Эволюция анкетного метода изучения аудитории отечественных театров

Егорова М. Н.

Государственный Институт

Искусствознания, г. Москва.

Эволюция анкетного метода изучения аудитории отечественных театров.

Смысл и содержание театральной деятельности трудно отнести к какой-либо одной сфере общественной жизни человека. Театроведение охватывает и историю театра, и анализ спектаклей; объектом изучения литературы становится драматургия; для экономики театр, прежде всего, выступает участником рыночных отношений. Театр – явление многогранное, и изучение такого сложного комплексного объекта, зачастую требует междисциплинарных исследований.

Необходимость изучения театрального зрителя не нуждается в обосновании. Театр не существует вне отношений с аудиторией, и социологические исследования дают театру уникальную возможность познакомиться с людьми, что каждый вечер заполняют его зрительный зал. При этом зрительская аудитория – это крупный массив людей, неоднородный по составу, и только опираясь на социологические измерения, можно говорить о зрителе с достаточной степенью объективности. В России в XX веке сложилась богатая традиция применения социологического инструментария в изучении театрального зрителя, и одним из важнейших его направлений являются анкетные опросы публики.

Исследования театральной аудитории начались в конце XIX века. Еще раньше поведение публики описывалось в журнальных очерках и статьях, мемуарах и письмах. Но именно в этот период появился и стал использоваться новаторский для того времени метод анкетных опросов. 1

В начале 20-х годов исследования театрального зрителя стали проводиться систематически: Театром РСФСР-I под руководством В. Э. Мейерхольда,2 Театрально-Художественным Бюро Культотдела ЛГСПС,3 Культ-Отделом МГСПС.4 С середины десятилетия изучением зрителя занималась Исследовательская Театральная Мастерская, созданная при Художественном отделе Главполитпросвета.5

После социалистической революции состав зрительного зала кардинально изменился. В театр пришел зритель, ранее с театром не знакомый, не обученный ни театральному языку, ни, зачастую, даже грамоте. Именно эта послереволюционная ситуация определяла цели и задачи первых опросов публики: «узнать рабочего зрителя». Постепенно угол зрения стал шире: объектом исследования стала вся аудитория отдельного театра или даже города.

Что касается методики составления опросной анкеты, то с 1921 по 1928 год она претерпела колоссальную эволюцию: анкетный метод прошел серьезный путь от эксперимента, основанного во многом на интуиции, до развитого научного метода.

Постепенно сформировался каркас анкеты – смысловые блоки, каждый из которых состоял из одного или нескольких вопросов. Анкета приобрела четкую ясную структуру, что, несомненно, облегчало как ее заполнение, так и обработку полученных данных. Очень скоро стали использоваться закрытые вопросы: из предложенных вариантов нужно было лишь выбрать и отметить наиболее подходящий ответ.

Интерес исследователя к зрителю становился все глубже, и если в первых анкетах респондента спрашивали о том, не болели ли у него зубы во время спектакля, то в опросах 1927-1928 года появляется и получает определенное развитие важная тенденция – интерес исследователей к зрительской мотивации, к тому, зачем люди приходят в театр и почему выбирают тот, а не иной спектакль.

Параллельно развивался и анализ полученных данных. Анкеты, собранные во время первых исследований, не обрабатывались вовсе: все сводилось к публикации отдельных зрительских ответов.6 Постепенно появились возрастная шкала, разного рода рейтинги, коэффициенты и другие социологические инструменты, причем многие из них используются в том или ином виде до сих пор.

Уровень исследований, проведенных в 20-е годы, и полученные результаты вполне позволяют говорить о том, что методология исследований, несомненно, развивалась бы и дальше, но в 30-е годы все формы изучения зрителя были объявлены лженаучными, и все работы в этом направлении прекратились.

1960-е – 1970-е годы без преувеличения можно назвать периодом расцвета социологических исследований отечественного театра: опросы проводились по всей стране. В Свердловске, в Институте экономики Уральского научного центра АН СССР работала группа под руководством Л. Н. Когана,7 в Ленинграде исследованиями театральной аудитории занималась группа «Социология и театр» под руководством В. Н. Дмитриевского,8 в Москве – группа социологов при Министерстве Культуры СССР под руководством Г. Г. Дадамяна.9

В 60-70-е годы цели и задачи эмпирических исследований театральной аудитории получили серьезный масштаб и конкретизацию. Речь шла о нюансах зрительского восприятия, структуре аудитории на уровне театров всей республики и т.д.

Каркас анкеты, сформировавшийся в 20-е гг., в 60-70-е гг. получил полноценное наполнение. Появлялись новые вопросы и целые смысловые блоки. Анкета становилась все более объемной, при этом вопросы углублялись, уточнялись. Фактически, анкеты, которые использовались в 70-е гг. Г. Г. Дадамяном10 или ленинградской группой «Социология и театр»,11 позволяли раскрыть взаимоотношения зрителя и театра практически всесторонне.

