Исследование авто- и межстрановой динамики уровня социальной комфортности проживания населения
Исследование авто- и межстрановой динамики уровня социальной комфортности проживания населения
М.В. Лещайкина, аспирант МШЭ МГУ им. М. В. Ломоносова
Научный руководитель: д. ф.-м. н., профессор С.А. Айвазян
В современных условиях развития мировой экономики признается доминирующая роль человеческого капитала. Он является основным драйвером экономического роста, создания экономики, основанной на знаниях, то есть инновационной экономики. В этой связи возрастает необходимость создания оптимальных условий проживания и деятельности человека, поскольку именно данные факторы выступают в качестве важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни индивида в обществе. Состояние комфорта активного индивида определяют несколько пространств: дом, работа, путь на работу и домой, зоны отдыха и культурного развития и др. В случае, если описываемые пространства комфортны для человека, то он здоров, а значит можно говорить о здоровом обществе и здоровом государстве. Огромное значение имеет устроенность, то есть благополучие и безопасность, этих пространств. Состояние дискомфорта, вызванное неудовлетворенностью социальными условиями жизни, оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, препятствует реализации своего потенциала.
Социальная комфортность достаточно новая социально-психолого-экономическая категория, интегральная оценка которой формируется с учетом информации о социальных условиях жизни и инфраструктуре, которая включает социальную, транспортную, информационную, технологическую, энергетическую, культурно-развлекательную и др. составляющие.
С целью построения рейтинга стран по уровню социальной комфортности проживания населения в данной работе приводится попытка построения интегрального индикатора (ИИ) исследуемого явления. Далее предлагается проследить изменение уровня социальной комфортности путем определения положения той или иной страны как по отношению к себе самой, так и по отношению к другим странам. Для этого в работе будут рассчитаны показатели авто- и межстрановой динамики.
Информационной базой для осуществления проводимого исследования послужили статистические показатели по 48 странам, взятые из World competitiveness yearbook за 2002-2010 гг., многие из которых были оценены экспертным путем [3].
1.4.06 Unemployment rate уровень безработицы, %.
1.5.01 Consumer price inflation уровень потребительских цен, среднегодовой показатель, в %.
1.5.03 Apartment rent (3-room apartment monthly rent major cities, $) стоимость аренды 3-комнатной квартиры в крупных городах, в долл. США.
2.3.13 Bribing and corruption взяточничество и коррупция, экспертная оценка, баллы.
2.5.02 Personal security and private property уровень безопасности общества и частной собственности, экспертная оценка, баллы.
2.5.04 Risk of political instability риск политической нестабильности, экспертная оценка, баллы.
2.5.05 Social cohesion социальная сплоченность, экспертная оценка, баллы.
4.1.06 Urbanization урбанизация, экспертная оценка, баллы.
4.1.11 Roads автомобильные дороги плотность автомобильных дорог, км на кв. км.
4.1.12 Railroads железные дороги плотность железных дорог, км на кв. км.
4.1.14 Quality of air transportation качество воздушных перевозок, экспертная оценка, баллы.
4.1.15 Distribution infrastructure распределение инфраструктуры, экспертная оценка, баллы.
4.1.17 Maintenance and development техническое обслуживание и развитие инфраструктуры, экспертная оценка, баллы.
4.1.18 Energy infrastructure энергетическая инфраструктура, экспертная оценка, баллы.
4.2.09 Computers per capita число компьютеров на душу населения.
4.2.10 Internet users число интернет-пользователей на 1000 человек населения.
4.2.12 Broadband subscribers число абонентов широкополосной сети Интернет на 1000 человек населения.
4.4.04 Health infrastructure инфраструктура здравоохранения экспертная оценка, баллы.
4.4.05 Life expectancy at birth ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет.
4.4.11 Health problems проблемы со здоровьем, связанные с употреблением алкоголя, наркотиков и др., экспертная оценка, баллы.
