Эволюция анкетного метода изучения аудитории отечественных театров
Егорова М. Н.
Государственный Институт
Искусствознания, г. Москва.
Эволюция анкетного метода изучения аудитории отечественных театров.
Смысл и содержание театральной деятельности трудно отнести к какой-либо одной сфере общественной жизни человека. Театроведение охватывает и историю театра, и анализ спектаклей; объектом изучения литературы становится драматургия; для экономики театр, прежде всего, выступает участником рыночных отношений. Театр явление многогранное, и изучение такого сложного комплексного объекта, зачастую требует междисциплинарных исследований.
Необходимость изучения театрального зрителя не нуждается в обосновании. Театр не существует вне отношений с аудиторией, и социологические исследования дают театру уникальную возможность познакомиться с людьми, что каждый вечер заполняют его зрительный зал. При этом зрительская аудитория это крупный массив людей, неоднородный по составу, и только опираясь на социологические измерения, можно говорить о зрителе с достаточной степенью объективности. В России в XX веке сложилась богатая традиция применения социологического инструментария в изучении театрального зрителя, и одним из важнейших его направлений являются анкетные опросы публики.
Исследования театральной аудитории начались в конце XIX века. Еще раньше поведение публики описывалось в журнальных очерках и статьях, мемуарах и письмах. Но именно в этот период появился и стал использоваться новаторский для того времени метод анкетных опросов. 1
В начале 20-х годов исследования театрального зрителя стали проводиться систематически: Театром РСФСР-I под руководством В. Э. Мейерхольда,2 Театрально-Художественным Бюро Культотдела ЛГСПС,3 Культ-Отделом МГСПС.4 С середины десятилетия изучением зрителя занималась Исследовательская Театральная Мастерская, созданная при Художественном отделе Главполитпросвета.5
После социалистической революции состав зрительного зала кардинально изменился. В театр пришел зритель, ранее с театром не знакомый, не обученный ни театральному языку, ни, зачастую, даже грамоте. Именно эта послереволюционная ситуация определяла цели и задачи первых опросов публики: «узнать рабочего зрителя». Постепенно угол зрения стал шире: объектом исследования стала вся аудитория отдельного театра или даже города.
Что касается методики составления опросной анкеты, то с 1921 по 1928 год она претерпела колоссальную эволюцию: анкетный метод прошел серьезный путь от эксперимента, основанного во многом на интуиции, до развитого научного метода.
Постепенно сформировался каркас анкеты смысловые блоки, каждый из которых состоял из одного или нескольких вопросов. Анкета приобрела четкую ясную структуру, что, несомненно, облегчало как ее заполнение, так и обработку полученных данных. Очень скоро стали использоваться закрытые вопросы: из предложенных вариантов нужно было лишь выбрать и отметить наиболее подходящий ответ.
Интерес исследователя к зрителю становился все глубже, и если в первых анкетах респондента спрашивали о том, не болели ли у него зубы во время спектакля, то в опросах 1927-1928 года появляется и получает определенное развитие важная тенденция интерес исследователей к зрительской мотивации, к тому, зачем люди приходят в театр и почему выбирают тот, а не иной спектакль.
Параллельно развивался и анализ полученных данных. Анкеты, собранные во время первых исследований, не обрабатывались вовсе: все сводилось к публикации отдельных зрительских ответов.6 Постепенно появились возрастная шкала, разного рода рейтинги, коэффициенты и другие социологические инструменты, причем многие из них используются в том или ином виде до сих пор.
Уровень исследований, проведенных в 20-е годы, и полученные результаты вполне позволяют говорить о том, что методология исследований, несомненно, развивалась бы и дальше, но в 30-е годы все формы изучения зрителя были объявлены лженаучными, и все работы в этом направлении прекратились.
1960-е 1970-е годы без преувеличения можно назвать периодом расцвета социологических исследований отечественного театра: опросы проводились по всей стране. В Свердловске, в Институте экономики Уральского научного центра АН СССР работала группа под руководством Л. Н. Когана,7 в Ленинграде исследованиями театральной аудитории занималась группа «Социология и театр» под руководством В. Н. Дмитриевского,8 в Москве группа социологов при Министерстве Культуры СССР под руководством Г. Г. Дадамяна.9
В 60-70-е годы цели и задачи эмпирических исследований театральной аудитории получили серьезный масштаб и конкретизацию. Речь шла о нюансах зрительского восприятия, структуре аудитории на уровне театров всей республики и т.д.
Каркас анкеты, сформировавшийся в 20-е гг., в 60-70-е гг. получил полноценное наполнение. Появлялись новые вопросы и целые смысловые блоки. Анкета становилась все более объемной, при этом вопросы углублялись, уточнялись. Фактически, анкеты, которые использовались в 70-е гг. Г. Г. Дадамяном10 или ленинградской группой «Социология и театр»,11 позволяли раскрыть взаимоотношения зрителя и театра практически всесторонне.
