Урок педагогики на тему «Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать»


МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №13» п. Бобровский

Сысертский городской округ

Урок педагогики на тему

«Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать»

Исполитель::Корниенко Любовь Аркадьевна

заместитель директора по УВР

стаж в данной должности: 6 лет

педагогический стаж: 32 года

Тема «Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать»

Цель: Выявить основные причины нежелания учиться школьников, меры профилактики и способы решения данной проблемы.

ЗАДАЧИ: - Обсудить ситуацию нежелания обучающихся учиться и их причины;

-Выделить отдельные методические находки и формы учебной деятельности, которые позволяют учителям активно вовлекать в учебно-воспитательный процесс слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся;

- определить характерные признаки неуспешного ученика

Повестка

Результаты окончания I полугодия 2015-2014 учебного года. (Корниенко Л. А.)

Мотивация обучающихся – основное условие успешного бучения.

( Бухтоярова И. М., Емельянова З. П.)

Определение характерных признаков неуспешного ученика.(работа в группах)

Как преодолеть трудности в обучении. ( Корниенко Л. А.. презентация, Петрова Л. П.)

Ход совещания

Вступительное слово заместителя директора на тему «Анализ успеваемости обучающихся

За I полугодие 2015-2014 учебного года»

Слайд 1. Уважаемые коллеги! Начиная наше сегодняшнее совещание, я хотела бы, чтобы по его окончании каждый для себя решил, что он будет делать с детьми, которые не хотят учиться и являются неуспевающими или слабоуспевающими обучающимися.

Такие ученики есть в каждом в классе и были во все времена. Вот только работу с ними каждый учитель строит по-разному. Трудно учить детей, которые не хотят ничего делать и не делают. И часто приходится таким детям ставить «3». Куда интереснее работать с успевающими детьми и добиваться хороших результатов.

В. А. Сухомлинский говорил

Слайд 2«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”.И

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

От желания ребёнка учиться зависит и качество его образования.

Я хочу представить вам результаты окончания 1 полугодия этого учебного года.

За первое полугодие аттестовано 189 обучающихся 2-4 классов.

Успеваемость по школе составляет 98.9%,что по сравнению с первой четвертью понизилась на 1,0%( со 100% до 99,0%), т. к. 2 обучающихся закончили 2 четверть с «2». Каковы же результаты по параллелям:

Слайд 3 Из общего количества классов повысили показатели успеваемости:

    2-а класс с 63,1% до 89,5% на 26,4%(Классный руководитель: Комельских М. Г.),

    2-в класс с 47,4% до 63,1% на 15,7%(классный руководитель: Казимян О. Г.),

    Стабильный результат по показателю качество успеваемости во 2-б классе 63,6% (учитель: Панова Н. В.).

Большие проблемы с успеваемостью в этом классе у Ануфриевой Насти, которая закончила 2 четверть с «2»: по русскому языку, математике и литературному чтению;

Наталья Владимировна регулярно в течение первого полугодия уделяла ученице особое внимание на уроке: дифференцированные задания, работа консультантов, индивидуальная помощь. Наталья Владимировна занималась с Настей индивидуально после уроков по русскому языку, математике и литературному чтению. Родителям девочки было рекомендовано обследование ПМПК, но родители не захотели пройти данное обследование.

Слайд 4.

    3-а класс в 1 и 2 четверти качество одинаковое - 41,7%, но появилась 1 отличница

    3-б класс с 52,2% до 65,2% на 13,0% ( классный руководитель: Морозова С. А.),

    3-в класс с 63,6% до 68,2% на 4,6%(Классный руководитель: Дёмина О. М.),

В этом классе Калугарь Максим закончил с «2» по русскому языку и математике.