4.4.17 CO2 emissions intensity выбросы CO2 в метрических тоннах на 1 млн долл. США ВВП.
4.4.24 Pollution problems проблемы загрязнения окружающей среды, оценивается то, в какой степени они имеют влияние на экономику страны, экспертным путем в баллах.
В проводимом исследовании имеем дело с панельными данными. Мы располагаем совокупностью, где число наблюдений находится как произведение числа объектов (стран) на число тактов времени: . Перед тем как перейти к построению интегрального индикатора социальной комфортности, проверим гипотезу о равенстве ковариационных матриц девяти тактов времени (2002-2010), то есть
Необходимые вычисления были проведены в ППП STATA 11.0.
Test of equality of covariance matrices across 9 samples:
Box F(2024,142946.1) = 1.03 Prob > F = 0.1872
Box chi2(2024) = 2118.10 Prob > chi2 = 0.0712
Критерий Фишера и статистика Хи-квадратт показывают, что мы не можем отвергнуть гипотезу о равенстве ковариационных матриц.
Свертка показателей в интегральный индикатор проводилась по формуле:
, (1)
где i номер страны,
t номер такта времени,
l номер переменной,
с квадраты компоненты собственного вектора корреляционной матрицы переменных,
нормированные переменные.
Считается, что интегральный индикатор, построенный в виде первой главной компоненты по частным критериям сокращенного набора, должен объяснять не менее 55% общей дисперсии этих критериев:
, (2)
где собственные числа корреляционной матрицы частных критериев , расположенные в порядке убывания.
Подтверждением выдвинутого условия может служить таблица 1.
Таблица 1 Результаты анализа метода главных компонент
Component |
Eigenvalue |
Difference |
Proportion |
Cumulative |
Comp1 |
12.2169 |
10.4374 |
0.5553 |
0.5553 |
Comp2 |
1.77953 |
0.405537 |
0.0809 |
0.6362 |
Доля объясненной дисперсии первой главной компоненты составляет 0,5553, или 55,53%, что удовлетворяет нашему условию. Таким образом, существует удовлетворительное решение задачи построения единственного интегрального индикатора в виде первой модифицированной главной компоненты.
Одно из основных преимуществ интегрального индикатора заключается в том, что с его помощью можно проводить межстрановые сопоставления. Вместе с тем, повышение рейтинга определенной страны среди других стран по значению ИИ может свидетельствовать не об улучшении социальной комфортности проживания населения данной страны, а напротив, о ее ухудшении, если по отношению к себе в прошлые такты времени значение ИИ заметно уменьшилось. Для этого необходимо принимать во внимание автодинамику.
Коэффициент автодинамики предлагается рассчитывать по следующей формуле:
. (3)
Положительные значения величин будут свидетельствовать о положительной автодинамике i-й страны, т.е. об относительном улучшении социальной комфортности проживания по отношению к себе самой в предыдущий момент времени [1]. Это показывают столбцы «» и «» таблицы 3.
Межстрановая динамика оценивается с помощью рейтинга стран, построенного за каждый год. Изменение положения страны по отношению к другим странам находится как разница рангов соответствующей страны за определенный такт времени:
, (4)
где - ранг - й страны в рейтинге стран, построенном в соответствии со значениями .
Положительные значения будут свидетельствовать о положительной межстрановой динамике i-й страны. Межстрановую динамику характеризуют столбцы « » и «» таблицы 3.
