Новые стандарты подготовки специалистов для экономики

Семенова Анна Робертовна, декан,

Бухарова Евгения Борисовна, директор,

Подлесный Сергей Антонович, проректор

Институт экономики, управления и природопользования

Сибирский федеральный университет,

г. Красноярск

Новые стандарты подготовки специалистов для экономики

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается на порядок повысить показатели инновационной активности, в 2-3 раза поднять эффективность экономики, в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Это позволит, согласно данной концепции, более чем втрое повысить заработную плату и вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития, захватив лидирующие позиции в ряде ключевых направлений роста глобальной экономики. Ставятся задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения, увеличения нормы накопления до уровня наиболее быстро развивающихся стран.

Среди предпосылок, имеющихся в России для реализации этой стратегии, следует отметить:

  • наличие системы профессионального образования, имеющего устойчивую репутацию лидера по отдельным направлениям;
  • существование научных кадров, способных перейти в коммерческий сектор для эксплуатации фундаментальных открытий;
  • участие российских ученых в международном научно-техническом сотрудничестве, повышающее доступность для них результатов передовых исследований;
  • появление компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификации своей деятельности и завоевании монополии на глобальных рынках новых товаров и услуг;
  • наличие устойчивых коллективов, имеющих систематический опыт разработки инженерно сложных изделий и доведения их до необходимого уровня качества.

Однако в настоящее время существуют ряд внутренних угроз и проблем без преодоления которых динамичный переход на инновационную траекторию развития будет проблематичным:

  • при сильной фундаментальной науке по ряду направлений развитие научно-производственного сектора России осуществляется в логике ресурсно-экспортной модели развития. Высокоинтеллектуальный продукт деятельности научных коллективов как правило не трансформируется в технологии в России, а экспортируется, чтобы затем вернуться в виде импортных технологий в страну. Тем самым образовательная и научно-технологическая рента оседает в других странах и зарубежных компаниях;
  • российские научные коллективы хотя и участвуют в международных научно-технологических проектах, но Россия не выступает интегратором ни по одному ключевому направлению научно-технологического развития из ядра нового технологического уклада;
  • потеря лидерских позиций российским образованием в мире;
  • большинство крупных российских компаний слабо ориентированы на внедрение и разработку инноваций, предпочитая получать доходы от природной ренты;
  • технологическая многоукладность большинства отраслей экономики РФ (как правило, 3-4-е технологические уклады) с высоким износом основных фондов препятствуют быстрому распространению новых технологий;
  • неразвитость институциональной среды и инфраструктуры на уровне РФ и регионов существенно тормозит продвижение инноваций.

Отметим ряд ключевых проблемы системы высшего образования РФ в контексте мирового развития, таких как:

Разрыв между рынком труда и системой высшего образования. Рынок образовательных услуг отделен от рынка труда. Несмотря на то, что Российская экономика растет и требует все большего количества квалифицированных сотрудников, в подготовке кадров ВУЗы ориентируются на запросы абитуриентов и их родителей, а не работодателей. Отсюда – разные оценки качества подготовки в учебных заведениях: преподавательского корпуса и учащихся, с одной стороны, и работодателей – с другой.

Низкий уровень взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики. Многие российские компании вынуждены выстраивать альтернативные формы подготовки и переподготовки собственных кадров из-за отсутствия адекватных форм взаимодействия с высшими учебными заведениями. Нет соответствующей институциональной среды, не разрабатываются практико-ориентированные программы. Реально научно-образовательный комплекс российских вузов технологически не встроен в стратегию полномасштабного инновационного развития страны.

Потеря позиций на мировом образовательном рынке. С середины прошлого века ведущие мировые державы начали рассматривать образование, как часть внешней политики государства. Конкуренция стран — экспортеров образования выходит на новый виток, появляются новые игроки, и в ближайшее десятилетие вполне вероятен образовательный передел мира. Доля РФ на международном рынке образования по числу иностранных студентов составляет 45% — в стране учится около 100 тыс. иностранцев. Ежегодный доход от них— 150200 млн. долларов, то есть наша страна контролирует только полпроцента мирового рынка образовательных услуг. У России есть серьезный шанс занять достойную позицию в общемировом образовательном пространстве при условии своевременной модернизации системы высшего образования и реализации имеющихся конкурентных преимуществ.

Устаревшие формы обучения. В последнее время традиционная форма обучения вступила в фазу кризиса. Университетское образование не справляется с постоянно нарастающим потоком информации. К тому же, традиционная форма обучения не позволяет подготовить человека к ситуациям, которые возникают в практической деятельности. Во всем мире, начиная с 70х годов, доля высших учебных заведений, использующих лекционно-семинарскую технологию обучения, неуклонно снижается. Ведущие университеты мира делают акцент на практические формы обучения, отводя повествовательным формам не более 1520% от объема курса. В России до сих пор лекционно-семинарская технология обучения является основной. Как следствие – выпускники, как правило, не готовы сразу же после окончания ВУЗа приступить к полноценной рабочей деятельности по полученной специальности.

Необходимость перехода к непрерывному профессиональному образованию. Новая экономика знаний диктует новую образовательную стратегию – непрерывное обучение в течение всей жизни. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса возникает необходимость постоянном получении новых знаний и навыков, повышении квалификации. Бурно развивающаяся экономика повышает требования к компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новые инструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы, но и адаптироваться к меняющимся условиям.

