“Прибавить к зрению человека немного зоркости”


Уроки развития речи по рассказам Константина Паустовского

Предлагаемые вашему вниманию уроки развития речи в 5-м классе посвящены творчеству Паустовского. Они сложились в течение нескольких лет работы и имеют практическую направленность. Вот их основные цели: развитие интереса к творчеству Паустовского; введение в творческий процесс, в тайны творчества; пробуждение дара слова, умения выражать свои мысли образно, логично. В зависимости от подготовленности класса вы можете сосредоточиться на одной из этих целей и выбрать какой-то определённый вид работы из описанных ниже.

Среди основных требований, предъявляемых учащимся 5-го класса, — умение давать Отзыв на прочитанное произведение. Написание отзыва очень часто вызывает у ребят трудности. Они либо кратко сообщают, что произведение понравилось, либо просто пересказывают его. Особенно часто это происходит, если произведение сюжетное. Чтобы избежать простого пересказа, мы выбрали для чтения и обсуждения рассказы Паустовского, насыщенные неповторимыми ощущениями, наполненные звуками и запахами, необычайным светом, яркими красками. Один из них — рассказ «Леса».

На доске пишем два высказывания Паустовского: “Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе”, “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”. Урок начинаем с чтения стихотворения Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке...»: оно создаёт особое настроение. Учащиеся отмечают переклички между поэтом и писателем, общность в отношении к русской природе. Выделяем слова “увидеть” и “всмотреться”, “услышать” и “вслушаться”, говорим об их значении. На уроке нам предстоит всмотреться и вслушаться в рассказ «Леса» и дать его оценку, написать отзыв.

Знакомим ребят с тем, что такое отзыв: это письменное или устное высказывание о книге, в котором содержится оценка воспринятого. При оценке произведения автор отзыва должен опираться на текст. Вспоминаем, как строится рассуждение: от тезиса (например, понравилось или нет произведение) к доказательствам и выводу.

Затем читаем сам рассказ. Лучше, если первый раз это сделает учитель или подготовленный ученик.

Работу над текстом рассказа начинаем с вопросов и заданий:

— Каково ваше впечатление от рассказа? Чем он увлёк вас — занимательным содержанием, описанием природы? Какие эпизоды вам запомнились?

— Давайте докажем, что писатель вслушивается и всматривается в окружающую природу. Для этого обращаемся к началу рассказа, отмечаем обилие прилагательных (Липкие маслюки, жёсткая трава, холодные белые грибы и др.), которые очень точно, ёмко характеризуют предмет.

Дети говорят, что так может писать только человек, который всё это видел сам, не придумал. Всмотрелся и увидел. Отмечаем эпитеты (Леса разбойничьи, с жестяным свистом), говорим, какие образы возникают. Подчёркиваем мастерство писателя, который вызвал одним словом рой мыслей, сделав читателя соучастником творчества.

Мы как будто дописываем рассказ, используя свой жизненный опыт. Значит, писатель не только делится с нами своими открытиями, но и учит нас наблюдательности, остроте восприятия.

Обращаем внимание на слово Маслюки, в котором выражено авторское восхищение великолепием гриба. Отмечаем приём единоначатия (Это Километры... Это Грибная прель... Это Липкие маслюки), повторы (“Спит Вода, Спят Кувшинки...”, “Ночь Уже стоит... Ночь, полная звёзд...”). Кто-то заметит рифмовку слов Маслюки, сумерки, светляки. Говорим о ритмичности этих строк, вспоминая слова Паустовского: “У подлинной прозы всегда есть свой ритм”. Обращаем внимание и на краски (Белые, лиловые, чёрное, голубое и т. д.). Цветовую нагрузку несут и глаголы: Блеснёт, пылает, тлеет, зеленеет, загорается. Находим метафору “голубым хрусталём”, которая рисует звезду. Учащиеся говорят, что звёзды часто называют Золотыми, жёлтыми, объясняют, какой им видится Венера Паустовского. Цветовую нагрузку несут и сравнения: “озеро, как косо поставленное Зеркало”, “совы... как комья Белого пуха”. Описание озера построено на цветовой характеристике: Чёрное озеро, белые лилии, жёлтые и красные листья, чёрная дорога озера, прозрачная вода. Цвета чистые, ясные. Паустовский — мастер цвета.

