Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства России. Механизмы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса России на глобальных рынках

Ермакова Ольга Викторовна

Руководитель Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра

Консорциум Gate2RuBIN

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Г.Москва

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства России

Механизмы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса России на глобальных рынках

Введение

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - программа, механизмы, инструменты, инфраструктура

Сектор МСП должен стать одним из ведущих в экономике России — и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности, и по конкурентоспособности на международных рынках. При этом, соответствующая дифференцированная поддержка должна быть оказана предприятиям малого и среднего бизнеса на всех стадиях его создания и роста, включая:

  • предпринимательство (этап от идеи занятия предпринимательством до начала работы нового малого предприятия);
  • микробизнес (малое предпринимательство на самом раннем этапе своего существования, с численностью в несколько человек и нестабильной финансовой ситуацией);
  • собственно малый бизнес (предприятия, успешно прошедшие первый, "стартовый" этап выживания);
  • средний бизнес.

Понимая это, государственная власть в последние годы заметно улучшила свое отношение к предпринимательству:

  • возобновилось бюджетное финансирование программ поддержки данного сектора экономики, а в их рамках – реализация таких приоритетных направлений, как создание бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, гарантийных и венчурных фондов, поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий, субсидирование затрат малых предприятий на оплату процентных ставок по банковским кредитам, на сертификацию товаров и услуг, на участие в выставках, грантовая поддержка начинающих предпринимателей и т.д.;
  • принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • как самостоятельный и правоспособный сегмент финансового рынка стало рассматриваться микрофинансирование, являющееся, зачастую, единственной возможностью получения оборотных средств для начинающих предпринимателей.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации прямо заявлено, что «содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач».

На заседании Государственного Совета в Тобольске 27 марта 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев заявил, что необходимо выработать развернутую стратегию поддержки и развития малого бизнеса с тем, чтобы изменить экономический вес данного сектора. Малый и средний бизнес должен стать одним из ведущих по росту производительности труда, по технологической оснащенности, по инновационной активности; в целом – МСП должны играть важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии страны.

Раздел 1. Государственная поддержка малых и средних предприятий малого и среднего бизнеса

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в 2005 – 2008 годах осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее – Постановление).

Предоставление средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось на конкурсной основе, для чего была создана Конкурсная комиссия для отбора заявок с участием представителей Минэкономразвития России, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, в том числе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ОПОРЫ России. Таким образом, обеспечивалась взвешенность и прозрачность при выделении бюджетных средств.

Постановлением утверждены основные направления поддержки субъектов малого предпринимательства, а именно:

  1. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  2. поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  3. развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  4. создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  5. реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Анализ практики реализации указанных мероприятий показывает результативность выбранных направлений государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства.

В 2005 году в федеральном бюджете для целей поддержки субъектов малого предпринимательства были предусмотрены средства в размере 1,5 млрд. рублей, в 2006 году – 3 млрд. рублей, в 2007 году – 3,8 млрд. рублей, в 2008 году - 3,85 млрд. рублей, а в 2009 году – около 10 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса выделяется около 30 млрд. рублей.

Одним из основных условий предоставления средств федерального бюджета являлось со-финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2005 году для участия в Конкурсе поступили заявки 52 субъектов Российской Федерации на общую сумму 1 784,04 млн. рублей, из которых признаны победителями заявки 47 субъектов Российской Федерации на сумму 1 196,28 млн. рублей. Таким образом, в первый год реализации программы по поддержке малого предпринимательства только 60% от общего количества регионов оказались готовы принять в ней участие.

В конце 2005 года Минэкономразвития России внесло изменения в Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 г. № 249, которые позволили предоставить субъектам Российской Федерации субвенции на развитие системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства из региональных бюджетов. На получение субвенций поступили заявки на сумму 1 027,06 млн. рублей от 43 субъектов Российской Федерации, из которых 9 регионов участвовали в Конкурсе впервые, что свидетельствует об интересе к программе со стороны региональных властей.