Недостаточно-высокая исследовательская активность. Темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. При этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы.

Кадровые проблемы. Активному внедрению новых образовательных технологий более всего препятствует старение научно-педагогических кадров, неудовлетворительные масштабы и низкая эффективность повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Многие научные организации сегодня практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Только интеграция науки и образования будет реально способствовать притоку молодежи в сферу исследований и разработок. Мировой опыт показывает, что в условиях новой постиндустриальной экономики наиболее успешной является переход на инновационную модель развития вуза. В контексте этого в ФЦПРО отмечено, что в настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

  • разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
  • проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
  • использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

В рамках направления «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», а также для усиления кадрового обеспечения и комплексного решения задач современного социально-экономического развития Сибирского Федерального округа, в 2006 г. был создан Сибирский федеральный университет, призванный объединить в единую систему ведущие вузы и академические центры, расположенные в Красноярском крае и СФО в целом.

В соответствии с концепцией развития СФУ, в Сибири и на Дальнем Востоке создан центр производства передовых технологий и подготовки кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями. Основной акцент в концепции сделан на подготовку кадров для наиболее конкурентоспособных отраслей экономики восточной части России, гармоничное сочетание науки и образования.

Примером инновационного подхода, который может получить современный российский вуз, является внедрение комплексных решений по модернизации учебного процесса и системы управления учебным процессом на основе применения информационных технологий, реализованных в «Аппаратно-программном комплексе виртуальных лабораторий СФУ», созданный для поддержки учебного процесса, развития инновационных образовательных технологий, реализации коммерческих образовательных услуг, интеграции образования с практической деятельностью в бизнесе, привлечения студентов к участию в коммерческих проектах, координации работы базовых кафедр, выполнения консалтинговых услуг в области применения информационных технологий в экономике и их развития, консалтинга по инновационным образовательным программам и технологиям и др. Данный проект в первую очередь ориентирован для реализации на факультетах экономического профиля, для программ дополнительного образования в области менеджмента, маркетинга и бизнеса и позволяет готовить практико-ориентированных специалистов.

Опыт разработки совместно с ООО «Информационные бизнес системы», и пилотного внедрение нового интегрированного продукта «Сетевой комплекс виртуальных учебных лабораторий» в процесс подготовки экономических и управленческих кадров позволяет получить следующие эффекты (см. рис. 1):

  • создание образовательной инфраструктуры обучения для внедрения практико-ориентированных форм обучения с использованием новых информационных технологий; формирование новой модели обучения (см. рис. 2);

  • организация на базе «Сетевого программно-технического комплекса виртуальных лабораторий» единой среды для реализации научно-исследовательских и научно-производственных проектов, в которых используются различные прикладные и специализированные информационные системы и другие программные среды (см. рис.3).

  • В состав комплекса входит семь специализированных учебных лабораторий: управления эффективностью бизнеса, Business Intelligence, финансовой консолидации, управления ресурсами предприятия, управления взаимоотношениями с клиентами, управления проектами, инструментальных средств (case-средств) моделирования/ документирования бизнес-процессов, учебный ситуационный центр, построенных на современных информационных платформах.
  • повышение управляемости учебного процесса, построенного с использованием прикладных и специализированных информационных технологий;
  • целевая подготовка студентов для конкретных проектов и предприятий с изучением информационных систем, используемых у работодателей;
  • повышение качества, доступности и интерактивности современных форм обучения (см. рис. 2);
  • повышение управляемости учебного процесса;
  • использование учебных лабораторий для проведения обучения и переподготовки ППС;
  • расширение количества и качества современных программ обучения с использованием различных программных приложений для оперативного мониторинга финансово-экономической деятельности, принятия решений в многофакторных задачах оптимизации экономической и управленческой деятельности, моделирования и прогнозирования результатов деятельности в различных секторах экономики.
  • автоматизация ряда рутинных операций учебного процесса.

Наряду с вышеуказанными задачами, которые можно решать с использование сетевого комплекса, одна представляется очень важной: возможность создания на его базе учебно-исследовательсного тренажера, который позволит в реальном времени имитировать систему создания интеллектуального продукта, оценки альтернатив технологической разработки, управления и продвижения инновационной продукции на рынке, а так же закреплять компетенции и навыки.

Разработанные в рамках лабораторий учебные кейсы предназначены для повышения эффективности обучения слушателей и студентов на базе компетентностного подхода, а также для бизнес-консультирования. Эффективность данной технологии обучения обусловлена тем, что она позволяет формировать знания, умения, навыки, и компетенции посредством моделирования действий и поведения. Основой данного подхода к обучению являются непосредственно кейсы – конкретные ситуации, описывающие события из реальной практики организации бизнеса. Для работы над ситуацией слушатель или команда специалистов предприятия должны использовать практический опыт и знания, полученные в ходе обучения по различным предметам, что обеспечивает междисциплинарный подход.

Раньше преподаватели университета были теоретиками, теперь, с появлением учебных лабораторий, у них появилась возможность решать практические задачи с использованием инновационных программно-технических комплексов.

PAGE 6

Рис. 1. «Сетевой комплекс виртуальных учебных лабораторий» СФУ

Рис. 3. Используемые информационные платформы и прикладные специализированные системы

Новые стандарты подготовки специалистов для экономики