Теория Раскольникова . в системе авторских опровержений
«Преступление и наказание» — это одно из величайших философско-психологических произведений. Главного героя романа никак нельзя назвать обычным преступником. Молодой человек с философским складом ума, готовый в любую минуту прийти на помощь, всегда анализирующий свои мысли и поступки,— таков Родион Раскольников.
Попытаемся уяснить себе вопрос: ради чего, почему Раскольников пошел на преступление?
Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников — бывший студент, находящийся в крайней степени бедности. Он был автором теории о разделении людей на «сильных личностей» и «тварей дрожащих», то есть на людей, способных переступить через допустимую нравственную границу, и тех, кого можно уничтожить для достижения собственных целей. Раскольников когда-то написал статью, в которой развивает свою теорию.
Возникает Теория Раскольникова, по которой все люди делятся на два класса: «обыкновенные» и «необыкновенные». Обыкновенные — это материал, они нужны только для того, чтобы воспроизводить себе подобных. Необыкновенные — это, по Теория Раскольникова, те, которые наделены выдающимися способностями и «имеют талант сказать в среде своей новое слово». Обыкновенные люди должны жить в послушании, необыкновенный же человек имеет моральное право устранять все препятствия (в том числе и других людей), если только они мешают ему «сказать новое слово». Но тут возникает проблема: как отличить обыкновенного человека от необыкновенного?
Всем романом автор пытается опровергнуть теорию и доказать, что Теория Раскольникова, лежащая в ее основе, неверна. Достоевский считал Теорию Раскольникова ошибочной прежде всего потому, что она противоречит религиозным представлениям о нравственности, а автор был глубоко религиозным человеком.
Раскольников, пытаясь проверить свою теорию, убивает старуху процентщицу; совершив одно злодейство, Родион собирается сделать потом много добрых дел, пользуясь деньгами старухи. Но, убиз ее, он даже ограбить как следует не сумел: набил карманы недорогими побрякушками и незначительной суммой денег, не посмотрев, что в комоде лежало несколько тысяч рублей. Раскольников не совершил ни одного доброго дела на деньги старухи, он испугался обыска и закопал вещи под камнем, чтобы никогда ими не воспользоваться. Раскольников пошел на преступление ради «униженных, оскорбленных», бедных людей, как он сам считал вначале. По замыслу главного героя, Лизавета могла быть одной из тех, кому бы он помог; но у Раскольникова не выдержали нервы, и он убил Лизавету. Он многое забыл сделать из-за волнения, например, сменить шляпу на менее заметную, закрыть дверь во время убийства. Уже эти факты показывают, что сам Раскольников не может быть отнесен к сильным личностям.
В Теории Раскольникова можно найти противоречия. Главный герой отрицательно относится к Лужину и Свидригайлову. Лужин — делец, который использует других людей лля своей выгоды, не гнушаясь ничем. Свидригайлов — развратник, погубивший несколько человек, бывший шулер. Но если присмотреться, то видно, что их клеи — тот же наполеонизм, то есть та же теория, что и у Раскольникова. Конечно, нельзя сказать, что Теория Раскольникова захватила их полностью, в них осталось и что-то доброе, например, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны. Родион верит своей теории, но отвергает другие истолкования той же теории. А это уже противоречит логике.
Основным проводником авторской позиции в романе, несомненно, является Соня Мармеладова. Теория Раскольникова наталкиваются на ее простые, но сильные возражения. «Это человек-то вошь?!» — восклицает она. Соня считает, что Еикакие будущие добрые дела не могут оправдать убийство; грех может быть искуплен только чистосердечным раскаянием.
Софья Семеновна — падшая женщина, которая пошла на панель из-за бедности, царившей в семье. Но при этом она сумела сохранить чистоту сердца и благородство души. С ее помощью Раскольников «воскресает», снова обретая веру в себя и в людей. Хотя Родион Роман (бессмертное произведение)ович утверждал Порфирию, что верит в Бога, на самом деле он верит не сердцем, а умом, поэтому в нем не было истинного раскаяния. Раскольников страдал из-за того, что его план не удался, он не смог доказать себе, что он «сильная личность», а не «тварь дрожашая», как все. Главный герой пошел признаваться не потому, что раскаялся, а от полного одиночества («он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего»).
Совершая преступление, Раскольников не задумался о «натуре»; он хотел проверить себя («Вошь ли
Я?»). После преступления он остался один и мучился, что оказался «тварью дрожащей». Его подвела «натура» («солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»), следователь Порфирий Петрович по одной только «натуре» логическим путем вычислил убийцу, не имея никаких фактических улик.
Родион Раскольников совершил убийство ради будущих благих начинаний, но это преступление причинило ему только страдания. Недаром, описывая сцену убийства, Ф. М. Достоевский подчеркивает: когда главный герой убил старуху процентщицу, он ударил обухом топора, то есть острие его было направлено в него самого.
Теория, которую проповедует Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что никогда нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Это было полной противоположностью теории, под названием Теория Раскольникова. Достоевский был против насилия, и романом «Преступление и наказание» он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору». Путь Достоевского — путь смирения и самосовершенствования при соблюдении православных заповедей.