Колоссальное развитие получила тема зрительской мотивации: если в 20-е годы она только намечалась, то в 60-70- гг. исследователей интересовала и мотивация конкретного театрального посещения, и мотивация посещения театра вообще, как вида досуга. Кроме постановки самих мотивационных вопросов, были сформулированы наборы подходящих закрытий, охватывающих, пожалуй, все функции театрального искусства.

Принципиально новым ракурсом в изучении зрителя стал экономический: появился маркетинговый блок, включающий в себя вопросы о каналах распространения информации, каналах приобретения билетов, доходах респондента.

По мере развития науки ученые получали все новые возможности анализа полученных в ходе опросов данных: ученые ленинградской группы «Социология и театр» использовали в своей работе сложнейший математический инструментарий, факторный анализ и только-только появившиеся в то время ЭВМ.

Последние тридцать лет отличаются особенно пристальным вниманием ученых к проблеме качественной дифференциации публики в соответствии с ее художественным опытом. Сначала Ю. У. Фохт-Бабушкин и К. Б. Соколов показали, что масштабы потребления искусства в существенной мере идут от степени развития личности и выделили четыре «социально-психологических типа личности: еще несформировавшиеся, эклектично развитые, односторонне развитые и разносторонне развитие люди».12

Затем группой А. Я. Рубинштейна в Государственном Институте Искусствознания была разработана типология зрителей, в основе которой лежит степень избирательности человека по отношению к театру, степень дифференциации его вкуса.13

С конца 70-х гг. ученые сохраняют масштаб исследовательских задач: в рамках одного исследования проводится множество опросов в разных городах России в течение не одного года. Опросная анкета сохраняет и структуру, и логику наполнения, меняясь в зависимости от поставленных целей опросов.

В начале 80-х годов группа московских социологов во главе с Ю. У. Фохт-Бабушкиным и К. Б. Соколовым осуществила всесоюзное исследование «Искусство в вашей жизни».14 С 1992 г непрерывный социологический мониторинг театрального рынка России ведет отдел экономики искусства Государственного института искусствознания.15

За прошедшие 80 лет социология театра прошла долгий и сложный путь становления и развития. Методика проведения зрительских опросов усложнялась и позволяла исследователям решать все более комплексные и тонкие задачи. Да и сейчас эмпирическое изучение театральной аудитории не теряет актуальности: изменения в социальной сфере провоцируют изменения в культурной жизни людей, и новые задачи потребуют новых научных решений.

1 Дмитриевский В. Н. Театр и зритель: Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: От истоков до начала XX в. – С.Пб., Дмитрий Буланин, 2007.

2 Загорский М. Как реагирует зритель? – Леф 1924 г., № 2, с. 141-151.

3 Фельдман Б. Анкета профсоюзного зрителя. – Рабочий и театр, 1924 г., № 15.

4 Метод анкетирования и роль анкеты в изучении зрителя. – Жизнь искусства,
1926 г., № 9, с. 2.

5 Метод анкетирования и роль анкеты в изучении зрителя. – Жизнь искусства,
1926 г., № 9, с. 2; Однодневник по изучению зрителя. – Советское искусство, 1926 г., № 7, с. 73.

6 Загорский М. Как реагирует зритель? – Леф 1924 г., № 2, с. 141-151; Фельдман Б. Анкета профсоюзного зрителя. – Рабочий и театр, 1924 г., № 15.

7 Коган Л., Кернер А. 1499 ответов. – Театр, 1964, № 10, с. 3-10; Коган Л., Панова С., Стефанская С. Глаз в щелке занавеса. – Театр, 1972, № 7, с. 20-26; Коган Л. Публика театра. – В сб.: Театр и зритель. (Проблемы социологии театрального искусства). – М., 1973, с. 45-50.

8 Алексеев А.Н., Божков О. Б., Дмитриевский В. Н., Докторов Б. З., Кесельман Л. Е. Зритель в театре. (Социологические исследования театральной жизни). – М., 1981; Дмитриевский В. Н. Зритель в таблицах. – Театр, 1968, № 10, с. 77-85; Дмитриевский В. Н. Некоторые итоги обследования театральных зрителей. – В сб.: Театр и драматургия. – Л., ЛГИТМиК, вып. 3, 1971, с. 333-352.

9 Дадамян Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. – М., ВТО, 1982; Дадамян Г. Г. Проблемы аудитории театров. – В сб.: Проблемы социологии театра. – М., 1974, с. 111-130.

10 Дадамян Г. Г. Социологические исследования зрителей драматических театров. – Л., 1975, с. 41-45.

11 Алексеев А.Н., Божков О. Б., Дмитриевский В. Н., Докторов Б. З., Кесельман Л. Е. Зритель в театре. (Социологические исследования театральной жизни). – М., 1981.

12 Художественная культура и развитие личности. – М., 1987, с. 31.

13 Художественная жизнь современного общества, т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. – С.-Пб, 1998, с. 229-234.

14 Художественная культура и развитие личности. – М., 1987.

15 Экономические основы культурной деятельности. Том I. Рынок культурных услуг. – С.-Пб, Алетейя, 2002.

PAGE 1

Эволюция анкетного метода изучения аудитории отечественных театров