Обеспеченность человеческими ресурсами исследований и разработок

О.Г. Голиченко

А.А. Малкова

ЦЭМИ РАН, МФТИ, Москва

Обеспеченность человеческими ресурсами исследований и разработок

Одним из ключевых факторов, влияющих на производство новых знаний, являются человеческие ресурсы, их квалификация. Отображением состояния системы знаний отражает состояние персонала, занятого в исследованиях и разработках, а также уровень его финансирования. Специально рассматриваются российские институциональные сектора в исследованиях и разработках (ИиР). Сопоставление взаимодействия между ними на российском и мировом уровне позволяет выявить достоинства и недостатки российской системы производства новых знаний.

Наибольшая численность, занятых в области исследований и разработок, на 10 000 экономически активного характерна для стран Северной Америки, где на 10 000 экономически активного населения приходиться 153 работника занятого в области ИиР. Достаточно высоки данные показатели для России и стран Тихоокеанского региона. Здесь уровни численности равны соответственно 126 и 122 человека на 10 000 экономически активного населения. Российский уровень превышает среднее по миру значение в 1.5 раза, уступая показателям таких регионов, как Северная Америка и Тихоокеанский регион, где уровни численности превышают среднемировой соответственно в 2.2 и 1.9 раза.

В абсолютном значении наибольший вклад в численность занятых в ИиР в мире вносят регионы Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Они имеют равные доли по 33%. Занятые ЕС-15 составляют 21% от общей численности. Россия дает около 10% от общемировой численности занятых в ИиР. Наименьшая численность характерна для Восточной Европы и Тихоокеанского региона. Их доля - 1.9% и 2% соответственно. В то же время нужно отметить, что, в России, несмотря на достаточно существенный процент занятого персонала в области исследований и разработок, доля затрат на ИиР незначительна - всего 2% от общемирового объема.

Особой российской спецификой является большое количество занятых в академическом секторе (правительственный сектор и сектор высшего образования). Так на 10 000 экономически активного населения в России приходится 53 человека, что уступает лишь уровню стран Тихоокеанского региона (78 человек). По абсолютным показателям численности персонала, занятого в исследования и разработках государственного сектора и сектора высшего образования, лидируют страны Северной Америки с долей 30%, далее следуют страны ЕС-15 с долей 24% и Китай с долей 17,4%. Россия поставляет 11% занятых и немного уступает странам Юго-Восточной Азии с долей 12%. Минимальная доля у стран Восточной Европы и Тихоокеанского региона: 3,5 % и 3% соответственно.

По абсолютному значению количества занятых в предпринимательском секторе лидируют страны Северной Америки, доля которой 35% от общего числа. Уровень стран ЕС-15 и Китая несколько ниже и составляет по 19%. Несмотря на высокий уровень занятых в предпринимательском секторе стран Юго-Восточной Азии в пересчете на 10 000 экономически активного населения, по абсолютному показателю уровень данного региона не является одним из лидирующих – 14% от общего числа работников в мире. Для России доля занятых в предпринимательском секторе от общего числа равна всего 9%. Наименьшие показатели характерны для небольших регионов - Восточной Европы и Тихоокеанского региона.

Рассмотрение затрат, приходящихся на 1 занятого в области исследований и разработок в правительственном секторе и секторе высшего образования, показывает, что выше среднегодового по миру значения равному 55 242 долларов США, вычисленного с использованием текущего паритета покупательской способности национальных валют, являются показатели таких регионов мира, как Юго-Восточная Азия и Северная Америка, где на 1 занятого в исследования и разработках в среднем в год приходится порядка 68 127 и 78 670 долларов США в год соответственно. Несколько ниже показатели для стран ЕС-15, составляющие 54 615 долл. США в год соответственно. Для России затраты, приходящиеся на 1 занятого в исследованиях и разработках данных секторов, минимальны среди рассматриваемых регионов и составляют 12 313 долл. США в год, что безусловно свидетельствует об неудовлетворительном состояние системы производства новых знаний в России. Более высокий уровень затрат характерен для стран Восточной Европы, Китая и Тихоокеанского региона: 28 414, 37 812 и 32 787 долл. США в год соответственно.

Финансирование ИиР предпринимательского сектора для мировых регионов распределяется следующим образом: наибольшие затраты приходятся на предпринимательский сектор стран Северной Америки, чья доля равна 38% от всех затраченных средств. Также высокий уровень затрат на ИиР имеется у стран Юго-Восточной Азии - 34% от общих затрат, у стран ЕС-15 – 24%. Более низкий уровень финансирования у Китая, чья доля - 13% от общего значения. Уровень финансирования российского предпринимательского сектора достаточно низок и равен всего 2 % от общих затрат. Наименьшие показатели характерны для стран Восточной Европы и Тихоокеанского региона, которые равны по 1% от совокупных затрат. региона, которые равны.

