Информационная парадигма развития современной экономики

Информационная парадигма развития современной экономики

Агеева Юлия Владимировна,

Пензенский государственный университет, студентка

г. Пенза

Информация играет важную роль в жизни всего человечества. Но особенно возросла роль информации в двадцатом веке, веке бурного развития науки и техники. Сегодня как никогда имеет значение высказывание: «Владеющий информацией, владеет миром».

В истории развития человечества произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

В двадцатом веке появилось новое сочетание слов «информационный взрыв». Информационный взрыв – это, своего рода, постоянное нарастание информационной массы.

В условиях стремительного роста информационных потоков и их широкомасштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества.

В информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационноемким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Одним из важнейших достижений информатизации стал Интернет.

Интернет – это уникальное явление, которое представляет собой особую индустрию, источник рабочих мест, потребителя компьютерного оборудования, основу электронного бизнеса, средство донесения информации до индивидуальных и корпоративных потребителей. Широкополосный доступ в Интернет создает основу для десятков новых сервисов, включая видео по запросу, интерактивные развлечения и доступ к образовательным интерактивным программам, имеющим качество на уровне обычного видео.

В общем количестве информационных запросов российской Интернет-аудитории «новости политики» и «онлайновая пресса» (сетевые СМИ) занимают соответственно 8 и 9 места, уступая развлечениям, новому программному обеспечению, видео, шоу-бизнесу, новостям экономики, при этом опережая эротику, спорт и даже поиск работы. А среди категории «руководители» - 4 и 5 места. Все это создает определенную (технологическую и социальную) базу для использования Интернет-коммуникаций в российских правительственных структурах.1

Переход к информационной экономике не ограничивается лишь созданием системы Интернет. Наоборот он служит основой формирования такого нового явления в жизни человечества как электронная экономика и электронный бизнес.

Электронная коммерция — это процесс покупки и продажи товаров и услуг, осуществляемый с использованием компьютерных систем. Это понятие включает в себя рекламу, маркетинг, обслуживание клиентов, доставку и оплату заказов.

Электронный бизнес включает в себя следующие составляющие:

«Предприятие – Предприятие» (B2B), «Предприятие – Потребитель» (B2C), «Потребитель – Потребитель» (C2C), «Потребитель – Предприятие» (C2B), «Предприятие – Правительство» (B2G).

B2B имеет место, когда два предприятия осуществляют на основе договоров сделки купли-продажи товаров и услуг, осуществляют платежи, маркетинг через Интернет.

B2C (электронная розничная торговля) имеет место в том случае продажи предприятием своих товаров и услуг через Интернет напрямую потребителям.

С2С имеет место в том случае, когда одни потребители на основе заключенных сделок и с помощью Интернет-провайдеров продают товары другим потребителям.

C2B имеет место, когда потребители через Интернет делают свой выбор посредством предложения своей цены на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями.

B2G имеет место в том случае, когда предприятие через Интернет предлагает и осуществляет свои услуги правительственным организациям.

Сектор B2B – основной сектор электронной коммерции за рубежом, но к сожалению, он слабо развит в России. Причина такого положения заключается в том, что этот бизнес развивается только на основе общенациональных стандартов, практически отсутствующих в России.2

Интернет ценен для большинства компаний, прежде всего, широкими возможностями предоставления нужной коммерческой информации, а также новыми каналами сбора рыночной информации. Снижается и тот информационный барьер для покупателя, который экономисты называют асимметрией рыночной информации. Потенциальный покупатель может получить информацию о товаре, фирмах-продавцах данного товара и существующих ценах на него быстро и в большом объеме. Поэтому так быстро развивается Интернет-реклама.

Рынок маркетинговых коммуникаций сети, в первую очередь, рекламный, уже не первый год демонстрирует рост и, по прогнозам специалистов, кризис вряд ли остановит эту тенденцию. Сегодня рынок контекстной рекламы в России практически поделен между двумя крупнейшими игроками - «Бегуном» и «Яндекс.Директом». их совокупная доля по разным оценкам колеблется от 80 до 90%. Среди прочих операторов рынка можно выделить сервисы контекстной рекламы Google, Link.ru, работающий в смешанном текстово-медийном формате, и Rorer.ru, предлагающий рекламодателям только медийные контекстные баннеры. 3

В настоящее время свыше 50% пользователей Интернета приходилось искать в сети информацию о необходимых товаров и услугах. При этом доверие к системе оплаты через Интернет пока невелико: лишь менее 30% пользователей считают ее надежной и безопасной, в то время как многие придерживаются противоположной позиции. Доля пользователей, покупавших какие-либо товары и услуги при помощи Интернета, невелика и составляет около 15%. Для того, чтобы выяснить, какие виды он-лайн платежей являются наиболее распространенными, тем, кому приходилось делать покупки и совершать иные платежи в режиме он0лайн, проводились соответствующие опросы. Как оказалось, примерно треть из них платили за пользование мобильным телефоном (32%) и Интернетом (29%), за товары и за скачивание музыки, видео, книг (по 30%). Пятая часть оплачивали различные интернет-услуги (21%), и еще 18% - программное обеспечение и компьютерные игры. От 12-15% оплачивали получение книг, информации и участие в интернет-играх, по 10% покупали билета на поезд или самолет, в театр или на концерты. Другие виды он-лайн платежей осуществляли менее 10% респондентов, совершающих покупки в Интернете. Это значит, что в российской экономической среде роль виртуального рынка пока не слишком высока и в большинстве случаев не способна кардинально влиять на антикризисный менеджмент.4

Одним из важнейших аспектов использования Интернета является дальнейшее развитие тенденции к глобальной мобильности и ликвидности капитала для всех категорий клиентов. На практике эта тенденция выразилась в появлении интернет-банкинга. Крупнейшие банки предоставляют самый богатый набор интернет-услуг.