Колоссальное развитие получила тема зрительской мотивации: если в 20-е годы она только намечалась, то в 60-70- гг. исследователей интересовала и мотивация конкретного театрального посещения, и мотивация посещения театра вообще, как вида досуга. Кроме постановки самих мотивационных вопросов, были сформулированы наборы подходящих закрытий, охватывающих, пожалуй, все функции театрального искусства.
Принципиально новым ракурсом в изучении зрителя стал экономический: появился маркетинговый блок, включающий в себя вопросы о каналах распространения информации, каналах приобретения билетов, доходах респондента.
По мере развития науки ученые получали все новые возможности анализа полученных в ходе опросов данных: ученые ленинградской группы «Социология и театр» использовали в своей работе сложнейший математический инструментарий, факторный анализ и только-только появившиеся в то время ЭВМ.
Последние тридцать лет отличаются особенно пристальным вниманием ученых к проблеме качественной дифференциации публики в соответствии с ее художественным опытом. Сначала Ю. У. Фохт-Бабушкин и К. Б. Соколов показали, что масштабы потребления искусства в существенной мере идут от степени развития личности и выделили четыре «социально-психологических типа личности: еще несформировавшиеся, эклектично развитые, односторонне развитые и разносторонне развитие люди».12
Затем группой А. Я. Рубинштейна в Государственном Институте Искусствознания была разработана типология зрителей, в основе которой лежит степень избирательности человека по отношению к театру, степень дифференциации его вкуса.13
С конца 70-х гг. ученые сохраняют масштаб исследовательских задач: в рамках одного исследования проводится множество опросов в разных городах России в течение не одного года. Опросная анкета сохраняет и структуру, и логику наполнения, меняясь в зависимости от поставленных целей опросов.
В начале 80-х годов группа московских социологов во главе с Ю. У. Фохт-Бабушкиным и К. Б. Соколовым осуществила всесоюзное исследование «Искусство в вашей жизни».14 С 1992 г непрерывный социологический мониторинг театрального рынка России ведет отдел экономики искусства Государственного института искусствознания.15
За прошедшие 80 лет социология театра прошла долгий и сложный путь становления и развития. Методика проведения зрительских опросов усложнялась и позволяла исследователям решать все более комплексные и тонкие задачи. Да и сейчас эмпирическое изучение театральной аудитории не теряет актуальности: изменения в социальной сфере провоцируют изменения в культурной жизни людей, и новые задачи потребуют новых научных решений.
1 Дмитриевский В. Н. Театр и зритель: Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: От истоков до начала XX в. С.Пб., Дмитрий Буланин, 2007.
2 Загорский М. Как реагирует зритель? Леф 1924 г., № 2, с. 141-151.
3 Фельдман Б. Анкета профсоюзного зрителя. Рабочий и театр, 1924 г., № 15.
4 Метод анкетирования и роль анкеты в изучении зрителя. Жизнь искусства,
1926 г., № 9, с. 2.
5 Метод анкетирования и роль анкеты в изучении зрителя. Жизнь искусства,
1926 г., № 9, с. 2; Однодневник по изучению зрителя. Советское искусство, 1926 г., № 7, с. 73.
6 Загорский М. Как реагирует зритель? Леф 1924 г., № 2, с. 141-151; Фельдман Б. Анкета профсоюзного зрителя. Рабочий и театр, 1924 г., № 15.
7 Коган Л., Кернер А. 1499 ответов. Театр, 1964, № 10, с. 3-10; Коган Л., Панова С., Стефанская С. Глаз в щелке занавеса. Театр, 1972, № 7, с. 20-26; Коган Л. Публика театра. В сб.: Театр и зритель. (Проблемы социологии театрального искусства). М., 1973, с. 45-50.
8 Алексеев А.Н., Божков О. Б., Дмитриевский В. Н., Докторов Б. З., Кесельман Л. Е. Зритель в театре. (Социологические исследования театральной жизни). М., 1981; Дмитриевский В. Н. Зритель в таблицах. Театр, 1968, № 10, с. 77-85; Дмитриевский В. Н. Некоторые итоги обследования театральных зрителей. В сб.: Театр и драматургия. Л., ЛГИТМиК, вып. 3, 1971, с. 333-352.
9 Дадамян Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., ВТО, 1982; Дадамян Г. Г. Проблемы аудитории театров. В сб.: Проблемы социологии театра. М., 1974, с. 111-130.
10 Дадамян Г. Г. Социологические исследования зрителей драматических театров. Л., 1975, с. 41-45.
11 Алексеев А.Н., Божков О. Б., Дмитриевский В. Н., Докторов Б. З., Кесельман Л. Е. Зритель в театре. (Социологические исследования театральной жизни). М., 1981.
12 Художественная культура и развитие личности. М., 1987, с. 31.
13 Художественная жизнь современного общества, т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. С.-Пб, 1998, с. 229-234.
14 Художественная культура и развитие личности. М., 1987.
15 Экономические основы культурной деятельности. Том I. Рынок культурных услуг. С.-Пб, Алетейя, 2002.
PAGE 1
Эволюция анкетного метода изучения аудитории отечественных театров