Особенности национальной инновационной системы

Кольчугина А.В.

Институт экономики РАН

г. Москва

Особенности национальной инновационной системы

На современном этапе для перехода на инновационный путь развития встает задача формирования рынка интеллектуальной собственности. В развитых странах и в активно развивающихся странах рынок интеллектуальной собственности играет весомую роль, это, прежде всего, рынок технологий, лицензии на патенты, ноу-хау.

Рынок интеллектуальной собственности особо сложен тем, что он требует высоких финансовых вложений уже на первом этапе, этапе НИР и ОКР, помимо этого, основным объектом разработок является не привычный товар, затраты на который и предполагаемый доход от его реализации может быть в большой степени просчитан заранее, а инновация – новый продукт. Как все новое – зона разработок относится к наиболее рисковым рынкам, т.к. не все разработки могут привести к конечному продукту, как все новое - инновация также требует повышенных затрат по ее продвижению на рынок, коммерциализации.

Важной особенностью рынка интеллектуальной собственности (мы имеем ввиду прежде всего разработку новых технологий) является множественность участников данного рынка, при этом участники рынка должны иметь определенный уровень готовности к созданию и внедрению инновации – финансовый, технический, кадровый. Не менее важным аспектом для развития инновационной экономики является высокий уровень мотивированности, направленности на создание и внедрение инноваций всех участников инновационного процесса.

Ключевыми субъектами инновационной экономики являются:

1. Разработчики инновации - Научное предприятие (академические институты, отраслевые институты, вузы, малые инновационные предприятия, научно-исследовательские подразделения производственных организаций). Здесь, прежде всего, важны - профессиональные качества научных кадров, научная фондовооруженность организаций (обеспеченность соответствующими техническими, информационными ресурсами).

2. Производитель инновации - Производственное предприятие, которое должно быть в полной степени укомплектовано обученными кадрами, иметь соответствующую технологическую вооруженность, необходимые для внедрения инновации).

3. Инвестор инноваций – само производственное предприятие, бюджет различных уровней (федеральный, региональный, муниципальный - госзаказ), венчурные фонды, заказ со стороны крупных корпораций).

4. Посреднические структуры - коммерциализатор (обеспечение маркетинговых исследований, рекламных компаний, информационное обеспечение), организации по защите авторских прав и прав интеллектуальной собственности.

Еще одной важной особенностью экономики инноваций является то, что права на интеллектуальную собственность возникают с существенной отсрочкой, а именно после выдачи на все элементы новизны во вновь созданном продукте соответствующих документов о праве собственности (патентов, ноу-хау и т.п.), что занимает достаточно времени и оттягивает момент получения выгоды от разработанной инновации.

Особенно следует учитывать, что инновационные продукты все более и более усложняются, так современные технологии порой включают в себя не одно, а несколько авторских прав, причем они могут быть защищены различными его видами. При современной сложности высоких технологий часто в новом продукте содержатся элементы с уже защищенными другими производителями авторскими правами, что требует дополнительных затрат на соблюдение патентной чистоты.

Тут следует упомянуть, что на этом рынке уже существует новый «бизнес», когда фирмы скупают различные патенты и отслеживают возможное их незаконное использование, чтобы в дальнейшем через суд взыскивать причиненный ущерб. Возможность такого обособленного бизнеса еще больше подчеркивает многоуровневый характер рынка интеллектуальной собственности, в котором задействовано много «игроков», с существенной долей самостоятельности, обособленности своих интересов, которые порой могут вступать в противоречие с интересами других участников.

Многоуровневый характер рынка интеллектуальной собственности, в котором задействовано много «игроков», с различными формами собственности (государственной, корпоративной, личной), существенной долей самостоятельности и обособленности своих интересов предполагает системный подход для повышения эффективности его функционирования.

Национальная инновационная система (НИС) и направлена на то, чтобы совместить эти интересы в единую систему, работающую в целом на конечный результат – повышение конкурентоспособности товаров и услуг национальной экономики, прежде всего в сфере высокотехнологичного производства.

Особенно важным условием создания эффективной национальной инновационной системы является обеспечение высокой мотивированности участников этого рынка, что требует, прежде всего, правовой защищенности каждого из них в области его участия в создание инновационного продукта (защита авторских прав, защита и обеспечение доли прав на инновационный продукт).

