Гражданская защита
Тема: "Правила безопасного поведения при землетрясении"
Цель урока:
- познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС Украины о том, как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время и после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера; сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения; закрепить навыки безопасного поведения учащихся при внезапном землетрясении.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час по теме "Землетрясения". Я надеюсь, что все, вы, готовы продолжить знакомство с этим удивительным природным явлением, но в тоже время очень опасным стихийным бедствием. Пожалуйста, расскажите мне о своем настроении и готовности к работе.
II. Актуализация опорных знаний
1. Интерактивное упражнение "Микрофон"
2. И/упр. "Мозговой штурм"
- Что такое землетрясение?
- В чем опасность этого стихийного бедствия?
- Как ученые оценивают мощность землетрясения?
- Перечислите наиболее безопасные места в доме, в которых можно переждать подземные толчки.
- Где в вашем доме можно отключить свет, газ и воду?
Ответы учащихся.
III. Основная часть
1. Землетрясения и действия при них.
- У вас на столах есть информация о землетрясении в Японии, прочитайте её.
Приложение 1.
Землетрясение магнитудой 9 баллов произошло в Японии 11 марта 2011 года, оно вызвало цунами высотой более десяти метров. Эпицентр землетрясения находился в 373 километрах северо-восточнее Токио, его очаг залегал на глубине 24 километра. Вскоре в том же районе произошло еще несколько мощных подземных толчков магнитудой свыше шести. Подземные толчки ощущались и в японской столице - в зданиях попадала мебель, сильно дребезжали стекла. По данным на утро 12 марта, полиция подтвердила гибель 287 человек в результате землетрясения, почти 1050 получили ранения. Генсек правительства Японии обратился к жителям Токио и к тем, кто находится в его окрестностях, повременить с возвращением в свои дома, запастись продуктами питания и переждать какое-то время в безопасном месте.
- Предположим, что вы стали очевидцами этого землетрясения. Как бы вы себя повели, если бы заранее (минут за 15 или за 2 часа) получили информацию о предстоящем землетрясении?
Ответы учащихся.
- Итак, тема сегодняшнего урока "Правила безопасного поведения при землетрясении". Мы рассмотрим следующие учебные вопросы:
- Как подготовиться к землетрясению;
- Как вести себя во время землетрясения;
- Как действовать после землетрясения.
Проверим, ваши предположения относительно порядка действий при заблаговременном Оповещении о землетрясении.
- прослушать информацию по каналам радио и телевещания;
- отключить газ, воду, электричество; собрать личные вещи, взять документы; выйти из дома и проследовать на сборный эвакуационный пункт или в безопасное место, указанное специалистами МЧС.
Что касается личных вещей, то возникает вопрос: Что необходимо взять с собой? Это вы решаете самостоятельно, но знайте о том, что эти вещи должны занимать минимум места и нести их вам придется самим.
- Помните высказывания "Кто предупрежден, тот вооружен", "Тяжело в учении, легко в бою"? Снижение числа жертв и ущерба от землетрясения можно добиться, если проводить учебные тренировки и занятия с жителями не только сейсмоопасных районов.
- Я предлагаю вам размяться и провести такую тренировку. Учащиеся первого ряда спрячутся от осколков стекла и падающих светильников под свои парты, учащиеся со второго ряда встанут вдоль капитальной стены и в дверном проеме. Стена находится справа от вас.
Учебная тренировка.
- Таким образом, вы узнали о правилах поведения при землетрясении. Прошу еще раз повторить, что можно (нужно) и, что нельзя делать.
- Вернемся к нашему информационному тексту (приложение 1). Ваши предположения, почему генсек правительства Японии предложил жителям Токио повременить с возвращением в свои дома?
Ответы учащихся.
- После землетрясения покиньте свои дома, их конструкции могут быть повреждены, также возможны утечки газа и повреждения электропроводки; Окажите возможную первую медицинскую помощь пострадавшим; Зарегистрируйтесь в штабе спасательных работ, вас могут разыскивать родные; Не бродите без дела по улицам. Попробуйте включиться в работу спасателей и пожарных под их руководством; Если оказались под завалом постарайтесь привлечь внимание спасателей всеми возможными способами; При ранении окажите себе посильную помощь.
- Молодцы, ваши предположения оказались верными.
IY. Закрепление и обобщение знаний
1. Контроль знаний учащихся
- Для закрепления изученного материала и контроля качества ваших знаний проведем небольшое тестирование на два варианта. Задания и бланки ответов лежат у вас на столе.
Тесты: Выберите правильный ответ:
Что такое землетрясение:
А) сильное колебание температуры Б) сильное колебание земной коры
В) архитектурное сооружение Г) воздушный вихрь
2. Где наиболее распространены землетрясения:
А) на равнине Б) в низменной местности
В) в горах Г) в степи
3. Как называется прибор для регистрации колебаний земной коры:
А) сейсмограф Б) этнограф
В) хронограф Г) биограф
4. Относительно безопасным местом в кварте, доме является:
А) ванная комната Б) балкон
В) дверной проем Г) окно
5. Как вы будете покидать здание после того как стихнут толчки:
А) по водосточной трубе Б) выпрыгну в окно
В) по лестнице Г) останусь в комнате
6. Что необходимо сделать, если во время землетрясения вы оказались в школе:
А) немедленно выбежать на улицу Б) выпрыгнуть в окно
В) спрятаться под партой Г) стать в оконном проеме
Составление сенканов.
Землетрясение Опасность Эвакуация