Инновационное развитие России: проблемы становления и перспективы развития
Рябцев Николай Тимофеевич
Аспирантура ГУ-ВШЭ
Москва
Инновационное развитие России: проблемы становления и перспективы развития.
Особенности современного этапа развития мирового сообщества проявляются в интеграции хозяйственной деятельности и глобализации экономического пространства, что приводит к обострению конкурентной борьбы на мировом рынке, в результате чего, улучшение социально-экономического положения происходит исключительно в наиболее эффективных странах.
Самым действенным методом конкуренции с конца XX века стало использование интеллектуального ресурса во всех сферах хозяйственной деятельности. В связи с чем, формируется система его воспроизводства и коммерциализации в рамках национальной экономики.
Необходимость перехода России к инновационной модели функционирования сопряжена с нарастающими противоречиями в эффективности существующей модели развития, отсутствием значительной диверсификации экономики, и в конечном итоге с существенной зависимостью государственной политики России от конъюнктуры рынка природных ресурсов.
Смена модели развития разнонаправленный процесс, поэтому государственное регулирование инновационного развития страны должно быть выстроено с учетом особенностей интеллектуального ресурса:
- неограниченность ресурса требует ориентацию не на управление функционированием, а на управление развитием;
- положение инновационной среды на границе между наукой, экономикой и промышленностью требует высокий уровень межсекторального взаимодействия; интеграция человеческого капитала и развитой промышленной базы должна происходить на основе сетевых и потоковых составляющих;
- наличие тесной корреляции между экономическим состоянием общества, масштабом стоящих перед ним задач и возможностями их решения определяет участие в формировании инновационных процессов механизмов рынка; как результат решение предпринимателя в области нововведений основывается на спросе на новшества большинством хозяйствующих субъектов, экономики в целом, а не предложениях со стороны науки, что определяет необходимость целенаправленного воздействия государства на факторы развития этого процесса, путем создания технологических, интеллектуальных, структурных, институциональных, мотивационных предпосылок инновационного типа экономического роста;
- зависимость дифференциации инноваций от конъюнктурных колебаний определяет необходимость государственного регулирования инноваций на основе поощрений нововведений, модифицирующих, улучшающих технику и технологий без кардинального их изменения, в период пика роста. В периоды кризиса на основе стимулирования радикальных нововведений, позволяющих выйти на качественно новый виток экономического роста.
К проблемным точкам, сдерживающим развитие инновационной деятельности в России, можно отнести следующие:
- несовершенство законодательной базы
Открытыми остаются вопросы законодательного закрепления понятийного аппарата инновационной деятельности; принятие закона об инновациях; использование норм общегражданского законодательства при формировании инновационной инфраструктуры; отсутствие законодательно закрепленного статуса научного работника, мер его социальной защиты; меры стимулирования создания и деятельности малых инновационных предприятий; постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности; механизм комплексного нормативно-правового регулирования вопросов инновационной политики; усовершенствование законодательства о госзаказе; урегулирование законодательных норм по прямой и косвенной финансовой поддержке науки со стороны научных фондов; противоречивость законодательства, регулирующего коммерциализацию результатов научно-технической деятельности1. При этом несовершенство законодательной базы увеличивает риски ведения бизнеса, который по своему характеру уже считается высокорисковым, что отражается на объемах инвестирования негосударственного сектора.
- низкий уровень финансирования науки
Недостаточное участие негосударственного сектора; характер предпринимательской деятельности, не предусматривающей инвестиции с длительным периодом окупаемости, проблема «длинных денег» банковского сектора; относительная доступность зарубежных технологий; дефицитное финансовое обеспечение науки в течение длительного времени либо её обеспечение по остаточному принципу создают условия физического и морального устаревания материально-технической базы сектора науки. Это формирует предпосылки низкоэффективной работы исследовательской и опытно-конструкторской сферы. Вопрос финансового обеспечения науки поднимает проблему бюджетной политики, эффективности освоения бюджетных средств, проблему коррупции, проблему конкурсного распределения тендеров.
- демографическая политика
Негативную тенденцию имеет динамика общей численности населения, численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике; проявляется тенденция старения трудовых ресурсов, сильная дифференциация населения по уровню доходов, наличие значительной прослойки населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. Существует проблема социальной незащищенности научного сотрудника, вопрос регулирования миграционных процессов.
