Конспект урока ИЗО «Элементы русского национального костюма»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда
Конспект урока ИЗО «Элементы русского национального костюма»
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей категории
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 26»
г. Вологда
Юлина Надежда Александровна
Г. Вологда
Цели:
развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетать цвета, размещать узор на предложенной форме;
развивать зрительное внимание;
учить прорисовывать элементы украшения одежды фломастером;
продолжать формировать уважение к традициям русского народа, знакомить детей с историей русской одежды, особенностями внешнего вида русского национального костюма;
продолжать знакомить с орнаментом в русской народной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшения);
закреплять умение составлять рассказ по схеме;
воспитывать любовь и уважение к нашей стране, народу, интерес и уважение к русской национальной культуре, гордость за нашу Родину.
Предварительная работа: экскурсия в музей на выставку русского национального костюма и на выставку кукол в русских костюмах, рассматривание альбома «Костюмы народов России», знакомство с орнаментами, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана для последующего нанесения орнамента, беседа о России.
Материал: раскрашенные силуэты сарафана и рубахи, фломастеры, геометрические фигуры для игры, образцы орнаментов, иллюстрации русских костюмов, сундучок.
Ход занятия:
I часть
Звучит песня о России «Вижу чудное приволье» (слова Ф. Савинова, музыка неизвестного автора, обр. Н. Иванова).
Дети встают полукругом.
В. – Как называется страна, в которой мы живем?
Д. – Россия.
В. – Да, у нашей страны удивительно красивое звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.
В. – Покажите на карте Россию. Какая Россия по величине?
Д. – Большая, огромная.
В. – Как называют людей, которые живут в России?
Д. – Россияне.
В. – В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.
Дети садятся на места.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Вот в какой красивой одежде
Женщины ходили прежде.
В. – Знаете, как в народе называли одежду?
Д. – Оболочкой.
В. – Да, а одеваться, значит облачаться. Одежда – предмет первой необходимости. Она укрывает наше тело от непогоды и палящего солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте и о человеке, который носит ее: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается. Вся женская одежда древних подчеркивала и создавала образ русской красавицы. Одежды были свободными, длинными, необычайно красочными.
Посмотрите на меня. На мне надет женский русский национальный костюм. Из каких частей он состоит?
Д. – Из сарафана и рубахи.
В. – Чем украшен сарафан?
Д. – Ленточками.
В. – Чем еще можно украсить сарафан?
Д. – Бисером, кружевом.
В. – А что у меня на голове?
Д. – Кокошник.
В. – Чем украшен кокошник?
Д. – Разноцветными лентами, кружевами, бусинками, тесьмой.
В. – Что является основой русского национального костюма?
Д. – Основу русского национального костюма составляет рубаха, которую носили мужчины и женщины. Она украшена вокруг ворота рубахи – защищала шею, на подоле – защищала ноги, на рукавах – закрывала женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу, ухаживали за детьми. (показывает картинку)
В. – Какими узорами украшали одежду?
Д. – Узоры были простые, как жизнь людей. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни, волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду, елка – символ долгой жизни, ромб – символ плодородия, треугольник – символ человека, круг – солнце, символ материнства, цветок – символ красоты, квадрат – знак земледелия, крест – защита от зла, звезды – символ разума и просвещения.
Ши-ши попляши! «ковырялочка»
Все танцоры хороши!
Ой-ой та-ра-ра!
Лучше всех детвора!
Я скачу, скачу, скачу, «козлик»
Пляску русскую учу!
Сели – встали, сели – встали, «пружинка»
Словно Ванькой-встанькой стали.
II часть
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Выложи такой же узор».
Воспитатель показывает узор из геометрических фигур, убирает его, дети должны выложить такой же узор у себя на столе.
Воспитатель показывает старый сундук.
В. - Старый бабушкин сундук.
Тайны жизни в нем живут.
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.
В сундуке моем добро
Бережно храниться.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своем храню.
Воспитатель достает бумажные силуэты национальной одежды (сарафан, рубаха без орнамента).
В. – Сегодня мы будем модельерами. Будем вышивать орнамент на рубахе, сарафане.
В. – Элементы узора будем наносить фломастерами. Выполнять вышивку вам помогут образцы. Помните, что орнамент – это чередование повторяющихся элементов.
Пальчиковая игра «Подарки»
Пошла Маша на базар, Пальчики шагают по столу
Принесла домой товар.
Родной матушке платок
По середочке цветок. Изображают руками цветок
Братьям-соколам
По козловым сапогам. Стучат кулачками по столу
Сестрицам-лебедицам
По белым рукавицам. Двигают сцепленными пальчиками
Дети рисуют.
III часть
После выполнения работы составляют описательный рассказ по схеме. (Что это? Какой по цвету? Какие элементы использовали в орнаменте? Что обозначает ваш символ в орнаменте)
Воспитатель знакомит с русскими пословицами:
- По одежке встречают, по уму провожают;
- Курицу не накормить, девицу не нарядить;
- У ленивой пряхи нет про себя рубахи.
IV часть
В. – Дождик, дождик поливай.
Будет славный урожай.
И веселый хоровод
Закружится у ворот.
Все дети встают танцевать русский хоровод.