Механизм реализации инновационного потенциала региональной экономики

Антоненко Игорь Владимирович

Доцент кафедры ЭТиЭП ВолГУ, г.Волгоград

Механизм реализации инновационного потенциала региональной экономики

Государственная инновационная политика современного этапа на уровне субъектов имеет ряд особенностей в связи с различным уровнем развития инновационного потенциала регионов РФ.

Статистика инноваций обеспечивает подробную информацию для комплексного анализа инновационной деятельности в различных отраслях и сферах деятельности.

Показатели, характеризующие инновационный потенциал регионов ЮФО, описывают внешние условия и ресурсы для их перехода к инновационному пути развития. Они опосредованно могут влиять на результирующие показатели и регулируются с помощью методов косвенного воздействия.

Для оценки инновационного развития ресурсов региона использовались следующие показатели [6, с.302]: численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тыс. занятых в экономике; доля занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых.

Затраты на инновационное развитие поддаются непосредственному регулированию и могут служить средствами управления инновационным процессом в регионе. Оценка затрат представлена следующими показателями: внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1000 руб. ВРП; число созданных передовых производственных технологий; число использованных передовых производственных технологий.

В качестве результирующих показателей оценки инновационной деятельности в регионе использовались: уровень инновационной активности организаций (удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе обследованных); интенсивность инновационных затрат (удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций.

Все эти показатели можно рассчитать по данным официальной статистики.

Характеризуя инновационное развитие ресурсов регионов ЮФО отметим, что в среднем по России из 10 тысяч работающих 133 человека было занято исследованиями и разработками [2, С.307]. Согласно общероссийским стандартам, лишь Ростовская область относится с показателем 86 человек на 10 тыс. занятых, к региону с высоким уровнем развития инновационного потенциала, остальные регионы – с показателем ниже 30 человек на 10 тыс. занятых.

По доле занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых (в среднем по Российской Федерации - 56,4%), регионы ЮФО отмечены высокими показателями развития (от 60% до 41%).

В Южном Федеральном Округе инновационная активность по удельному весу организаций, осуществлявших технологические инновации с 2003 по 2005 гг. снизилась с 9,2 до 8,5%, а в 2006 г еще до 7% [3, с.822].

По доле инновационно-активных предприятий ЮФО занимает одно из последних мест среди субъектов РФ. Доля Центрального федерального округа в 2006 г. составляла 9,1%, Северо-Западного федерального округа - 9,1%, Южного федерального округа - 7%, Приволжского федерального округа - 9,9%, Уральского федерального округа - 9,8%, Сибирского федерального округа - 6,9%, Дальневосточного федерального округа - 5% [3, с.822-823].

Низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий связан, прежде всего, с низким уровнем финансирования исследований и разработок. В целом по России в 2003 г. затраты на технологические инновации составили 121606108 тыс. руб., а в 2006 г. увеличились до 211392667 тыс. руб. [3, с. 824]. Вместе с тем, они не соответствуют инновационным потребностям экономики и незначительно влияют на рост инновационной активности отечественных предприятий.

Затраты на технологические инновации в процентах от общего объема отгруженной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации с 2003 г. по 2005 неуклонно снижались. Так, в Центральном федеральном округе они снизились в данный период с 6,9% до 5,4%, Северо-Западный федеральный округ с 4,6 до 3,2%, Южный федеральный округ с 6,7 до 3,9%, Приволжский федеральный округ с 4,2% до 2,7%, Уральский федеральный округ с 3,2 до 2,6%, Сибирский федеральный округ с 3% до 2,9%, Дальневосточный федеральный округ с 3,2 до 2,8% [2, с.313-316].

В ЮФО по критерию внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1000 руб. ВРП (в среднем по Российской Федерации - 13,4 руб.) лишь Ростовская область оказалась близка к среднероссийскому показателю [3, с.792, 350].

Согласно статистическим данным наблюдается общее сокращение масштабов научной и инновационной деятельности и, как следствие, результативности исследований и разработок. Основным препятствием является сохраняющаяся весьма низкая активность приобретении патентов, ноу-хау и лицензий, что свидетельствует о недостаточном уровне новизны, а, следовательно и конкурентоспособности инновационной продукции.

