Конспект урока ИЗО «Элементы русского национального костюма»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда

Конспект урока ИЗО «Элементы русского национального костюма»

Подготовила и провела:

Воспитатель высшей категории

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26»

г. Вологда

Юлина Надежда Александровна

Г. Вологда

Цели:

развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме;

развивать зрительное внимание;

учить прорисовывать элементы украшения одежды фломастером;

продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского национального костюма;

продолжать знакомить с орнаментом в русской народной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшения);

закреплять умение составлять рассказ по схеме;

воспитывать любовь и уважение к нашей стране, народу, интерес и уважение к русской национальной культуре, гордость за нашу Родину.

Предварительная работа: экскурсия в музей на выставку русского национального костюма и на выставку кукол в русских костюмах, рассматривание альбома «Костюмы народов России», знакомство с орнаментами, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана для последующего нанесения орнамента, беседа о России.

Материал: раскрашенные силуэты сарафана и рубахи, фломастеры, геометрические фигуры для игры, образцы орнаментов, иллюстрации русских костюмов, сундучок.

Ход занятия:

I часть

Звучит песня о России «Вижу чудное приволье» (слова Ф. Савинова, музыка неизвестного автора, обр. Н. Иванова).

Дети встают полукругом.

В. – Как называется страна, в которой мы живем?

Д. – Россия.

В. – Да, у нашей страны удивительно красивое звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.

В. – Покажите на карте Россию. Какая Россия по величине?

Д. – Большая, огромная.

В. – Как называют людей, которые живут в России?

Д. – Россияне.

В. – В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Дети садятся на места.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Вот в какой красивой одежде

Женщины ходили прежде.

В. – Знаете, как в народе называли одежду?

Д. – Оболочкой.

В. – Да, а одеваться, значит облачаться. Одежда – предмет первой необходимости. Она укрывает наше тело от непогоды и палящего солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте и о человеке, который носит ее: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается. Вся женская одежда древних подчеркивала и создавала образ русской красавицы. Одежды были свободными, длинными, необычайно красочными.

Посмотрите на меня. На мне надет женский русский национальный костюм. Из каких частей он состоит?

Д. – Из сарафана и рубахи.

В. – Чем украшен сарафан?

Д. – Ленточками.

В. – Чем еще можно украсить сарафан?

Д. – Бисером, кружевом.

В. – А что у меня на голове?

Д. – Кокошник.

В. – Чем украшен кокошник?

Д. – Разноцветными лентами, кружевами, бусинками, тесьмой.

В. – Что является основой русского национального костюма?

Д. – Основу русского национального костюма составляет рубаха, которую носили мужчины и женщины. Она украшена вокруг ворота рубахи – защищала шею, на подоле – защищала ноги, на рукавах – закрывала женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу, ухаживали за детьми. (показывает картинку)

В. – Какими узорами украшали одежду?

Д. – Узоры были простые, как жизнь людей. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни, волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду, елка – символ долгой жизни, ромб – символ плодородия, треугольник – символ человека, круг – солнце, символ материнства, цветок – символ красоты, квадрат – знак земледелия, крест – защита от зла, звезды – символ разума и просвещения.

Ши-ши попляши! «ковырялочка»

Все танцоры хороши!

Ой-ой та-ра-ра!

Лучше всех детвора!

Я скачу, скачу, скачу, «козлик»

Пляску русскую учу!

Сели – встали, сели – встали, «пружинка»

Словно Ванькой-встанькой стали.

II часть

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Выложи такой же узор».

Воспитатель показывает узор из геометрических фигур, убирает его, дети должны выложить такой же узор у себя на столе.

Воспитатель показывает старый сундук.

В. - Старый бабушкин сундук.

Тайны жизни в нем живут.

Наша женская судьба

Место в нем свое нашла.

В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.

Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своем храню.

Воспитатель достает бумажные силуэты национальной одежды (сарафан, рубаха без орнамента).

В. – Сегодня мы будем модельерами. Будем вышивать орнамент на рубахе, сарафане.

В. – Элементы узора будем наносить фломастерами. Выполнять вышивку вам помогут образцы. Помните, что орнамент – это чередование повторяющихся элементов.

Пальчиковая игра «Подарки»

Пошла Маша на базар, Пальчики шагают по столу

Принесла домой товар.

Родной матушке платок

По середочке цветок. Изображают руками цветок

Братьям-соколам

По козловым сапогам. Стучат кулачками по столу

Сестрицам-лебедицам

По белым рукавицам. Двигают сцепленными пальчиками

Дети рисуют.

III часть

После выполнения работы составляют описательный рассказ по схеме. (Что это? Какой по цвету? Какие элементы использовали в орнаменте? Что обозначает ваш символ в орнаменте)

Воспитатель знакомит с русскими пословицами:

- По одежке встречают, по уму провожают;

- Курицу не накормить, девицу не нарядить;

- У ленивой пряхи нет про себя рубахи.

IV часть

В. – Дождик, дождик поливай.

Будет славный урожай.

И веселый хоровод

Закружится у ворот.

Все дети встают танцевать русский хоровод.