Мы всмотрелись в леса Паустовского, теперь вслушаемся в звуки.

— Найдите слова, характеризующие звуки леса.

(Километры тишины; темно, глухо; летают бесшумно, бормочут и возятся, хрипло кричит старый петух.)

Звуки отражают тишину сонного леса, и рассказчик, тонко чувствующий природу, тоже говорит шёпотом.

Паустовский чуток не только к звукам и краскам, он распознаёт и рисует самые тонкие запахи (Грибная прель, из мхов тянет сыростью, дым костра).

Ощущение внутренней жизни природы рождает олицетворения, которыми пронизан весь текст. (“Ночь стоит... и смотрит. Спит вода, спят кувшинки. Котелок сердится и бормочет”).

Далее смотрим, как построен рассказ. Отмечаем в тексте не только описание леса и озера, но и повествование о встрече с гигантской щукой и волчицей. Ребята отмечают опасность, которая подстерегала путешественников, и их бережное отношение к природе. (Они не стали воевать с рыбой, перенесли бивак на другое место, чтобы не мешать волчице.) Обращаемся к словам Паустовского, записанным на доске. Говорим, чем обогатил нас этот рассказ, что прибавил нашему зрению. В конце урока в тетради появляется примерная запись.

1. Паустовский: “Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе”.

2. Всматриваемся и вслушиваемся в текст:

А) обилие прилагательных, яркие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения;

Б) цвета, звуки, запахи;

В) ритмичность текста;

Г) бережное отношение к животным.

3. Паустовский: “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”. Эти записи помогут детям написать отзыв.

Следует предотвратить неоправданное повторение в работах учащихся одних и тех же слов. Подбираем и записываем синонимы:

Рассказ, произведение;

Понравилось, запомнилось, полюбилось, привлекло внимание, запечатлелось в памяти, произвело впечатление;

Описывает, рисует, изображает, рассказывает, показывает, знакомит.

Если позволяет время, то совместно с учащимися проговариваем отзыв. Дома дети оформляют его письменно.

Следующий вид творческой работы — Сочинение о любимом уголке природы — также проводим после изучения творчества Паустовского. Очень часто случается так, что при чтении художественных произведений ученики выпускают описания природы, считая их лишними, не заслуживающими внимания. Нередко дети (а мы живём в селе) привыкают к окружающему пейзажу, который кажется им обычным. При таком отношении сочинение о природе будет отпиской. К уроку прошу приготовить описание любимого уголка природы.

Начинается занятие с чтения отрывка из рассказа Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»: он вводит нас в тему.

“В некие времена, в деревушке, нахохлившейся над ручейком, может, в той же Владимирской земле, жил паренёк Захарка. Неизвестно откуда появилась у него страсть к живописи, но только достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.

В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель. Говорили, что знал он лучшие времена и будто бы учился в Петербурге с самим Репиным...

Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:

— Ну как, нравится?

Обернулся: стоит сзади учитель...

— Нравится, — ответил Захарка. — Похожа вроде бы.

— Хорошо, давай разберём, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?

— Зелёный, какому же ему быть, если он ольховый.

— Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.

— Чёрный, — нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.

— Правильно, чёрный, потому что свет на него сзади падает. А ты его зелёным изобразил. Значит, не похоже? Тропинка у тебя, смотри-ка, жёлтая. Думаешь, песок обязательно жёлтым бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.

С тех пор повадился Захарка ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик — неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!