Подтверждением этого является тот факт, что в 2006 году увеличилось количество регионов - участников Конкурса до 67, при этом запрашиваемый размер средств из федерального бюджета увеличился почти в 2,5 раза и достиг 4 236,84 млн. рублей.

В 2009 году основные направления федеральной программы поддержки МСП регулируются приказом Минэкономразвития России №31 от 30 января 2009 года «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства». Приоритетные направления поддержки включают «Антикризисный пакет мер», состоящий из 4 разделов:

  • программы поддержки начинающих – гранты начинающим на создание собственного бизнеса;
  • развитие микрофинансирования;
  • гарантийные фонды (фонды поручительств);
  • субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам.

В 2009 году заявки на участие в программе представили практически все субъекты Российской Федерации, что говорит о серьезной заинтересованности региональных властей в развитии малого и среднего предпринимательства и готовности выделять собственные средства для реализации поддержки данного сектора экономики.

По словам Шарова А.В., Директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, в настоящее время гранты начинающим выдаются в 63 регионах страны, микрофинансирование налажено в 42 регионах.

Раздел 2. Государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса

Государственная поддержка экспортно-ориентированных МСП осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее – Постановление), которое предусматривает целый ряд специальных мер поддержки, а именно:

  • субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • субсидирование затрат по участию в зарубежных выставках;
  • компенсация затрат на сертификацию;
  • компенсация затрат по разработке средств индивидуализации юридического лица;
  • компенсация затрат на защиту интеллектуальной собственности.

Средства предоставляются субъектам РФ на конкурсной основе в соответствии с принципом со-финансирования на основе их программ поддержки и развития предпринимательства для оказания содействия конкретным предприятиям, начинающим или ведущим активную внешнеэкономическую деятельность. С каждым годом увеличивается объем финансирования, выделяемого на федеральном и региональном уровнях на эти цели.

В конечном итоге действия государства нацелены на увеличение стоимостного объема российского экспорта МСП, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.

Реализация мер Правительства Российской Федерации по государственной поддержке малого предпринимательства, предусматривающая более эффективные принципы и механизмы со-финансирования региональных программ поддержки предпринимательства, имеет большое значение для стимулирования активности органов местного самоуправления и проявления ими инициативы по созданию и реализацию конкретных программ поддержки МСП, в том числе и тех, которые занимаются ВЭД.

Именно этот подход к поддержке данной целевой группы предприятий и закрепляется статьей 24 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Органы государственной власти и органы местного самоуправления получают непосредственную возможность:

  • устанавливать и развивать сотрудничество с различными международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;
  • содействовать в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности;
  • создавать благоприятные условия для российских участников внешнеэкономической деятельности.

Однако, для реализации этих возможностей необходимо включение в программы поддержки предпринимательства, осуществляемых на региональном или муниципальном уровне, специального раздела по экспорту и выделение соответствующих финансовых средств, что дает возможность для получения со-финансирования из федерального бюджета в рамках программ Минэкономразвития России. В большинстве регионов России такие программы и соответствующие законы уже существуют, но при этом новый закон дает возможность эти программы / разделы дополнить и расширить.

Кроме того, необходимо наличие специализированной инфраструктуры, обладающей необходимыми человеческими, техническими и финансовыми ресурсами, возможность создания которой закрепляется сейчас статьей 24 Закона о малом и среднем предпринимательстве – на органы власти субъектов РФ и муниципальных образований возлагается функция формирования инфраструктуры поддержки тех малых и средних предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.

Закон допускает возможность создания подобной инфраструктуры с вложением бюджетных средств и привлечения финансирования из федерального бюджета посредством программ поддержки, реализуемых Минэкономразвития России. Подобные организации могут выполнять целый ряд функций, направленных на расширение участия субъектов МСП во внешнеэкономической деятельности: создавать базу данных МСП, обладающих экспортным потенциалом, и распространять эти данные через различные деловые сети; содействовать в привлечении инвестиций; заниматься повышением квалификации сотрудников МСП, отвечающих за ВЭД и т.д.

Необходимо также отметить, что данный закон не ограничивает направления, формы и способы поддержки МСП, ведущих внешнеэкономическую деятельность, а, наоборот, стимулирует сами предприятия / структуры поддержки на разработку предложений, которые можно было бы реализовать для стимулирования экспортного потенциала компаний.