Одной из причин неуспешности является пропуски уроков учеником (по причине болезни -81 час, без причины – 35 часов). Ольга Михайловна на уроке использует индивидуально-дифференцированный подход к нему. Предлагает индивидуальные занятия после уроков, но его мама (Оксана Фаратовна) категорически против дополнительных занятий. Ольга Михайловна посещала семью на дому с целью налаживания контакта с мамой мальчика, но мама не переживает за успеваемость сына.

Слайд 5.

    4-а класс с 45,0% до 55,0% на 10,0% (классный руководитель: Емельянова З. П.),

    4-б класс с 36,8% до 45,0% На 8,2% ( классный руководитель:Петрова Л. П.)

    4-в класс с 57,9% до 60,0% на 2,1%(Классный руководитель: Краюхина С. А.)

Слайд 6.

    Школа с 52,4% Повысила качество до 60,8% , т. е. на 8,4%

Слайд 7. Качество знаний выше школьного уровня 60,8% показали:

    2-а класс 89,5%, учитель: Комельских М. Г.;

    2-б класс 63,6%, учитель: Панова Н. В.;

    2-в класс 63,1%, учитель: Казимян О. Г.;

    3-б класс 65,2%, учитель: Морозова С. А.;

    3-в класс 68,2%, учитель: Дёмина О. М.;

Показатели успеваемости за вторую четверть выросли по сравнению с первой четвертью на 8,4%, т. к. произошло повышение количества обучающихся, окончивших 2 четверть на «5» - на 5 человек ( с 18 человек до 23 человек) и на «5 и 4»- на 12 человек (с 80 до 92 человек).

- по одной «3» имеют – 5 обучающихся (2-а – Слухаев Костя по русскому языку, 2-в – Перевозкина Настя по английскому языку, 4-а –Колесникова Саша по математике, 4-б – Шамсудинов Илья по литературному чтению, 4-б - Вернигора Паша по математике).

- по две «3» имеют 5 человек по таким предметам как: русский язык, математика, английский язык и литературное чтение.

Слайд 8. Наряду с этими результатами у нас вызывают большую проблему неуспевающие обучающиеся, про которых я уже говорила. По школе неуспевающих – 1,0%, из них: по математике - 1,0% , русскому языку - 1,0% , литературному чтению -0,5%

Слайд 9.Также у нас почти в каждом классе имеются и слабоуспевающие обучающиеся. По школе 8,6% от всех обучающихся. Из них по предметам:

    математике – 4,8%

    русскому языку – 6,0% (наибольшее количество)

    окружающему миру – 0,7%

    литературному чтению – 2,2%

Наибольшее количество слабоуспевающих по параллелям:

    в 1 классах - по литературному чтению

    во 2 классах – по русскому языку

    в 3 классах – по русскому языку

    в 4 классах – по математике.

Слайд 10. Мы с вами провели анкетирование среди обучающихся 2,3,4 классов на тему «Любимые предметы» (вопросы)

Каковы же результаты анкетирования?

По 1-му вопросу :

Слайд 11. 2-е классы - почти все обучающиеся с удовольствием учатся в школе, кроме 1,7%

В 3 - 4 классах – видим понижение желания учиться в школе и повышение нежелания учиться – 11,1% в 3 классах и 10,9% в 4 классах,

По школе : с удовольствием учатся в школе – 92,0%, А 8,0% без удовольствия, нам необходимо этим обучающимся повышать мотивацию успешного обучения.

Слайд 12. Какие предметы детям легко даются и нравится изучать?

2 классам – математика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык …

Слайд 13.

3 классам – математика, литературное чтение, технология, физическая культура..

Слайд 14.

4 классы – математика, физическая культура, русский язык, технология …

Во всех параллелях на первом месте легко даются и нравится изучать – математика. Хотя в четвертых класса по этому предмету наибольшее количество слабоуспевающих обучающихся.

Слайд 15. Неинтересные предметы и даются с трудом:

У 2 классов – на первом месте русский язык и слабоуспевающие обучающиеся в большинстве по русскому языку;

Слайд 16.

У 3 классов – на первом месте русский язык и слабоуспевающие обучающиеся в большинстве по русскому языку;

Слайд 17.

