Методика пофакторного анализа региональной устойчивости в Российской Федерации
Плучевская Э.В.
кафедра экономики ИЭФ ТПУ
г. Томск
Методика пофакторного анализа региональной устойчивости
в Российской Федерации
Сегодня принято говорить о региональной устойчивости, что обусловлено усилением глобальной экономической нестабильности. Большое значение имеет оценка экономической устойчивости страны и ее регионов. Вопросы определения системы показателей экономической устойчивости региона являются чрезвычайно актуальной проблемой, так как обществу необходимо оценивать, какие затраты оно несет для достижения оптимальных экономических результатов, и насколько эти затраты обоснованы и целесообразны. От правильности подбора оценочных факторов, входящих в систему расчета показателей экономической и финансовой устойчивости региона зависит выбор стратегии дальнейшего регионального развития, направленной на обеспечение повышения уровня и качества жизни людей. Такой подход предполагает разработку и реализацию системы региональных экономических и институциональных структурированных механизмов, связанных с оптимизацией использования регионального потенциала.
Поскольку развитие любого региона всегда детерминировано его природно-ресурсной базой, экологической обстановкой, интеллектуальным потенциалом, другими компонентами и их влиянием на социально-экономическую сферу, следует для оптимизации анализа процессов, происходящих в экономике регионов индивидуально подбирать факторы, позволяющие получить итоговые результаты, обусловленные поставленной в начале анализа целью. При этом определение факторов, подлежащих анализу, является не целью, а скорее инструментом или видом ограничений, нарушение которых приводит к получению необъективной оценки экономической устойчивости региона и выбору неверной стратегии его дальнейшего развития.
Важным направлением в разработке стратегии регионального развития должно стать рассмотрение целостного экономического подхода к общественному развитию.
Предлагаемая нами методика пофакторного анализа деятельности региона детализирована, т.е. она позволяет на микро-уровне изучить протекаемые в конкретном регионе экономические, финансовые, социальные, инновационные процессы с учетом действия внешних и внутренних факторов, произвести оценку негативных и положительных явлений экономическо-хозяйственной деятельности региона по отдельным подфакторам, определить дальнейший путь его развития.
Цель проведения пофакторного анализа определяется для каждого региона индивидуально, так же соответственно индивидуален, в зависимости от цели и набор факторов и подфакторов, подлежащих исследованию в анализируемом субъекте.
Для определения цели производится оценка отдельных показателей:
- отраслевые, структурно-воспроизводственные, институциональные и другие условия хозяйственной деятельности, а также позиции руководства анализируемого субъекта;
- финансовые инструменты регулирования (ценообразование, развитие спроса, система страхования, развитие финансово-кредитной сферы.);
- кадровые показатели (оценка занятости населения);
- количество контрагентов;
- система производства, обороты предприятия;
- автоматизация процессов производства и экономической деятельности;
- наличие служб внутреннего контроля;
- спецификация отраслей.
Определение факторов осуществляется по следующим внешним и внутренним критериям:
- поставленная(-ые) цель(-ли);
- природно-экологические, структурно-воспроизводственные, институциональные и другие условия хозяйственной деятельности, а также позиции региональной экономики в анализируемом субъекте;
- рыночные инструменты регулирования (ценообразование, развитие экологического спроса, экологическое страхование, аудит, развитие финансово-кредитной сферы, включая налогообложение);
- система отношений собственности и прежде всего собственности на природные ресурсы (с коррекцией на региональную специфику);
- система производства, потребления, распределения и перераспределения формируемых в процессе общественного воспроизводства (в региональных вариантах) экологических благ и услуг;
- система государственного регулирования экономических отношений в сфере природопользования с преобладанием косвенных мер регулирования, “встроенных стабилизаторов”, включающих средства кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
С учетом всех вышеперечисленных и других факторов формируется их система для проведения самого анализа
Каждый определенный для анализа фактор разбивается на отдельные подфакторы, по которым проводится полный, объективный, детализированный анализ с расчетом эффективных показателей.