Радостно стало Захарке. «Сейчас пойду, — думает он, — на все свои любимые места, посмотрю на них новыми глазами». Выскочил он из калитки, да тут и замер. Осинка перед домом стояла, которую он, может, тысячу раз видел и не замечал. Небо теперь было сырое, серое, как бы свинец, когда его ножом разрежешь, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.

Так никуда Захарка на этот раз дальше осинки и не ушёл. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, то есть от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не то что за красоту, а и за дело-то не считал.

Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг”.

Затем мы обращаемся к рассказу Паустовского «Луга». Тема эта близка пятиклассникам — мы живём в степи. После чтения рассказа учащиеся тут же отмечают, что в рассказе нет восклицаний: “Ах, как красиво!” Но всё-таки перед нами предстаёт удивительно красивый луг. Как автор достигает этого эффекта? Прежде всего отмечаем, что то, о чём пишет Паустовский, он хорошо знает (“Палатку надо натягивать так, чтобы...”). Начинаем работу над художественными средствами. Находим и объясняем метафоры (Широкий пояс лугов, бледно-зеленеющая чаша неба), олицетворения (Трава седеет, пруд разбрызжет искры), отмечаем обилие прилагательных. Находим в тексте определения для слов: ветры (Свежие), небо (Высокое), река (Заглохшая, неподвижная, глубокая), дымка (Лёгкая), воздух (Прозрачный), иней (Хрустящий), окунь (Жирный, упористый).

Особое внимание писатель уделяет краскам (Бледный, зеленеющий, голубой, белёсый, прозрачный, розовый, багровый, серебряный и т. д.).

Далее обращаем внимание на звуки, которые слышим при чтении о ночи на Прорве. Это звуки Кр, стр, пр, сбр. Отмечаем, что это глухие места, поэтому звуки хорошо слышны (крик коростеля, пушечный гул от удара пудовой щуки, выстрел ивового прута, хруст инея).

После этого попросим детей вернуться к своим сочинениям, оценить и дополнить их, употребив определения и другие художественные средства, которые обогатят нарисованную ими картину любимого уголка природы. Учащиеся чаще всего критически оценивают своё творчество. Приходят к выводу, что нужно либо переделать работу, либо усовершенствовать. Этот момент в работе очень важен. Редактирование для учащихся оказывается самой тяжёлой работой. Подбор нужных слов и выражений нередко, по признанию самих детей, становится мучительным. Вот это и есть творчество.

В заключение разговора читаем слова Паустовского: “Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно... общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины”.

Третий урок пребывания в стране Паустовского связан с более сложным видом работы – Стилизацией, то есть намеренной имитацией художественного стиля, характерного для определённого автора, направления.

Благодаря стилизации происходит процесс переосмысления произведения, более глубокое постижение творчества, развитие образного мышления, языка учащихся. Конечно, в 5-м классе стилизация носит поверхностный характер, да и само слово не употребляется, заменяется словом Подражание. Некоторые учащиеся схватывают стиль писателя интуитивно, но мы всё-таки выбираем рациональный путь, выделяя характерные черты стиля Паустовского.

— Главный «герой» рассказов Паустовского — прекрасное в природе и в человеке, красота повседневности.

— Отсутствие сюжета.

— Отсутствие изысканных фраз, красивости (“...я уничтожил наиболее нарядные и искусственные свои рассказы”).

— Светлое отношение к жизни, душевный подъём.

— Наблюдательность и глубокое знание того, о чём пишет (“Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на лесных полянах и на болотах... чем отличаются листья берёз от листьев осин”).

— Ритм, его музыкальность (единоначатие, повторы, спокойное, неторопливое повествование).

— Богатство языка (“Если писатель, работая, не видит за словами того, что пишет, то и читатель ничего не увидит за ними”).

— Звуки, краски, запахи природы.

Пишем стилизацию, опираясь на главу «Обыкновенная земля». Перед работой отвечаем на вопросы.

— Как строится глава? (Заявление о том, что в крае нет особенных красот, единоначатие абзацев, в которых на заданные вопросы даются ответы.)