Необходимо также повышать мотивацию инвесторов инновационного рынка, как рынка с высокой долей риска, мотивацию производственных структур по производству инновационных продуктов и обеспечение их адекватной оценочной стоимости в балансе предприятия по разделу нематериальных активов. Последние с одной стороны повышает капитализацию предприятия, с другой стороны создает эффективную базу налогообложения, в свою очередь могущую способствовать дополнительной мотивации – т.к. в зависимости от того, разработан ли данный нематериальный актив силами своего предприятия, закуплен ли у отечественных или зарубежных разработчиков, возможны различные формы его налогообложения. Например, участниками рынка на различных совещаниях по инновациям ставится вопрос об освобождении от налога на имущество, если данная инновация разработана за счет средств самого предприятия. Возможно также налоговое поощрение при закупке технологий у отечественных разработчиков, соответственно налоговые льготы при экспорте отечественных технологий через лицензионные соглашения.

В настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис, сопровождающийся практически всеобщим спадом экономики, в нашей стране стали предприниматься определенные шаги по стимулированию инноваций. В 2008 году были возвращены некоторые налоговые льготы для организаций ведущих научные разработки, расширились возможности развития вузовской науки, создания на базе высшей школы инновационных малых предприятий.

Недостаточность финансовых средств является ключевой проблемой, как для производителя инновационного продукта, так и для остальных субъектов. Об этом свидетельствуют опросы, проводимые как у нас в стране, так и заграницей. При этом основным источником финансирования для российских предприятий являются собственные средства. На рис.1 показано, какова степень государственных вложений в инновационный процесс промышленности, что особенно значимо для малых инвестиционных предприятий.

Рис. 1. Структура затрат на технологические инновации организаций промышленности по источникам финансирования за 2007-2009 гг., в процентах.

Кроме того, существенной особенностью современной ситуации модернизации российской экономики является то, что наибольшая часть средств идет не на исследования и разработки новых технологий и инновационных продуктов, а на приобретение машин и оборудования для производства новых возможно для страны и прежде всего ближайших территорий, но вторичных для развитых стран, где это оборудование покупается, то есть на современном этапе в большей степени имеет место «догоняющая модернизация», что в целом также важно для нашей экономики, где мы имеем очень высокий процент износа и морального старения, но в малой степени способствует инновациям, направленным на создание нового продукта, достойно конкурирующего на международном рынке.

Сравнение по этим показателям России с другими развитыми странами подчеркивает указанную диспропорцию (рис.2).

Рис. 2. Структура затрат на технологические инновации организаций промышленного производства по видам инновационной деятельности, в процентах.

Решение задач по модернизации и внедрению новых разработок предпринимается и на региональном уровне.

По региональным программам внимание сосредотачивается на создание инфраструктуры, прежде всего организация бизнес-инкубаторов, технопарков. Существенной проблемой остается разработка единой, прозрачной системы отбора организаций для их участия в системе предоставляемых регионами льгот.

Для формирования рынка интеллектуальной собственности наряду с ее «продавцами» важна мотивация, финансовые и технологические возможности, кадровый потенциал «покупателя», прежде всего отечественных предприятий.

По такому важному показателю инновационного развития, как инновационная активность мы отстаем от ведущих стран мировой экономики.

Так в среднем по Российской Федерации инновационная активность (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе организаций) составила в 2008 году 9,4%, в то время как в Германии этот показатель равен 65%, в Швеции - 50,0%, Чехии -38,3%, Литва – 28,5%, Болгария – 16,1%.

Среди регионов России приближаются к европейским показателям по инновационной активности лишь такие области, как Томская, Оренбургская, Магаданская, Пермский край.

В целом наиболее активен в инновационном плане Приволжский федеральный округ. Здесь наблюдается самый высокий средний показатель инновационной активности, объема инновационных товаров в процентах от общего объема отгруженных товаров, наибольшее количество используемых в производстве и второе место по количеству вновь созданных передовых технологий в 2008 году (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели инновационной активности организаций

в федеральных округах Российской Федерации за 2008 год1

Удельный вес организаций, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
организаций, процентов

Место, занимаемое в РФ

Число использованных передовых производственных технологий, тыс. единиц

Место, занимаемое в РФ

Число созданных передовых производственных технологий, единиц

Место, занимаемое в РФ

Удельный вес объема инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, процентов

