Методологические основы целостного подхода к управлению фундаментальными региональными системами «население – хозяйство – территория»

Матрусов Н.Д., д.э.н.,
Совет по изучению производительных сил
РАН и Минэкономразвития, Москва;

Чудин А.А., н.с.,
Институт проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН, Москва

Методологические основы целостного подхода к управлению фундаментальными региональными системами «население – хозяйство – территория».

Наступивший этап так называемой глобализации сильнейшим образом обострил множество проблем и процессов, по существу являющихся региональными. Главная их особенность – в теснейшей взаимозависимости социальных, экономических и экологических процессов. Однако, до сих пор эта очевидная, всё усиливающаяся взаимосвязь в основном декларируется, но конструктивно не анализируется. Дисциплинарно-отраслевой принцип остается доминирующим в практике регионального прогнозирования, планирования и управления.

Так, «население» в его многомерной проблематике находится в центре внимания социологии и демографии, истории и этнографии, культуры и медицины. На «хозяйстве» сконцентрированы усилия отраслевых экономик, большого количества технических наук и их прикладных разделов. «Природа» исследуется системой наук о Земле – географией, геологией, частично экологией.

Вся же система «население» - хозяйство (экономика) – природа (территория)» во взаимодействии ее частей до сих пор не имеет адекватного методологического и аналитического аппарата, хотя география, региональная наука и региональная экономика постоянно соприкасаются с этими триадными системами.

По нашему мнению, совершенно бесспорно то, что основным объектом глобального прогнозирования и управления, а также разнообразных его региональных производных должна выступать система «население хозяйство территория».

В свете современного миробытия необходима методология, позволяющая анализировать и прогнозировать развитие региональных систем в неразрывном взаимодействии трех основных подсистем жизнедеятельности общества: «населения - хозяйства - природы (территории)». Фундаментальные, а не локальные, общие, а не частные задачи общества лежат в координатах названной триадной системы.

Парадокс развития земной цивилизации состоит в том, что, с одной стороны, необходимый для жизнедеятельности человечества инструментарий: техника и технология достигли высочайшего уровня и непрерывно совершенствуются. Однако, с другой стороны, столь же непрерывно и повсеместно обостряются, без заметных перспектив решения, узловые мировые проблемы во всех трех основных подсистемах Земли: в населенческой (социальные, этнические, духовно-нравственные), в хозяйственной (финансово-экономические), в природно-территориальной (ресурсные, экологические).

Поразительно богатый и впечатляющий при этом спектр равно доказуемых научных прогнозов будущего человечества: от глубоко пессимистических и тревожных до глубоко оптимистических и радужных.

Перечисленные выше проблемы во всех трех сферах жизнедеятельности общества: населенческой (социальной), хозяйственной (экономической), территориальной (природно-экологической) относятся к разряду крупномасштабных, слабоструктурируемых, трудноформализуемых. Кроме того, из-за повсеместно взятой на вооружение искаженной иерархии ценностей при их решении формируются взаимно противоречивые цели. По нашему мнению, особенности таких проблем объективно структурируются в три группы: мировоззренческие, научные и технологические.

Мировоззренческие особенности и вытекающие из них трудности преодоления порождаются, прежде всего, человеческим фактором. Отдельные люди и их сообщества из-за разного мировоззрения зачастую различно понимают схожие социально-экономические проблемы, что приводит к постановке различных целевых задач и соответствующему выбору средств их решения.

Научные трудности обусловливаются не вполне системным, точнее нецелостным подходом при решении такого рода проблем.

Технологические трудности возникают по причине неразработанности соответствующих взаимосвязанных технологий, интегрируемых в своего рода метатехнологию для решения обсуждаемых проблем. Дело в том, что данные проблемы многоаспектны, разделяющиеся, если можно так сказать, на множество разнообразных задач. А это требует использования таких технологий, или точнее метатехнологии, которая позволяла бы отбирать из имеющихся, иногда совсем различных технологий наилучшие и комплектовать из них единую, возможно каждый раз уникальную, технологию (метатехнологию) для решения конкретной проблемы.

Для человечества всегда актуальными остаются «вечные» взаимосвязанные проблемы:

проблема целостного (не фрагментарного) понимания мира, его основных целевых и ценностных факторов развития;

проблема адекватного прогнозирования тесно взаимосвязанных социальных, экономических, экологических процессов и тенденций;

проблема целенаправленного изменения состояния духовной, социальной и природной среды жизнедеятельности человека и общества.

Первостепенное место в этой проблемной триаде занимает понимание мира: «смысловое», (онтологическое), «целевое», «ценностное». Оно всецело зависит от мировоззрения, т. е. от совокупности жизненных принципов и постулатов, формирующих определенное отношение человека (и общества) к окружающему миру. Различное мировоззрение людей порождает у них ошибки, конфликты и противоречия при выборе целей и оценке качества решения проблем, а также способов их преодоления.

Первой методологической основой предлагаемого целостного подхода является мировоззрение.

