Конспект урока литературы «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка»
Тема: пересказ рассказа Л. Н Толстого «Умная галка»
Цель: Сформировать умение пересказывать текст, не нарушая последовательности.
Образовательные задачи: Формировать умение пользоваться косвенной речью, совершенствовать навык пересказа, работать над выразительностью речи.
Развивающие задачи: Развивать речевой слух, обретение речевых навыков, совершенствовать произносительную сторону речи, развивать эмоции, внимание, воображение, мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать нравственные представления, инициативность, экологическое мировоззрение.
Оборудование: Мольберт, предметные картинки, музыкальный центр, аудиозапись голоса галки, кувшин с водой, камешки.
Предварительная работа:
1.Разучивание подвижной игры «Птицы в гнезда летят»
2.Рисование кувшина (на занятии с воспитателем)
1)Организационный момент.
Логопед: Каких птиц вы знаете?
Дети называют: (вороны, галки, синицы, голуби)
Логопед: Отгадайте загадку.
Черная птица
Никого не боится,
На зиму улетает
Нашу местность оживляет.
Дети: Это галка.
Логопед: Вспомним скороговорку про галку.
Дети:
На березе галка,
На берегу галька.
2)Введение в тему
На мольберте выставляется картинка с изображением галки.
Логопед: Ребята, послушайте как звучит голос галки. (аудиозапись)
Логопед: Попробуйте сами воспроизвести ее голос.
Дети: Кау или киа(звукоподражание)
Логопед: Молодцы!
Логопед: Сегодня я прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».
3)Чтение рассказа логопедом.
Логопед читает рассказ и одновременно показывает детям иллюстрации из книги Л. Н. Толстого «Умная галка».
4)Беседа по содержанию рассказа.
Логопед: Кто главный герой?
Дети: Галка.
Логопед: Что хотела галка?
Дети: Галка хотела пить.
Логопед: Почему галка не смогла достать воды?
Дети: Воды в кувшине было мало.
Логопед: Что сделала галка?
Дети: Галка брала камешки в клюв и кидала их в кувшин.
Логопед: Смогла ли галка попить?
Дети: Да!
Логопед: Какая галка в рассказе? (подводим к ответу - умная)
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Умная галка»?
Дети: Л. Н. Толстой считает галку умной, потому что она догадалась набросать в кувшин камешки.
Логопед выставляет на стол прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.
Логопед: Ребята, а давайте проверим, будет ли больше в кувшине воды, если мы положим
туда камешки?
Дети вспоминают текст, с помощью логопеда составляют предложения и бросают в воду камешки.
Логопед: Вы заметили что происходит?
Дети: Вода поднялась к краю кувшина.
Логопед: Так, ребята, галка и напилась.
5) Физ. минутка.
(Прыжки, подскоки, ходьба, размахивание руками)
«Скоком-боком, скоком-боком, ходит галка мимо окон.
Прыг, прыг, скок, скок - полетела на сучок.
6) Повторное чтение Рассказа логопедом с нацеливанием на последующий пересказ.
Логопед: А теперь я еще раз прочитаю рассказ Л. Н Толстого «Умная галка». Старайтесь хорошо запомнить рассказ, потому что вы будете его пересказывать.
Логопед выразительно читает рассказ.
7) Пауза для подготовки детей к пересказу.
Логопед: Ребятки, сейчас вы подумаете, подготовитесь, и будете пересказывать рассказ, глядя на картинки (иллюстрации).
Дети готовятся.
Логопед: Ребята, говорить вы должны красиво и правильно.
8) Дети пересказывают текст
1.По цепочке (один ребенок начинает, другой продолжает)
2.Каждый ребенок пересказывает рассказ (другие дети поправляют его и добавляют слова и словосочетания)
9)Окончание занятия.
Логопед включает спокойную музыку, на фоне которой слышатся голоса птиц.
Логопед хвалит детей и дарит каждому ребенку наклейку с изображением галки.
Список литературы:
1.Бородин А. М. Методика развития речи детей.- М.,1981г.
2.Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду.- М.,1978г.
3.Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб : Союз,1999г.