Сегодня под понятием интернет-банкинга подразумевается нечто большее, чем просто дистанционное управление счетом. Банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а также по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь. Клиент через Интернет может купить/продать иностранную валюту, а также торговать на фондовых рынках. Некоторые банки предоставляют такие услуги, как получение кредита и страхование депозитов непосредственно через Интернет.

По данным отчета аналитической компании Datamonitor в 2008 году в Европе услугой интерент-банкинга пользовалось около 35 млн. клиентов, что составляет почти 12% от общего числа клиентов европейских банков. На данный момент лидирующую позицию по числу пользователей банковских интернет-услуг занимает Великобритания, за ней следует Франция и Германия.5

Появление российского интернет-банкинга принято отождествлять с системой «Интернет Сервис Банк», разработанной специалистами Автобанка в 1998 году, которая была предназначена исключительно для физических лиц. Клиенту для управления счетом требовался только стандартный браузер, а для хранения идентификационной информации служило специальное аппаратное средство, подключаемое к компьютеру.

Сейчас же для обеспечения безопасности почти во всех российских системах используется специальное программное обеспечение, хранимое на дискете. Большинство российских банков для предоставления своих услуг через Интернет используют системы, разработанные сторонними производителями, и только 12 банков используют собственные разработки.

Всего 4,7% российских банков в той или иной степени оказывает свои услуги через Интернет.

Под влиянием Интернет и связанных с ним технологий, меняется сам способ общения между людьми, их социально – политические связи, что позволяет говорить о создании электронного правительства.

Электронное правительство - интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества.

Электронное правительство – концепция осуществления государственного управления, присущая современному информационному обществу. Она основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.

На сегодняшний день тема создания и функционирования «электронного правительства» стала очень актуальной. Польза от создания «электронной правительства» состоит в том, что оно позволяет сделать деятельность правительства государства более прозрачной, обеспечивая оперативное и адекватное получение гражданами нужной им информации, а также ускоряя взаимодействие правительственных служб и ведомств с гражданами. Общество имеет право не только требовать от государства предоставления ему информации о законодательстве, но и получать ее максимально быстро и в удобной для нее форме, а, по возможности, участвовать в подготовке законов и постановлений. Государство обязано сделать так, чтобы нагрузка на граждан, связанная с исполнением ими принятых законов, была минимальной, а выполнение гражданских обязанностей стало максимально легким и необременительным. Доступ к этой информации может быть осуществлен гражданами только с помощью современных информационных средств. Совершенно очевидно, что должен быть осуществлен принцип, согласно которому граждане не должны искать в недрах гигантского государственного аппарата нужные им услуги и информацию.

Сегодня региональное распределение правительственных web-сайтов имеет следующий вид: страны Западной Европы – 21%; Африки – 17%, Восточной Европы – 11%; Ближнего Востока – 8%; Южной Америки – 8%; Тихоокеанского региона – 7%; Центральной Америки (Канада, США, Мексика) – 6%; России и Центральной Азии – 5%.6

Но информатизация общества несет с собой и серьезные проблемы.

Так, следует отметить, что 80% объема информационного и программного продукта в мире создается на английском языке, в то время как 70% населения Земли его не знает.

Различия в материальном и образовательном уровне не позволяют обеспечивать в этом отношении равные возможности всем членам международного экономического пространства. А поскольку процесс информационного развития идет нарастающими темпами, разрыв в плане обеспеченности информацией увеличивается. Вполне реален раскол населения на элиту, которая вовлечена в сеть и потому пользуется всеми положительными внешними эффектами от пребывания там, и прочую массу, сетевых благ лишенную.7

Другой несомненной опасностью становится проблема влияния. Учитывая огромный поток информации, который обрушивается на нас ежедневно и очевидную неспособность его обработать, типовой становится ситуация, когда мы выбираем не информацию, а источник информации. Тот, кто управляет им, фактически управляет и нами. Остро встает вопрос о тождественности контроля над информационными технологиями и сетями контроля над обществом.

IT-технологии породили проблему, связанную с защитой от явления, получившего название киберсквоттинга. Сеть породила новый нематериальный актив – доменное имя, т.е. обозначение, состоящее из нескольких частей, которое дает возможность пользователям Интернета применять в качестве адреса имя, имеющее смысловое значение и созданное по правилам определенной иерархии. Доменное имя имеет много общего с товарными знаками и фирменными наименованиями, но, в отличие от них, доменное имя не привязывает заявителя к конкретному роду товара или услуги. Такая доступность и открытость домена превратило их в предмет недобросовестной конкуренции.

