприятия (ст.270 НК РФ); ЕСН уплачивается с учетом регрессии (ст.237 НК РФ) |
* Цены региона на 30.12.2008
** Медицинские услуги диагностического характера, не включенные в базовую программу
В штате ООО «ВСД» работает 14 человек (из них: 12 врачи). Все доктора привлечены к работе на условиях внешнего совместительства и имеют сдельную оплату труда, что является значительной материальной мотивацией работников.
Система организации труда врачей построена по принципу обслуживания целых семей. При этом в деятельности врачей сохраняется достаточная самостоятельность в части организации наблюдения за пациентами и работы с ними. Что соответствует принципам организации деятельности работников умственного труда [2]. Семейный врач самостоятельно планирует график посещений прикрепленного контингента, назначает дополнительно требуемые виды обследований, определяет схемы лечения и принимает решения, связанные с медицинским благополучием конкретного лица (медицинское сопровождение при госпитализации, график и условия вакцинации, разработка профилактических мероприятий).
На сегодняшний день в качестве застрахованных лиц в ООО «ВСД» зарегистрировано 423 человека. При этом среднее количество обращений (включая плановые наблюдения и консультации) за 2008 год составило 162 в расчете на 1 врача в месяц. Для сравнения: в среднем по краю по амбулаторно-поликлиническим учреждениям данный показатель составил 335 посещений на 1 занятую врачебную должность) [1], при этом «стоимость» территориальной Программы государственный гарантий в расчете на 1 врачебную должность всего на 15% меньше величины расходов на частную медицину по данному направлению.
Однако, существует ряд социально-экономических и организационных стопоров развития добровольного медицинского страхования в рамках деятельности семейной практики.
Во-первых, из многочисленных страховых компаний в рамках ДМС не все согласны работать по системе долгосрочных договоров на медобслуживание, выгодной для семейной практики. Основная сложность заключается в том, что в структуре заболеваемости традиционно высокие показатели имеют заболевания органов дыхания и пищеварения, что привносит в работу семейного врача (а, следовательно, и страховой компании) характер выраженной сезонности [1].
Во-вторых, предлагаемый к реализации страховой продукт (программа ДМС) зачастую содержит набор медицинских и сервисных услуг, которые уже являются гарантированными и бесплатными для граждан в рамках ОМС, что заметно затрудняет сотрудничество медицинских предприятий и СМО.
В-третьих, у предприятий-страхователей отсутствует система профилактики заболеваний, поддержания здоровья, пропаганда здорового образа жизни и стимулирование самосохранительного поведения работников. Это, несомненно, влияет на уровень прямых и косвенных экономических потерь, а значит - и на размер страхового тарифа.
Эти проблемы необходимо решать на основании системного подхода всем участникам рынка добровольного медицинского страхования с применением экономической, социальной и правотворческой составляющих.
В заключении хочется особо отметить неоспоримые экономико-организационные преимущества семейной медицины, реализуемой в рамках добровольного медицинского страхования, рассмотренные выше:
1. Дополнительное финансирование медицинских предприятий (учреждений) при реализации программ ДМС.
2. Высокая управленческая мобильность всех заинтересованных сторон.
3. Значительное снижение налоговой нагрузки страхователей при реализации программ ДМС.
4. Профилактическая направленность мероприятий в общем круге взаимозависимых лиц (врач пациент страхователь страховщик) - как главный приоритет в медицинском обслуживании населения.
5. Персональность, доступность, высокое качество и преемственность в медицинском обслуживании прикрепленного (застрахованного) контингента.
6. Возможность расширения круга потенциальных клиентов за счет реализации корпоративных программ добровольного медицинского страхования с применением разнообразных маркетинговых подходов.
Библиографический список:
- Государственный доклад о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2008 году. Красноярск, 2009. 260 с.
- Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Питер Ф. Друкер. - Москва: Изд-во Вильямс, 2007. 272 с.
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказы. Приказ № 487 об утверждении порядка организации оказания первичной медицинской помощи // Рос.газ. 2005. - 29 июл. - № 195. с 2.
- Правительство Российской Федерации. Распоряжения. Распоряжение № 1926-р об утверждении плана подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов // Собрание законодательства РФ. 2005. - 14 нояб. - № 47. с.4956.
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Решение Коллегии Минздравсоцразвития России от 14 октября 2005 года (Протокол № 3). Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru, свободный. Загл. с экрана.
PAGE 5
Базовые клинические учреждения
(узкоспециализированные, высокотехнологичные виды помощи)
чета за оказанные услуги
Оплата счетов
Медицинское обслуживание сверх программы страхования (договора)
Физические лица, не имеющие полиса ДМС
Физические лица, застрахованные в рамках ДМС в частном порядке
Предприятия страхователи
Страховые медицинские организации, лицензированные на работу в рамках ДМС
ООО «ВСД»
по направлениям:
- терапия
- педиатрия
- КЭР
- сестринское дело
Медицинское обслуживание согласно программ страхования (договора)
Оплата страхового взноса
Счета по оплате страхового взноса
Оплата
счетов
Счета за оказанные услуги
Оплата
счетов
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