Место, занимаемое в РФ

Российская Федерация

9,4

185

854

5,0

Центральный
федеральный округ

9,4

3

60

2

342

1

4,7

3

Северо-Западный
федеральный округ

8,9

4

14

4

155

3

3,7

4

Южный
федеральный округ

7,2

6-7

10

6

34

6

5,0

2

Приволжский
федеральный округ

12,5

1

64

1

191

2

9,8

1

Уральский
федеральный округ

10,1

2

19

3

58

5

2,8

5

Сибирский
федеральный округ

7,7

5

13

5

93

4

2,1

6

Дальневосточный
федеральный округ

7,2

6-7

5

7

21

7

1,9

7

Наилучшие данные по совокупности рассматриваемых показателей демонстрируют Нижегородская, Самарская области и Пермский край. В округе нет областей с низкими показателями инновационной активности, более половины регионов дают показатели выше среднего уровня.

На втором месте уверенно по совокупности показателей располагается Центральный ФО.

В Центральном ФО самое большое количество созданных передовых технологий, по количеству используемых технологий он занимает второе место и по инновационной активности и объему инновационной продукции имеет средние показатели.

К числу лидеров в округе следует отнести столичный регион, где создано более четверти всей совокупности новых передовых технологий в Российской Федерации за рассматриваемый период, что легко объясняется высокой концентрацией научного потенциала страны. Треть областей Центрального округа имеет достаточно высокий уровень инновационной активности, здесь также как в Приволжском округе нет регионов с низким уровнем инновационной активности.

Средние показатели по инновационному развитию отмечаются в Северо-Западном ФО. Но достаточно высокий уровень в округе показывает лишь Санкт-Петербург, а также по отдельным показателям Новгородская, Калининградская, Мурманская и Архангельская области. Больше половины регионов имеют невысокие показатели инновационного развития.

В качестве «твердого» аутсайдера можно назвать Дальневосточный округ. Лишь два региона (Магаданская область и Хабаровский Край) имеют уровень инновационной активности выше среднего, но при этом объем выпуска инновационной продукции невысокий. В округе меньше всего используются передовые технологии и лишь около 3% новых технологий создано в Дальневосточном округе.

Более сложная картина наблюдается в трех оставшихся округах. Южный округ в целом имеет один из самых низких показателей по инновационной активности, а также по числу используемых и созданных передовых технологий. Но при этом по объему инновационной продукции он занимает второе место. Причем столь значительный рост произошел в 2008 году за счет роста объема производства инновационных товаров в Ставропольском крае, а также в Карачаево-Черкесской Республике и в Волгоградской области. При этом в отличие от двух следующих округов здесь отмечается высокий процент регионов с низкой инновационной активностью (треть регионов округа).

Достаточно ровные средние результаты показывает Уральский округ, лишь по объему инновационной продукции в целом здесь отмечаются результаты ниже среднего уровня. Но это объяснятся тем, что Тюменская область, входящая в состав округа, является основным сырьевым регионом в нашей экономике и основная доля выпуска в регионе приходится на нефть и газ.

Сибирский ФО по инновационному развитию в целом показывает невысокие показателей. Но наряду с этим и при наличии регионов с низкой инновационной активностью, это, прежде всего Республики Алтай и Тыва, есть и регионы-лидеры по инновационным показателям в общем масштабе страны. Так, Томская область дает один из самых высоких показателей уровня инновационной активности предприятий региона, к числу лидеров по числу созданных передовых технологий следует отнести Новосибирскую область. Также по ряду показателей результаты выше среднего имеет Красноярский край.

Для обозначенных нами выраженных различий по степени инновационной активности в региональном срезе есть объективные предпосылки: прежде всего климатические условия, концентрация еще в советский период научных организаций и производства, требующего внедрения прогрессивных технологий, в ряде регионов, а не равномерно по территории Российской Федерации. Но одних усилий федеральных органов сейчас недостаточно. Необходимо налаживание системной работы по стимулированию развития инновационной работы в регионах, создание адекватных региональной структуре экономики объектов инновационной инфраструктуры, развитие новых видов экономической деятельности с применением высокотехнологичных производств, применения новых компьютерных и других передовых технологий.

1 Источник: Индикаторы науки: 2009. Стат.сб. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

Особенности национальной инновационной системы