Так, распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности с 2003 г. по 2005 г неуклонно снижалось. В целом по России затраты на приобретение прав на патенты и лицензии составляли в 2003 г. 0,5%, а к 2005 г.изменились незначительно до 0,8%, приобретение новых технологий 8,3%, а к 2005 г.этот показатель снизился до 2% [2, с.317-325].

Среди Федеральных округов РФ ЮФО по данному показателю демонстрирует положительную динамику. Если в 2003 г затраты на приобретение прав на патенты и лицензии составляли. 0,2%, то к 2005 г. они изменились до 1,5%, а приобретение новых технологий 7,8%, то к 2005 г. снизились до 3,9% [2, с. 318-326].

По числу созданных передовых производственных технологий ЮФО занимает одно из последних мест среди субъектов РФ. Так, в Центральном федеральном округе этот показатель составлял в 2006 г. 261, в Северо-Западном федеральном округе - 88, в Южном федеральном округе – 30, В Приволжском федеральном округе - 166, в Уральском федеральном округе - 99,в Сибирском федеральном округе - 84,в Дальневосточном федеральном округе – 7 [3, с.818-819].

По числу использованных передовых производственных технологий в лидируют Краснодарский край и Ростовская область с показателем использованных производственных технологий 2240 и 2050 [3, с.818, 820].

Вместе с тем, объем финансирования внутренних технологических затрат организаций, ориентированных на инновационное развитие из госбюджета с 2003 г. по 2005 г. выросло с 0,7% до 1,9%, и со стороны бюджетов субъектов Федерации за этот же период сократилось с 0,8% до 0,3% соответственно, а из внебюджетных фондов и иностранных источников так же резко сократилось с 0,1% до 0,01% и с 1% до 0% [2, с.330-338].

В 2005 г. по сравнению с 2000 г. выросло количество поданных патентных заявок с 2223 до 3184. Вместе с тем, количество выданных патентов практически не изменилось с 1153 до 2574 соответственно [3, с.816].

Данные статистики свидетельствуют о замкнутости и преимущественной ориентации процесса распространения знаний на внутренний рынок. Технологический обмен имеет неустойчивую динамику и не занимает адекватного места в структуре инновационной деятельности. За 2003-2005 гг. в общем числе инновационно-активных предприятий среди субъектов РФ от 31,3 до 35,1% осуществляли приобретение новых технологий и только от 2,2 до 3,3% - их передачу [2, с.302].

В 2005 г. наблюдалась небольшая активность предприятий как в приобретении новых технологий (35.1 % от числа инновационно-активных, так и в их передаче 3.3%) [2, с.302].

В целом позиции ЮФО на технологических рынках России весьма скромны: ее доля в общем количестве патентных заявок, поданных иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 8% [3, с.816].

Результаты исследований и разработок ЮФО не находят признания за рубежом. Особенно это сказывается на лидерах по уровню развития инновационной сферы среди регионов ЮФО. Низкая доля высокотехнологичного экспорта Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края объясняется доминированием отраслей материального производства, причем в отраслевой структуре преобладают обрабатывающие производства [3, с.357].

Таким образом, инновационная политика предприятий из-за дефицита собственных средств, которые являются основным источником финансирования инноваций, носит краткосрочный характер и не направлена на развитие производственно-технологической базы. Если оценивать инновационный потенциал России с позиций мирового опыта, то можно утверждать, что отечественная экономика ориентирована в настоящее время на реализацию научно- инновационной стратегии консервативного типа, что предполагает поддержание научно-инновационного уровня, технологий, развития, обеспечивающие эволюционный переход к следующему поколению научно-технических решений. Это связано с тем, что Россия запаздывает в формировании потенциала, обеспечивающего создание наукоемких технологий, а главным недостатком в территориальном разрезе является слабая научная база для появления новых производств в регионах [1, с..48].

Уровень инновационной активности организаций в регионах ЮФО с.2003 г. по 2006 г. неуклонно снижался. По данному показателю, соответствующему среднероссийским стандартам, лидируют Республика Дагестан, Волгоградская и Ростовская область, а безусловными аутсайдерами являются - Республики Ингушетия, Северная Осетия-Алания Чеченская Республика и Астраханская область.

Низкий уровень инновационной активности связан с низким уровнем финансирования исследований и разработок. В ЮФО по критерию внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1000 руб. ВРП лишь Ростовская область оказалась близка к среднероссийским стандартам. Группа регионов показала практическое отсутствие внутренних затрат на исследования и разработки, таких как Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край.

