ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА

Жаров В.С.

Кольский филиал Петрозаводского

государственного университета,

г.Апатиты

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА

Инновационная активность в регионах Севера до сих пор остается низкой, поэтому необходим научный анализ причин сложившегося положения.

Одной из основных причин, на наш взгляд, является то, что содержание и цели инновационной промышленной политики для государства и для регионов Севера разные. Для государства такая политика является прежде всего структурной и проводится, как правило, после экономического кризиса, когда необходима более эффективная экономика, способная обеспечить более высокие темпы экономического роста. Соответственно основное внимание федерального центра уделяется нескольким отраслям, являющимися «ядрами роста». Естественно, что туда и направляются массированные инвестиции. Это вполне оправданно и закономерно. Однако, у регионов Севера таких «полюсов роста» может и не быть. К тому же и финансовые возможности регионов по поддержке приоритетных отраслей и промышленных предприятий крайне ограничены. При этом, регионы должны осуществлять такую промышленную политику, которая бы позволяла обеспечивать конкурентоспособность производимой промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках, что в принципе соответствует и интересам государства. Следовательно, государству необходимо создавать условия для реализации регионами своей инновационной промышленной политики, причем для разных регионов такие условия могут быть различными, учитывающими особенности и потенциал регионального развития.

По нашему мнению, с учетом вышеуказанных особенностей государство должно обеспечивать следующие условия реализации регионами Севера инновационной промышленной политики.

Во-первых, необходимо «разрубить гордиев узел»: устаревшая технология – низкая производительность труда – низкая зарплата – отсутствие инноваций. Для этого государство опережающими темпами должно повышать для северян минимальный уровень оплаты труда, что заставит предпринимателей в условиях конкуренции на мировом рынке повышать производительность труда хотя бы путем модернизации техники и технологии производства. На первом этапе необходимо увеличить этот уровень таким образом, что бы в конечном итоге обеспечить достижение уровня средней зарплаты населения в регионах Севера до средне российского уровня (в тех регионах, где в настоящее время этот уровень ниже средне российского).

Во-вторых, повышение зарплаты и производительности труда может привести к увеличению количества неработающих пенсионеров, поэтому государство должно финансово поддерживать функционирование региональных социальных фондов и создавать более льготные условия для переселения лиц пожилого возраста из районов Севера в другие регионы страны. Имеется ввиду, что в отличие от существующего положения, когда льготы по переселению могут получить только лица пенсионного возраста, отработавшие в регионах Севера 30 и более лет, такие льготы должны быть представлены всем неработающим пенсионерам.

В-третьих, повышение производительности труда приведет к высвобождению работников без должного опыта с низкой квалификацией, прежде всего молодежи, и потребует привлечения квалифицированных кадров из других регионов страны, поскольку система профессионального образования, существующая на Севере, может оказаться не готова выпускать специалистов необходимого профиля. Следовательно систему образования необходимо расширять за счет создания новых государственных высших учебных заведений, необходимых по профилю факультетов и кафедр на бюджетной основе, которые могли бы выпускать специалистов по новым «дефицитным» специальностям, таким, например, как промышленное и гражданское строительство, технология нефтегазовой добывающей и перерабатывающей промышленности, жилищно-городское хозяйство и т.п., а в тех случаях, когда это невозможно по разным объективным причинам, необходимо создавать льготные условия для обучения северной молодежи в центральных вузах на контрактной основе, то есть с условием возвращения дипломированных специалистов на предприятия Севера.

В-четвертых, необходимо дать толчок инновационному развитию регионов Севера, реализуя на практике современную адаптивную теорию регионального развития. Для этого государство может в законодательном порядке создать льготные условия для формирования особых технико-внедренческих зон. Например, необходимо отменить некоторые ограничения при создании особых экономических зон, существующие в российском законодательстве – ограниченную территорию расположения зон, градацию населения по видам деятельности и др. В дальнейшем и сами регионы должны поддерживать льготами развитие таких зон. Это повысит инвестиционную привлекательность регионов, что кроме средств самих предприятий и личных средств северян приведет к расширению внешних для регионов источников дополнительных инвестиций. Это, в конечном счете, по-нашему мнению, должно привести к возрастанию инновационной активности предприятий.