Автор признает, что факторы разнообразны и классифицируются по различным признакам. Но, несмотря на разнообразие классификационных групп, особое место (в соответствии с темой исследования) занимает классификация их на основные и вспомогательные, т.е. подверженные влиянию и нет.
Именно подверженность влиянию и управляемость отдельными факторами приводит к тому, что можно разработать оптимальную систему контроля и управления ими. Таким образом, без определения управляемых факторов невозможно управление расходами региона.
Предложенный нами пофакторный анализ определен как начало процесса изменений, в котором эксплуатация ресурсов, инвестиционная деятельность, направления научно-технического прогресса и институциональные трансформации согласованы друг с другом и укрепляют существующий потенциал удовлетворения потребностей населения региона и определяют структуру его дальнейшего развития.
Область анализа зависит от моделей потребления и производства, от поведения инвесторов, общественности, вмешательства административных и контролирующих органов, технологического уровня производства. Именно поэтому долгосрочная региональная экономическая стратегия, подразумевающая максимизацию общественного благосостояния, должна быть просчитана, определена и базироваться на уже проанализированных факторах.
Региональная экономическая система занимает особое место в решении проблем устойчивого развития, так как она главным образом и порождает эти проблемы, создавая тем самым антиустойчивые тенденции для локальных экономических систем, а также систем более высокого иерархического ранга. Наличие на различных территориях природных, социальных, экономических, экологических и других факторов и связей между ними позволяет говорить о системности этих образований. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Полная реализация внутренних возможностей подобной системы возможна лишь при рассмотрении региона как сложного социо-эколого-экономического образования, некоторой замкнутой системой, подверженной внешним и внутренним влияниям.
Для России характерна выраженная региональная дифференциация, являющаяся следствием значительной пространственной протяженности страны, исторически сложившихся диспропорций в развитии производительных сил, ориентации на отрасли первичной переработки природных ресурсов, отсталости и несовершенства применяемых технологий. Это обстоятельство предопределяет необходимость разработки и реализацию таких региональных механизмов устойчивого развития, которые бы отражали специфику природно-ресурсного потенциала и социально-экономических условий регионов.
В настоящее время привлечение инвестиций в регион рассматривается одним из ключевых условий стабильного функционирования региональной экономики. Усиление роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острая потребность регионов в инвестиционных ресурсах и имеющиеся пробелы в федеральном законодательстве способствовали тому, что в последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Соответственно фактор “законодательство” должен подлежать глубокому и полному анализу в первую очередь.
Ключевой проблемой регионального развития в современных условиях становится обеспечение качества экономического развития, которое возможно только на основе тщательного, пофакторного анализа ситуации, сложившейся в экономике региона и ее ведущих секторах, позволяющего определить ресурсную обеспеченность территории и, соответственно, реализовать инвестиционные управленческие решения, позволяющие вывести регион на траекторию устойчивого развития. Кроме собственно экономических целей региональная инвестиционная политика должна отвечать основным принципам устойчивого развития, подразумевающим сохранение природного капитала территории и достижение баланса экономических, социальных и экологических интересов.
Итогом пофакторного анализа является полный отчет о производственном, финансовом, экономическом, финансовом состоянии региона, а так же разработанная стратегия дальнейшей деятельности региона с учетом всех выявленных отклонений и данных рекомендаций в ходе анализа.
По-сути итогом пофакторного анализа является четко прописанная схема жизнедеятельности региона с учетом его структурных, геополитических и отраслевых особенностей, организация бесперебойных производств, оптимизация загрузки работоспособного населения, сокращение расходов путем предотвращения потерь, оптимальной загрузки действующих производств и.т д. Увеличение статей дохода бюджетов и снижение расходов после применения методики пофакторного анализа не главная цель, нужно понимать, что такого рода анализ это комплексная система “лечения” регионов с дальнейшим контролем за восстановленными или созданными процессами с применением автоматизированных систем управления.
Наша методика позволит не только проанализировать регион и дать законченную оценку, но и спроецировать его дальнейшее развитие по предложенным схемам.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Методика пофакторного анализа региональной устойчивости в Российской Федерации