В результате анализа была получена следующая группировка регионов ЮФО по уровню развития инновационного потенциала. Первую группу образуют три региона, располагающих достаточно развитым инновационным потенциалом и возможностями для активизации его использования. Она включает Ростовскую и Волгоградскую область, а также Краснодарский край. В эту группу вошли регионы, в отраслевой структуре которых преобладают обрабатывающие производства. Регионы данной группы являются наиболее привлекательными для эффективного вложения государственных и частных инвестиционных ресурсов в развитие инновационного потенциала.

Во вторую группу, объединяющую субъекты Федерации по развитию инновационного потенциала, соответствующего среднему для страны уровню вошли три региона: республики Дагестан и Карачаево-Черкессия, а также Астраханская область.

Реализация инновационного потенциала этих регионов требует больших финансовых вложений и разработки особых мер государственной поддержки инновационной деятельности.

В третью группу выделены регионы республики Адыгея, Кабардино-Балкария, а также Ставропольский край.

Развитие инновационного потенциала этих регионов ниже среднероссийского уровня, но его активизация потребует меньших ресурсов и времени, чем для регионов четвертой группы. В эту группу вошли республики Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Ингушетия и Чеченская Республика.

Это наиболее отсталые регионы России, не имеющие развитой промышленной и научной базы и практически не располагающие ресурсами для инновационного развития. В настоящее время реализация стратегии инновационного экономического роста в этих регионах будет иметь перспективу только при активном государственном участии в финансировании инновационных проектов.

Разрыв между группами регионов, классифицированными по уровню развития инновационного потенциала, является достаточно большим. В этих условиях реализация инновационного сценария развития российской экономики требует разработки дифференцированных мер государственного стимулирования и государственной поддержки инновационной деятельности применительно к различным типам регионов, в зависимости от уровня развития их инновационного потенциала.

На основе вышеизложенного можно утверждать, что инновационная активность в области технологических инноваций, как среди субъектов РФ, так и среди регионов ЮФО низкая, технологическая база предприятий не улучшается, а число созданных и использованных передовых производственных технологий регионов ЮФО остается крайне низкой.

Таким образом, воспроизводство, развитие и реализация инновационного потенциала обеспечивается инструментами по формированию и развитию предпринимательской и исследовательской среды в инновационной деятельности, а также инструментами взаимодействия этих двух сред.

Механизм реализации инновационного потенциала региональной экономики характеризуется свойственными ему формами, методами и инструментами, а также правовыми нормами, которые позволяют достичь поставленных перед субъектами механизма целей и решить задачи.

Цели и задачи регионального регулирования инновационных процессов будут зависеть от приоритетов развития территории. Конкурсная оценка и поддержка региональных приоритетов развития и инновационных программ, будут способствовать развитию производств и технологий, повышая тем самым общий уровень конкурентоспособности региона. Следовательно, первой задачей в системе механизма реализации инновационного потенциала в ЮФО мы считаем поддержку инновационных программ и проектов, соответствующих приоритетам развития территории. Одна из таких программ – ФЦП «Юг России». Федеральные средства будут направлены на строительство инженерной инфраструктуры в республиках Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания к создаваемым в этих регионах крупным туристско-рекреационным комплексам.

Второй задачей механизма регионального регулирования инновационных процессов является поддержка развития малого инновационного предпринимательства, демонстрирующего высокую «технологическую восприимчивость». Решение данной задачи может быть осуществлено двумя путями: созданием благоприятных условий и оказанием финансовой поддержки на начальных стадиях становления мелких новаторских предприятий. Решение первой задачи связано с оказанием материально- технических, информационных и консультационных услуг, льготным налоговым и кредитным режимами. Вторая задача может быть реализована как посредством прямой финансовой поддержки новаторов, так и созданием особых условий для привлечения к данному процессу частных капиталов и кредитных ресурсов [5, с.114].