В России уже развивается и активно действует специализированная инфраструктура поддержки внешнеэкономической деятельности МСП, имеющая возможности использования передового международного опыта и обладающая современными информационными технологиями для того, чтобы способствовать МСП в осознании и развитии собственного экспортного потенциала, поиске деловых международных партнеров и расширении рынков сбыта продукции, предоставлении информации о требованиях тех или иных международных рынков, финансовых возможностях и действующих международных программах поддержки, тендерах и конкурсах и условиях участия в них.

Это – российская сеть Евро Инфо Корреспондентских Центров, созданная в 2007 году на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса в рамках консорциума «Gate2RuBIN», состоящего из трех организаций:

  1. Союз Инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ)
  2. Некоммерческое партнерство Российская сеть трансфера технологий (Сеть RTTN)
  3. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (Российское агентство ПМСБ).

«Gate2RuBIN» (Gate to Russian Business Innovation Networks) — это новый широкомасштабный долгосрочный проект участия российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN).

EEN создана как интегрированная сеть услуг поддержки бизнеса, основанная на опыте двух сетей из 270 Euro Info Centres (EIC) и 250 Innovation Relay Centres (IRC), работа которых завершилась в декабре 2007 года.

Работа сети EEN стартовала 07 февраля 2008 года; в настоящее время сеть включает в себя:

  • около 250 консорциумов;
  • 40 стран, включая 27 стран ЕС;
  • 600 организаций — контактных точек;
  • 4000 человек опытного персонала.

Сейчас EEN охватывает 44 страны, в том числе 27 стран ЕС, 3 страны - потенциальных членов ЕС (Хорватия, Республика Македония и Турция), членов Европейской экономической зоны и другие третьи страны. Со стороны партнеров сети значительно возрос интерес к сотрудничеству с третьими странами.

Главной задачей EEN стало информирование МСП об услугах финансирования, а именно:

  • финансирование через структурные фонды,
  • общее финансирование МСП государством или банками,
  • проект Европейской Комиссии на поддержку интернационализации МСП,
  • 7РП ЕС на развитие исследований и технологий.

Проект «Gate2RuBIN» является первым примером широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях. В настоящее время Консорциум проекта «Gate2RuBIN» является координационным центром EEN в России.

Цель проекта «Gate2RuBIN» — содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности.

Государственную поддержу проекту оказывают Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия развитию МФП НТС) и Министерство экономического развития РФ (МЭР РФ).

Работа членов RuBIN направлена на оказание услуг малым и средним предприятиям (МСП), научно-исследовательским организациям, университетам в области международной кооперации за счет выделяемой государственной и региональной поддержки. Это означает, что российские организации могут получать следующие услуги для осуществления кооперации с европейскими партнерами:

  • услуги по информированию, установлению бизнес-кооперации с европейскими партнерами и интернационализации (координатор направления – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса).
  • услуги по трансферу инноваций, технологий и знаний, направленные на расширение технологического сотрудничества между российскими и европейскими МСП и научными организациями (координатор направления – Российская сеть трансфера технологий).
  • услуги по содействию компаниям и научно-исследовательским организациям в участии в Рамочных программах Европейского Союза (координатор направления – Союз инновационно-технологических центров России).

Сеть EEN является частью большой европейской программы Competitiveness and Innovation Programme, стартовавшей в ЕС в 2007 году. Программа CIP нацелена на содействие росту малых и средних предприятий (МСП) и создание новых рабочих мест через повышение конкурентоспособности и развитие инноваций. Программа рассчитана на 2007 — 2013 годы с бюджетом 3,621 млрд. евро.

CIP — это один из европейских институтов развития, аналогичный Рамочной программе поддержки научных исследований (7РП), но с фокусом на развитии МСП, в т.ч. за счет использования инноваций (новых знаний, технологий) и интернационализации (международная кооперация, выход на новые рынки и т.д.)

