Методические и практические аспекты оценки инвестиционной активности на региональном уровне

Методические и практические аспекты оценки инвестиционной активности на региональном уровне

Инвестиционная активность, будучи необходимым условием развития экономики любого региона и страны в целом, достигается посредством роста объемов инвестирования в приоритетные отрасли материального производства и социальной сферы.

Отсутствие единой методики оценки региональной инвестиционной активности связано с неоднозначностью самого понятия «инвестиционная активность». Мы придерживаемся определения данного понятия в интерпретации Л. Г. Паштовой (динамика, размер и структура инвестиций [5] и И. В. Гришиной (развитие и интенсивность инвестиционной деятельности в регионе, характеризующиеся объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал региона) [2. С. 107].

Все методики оценки региональной инвестиционной активности условно можно разделить на две группы:

1) оценка инвестиционной активности по отдельно взятым показателям, характеризующим объемы, темпы и структуру инвестиций в основной капитал, в сопоставлении с общероссийским уровнем индикаторов.

2) оценка через интегральный показатель в сопоставлении со среднероссийским уровнем.

Преимущество методических подходов, относимых к первой группе состоит в доступности необходимых статистических данных и в простоте сопоставлений уровня показателей между субъектами и со среднероссийским уровнем. Недостаток заключается в отсутствии интегрального показателя, позволяющего провести комплексную оценку.

Из методик интегральной оценки, позволяющих сравнить регионы между собой не по отдельным составляющим, а по их совокупности, можно выделить методику Центра прикладной экономики [4] и методику, разработанную специалистами Совета по изучению производительных сил (СОПС) [2. С. 149]. Мы считаем, что интегральный подход наиболее оптимальным вариантом.

Методики интегральной оценки инвестиционной активности имеют ряд преимуществ: исключение из расчета инвестиций в основной капитал, финансируемых из федерального бюджета, ввиду их нерыночной природы; доступность необходимых данных для расчетов; простота построения ранжированного ряда субъектов по результатам комплексной оценки инвестиционной активности.

Нами в дальнейших расчетах выбрана за основу методика СОПС, которая находит свое применение при разработке программ социально-экономического развития регионов, поскольку инвестиционная активность рассматривается как функция его инвестиционной привлекательности. Такой подход позволяет, получив результаты, проводить дельнейший качественный анализ причин того или иного уровня активности инвестиционных процессов через анализ инвестиционного потенциала и регионального некоммерческого риска региона.

Дефицит инвестиционных ресурсов является основной проблемой последних лет в экономическом развитии многих регионов России, в том числе и Магаданской области – одним из первых субъектов РФ, помимо Камчатского края, Чукотского автономного округа и Амурской области, в котором в 2011 г. была разработана комплексная региональная программа улучшения инвестиционного климата (Областная целевая программа «Развитие инвестиционного потенциала Магаданской области на 2011–2015 гг.».) [9]. Эта мера отчасти обусловлена незначительными темпами роста и низким объемом инвестиций в основной капитал с 2000 по 2010 г. Так, по указанным четырем субъектам Дальневосточного федерального округа (ДВФО) рост объема инвестиций за 10 лет составил около 6–8 раз, тогда как по другим регионам округа показатель увеличился в 10–50 раз [3, 7, 6].

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения во всех регионах ДВФО в 2010 г. был выше среднероссийского уровня. Однако средний уровень по ДВФО, сформировавшийся на высоком уровне благодаря ситуации в Сахалинской области, по итогам 2010 г. смогли превзойти только два региона – сама Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).

Для оценки инвестиционной активности по интегральному показателю необходимо учитывать и темпы роста/снижения инвестиций. Данные по текущей интегральной оценке инвестиционной активности в регионах ДВФО, выполненной по методике СОПС (рис. 1.) и демонстрирует иной рейтинговый порядок регионов, в отличие от результатов, полученных с учетом только лишь среднедушевых показателей объемов инвестиций в основной капитал. Включение в расчет интегральной оценки среднедушевых темповых показателей позволяет учесть степень интенсивности инвестиционных потоков.

