Текстология: “наука самая занимательная”


Изучение «Войны и мира» становится одним из главных событий учебного года десятиклассников. Однако всем понятно, сколько сложностей подстерегает словесника на путях чтения и разбора этого шедевра в школе, какое многообразие методических приёмов приходится использовать для того, чтобы сохранить у юношей и девушек именно этико-эстетическое восприятие книг Льва Толстого. Статья Н. И. Бурнашёвой поможет в этом. Посвящённая сложнейшей области филологической науки, она написана живо и увлекательно. Используя анализируемый в ней материал, можно не только приблизить школьников к тайнам толстовского мастерства, но и передать им полезные знания по теории литературы, помочь в понимании того, что называется психологией творчества.

Много вопросов рождает у юных читателей изучение произведений русской классики. Почему Грибоедов, бесспорно симпатизируя Чацкому, назвал свою комедию явно иронически по отношению к нему — «Горе от ума»? Как Л. Толстой смог узнать, чтo чувствовала на первом своём взрослом балу юная Наташа Ростова? Почему создаётся впечатление, что в «Войне и мире» картину московского пожара 1812 года воссоздаёт очевидец?

Великое множество других “как” и “почему” постоянно встаёт перед учащимися, а значит, и перед учителем. Далеко не на все эти вопросы легко найти ответ. Здесь-то и приходит на помощь наука, которую иногда считают “вспомогательной”, “второстепенной”. Наука эта — Текстология.

Само название говорит о том, чем занимается данная наука, — изучением текста. Датировка и атрибуция текстов; творческая история произведений в реально-историческом контексте; реальные, исторические, литературные источники текста; автобиографические черты и роль мировоззрения автора в процессе создания сочинения; история печатания, цензура, редакторская правка и позднейшая авторская правка для новых изданий; вопросы, связанные с определением основного источника и “научной критикой” текста…

Поле исследования текстолога — творческая лаборатория писателя.

Материалы изучения — прежде всего рукописи сочинения, автографы, копии, авторские письма, дневники, записные книжки.

Текстолог должен до малейших деталей изучить биографию автора, печатные, вещественные источники, мемуарные свидетельства…

Исследуя эти материалы, проникая в тайны творчества писателя, шаг за шагом проходя с ним весь путь создания и печатания произведения, текстолог может сказать, что для него писатель написал много больше, чем просто для читателя или просто литературоведа. Если литературовед-“интерпретатор” может позволить разгуляться воображению, выстраивая гипотезы и делая витиеватые умозаключения, порой далёкие от истины, то литературовед-текстолог обязан быть точным (точные даты, точные тексты, точные имена…) — в этой Точности смысл исследования; и не случайно среди литературоведческих дисциплин текстологию называют самой Точной Дисциплиной.

“Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”