Спекуляция доменными именами – киберсквоттинг – становится весьма прибыльным делом. Обезопасить доменное имя очень сложно. Возникающие судебные процессы в связи с захватом доменных имен демонстрируют неготовность к подобному разбирательству как самих сторон, так и судебной системы.

В России прошли судебные процессы в связи с захватом доменных имен: известные дела «Мосфильма», «Quelle», «Кодака». В первых двух случаях недобросовестность захватчиков доменных имен была быстро доказана, а в последнем случае пришлось обращаться в Высший арбитражный суд. Хотя ход всех трех разбирательств свидетельствует о неурегулированности судебных процессов в этой области, но то, что судебные разбирательства в этой сфере все-таки начались, является положительной тенденцией.8

Не менее важную проблему составляет на сегодняшний день торговля базами данных, причем в данном случае речь идет как об информации коммерческого характера, так и об информации личного свойства. В большинстве стран, несмотря, на различный подход к этому вопросу, часть информации закрыта для публичного распространения. Тем не менее, чрезвычайно часто закрытая информация продается теми лицами, которые имеют к ней доступ. И острота этой проблема нарастает. Ведь по мере того, как к Интернету подсоединяется все большее количество компьютеров, е больше информации личного характера попадает в общее информационное пространство.

Со многими из рассмотренных проблем сталкивается сегодня и Россия. Однако, интеграция в современную глобальную экономику уже стало для России не просто желательным, но абсолютно необходимым процессом. Правильное позиционирование страны в мировом информационном пространстве может стать тем шагом, который предопределит успех дальнейшего участия в мировом глобализационном процессе.

Лидируют в глобальном рейтинге готовности стран к сетевому миру Дания и Швеция, которые, согласно отчету Всемирного Экономического Форума, уже третий год подряд оцениваются как экономики с наиболее развитыми сетевыми информационно-коммуникационными технологиями. За ними следуют США, которые в 2008 году поднялись на одну позицию по сравнению с предыдущим рейтингом. В десятку лидеров входят Сингапур, Швейцария, оставшиеся скандинавские страны, а также Нидерланды и Канада. Россия обосновалась на 74 месте.9

Среди регионов первое место по интернетизации занимает Центральный федеральный округ (без учета Москвы) -17% или 1,6 млн. жителей. Далее следуют: Приволжский - 15%, Северо-Западный - 14%, Южный - 12%, Сибирский - 11%, Уральский и Дальневосточный Федеральные округа - по 5 и 2%.

12 ноября Д. Медведев в своем обращении к федеральному собранию заявил, что «на территории всей нашей страны в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения».

Глава государства добавил, что через два года не менее 60 ключевых государственных услуг в России должны предоставляться в электронном виде. Это касается приема квалификационных экзаменов, выдачи водительских прав, оформления прав собственности. "Внедрение электронного правительства будет не только удобным для граждан, но и будет способствовать противодействию коррупции", - уверен Д.Медведев.

По словам Президента, современные спутниковые системы навигации и картографирования должны заработать в России к 2012 году.

Д.Медведев считает необходимым развивать суперкомпьютерные технологии в России. "В России должен быть полностью, в полном объеме задействован потенциал суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных".

"С их помощью уже в пятилетней перспективе станет возможным проектирование новейших самолетов, космических аппаратов, автомашин, ядерных реакторов. Сложная техника, не прошедшая суперкомпьютерного моделирования, что называется, не положенная в цифру, через несколько лет просто не будет востребована рынком", - заметил Д.Медведев.10

Как показывает анализ, Россия располагает достаточным научно-техническим и кадровым потенциалом для того, чтобы занять достойное место среди ведущих мировых держав в области информационных технологий. Задача состоит в том, чтобы создать условия для раскрытия этого потенциала.

Движение к информационному обществу в мире - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов.

1 Попкова Е. Г. Международный информационный бизнес: Учеб. пособие / 2008. – 95с.

2 Попкова Е. Г. Международный информационный бизнес: Учеб. пособие / 2008. – 95с.

3 Герасименко В. В. Новый маркетинг в сетевом рыночном пространстве // Мир новой экономики. – 2009. - №1(3). – С.12-17.

4 Стрелец И. А. Сетевые блага: возможности и проблемы // Мир новой экономики. – 2009. - №1(3). – С. 5-12.

5 Михнева С. Г. Научно-технологический потенциал России // Известия высших учебных заведений. – 2008. – №2. – С. 48-52.

6 Дергунов С. С. Практическое использование «электронного правительства» в мире // Вестник. – 2008. - №1-2. – С.29-31.

7 Стрелец И. А. Сетевые блага: возможности и проблемы // Мир новой экономики. – 2009. - №1(3). – С. 5-12.

8 Стрелец И. А. Сетевые блага: возможности и проблемы // Мир новой экономики. – 2009. - №1(3). – С. 5-12.

9 http://www.cnews.ru/news/top/print.shtml?2009/03/27/342226

10 http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Информационная парадигма развития современной экономики