Таблица 3 Показатели авто- и межстрановой динамики
№ |
Название страны |
ry 2002 |
ry 2010 |
dy2002 |
dy2010 |
1 |
Австралия |
13 |
16 |
15.18 |
11.27 |
2 |
Австрия |
5 |
3 |
11.19 |
4.41 |
3 |
Аргентина |
46 |
46 |
64.25 |
52.18 |
4 |
Бельгия |
17 |
17 |
16.66 |
10.32 |
5 |
Бразилия |
41 |
42 |
52.13 |
49.31 |
6 |
Великобритания |
24 |
19 |
28.41 |
11.19 |
7 |
Венгрия |
33 |
34 |
40.86 |
27.77 |
8 |
Германия |
8 |
9 |
13.15 |
5.57 |
9 |
Гонконг |
9 |
15 |
12.91 |
9.59 |
10 |
Греция |
32 |
31 |
39.03 |
24.08 |
11 |
Дания |
2 |
4 |
7.49 |
4.13 |
12 |
Израиль |
25 |
22 |
27.31 |
13.13 |
13 |
Индия |
43 |
41 |
58.61 |
46.06 |
14 |
Индонезия |
48 |
43 |
65.90 |
49.19 |
15 |
Ирландия |
27 |
24 |
30.56 |
14.41 |
16 |
Исландия |
6 |
10 |
11.85 |
10.14 |
17 |
Испания |
22 |
27 |
25.80 |
15.42 |
18 |
Италия |
34 |
33 |
42.01 |
28.54 |
19 |
Канада |
11 |
14 |
12.98 |
8.71 |
20 |
Китай |
35 |
38 |
42.64 |
35.29 |
21 |
Колумбия |
42 |
40 |
57.96 |
45.71 |
22 |
Люксембург |
15 |
8 |
15.19 |
4.81 |
23 |
Малайзия |
20 |
25 |
23.77 |
16.09 |
24 |
Мексика |
40 |
45 |
51.35 |
51.52 |
25 |
Нидерланды |
14 |
6 |
13.39 |
4.34 |
26 |
Новая Зеландия |
16 |
18 |
18.94 |
12.27 |
27 |
Норвегия |
10 |
12 |
13.85 |
9.49 |
28 |
Польша |
44 |
39 |
58.70 |
34.68 |
29 |
Португалия |
29 |
30 |
31.28 |
21.54 |
30 |
Республика Корея |
26 |
20 |
26.20 |
13.07 |
31 |
Россия |
47 |
44 |
61.05 |
49.37 |
32 |
Сингапур |
1 |
1 |
6.32 |
2.60 |
33 |
Словакия |
37 |
35 |
44.55 |
28.54 |
34 |
Словения |
36 |
32 |
42.68 |
26.23 |
35 |
США |
12 |
23 |
13.56 |
14.50 |
36 |
Таиланд |
31 |
36 |
36.68 |
33.57 |
37 |
Тайвань |
23 |
21 |
25.04 |
11.66 |
38 |
Турция |
38 |
37 |
50.09 |
33.24 |
39 |
Филиппины |
45 |
48 |
60.05 |
55.83 |
40 |
Финляндия |
3 |
5 |
9.98 |
5.81 |
41 |
Франция |
18 |
11 |
20.36 |
7.01 |
42 |
Чехия |
28 |
26 |
29.44 |
16.62 |
43 |
Чили |
21 |
28 |
28.10 |
20.07 |
44 |
Швейцария |
4 |
2 |
8.53 |
3.40 |
45 |
Швеция |
7 |
7 |
12.06 |
6.00 |
46 |
Эстония |
30 |
29 |
30.17 |
19.12 |
47 |
ЮАР |
39 |
47 |
50.25 |
54.15 |
48 |
Япония |
19 |
13 |
19.16 |
7.50 |
Анализируя положение России среди других стран по интегральному показателю социальной комфортности проживания населения, можно отметить, что ее положение в 2010 по сравнению с 2002 годом улучшилось как по отношению к другим странам, так и по отношению к себе самой (об этом свидетельствуют положительные коэффициенты авто- и межстрановой динамики).
Литература
- Айвазян С.А. Анализ качества и образа жизни населения / Центральный экономико-математический ин-т РАН.- М.: Наука, 2012. 432 с.
- Miringoffs Index of Social Health, ISH // International Institute for Sustainable Development. Date of access: December 18, 2005.
- The World Competitiveness Yearbook. Edition IMD International, Lausanne, Switzerland.2002-2010.