- инновационная активность предприятий
Достаточно низкий удельный вес российских предприятий, осуществляющих технологические инновации, одновременно с закупкой высокотехнологичной продукции за рубежом стимулирует развитие зарубежного высокотехнологичного производства (рисунок 1). Относительно закрытый доступ предприятий к разработкам, выполненным за счет бюджетного финансирования, и ориентация предпринимательского сектора на проекты со сроком окупаемости до трех лет также характерны для текущей ситуации.
Рисунок 1 Сравнение инновационной деятельности предприятий в разных странах2
- конкурентоспособность образования
Проблема соответствия российского образования современным требованиям глобальной конкуренции и мобильности рабочей силы, проблема кадрового состава вузов, проблема ротации преподавательского состава, проблема старения материально-технической базы вузов.
- уровень развития инновационной инфраструктуры
Отсутствие существенного спроса на отечественные инновационные разработки, развитие института венчурного финансирования, низкая восприимчивость сектора науки к современным требованиям к уровню технологий (как результат - разработка технологий, которые на конечной стадии своей реализации полностью исчерпывают свой инновационный потенциал - прямая связь с моральным устареванием материально-технической базы сектора науки).
- эффективность государственного управления
Проблема эффективности законотворчества, бюджетного финансирования, контроля бюджетного исполнения, налогообложения, централизации, излишний бюрократизм и излишняя численность государственных служащих, высокая доля коррупции, уровень координации мероприятий государственной инновационной политики, проблема рассогласованности и несвоевременности действия, как одна из причин снижения эффективности.
- экологическая политика
Воздействие данного фактора носит косвенный характер, однако обуславливает стабильность условий осуществления хозяйственной деятельности. Можно отметить наличие как минимум трех наиболее острых экологических проблем: угрожающее загрязнение водных ресурсов, несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления, чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и функционирования автомобильного транспорта. Формируются цепочки влияния фактора экологии: экология здоровье человека качество трудовых ресурсов производительность труда инновационное развитие; экология условия хозяйствования отвлечение финансовых ресурсов на восстановление среды обитания инновационное развитие.
Следует отметить, что указанные проблемные сферы находятся в тесной зависимости, что говорит о необходимости использования комплексного подхода при их решении, а также о наличии множества рычагов воздействия, что определяет широкие возможности государственного регулирования.
Перспективы развития инновационной экономики в России можно определить на основе таких составляющих, как заинтересованность органов государственной власти в реализации данного направления развития, возможности национальной экономики по смене модели развития, геополитическая конъюнктура.
Сопоставительный анализ Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год и Американского плана возрождения и реинвестирования 2009 года указывает на ориентацию антикризисных действий Правительства РФ на обеспечение социальной стабильности. В то время как программа США предусматривает в большей степени развитие стратегических интересов: снижение энергозависимости, развитие науки. Однако приоритет инновационного развития РФ заложен в других подзаконных актах: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года», - предусматривающих достижение целевых ориентиров (рисунок 2).
Рисунок 2 - Целевые ориентиры социально-экономического развития России3
Возможности национальной экономики могут быть значительно ограничены низким уровнем конкурентоспособности сектора производства с возрастающей ролью сектора услуг. Это говорит о формировании «виртуальной экономики», однако для успешной реализации инновационной модели развития необходима развитая производственная база.
Современное геополитическое положение указывает на то, что в США может быть сосредоточено производство знаний в области военных технологий, медицинской и космической продукции, при этом ключевыми факторами развития экономики останется наука, образование, здравоохранение. В Европе существенные трудности вызывает проблема старения кадров. Это значительно увеличивает демографическую нагрузку и требования к исполнению социальных обязательств. Как результат можно ожидать снижение темпов инновационного развития и активизацию в области миграционной политики, развитие грантовых программ. Отдельного внимания заслуживают модели развития Индии, Китая, Бразилии.
Таким образом, многообразие проблемных сфер становления инновационной экономики ставит перед Россией задачу по использованию комплексного подхода в их решении одновременно с «точечной» настройкой экономики. При этом существенное влияние на темпы изменения модели функционирования будет оказывать возрастающая мировая конкуренция и постепенное вытеснение традиционных источников топлива.
1 Новая экономика. Инновационный портрет России. Информационно-аналитическое издание. М. : Центр стратегического партнерства, 2008. с. 30
2 Россия и страны мира. 2008 : Стат.сб. / Росстат. - М., 2008. с. 306, 313
3 Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Президент России молодым ученым и специалистам. 2009. Администрация Президента России. Режим доступа: http://www.youngscience.ru/840/index.shtml, свободный. - Загл. с экарана.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Инновационное развитие России: проблемы становления и перспективы развития