Анализ истории человечества и отдельных человеческих судеб убеждает в том, что при принятии стратегических решений на любом уровне: государственном, семейном, личностном, руководствуются не научными выводами, а почти всегда мировоззренческими установками.

Мировоззрение находится в иной, нежели наука, системе координат, вместе с тем в значительной мере направляя вектор ее развития. В отличие от науки, мировоззрение не базируется на принципах доказательства, проверяемости и общественной полезности, и поэтому оно вполне может быть названо верой – в самом широком смысле этого слова. Однако, именно мировоззрение лежит в основе целостного, а не фрагментарного понимания мира. Но мировоззрение не любое, не всякое, а только истинное.

Более того, при внимательном рассмотрении обнаруживается, что вектор развития науки так или иначе обусловлен определенным мировоззрением.

Второй методологической основой целостного подхода является наука, изучающая во взаимодействии объективные процессы, протекающие в системе «население хозяйствотерритория», и необходимые для повышения эффективности функционирования этой системы управленческие механизмы.

Третьей методологической основой целостного подхода является метатехнология – иерархическая совокупность управленческих технологий, позволяющая целенаправленно изменять состояние и развитие систем «населениехозяйствотерритория». Предлагаемые технологии предназначены для разрешения трудностей, возникающих при управлении этими системами.

В результате проведенных исследований был выявлен фундаментальный объект исследования и управления: «населениехозяйствотерритория», названный геотрионом1. Категория геотриона стала системообразующей идеей при разработке и формулировании целостного подхода.

Под целостным подходом мы понимаем органический синтез мировоззрения, науки и технологий (метатехнологии).

Основными категориями целостного подхода являются:

объект управления (геотрион);

мировоззрение (мировоззренческие элементы управления геотрионом);

наука (исследование процессов функционирования и развития геотриона);

метатехнология (принципы и механизмы управления геотрионом).

Первая категория - геотрион позволяет понять, какой объект исследования и управления используется в целостном подходе. Мировоззрение формирует систему ценностей и целей, определяющих вектор развития геотриона. Наука позволяет выявить природу и закономерности взаимодействия трех основных подсистем геотриона. Метатехнология предназначена для разработки принципов и механизмов управления геотрионом.

Мировоззрение является важнейшей характеристикой отдельных «культурно-исторических типов» народов (по Н.Данилевскому) и отдельных цивилизаций (по О.Шпенглеру, П.Сорокину, А.Тойнби, Л.Гумилеву). В то же время мировоззрение людей одного и того же культурно-исторического типа или одной и той же цивилизации может принципиально различаться.

Мировоззрение при этом является духовно-нравственным и поведенческим стержнем существующих культурно-исторических типов (народов и цивилизаций) как структурно-дискретных частей человеческого общества.

Для понимания объективных закономерностей функционирования и развития геотрионов, а тем более для эффективного управления ими необходимо не только учитывать, но и, по мере возможности, изменять в духовно-благодатном отношении мировоззрение населения территорий, принадлежащих к одному и тому же культурно-историческому типу.

Дело в том, что комплексные региональные и глобальные задачи современной науки, не могут успешно решаться на базе только научной аксиоматики и методологии. Современная наука не осознает и не учитывает определяющую роль в жизнедеятельности людей и общества таких мировоззренческих категорий, как:

духовная и нравственная сила,

произволение человека (свободная воля человека),

Промысел Творца (фундаментальный духовный закон),

абсолютные цели и ценности (истина, любовь, смысл жизни, спасение и т.п.),

иные фундаментальные мировоззренческие и религиозные категории (судьба, зло, грех, смерть, благодать, благорастворение воздухов).

Это объясняется тем, что современная наука не выявила тех объектов жизнедеятельности человека и общества, состояние и развитие которых в первую очередь определяется воздействием перечисленных выше категорий (причин)2.

Хотя, согласно утверждению академика И. В. Прангишвили, «к существованию высших Божественных сил приходят ученые разных позиций, из разных областей, поскольку объективно столкнулись с этой силой. Это говорит о том, что наука все больше нуждается в Боге и религии», поэтому «исключение Бога из структур мира, природы и человека, по мнению многих ученых, заводит науку в тупик»3.

Целостный подход, ориентированный на геотрион, позволяет интегрировать, систематизировать и согласовывать между собой множество научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы, части или аспекты геотриона. В этом случае появляется возможность исследовать социальные, хозяйственные и природные процессы, происходящие в геотрионе, в их взаимодействии, а также целенаправленно ими управлять.

С точки зрения целостного подхода целью развития любого геотриона является максимально возможное увеличение и использование его совокупного энергопотенциала: духовного, хозяйственного и природно-экологического. Именно от этого зависят такие характеристики геотриона, как социальная мобильность4, уровень хозяйственного развития и жизненная емкость его территории.

С точки зрения системного анализа геотрион представляет собой тип функциональной системы, в которой взаимодействие отдельных подсистем должно быть направлено в идеале к реализации ее полного энергопотенциала. Результат и эффективность функционирования геотриона обусловливается характером и степенью реализации его энергопотенциала.