Анализ затрат на 1 занятого в исследованиях и разработках предпринимательского сектора показывает, что наибольшие из них приходятся на страны Юго-Восточной Азии (135 296 долл. США в год). Также достаточно высокий уровень у Тихоокеанского региона, несмотря на небольшое количество занятых в ИиР предпринимательского сектора. Затраты составляют 132 700 долл. США в год. Выше среднемирового уровня, равного 93 093 долл. США в год, показатели таких регионов как Северная Америка и ЕС-15, имеющие расходы 99 756 и 115 419 долл. США соответственно. Российский уровень финансирования персонала наименьший среди представленных регионов (19 111 долл. США). Уровень стран Восточной Европы значитель выше - 60 778 долл. США. Ниже показатель для Китая - 57 430 долл. США.

Чтобы понять насколько обеспечен труд исследователя в России и в ведущих регионах мира можно подразделить персонал, занятый в ИиР, на три типа: исследователи, техники и другой вспомогательный персонал. Численность персонала каждого типа измеряется эквиваленте полной занятости. Общемировое распределение по этим типам выглядит следующим образом (см. рис.3): 62% от общей численности составляют исследователи, 22% - техники и 16% вспомогательный персонал. В России «утяжелена» часть структуры, относящаяся к вспомогательному персоналу и «облегчена» та ее часть, которая непосредственно занимается обеспечением исследовательского труда. Распределение работников (в полном эквиваленте занятости) по этим типам имеет вид: процент исследователей составляет 51%, тогда как техников - всего 8%, на вспомогательный персонал приходится 44%. По абсолютному значению наибольший вклад в мировую численность техников вносят наибольшая в такие регионы как Северная Америка и Юго-Восточная Азия, где доли составляют по 36% от общей численности техников в мире. Россия обеспечивает лишь два процента от их общего количества.

Анализ численности техников занятых в области исследований и разработок, приходящихся на 10 000 экономически активного населения относительно среднемирового уровня показывает, что наибольший уровень характерен для стран Северной Америки, превышающий средний по миру уровень в 2.4 раза. Больше среднего уровня, в 1.4 и 1.3 раза соответственно, показатели ЕС-15 и Тихоокеанского региона. Уровень России составляет 70% от среднемирового показателя. Меньшие показатели имеют страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, составляющие по 60% от среднего.

Картина резко меняется, если рассматривать численность вспомогательного персонала по абсолютным показателям как долю регионов от общей численности. Наибольшая численность характерна для стран Северной Америки, составляющая 29% от общего числа занятых. Российский уровень несколько меньше и равен 26%. Показатели таких стран, как ЕС-15 и Юго-Восточной Азии составляют по 22% и 20 % соответственно от общей численности вспомогательного персонала. Доли стран Восточной Европы и Тихоокеанского региона наименьшие и составляют по 1% и 2% соответственно. Рассмотрение численности вспомогательного персонала приходящихся на 10 000 экономически активного населения относительно среднемирового уровня показывает, что наибольший уровень характерен для России, где уровень превышает средний по миру в 4.9 раза. Показатели стран Северной Америки, ЕС-15 и Тихоокеанского региона также превышают среднемировой в 2.0, 2.1 и 1.5 раза соответственно. Численность вспомогательного персонала в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии ниже среднего по миру значения и составляет 50% и 30% от него.

Численности исследователей в абсолютном значении дает несколько иную картину Наибольшее число исследователей характерно для стран Юго-Восточной Азии, чья доля от общего числа исследователей составляет 35%. Для стран Северной Америки показатель чуть меньше и составляет 33% от общей численности исследователей. Несколько меньшая доля у стран ЕС-15 составляющая 20% от общей численности исследователей. Российский уровень численности составляет около 8% от общего числа.

Рассмотрение структуры обеспеченности труда исследователя другим персонала позволяет утверждать, что российская и мировая структура имеют существенные различия. Так в России на 1 исследователя приходится 0,8 работника вспомогательного персонала и 0,2 техника, что по сравнению с мировой структурой определяет нехватку техников в 2 раза и избыток вспомогательного персонала в 4 раза.

Все сказанное выше позволяет заключить, что Россия по структуре занятых в ИиР оказывается далека как от развитых, так и от стран нового индустриального развития. Возникает естественный вопрос: чем оправдано такое различие? Возможно дело здесь в дешевизне труда в области ИиР. В частности, низкие заработные платы не стимулируют работников вспомогательного персонала к высокопроизводительному труду, поэтому приходится использовать дешевый труд дополнительных работников. Другой причиной может быть излишняя бюрократизация управления научно-технической сферы, побуждающая научно-исследовательские организации к привлечению дополнительного вспомогательного персонала для выполнения рутинной работы по отчетности перед вышестоящими организациями.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-00303а).

Обеспеченность человеческими ресурсами исследований и разработок