Динамика инвестиционной активности в Магаданской области за несколько лет отражена на рис. 2. Период 1999–2002 гг. был благоприятным в отношении притока значительного объема иностранных инвестиций в экономику региона, направленных преимущественно на освоение крупного золоторудного месторождения Кубака. Причина дальнейшей продолжительной положительной динамики инвестиционной активности – увеличение инвестиций в основной капитал предприятиями и организациями за счет собственных средств. Резкий скачок показателя в 2009 г. обусловлен массовой реализацией ряда государственных целевых программ, сопровождающейся значительным объемом федеральных вливаний в региональную экономику. Основными тенденциями инвестиционной деятельности в Магаданской области за 2000–2010 гг. являются: концентрация инвестиционных потоков в базовых видах экономической деятельности; сохранение значительной доли государственных инвестиций с тенденцией роста (от 27,6 до 55,5% при среднероссийском уровне от 19,5 до 22%); увеличение доли вложений в активную часть основных фондов; доминирование собственных средств над привлеченными ресурсами в финансировании инвестиций частными компаниями; устойчиво низкая доля зарубежных инвестиций (0,1%).

Рис. 1. Инвестиционная активность в регионах ДВФО в 2010 г.

Рис. 2. Динамика инвестиционной активности в Магаданской области в1999–2010 гг.

Сравнивая уровень инвестиционной активности региона с общероссийским, мы оцениваем главным образом соотношение темпов роста инвестиций, нормализованных к душевому объему в регионе и России. В то же время мы не получаем информации о достаточности масштаба инвестиций для регионального развития. Так, если точкой отсчета оценки инвестиционной активности взять год, когда в регионе реализовывался крупный инвестиционный проект, в последующие годы объемы инвестиций в региональную экономику могут существенно упасть, и регион будет иметь отрицательные показатели инвестиционной активности, хотя сам масштаб инвестирования останется на приличном уровне. Поэтому наряду с рассмотрением инвестиционной активности региона мы считаем необходимым оценить инвестиционную безопасность региона, которая покажет соотношение объема инвестиций и валового продукта на региональном и российском уровнях и позволит сделать вывод находится ли это соотношение на необходимом уровне для позитивного развития экономики региона.

В соответствии с комплексной методикой диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации Института экономики Уральского отделения РАН (ИЭ УрО РАН) уровень инвестиционной безопасности принято оценивать, используя в качестве индикатора отношение объема инвестиций в экономику региона к валовому региональному продукту (ВРП) [8]. В методике специалистов ИЭ УрО РАН пороговое значение индикатора инвестиционной безопасности определяется значением 25%. По причине глубокой региональной дифференциации, для ряда субъектов РФ с высокими инвестиционными рисками пороговое значение инвестиционной безопасности в 25 % недостижимо. Специалисты Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН (УНЦ РАН) для депрессивных регионов, удаленных от центра, с недостаточно развитой инфраструктурой, предлагают снизить кризисное пороговое значение до 10%, предкризисное – до 20%. Считаем эти пороговые значения справедливым и обоснованными для оценки уровня инвестиционной безопасности в Магаданской области, характеризующейся высокими инвестиционными рисками и незначительной привлекательностью для инвестора

Рассчитанный индикатор инвестиционной безопасности для Магаданской области с учетом государственных инвестиций с 1999 по 2010 г. свидетельствует о позитивной тенденции (рис. 3). Так, до 2005 г. значения уровня инвестиционной безопасности находились в зоне предкризисного состояния. С 2006 г. доля инвестиций в объеме ВРП превысила предкризисное пороговое значение и вплоть до 2011 г. остается в зоне безопасности.

Значения индикатора инвестиционной безопасности без учета государственных инвестиций (рис. 3, б), на протяжении всего оцениваемого периода, за исключением 2007–2009 гг., находятся в зоне «предкризисного состояния». Результат оценки свидетельствует о недостаточных для эффективного функционирования экономики региона душевых объемах и темпах роста внутрирегиональных инвестиций бизнеса в основной капитал.

а

б

Рис. 3. Индикаторы инвестиционной безопасности в Магаданской области и в России:

с учетом (а) и без учета (б) государственных инвестиций

На основе данных актуализированного прогноза по базовым показателям социально-экономического развития Магаданской области на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 г., включающего реализацию крупных инвестиционных проектов [1], выполнен расчет значений индикаторов инвестиционной активности и инвестиционной безопасности в Магаданской области в 2013–2015 гг. (табл. 1). Полученные прогнозные значения инвестиционной безопасности и инвестиционной активности в Магаданской области в 2013–2015 гг., будут достигнуты при условии своевременного начала освоения взятых в расчет проектов.