Энергопотенциал геотриона включает в себя: потенциал населения (физический, интеллектуальный, профессиональный, культурно-духовный), потенциал хозяйства (транспортно-энергетический, производственно-технологический, финансовый), потенциал территориальный (биоэнергоресурсный и экологический).

Определение параметров интегрального энергопотенциала и методика расчетов его показателей – актуальная исследовательская задача.

Во всех трех сферах геотриона: социальной, экономической и природной взаимодействия осуществляются в двух основных формах: кооперации и конкуренции. Онтологически конкуренция вторична и негативна, но в разумных пределах она выполняет положительную роль. Чрезмерная конкуренция порождает потери энергопотенциала геотриона в населенческой, хозяйственной и природной подсистемах. В этом случае энергия отдельных частей геотриона имеет разную направленность.

В ряде случаев конкуренция внутри геотриона или между геотрионами позволяет выявить такие способы обмена его с внешней средой, которые приводят к минимальным энергетическим потерям, а значит к увеличению его совокупного энергопотенциала. То есть конкуренция является только вспомогательным средством поиска наиболее эффективной кооперации в геотрионе.

Согласно православию, любые действия человека, осознанные и неосознанные, имеют духовную компоненту с определенным вектором: центростремительным – к Богу, или центробежным – от Бога. В этих двух направленных процессах проявляется фундаментальная духовная закономерность, действующая на всех уровнях: отдельного человека, государства, всего человечества.

Состояние современного мира характеризуется всё более преобладающим движением от Бога. Этот вывод сделан в Социальной Концепции Русской Православной Церкви, посвященной вопросам прав человека и нравственности. В ней утверждается следующее: «Агрессивное меньшинство населения, исповедующее ценности западной цивилизации, в настоящее время посредством законодательства и средств массовой информации практически навязывает большинству остального населения планеты отказаться от понятия греха и понятия преступления»5.

По мере возрастания согласованности людей между собой, а также с законами природы и с духовными идеалами (заповедями Бога) повышается социальная и государственная результативность жизнедеятельности общества.

Для целостного подхода исключительно важны также принципы управления системами «населениехозяйствотерритория». Определены следующие принципы:

Принцип геотрионности – принцип выявления, структуризации и типизации объекта.

Принцип непрерывности и нелинейности развития геотриона (принцип анализа состоянии и тенденций развития).

Принцип элитарности в развитии геотриона (принцип выявления и формирования управляющей силы).

Принцип оптимального использования совокупного энергопотенциала геотриона (принцип иерархического и гармоничного развития геотриона).

Принцип необходимой полноты системы, реализующей цели развития геотриона (принцип реализуемости целей развития).

Принцип трехкритериальной (социальной, экономической и экологической) оценки развития геотриона.

Принцип согласованности воли людей между собой (принцип синергии).

Принцип синергии требует применения самых разных технологий, в том числе технологий мягкого или резонансного управления.

Резонансное управление позволяет учитывать мотивацию людей, используя их положительный духовный потенциал, раскрываемый в разных формах согласованной, совместной жизнедеятельности. По сути, в этой согласованности конкретизируется категория “сродства”, раскрытая в трудах православного богослова Григория Нисского. Она выражает разные степени отклика людей на разные, по преимуществу информационные, воздействия. Опытная экспертная оценка позволила нам выделить следующие формы проявления социально-духовного потенциала человека в обществе при реализации стратегических программ государственного строительства:

участие;

содействие;

сочувствие;

равнодушие;

неприятие;

враждебность;

противодействие.

Идеология, принимаемая обществом, порождает положительную или отрицательную социальную энергию и становится тем самым важнейшим фактором созидания или разрушения народа и государства.

Вместо заключения. Категория «мировоззрение», рассматриваемая в качестве одного из основных звеньев целостного подхода, на первый взгляд, не имеет никакого отношения собственно к науке. Однако, по сути, прямо или косвенно, зримо или сокровенно, мировоззрение задает и определяет вектор научной деятельности. Можно даже констатировать, лишь с некоторой долей преувеличения, что в социально-экономической сфере современная наука не только сопрягается с мировоззрением, но и в большой мере его «обслуживает». «Глобалистское», «либеральное», «демократическое» мировоззрение, господствующее в настоящее время, признается прогрессивным, эффективным и истинным на основе соответствующих «объективных» выводов социально-экономической науки.

В основе же целостного подхода – целостное – православное мировоззрение.

1 Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. – М.: Наука, 1995.

2 Более того, даже самый «фундаментальный объект» на Земле - “человек”, существующий всецело в координатах этих категорий, современной наукой “выносится” из них - частично или полностью.

3 Прангишивли И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. – М.: Синтег, 2000. – С.С. 142; 145.

4 Эта категория – параметр на данном этапе исследования вполне согласуется с одной из генеральных идей – категорий Питирима Сорокина “социальная мобильность”.

5 Социальная Концепция Русской Православной Церкви. – М., 2006.

PAGE 6

Методологические основы целостного подхода к управлению фундаментальными региональными системами «население – хозяйство – территория»