CIP объединяет три рабочих подпрограммы:

  • Entrepreneurship and Innovation Programme — EIP (Предпринимательство и инновации);
  • Information Communication Technologies Policy support Programme (Программа поддержки политики в сфере информационно-коммуникационных технологий);
  • Intelligent Energy Europe.

В рамках подпрограммы EIP как раз и создана Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN), оказывающая МСП интегрированные услуги в области поддержки развития бизнеса и инноваций.

Заключение

Глобализация, развитие технологий и дерегулирование экономики открывают перед коммерческими предприятиями новые неограниченные перспективы. Действенность традиционных бизнес-стратегий снижается, следовательно, возникает вопрос о разработке новых. Компании, которые стремятся преуспеть в новых условиях, должны привести как свою организационную структуру, так и компетенции, а также психологические установки персонала в соответствие с деятельностью на международных рынках. Новые возможности для развития бизнеса на глобальных рынках открывают сегодня и каналы электронной информации.

Проблема использования новых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность МСП, обостряется в условиях повышения степени открытости национального хозяйства, поскольку такие компании в ситуации нестабильности и отсутствия опыта рыночного хозяйствования вынуждены конкурировать с крупными транснациональными корпорациями.

Для этого им приходится осваивать новые рыночные методы работы, внедрять современные механизмы управления конкурентоспособностью. Предстоящее присоединение России к ВТО ставит национальные МСП в более жесткие условия конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Продвижение продукции (товаров, услуг) МСП на высококонкурентные рынки требует, помимо высокого технического уровня продукции, соответствующего мировым стандартам, еще и огромных финансовых расходов на маркетинг, рекламу, покрытие операционных издержек, среди которых существенная доля приходится на оплату консультационных, информационных и правовых услуг.

Программы развития экспорта МСП, реализуемые Министерством экономического развития и торговли России, нацелены на увеличение стоимостного объема российского экспорта МСП, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг. Предполагается, что в среднесрочной перспективе эти меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых и средних предприятий и значительно повысят их долю в общем объеме российского экспорта.

Мировой опыт показывает, что без мощной и всесторонней поддержки государством и обществом малых и средних предприятий по всем векторам и на всех уровнях, данный сектор экономики недостаточно конкурентоспособен, особенно на международных рынках. Сегодня государство снабжает начальными средствами малый бизнес, предоставляет ему в аренду оборудованные помещения, длительно обучает инициативно настроенных граждан, применяет открытые и скрытые протекционистские инструменты защиты внутреннего рынка, задействует механизмы продвижения национальных интересов на мировом рынке. Государство формирует качественное правовое поле для деятельности бизнеса и всячески поощряет объединение предпринимателей в бизнес-ассоциации, которые были бы способны квалифицированно представлять, продвигать и защищать интересы своих членов как на внутренних, так и на внешних рынках.

Для России это особенно актуально, поскольку сегодня мы ставим своей целью формирование полноценной индустриально-инновационной (пост-индустриальной) экономики, способной играть ключевую роль на евразийском пространстве на протяжении нескольких последующих десятилетий. Актуальность этого обстоятельства связана также с присоединением России к ВТО, процессами глобализации экономики и интернационализации бизнес-процессов, а также участию нашей промышленности в международных кластерах и производственных цепочках.

Будущее экономики и социального сектора как России, так и ЕС, тесно связано с международной конкурентноспособностью МСП. И хотя Россия и Европа находятся на разных этапах «Инновационного пути», обе страны имеют одну общую задачу – устранить серьезное отставание в развитии научно-технологического сектора экономики.

В период мирового кризиса Правительство России возлагает особые надежды на малый и средний бизнес как один из главных факторов экономического роста - потому что МСП быстро адаптируются к изменяющимся условиям рынка, инновационны, социально ориентированны, создают новые рабочие места, постоянно ищут и тестируют новые рынки сбыта.

Принятие основополагающего Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса», введение отдельной нормы (статья 24), стимулирующей поддержку внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий России, а также многих других законов и мер свидетельствует о том, что процесс содействия российским МСП в продвижении на международные рынки и повышении уровня их общей конкурентоспособности уже начался и, безусловно, будет продолжен.

PAGE 7

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства России. Механизмы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса России на глобальных рынках