Таблица 1

Прогноз и инвестиционной безопасности и инвестиционной активности

в Магаданской области на 2013–2015 гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Оценка

Прогноз

Численность населения (среднегодо-вая), тыс. чел.

153,44

151,53

149,90

148,50

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), млн руб.

79589,12

90879,45

104332,63

115430,22

Инвестиции в основной капитал в целом по области, млн руб.*

20315,00

22015,00

30819,00

132833,00

Объем федеральных инвестиций, млн руб.

4538,5

4763,67

4836,25

5052,54

Темп роста инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году)

107,50

107,30

107,20

109,20

Инвестиционная безопасность, %

25,50

24,20

29,50

115,12

Инвестиционная безопасность (без государственных инвестиций), %

18,49

17,71

23,72

109,59

Инвестиционная активность (без учета федеральных инвестиций)

1,30

1,38

1,99

8,11

* С учетом возможного начала реализации проектов: 1) по промышленному освоению Ланковского и Мелководненского месторождений бурых углей с 2014 г. (7100 млн руб. в 2014 г. и 7200 млн руб. в 2015 г.); 2) по поиску и разведке месторождений нефти на Примагаданском шельфе Охотского моря с 2015 г. (100 млрд руб. в 2015 г.). Объем инвестиций без учета начала реализации указанных проектов в 2014 г. составит 23719 млн руб. при индексе физического объема 100,5%, в 2015 г. – 25633,1 млн руб. при индексе физического объема 101%.

Рост инвестиционной активности в Магаданской области представляется возможным за счет увеличения масштабов инвестирования российскими и зарубежными компаниями, более активного привлечения банковского капитала, выявления перспективных объектов для инвестирования в других отраслях экономики региона. Кроме того, необходима разработка мер на федеральном и региональном уровнях, способствующих улучшению инвестиционного климата как в России в целом, так и в регионах, по следующим направлениям:

  1. ликвидация инфраструктурных ограничений (значительные перспективы в этом направлении в Магаданской области связаны с вводом Усть-Среднеканской ГЭС в ближайшей перспективе и со строительством участка железной дороги Якутск – Магадан в период до 2030 г.);
    1. государственная поддержка инвестиционной деятельности: создание государственно-частных предприятий; установление для держателей инвестиционных проектов региона льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в региональный бюджет и др.;
    2. разработка и продвижение инвестиционных проектов региона: презентация инвестиционных возможностей в целях поиска инвесторов на российских и международных площадках; размещение периодически обновляемого электронного каталога инвестиционных проектов на административном портале региона;
    3. создание эффективной модели взаимодействия «регион – инвестор», позволяющей инвестору находиться в постоянном контакте с органами управления территории для упрощения процедур и определения взаимовыгодных условий реализации инвестиционного проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуализированный прогноз до 2015 г. (по состоянию на 07 марта 2012 г.): пояснительная записка к прогнозу по основным показателям социально-экономического развития Магаданской области на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 г. [Электрон. ресурс]: http://www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-10/Prognoz/prognoz2015.html?printVersion=true
  2. Гришина И. В. Анализ и прогнозирование инвестиционных процессов в регионах России. – М.: СОПС, 2005. – 256 с.
  3. Инвестиции в Магаданской области в 2011 году: условия, факторы, результаты : стат. бюл./ Магаданстат. – Магадан, 2012. – 29 с.
  4. Оценка инвестиционной активности регионов [Электрон. ресурс]: http://www.a-econom.com/press_center/ananlitics?show_id=10807
  5. Паштова Л. Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой // Финансы. – 2003. – № 7. – С. 106.
  6. Состояние инвестиционной деятельности в Магаданской области : аналит. информ. / Магаданстат. – Магадан, 2011. – 26 с.
  7. Статистический ежегодник. Магаданская область. 2010 г. : стат. сб. / Магаданстат.– Магадан, 2010 г. – 285 с.
  8. Татаркин А. И., Куклин А. А., Романова О. А. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. – 240 с.
  9. www.magadan.ru

PAGE 1

Методические и практические аспекты оценки инвестиционной активности на региональном уровне