Особая роль деятельности региональных органов видится в становлении инновационной инфраструктуры, где заметную роль в инфраструктуре инновационной деятельности играют венчурные капиталы, возникающие, в немалой степени, благодаря государственному воздействию, побуждающему предприятия осуществлять самостоятельно рисковое финансирование, либо делать отчисления в соответствующие фонды или организации. Сейчас в Южном федеральном округе действуют всего два венчурных фонда - в Краснодарском крае и Волгоградской области. Следовательно, третью задачу регулирования инновационных процессов в регионе мы формулируем как всестороннюю поддержку развития инфраструктуры нововведенческой деятельности и создание благоприятных условий для ее функционирования. По мнению директора НП «Южный центр трансфера технологий» в ближайшие несколько лет целесообразно ограничиться созданием и развитием в ЮФО одного – двух ЦТТ, где должна собираться информация о наиболее перспективных ОИС, созданных за государственный счет и вестись подготовка специалистов в области инновационного предпринимательства, способных оказывать специфические консалтинговые услуги, содействовать формированию и реализации стратегических планов инновационного развития для промышленных предприятий и муниципальных образований различных уровней в ЮФО. При этом проблемы, связанные с территориальной удаленностью и отраслевыми различиями научных учреждений, могут быть решены с помощью создания сети территориальных и отраслевых филиалов и представительств ЦТТ или отделов трансфера технологий (ОТТ) в научных организациях [7].

Четвертой задачей регулирования инновационных процессов в регионе, выступает стимулирование кооперации между участниками инновационных процессов с целью сокращения продолжительности нововведенческих циклов, уменьшения риска при разработке и внедрении новшеств, повышения уровня создаваемых новых технологий. Для оптимизации взаимоотношений государства и науки, прежде всего, необходимы разработка и принятие в качестве юридической нормы таких полновесных институциональных инструментов как [4, с.126]:

государственные грант и контракт на выполнение ИиР;

стандарты независимой научной экспертизы проектов ИиР и полученных результатов;

порядок бюджетного финансирования государственных исследовательских организаций на основе оценки качества проводимых исследований.

Пятая задача заключается в необходимости продолжить в регионах первой группы с высоким инновационным потенциалом формирование крупных центров инновационной активности (технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков и др.) как региональных точек роста инновационного развития экономики. Учитывая потребности предприятий, следует обратить внимание на необходимость системы информационно-маркетингового обслуживания субъектов инновационной деятельности и развитие центров трансфера технологий.

Основой стимулирующего воздействия на предпринимательскую активность инновационной сферы является система правовых методов, регулирующих инновационные отношения. На федеральном уровне отсутствует единая концепция развития инновационной экономики России и точная инновационная терминология, способствующая единообразному пониманию и применению инновационного законодательства всеми хозяйствующими субъектами. Следовательно, необходимо упорядочить действующее федеральное и региональное законодательство в области инновационной деятельности, а также принять на федеральном уровне закон, регулирующую инновационную деятельность в РФ, в котором необходимо закрепить нормы права о принципах, предмете, субъектах инновационных отношений, источниках финансирования и мерах государственной поддержки инновационной деятельности.

Механизм реализации инновационного потенциала регионов ЮФО тесно связан с организацией системы его информационного обеспечения. В целях совершенствования функционирования систем рыночной информации об инновационном потенциале регионов ЮФО, необходима организация региональных информационно-инновационных центров, основными задачами которых будут являться определение инновационных приоритетов развития территорий, исследовательских и инновационных программ, территориальных заказов, исходя из целей развития региона.

Таким образом, в России на макро и мезоуровне необходима разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности и инновационного предпринимательства. Необходимо усиление интеграционных процессов между различными субъектами ЮФО, общественными объединениями, образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и промышленными предприятиями — для формирования единой инновационной среды Юга России.

Литература

  1. Агкацева И.Э., Бойко С.В., Гужов В.В., ФедороваТ.Н. Анализ состояния и перспектив развития инновационного сектора экономики России. - М., 2006. - 143 с.
  2. Индикаторы инновационной деятельности: 2007. Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 400 с.
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007. – 991 с.
  4. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России : состояние и пути развития / О.Г. Голиченко ; Отделение общественных наук РАН, Российский науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-технич. сфере. - М. : Наука, 2006. - 396 с.
  5. Головач Л.Г., Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе / СПбГИЭА. - СПб., 1997. – 239 с.
  6. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд ; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М. : Наука, 2005. - 343 с.
  7. Соболев А.Ю. Южный центр трансфера технологий и его роль в региональной инновационной политике // Инновации. – 2004. - №3.

PAGE 6

Механизм реализации инновационного потенциала региональной экономики