— Почему в тексте отсутствуют яркие метафоры, эпитеты?

— От чьего лица ведётся повествование?

— Присутствует ли в рассказе повествование о каком-либо событии?

— Какова цель автора, когда он рассказывает об обыкновенной земле?

Приведём примеры нескольких письменных работ, написанных ребятами после чтения рассказов Паустовского.

Сочинение-отзыв

Рассказ Паустовского мне очень понравился. Он интересен тем, что автор описывает природу России с любовью. Автор считает, что любовь к Родине невозможна без любви к родной природе.

Писатель внимательно всматривается и вслушивается в природу, замечает то, что мы часто не видим.

В тексте мы видим обилие прилагательных: Липкие маслюки, жёсткая трава, холодные грибы, лиловые колокольчики. Эпитеты — Жестяной свист, разбойничьи леса — дают нам возможность представить картину, домыслить. Мы становимся соучастниками творчества.

Проза Паустовского близка к поэзии. Мы находим в тексте повторы, рифмовку. Паустовский говорил, что у подлинной прозы всегда есть свой ритм.

Паустовский — мастер цвета. Цвета у него чистые, ясные: Белые грибы, чёрное зеркало озера, лиловые колокольчики, голубой хрусталь Венеры.

Автор не только мастер цвета, но и мастер звука, запаха. Мы слышим тишину леса, чувствуем запахи дыма, грибной прели.

Благодаря олицетворениям писатель делает природу живой, близкой нам. Котелок у него Сердится И Бормочет, кувшинки Спят. Автор пишет о бережном отношении к природе. Он ударил веслом не по рыбе, а по воде. Они оставили волчицу в покое, а сами ушли.

Паустовский говорил, что тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека немного зоркости. Автор научил меня видеть красоту в чём-то неприметном, замечать детали, любить природу и свою Родину.

Ксюша Лопинова

Сочинение — описание любимого уголка природы

В нашем саду есть дерево, под которым я люблю сидеть летом. Сейчас оно стоит всё в инее, вокруг него сугробы по колено. Иней покрыл дерево прозрачной пеленой. Я подхожу к дереву, наклоняюсь к веточке. Веточка похожа на смешного, колючего, белого ёжика. Иней как кристаллики прозрачного льда. Он переливается голубым, белым, розовым. Но цвет не яркий, потому что небо серое, мрачное. Облако тумана тянется над прудами и в поле. Как белая река, он плывёт по воздуху. Стоит тишина. Хорошо слышно, как шуршит падающий иней, чирикают под крышей воробьи, где-то кричит петух. Тишину нарушили две сороки. Горластые подружки уселись на дерево, посыпался иней. Впереди короткий январский день.

Валя Фаломкина

Сочинение-стилизация

Обыкновенная земля

В моём селе нет никаких особенных красот и богатств. Наша степная природа скромная. Много голых безлесых пространств. Землю покрывают солонцы, на которых не растёт трава. В дождь солонцы превращаются в непролазную грязь.

Что можно увидеть в Малиновке?

Рыжую степь, которая сливается с горизонтом. Качающийся, похожий на море ковыль. Бескрайние поля, только кое-где зеленеют колки, как заплатки на жёлтой рубахе. Ожерелье прудов тянется на несколько километров. Однажды я ходила купаться и увидела дикую утку. Она села на воду и не заметила меня. Я тихо подкралась и рассмотрела её пёрышки. Они были пёстрые, белые, фиолетовые. Утка увидела меня, тревожно забила крыльями по воде и улетела.

Что можно услышать в Малиновке?

В ней можно услышать, как щебечут птицы, лают собаки, кричит петух, где-то неподалёку блеет коза. Вокруг села очень много зарослей малины. Мы её едим в огромных количествах. Однажды в малиновом кусту мы нашли гнездо с маленькими, пёстренькими яичками. Скорлупки были голубые. Мы ушли с того места и не стали их трогать.

Валя Фаломкина