У 4 классов – на первом месте русский язык

Слайд 18. Предметы с интересными заданиями:

У обучающихся 2 классы на первом месте – русский язык, хотя легко даются и нравится изучать – математику, слабоуспевающие в большинстве по русскому языку.

Слайд 19.

У 3 классов - математика и им легко даётся и нравится изучать – математику; слабоуспевающие в большинстве по русскому языку.

Слайд 20.

У 4 классов – ОРКСЭ, окружающий мир и т. д., математика на 7 месте, по которой большинство слабоуспевающих обучающихся.

Слайд 21. Дополнительное время на изучение любимого предмета тратят:

Обучающиеся 2 классов - 70,7%;

3 классов – 68,2%

4 классов – 70,9%

В общем в 2-4 классах – 69,9%

Не так уж мало обучающихся тратят дополнительное время на любимые предметы, но все же не все. И нам с вами следует над этим поработать.

Слайд 22. Что бы хотели изменить обучающиеся, чтобы им интереснее было учиться мы видим на слайде.

Слайд 23. Что же нам делать для повышения мотивации обучения школьников?

Слайд 24. Мотивационная сфера

В чем причина неуспеваемости наших обучающихся и причина нежелания учиться? Все ли мы делаем, что от нас зависит? Сейчас мы попробуем разобраться в этих вопросах и найти способы их преодоления.

2.Мотивация обучающихся – основное условие успешного бучения.

По этому вопросу подготовились наши коллеги 3-а, и 4-а классов. Им слово.

3. Определение характерных признаков неуспешного ученика

А) Учителя называют характерные признаки и записывает их в левый столбик.

Перед вами характерные признаки неуспевающего ученика.

А теперь назовите противоположные значения критериев неуспеваемости.

Признаки неуспешного ученика







Противоположное значение

Теперь пусть каждый из вас напишет на листочке фамилии учеников, которых Вы считаете неуспевающими по данным признакам. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. Попробуем рассмотреть причины неуспеваемости данных учащихся, поработав в группах.

Б). Работа в группах

Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 10-15 минут. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе.

Задание группе «Диагностика»: Ответить на вопросы:

1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?

2. Назовите причины неуспеваемости школьников.

Задание группе «Терапия»: Ответить на вопросы:

1. Какие способы преодоления неуспеваемости школьников Вы можете предложить?

2. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?

Этапы урока











Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

При изложении нового материала

В ходе самостоятельной работы

При организации самостоятельной работы вне класса

При организации повторения пройденного

Задания группе «Профилактика»: Ответить на вопросы:

1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?

2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.

В). Определение характерных признаков неуспешного ученика.

У нас в школе, к сожаленью, нет психолога, который оказывал бы помощь обучающимся в преодолении трудностей в поведении обучении детей. Я вам предлагаю посмотреть презентацию психолога на тему «Определение характерных признаков неуспешного ученика.

4. Презентация на тему «Как преодолеть трудности в обучении»

(Причины неуспешности на уроке по разным предметам и упражнения по их преодолению)

Кто ещё готов выступить по данному вопросу?

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

(Петрова Л. П.)

6. Игра - синквейн к слову

«Успешность»

Проект решения:

Совершенствовать план работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися. (Ответственные: учителя Срок: в течение учебного года)

Активнее использовать различные методы и приёмы для формирования мотивации успешного обучения школьников.

(Ответственные: учителя Срок: в течение учебного года)

Своевременно доводить до сведения родителей причины низкой успеваемости и выработать действия по устранению перечисленных недостатков. (Ответственные: учителя Срок: по мере необходимости)

Продолжить работу по плану внутришкольного контроля, с целью повышения качества знаний обучающихся. (Ответственные: заместитель директора по УВР Срок: по плану)

Исполнитель: Корниенко Любовь Аркадьевна, заместитель директора по УВР

МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №13» п. Бобровский