Государству необходимо формировать условия и создавать необходимый организационно-экономические механизм, направляющий менеджмент мероприятий переходить на инновационный путь развития.

Уровень инновационности промышленного развития необходимо определять не только по отношению к региону в целом, но и по отношению к конкретным промышленным предприятиям, что очень важно, например, для экономики регионов Севера, т.к. в каждом таком регионе, как правило, функционируют несколько крупных градообразующих предприятий, являющихся основным источником поступлений финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и определяющих возможности экономического роста этих субъектов. При этом, с одной стороны, показателей, оценивающих уровень инновационности промышленного развития, должно быть как можно меньше, чтобы не использовать сугубо субъективные оценки важности того или иного показателя, а, с другой стороны, система таких показателей должна быть сквозной, т.е. применимой одновременной и для оценки отдельных предприятий и для оценки промышленного производства в регионах в целом.

Рассматриваемая система показателей должна позволять отображать влияние на уровень инновационности промышленного развития регионов и развития отдельных промышленных предприятий таких значимых явлений как повышение качества производимой продукции, инфляцию, степень конкуренции, ухудшение условий производства в добывающих отраслях промышленности (горно-геологических и горно-технических).

Все вышеуказанное позволяет констатировать, что для оценки уровня инновационного промышленного развития регионов, и особенно северных регионов, необходимо использовать принципиально иной методологический подход и соответствующую ему систему показателей.

По нашему мнению, его основой является рассмотрение и научное обоснование перспектив инновационного развития промышленности регионов, которые в целевой форме трансформируются в разработку и реализацию различных стратегий инновационного регионального развития, из которых для северных регионов можно выделить три основных стратегии: ресурсно-экспортноориентированную, ресурсно-инновационную и инновационно-технологическую.

Такой подход можно назвать нормативно-целевым, т.к., во-первых, он базируется на формулировании целей инновационного промышленного развития, и, во-вторых, на критериях достижимости этих целей, которые по сути дела являются нормативами.

В свою очередь эти нормативы определяются на основе детального анализа динамики изменения двух структурных показателей: структуры затрат на производство и реализацию продукции и структуры стоимости реализованной продукции.

Исходные данные для их расчета по каждому отдельному предприятию содержатся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» (выручка от продаж, т.е. стоимость реализованной продукции) и форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (расходы по обычным видам деятельности (по элементам) – материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие расходы) публичной бухгалтерской финансовой отчетности. Поскольку каждое предприятие обязано предоставлять формы такой отчетности в соответствующую налоговую инспекцию и в органы статистики, то, во-первых, эта информация является точной, т.к. за ее искажение предприятие подвергается финансовым санкциям в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Во-вторых, такая информация обобщается в территориальном управлении статистики каждого субъекта Федерации по отраслям промышленности и промышленности в целом и публикуется в соответствующей статистической отчетности.

Логика анализа вышеуказанных показателей заключается в следующем. Главная задача анализа состоит в определении причин, повлиявших на изменение структуры расходов и структуры стоимости продаж. Эти причины, по нашему мнению, обусловлены в основном уровнем инновационной активности отдельных промышленных предприятий и промышленного производства региона в целом. При этом различные виды инноваций по-разному оказывают влияние на изменение структурных показателей. Однако на это оказывают влияние и другие, второстепенные факторы – инфляция, изменение объемов продаж, изменение структуры промышленного производства в регионе, повышение качества выпускаемой продукции, естественное ухудшение условий производства в добывающих отраслях промышленности, поэтому степень такого влияния в процессе анализа тоже нужно выявить.

Рассматриваемый структурный анализ позволит лишь определить состояние и направленность инновационного промышленного развития каждого отдельного региона, однако он является необходимым условием для разработки способов управления этим процессом, т.е. после проведения диагностики появляется возможность определения и реализации необходимых мероприятий (вплоть до уровня каждого крупного предприятия), показывающих как нужно действовать, чтобы регионы переходили на инновационный путь развития.

PAGE 3

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА