Государственный учет и оценка земель на примере ОАО «Анисовский» Энгельского района Саратовской области
PAGE \* MERGEFORMAT3
Содержание
Введение
1. Организация первичного учета земель в сельскохозяйственном предприятии
2. Учет земель с особым правовым режимом
3. Автоматизация документирования учета земель в сельскохозяйственном предприятии
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм его владения, собственности или пользования, является объектом государственного кадастра недвижимости, и соответственно учета и регистрации земельных участков и иных объектов недвижимости.
В настоящее время отдельно существуют государственный кадастровый учет земельных участков как регистрационное действие в рамках государственного кадастра недвижимости и учет количества и качества земель, осуществляемый в рамках земельной информационной системы.
Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий призвана выявить сравнительную ценность земли, как главного средства производства в сельском хозяйстве.
Оценка земельных участков сельскохозяйственного назначения производится исходя из их разрешенного, неистощительного и наиболее эффективного использования с учетом особенностей сельскохозяйственного районирования территории.
Для проведения оценки в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с его экспликацией выделяются:
сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежь и многолетние насаждения);
земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутые водоемы.
Тема курсового проекта в современных рыночных условиях очень актуальна, так как расчет кадастровой и рыночной стоимостей необходим для совершения различных сделок с земельными участками.
Цель курсового проекта умение проводить государственный учет и оценку земель на примере ОАО «Анисовский» Энгельского района Саратовской области.
Задачами курсового проекта являются:
- оценка рабочих участков по продуктивности, технологическим свойствам;
- изучение нормативной базы кадастровой оценки земель;
- определение оценочных затрат на выращивание культур;
- расчет показателей кадастровой оценки.
Для работы используется земельно-учётный план землевладения (землепользования) масштаба 1:10000.
На земельно-учётном плане землевладения (землепользования) показываются его границы, смежные землепользования, земли сельской (поселковой) администрации, границы прочих посторонних землевладений и землепользований.
Черта населённых пунктов отделяет земли, находящиеся в ведении сельской администрации, от земель сельскохозяйственного предприятия. В эту черту включаются не только застроенные территории, но и прилегающие к ним угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья. Черта населённого пункта установлена в процессе передачи земель в ведение сельской администрации.
На земельно-учётном плане указаны номер и площадь каждого контура земельного угодья.
1. Организация первичного учета земель в сельскохозяйственном предприятии
Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Являясь составной частью земельного кадастра, учёт продолжает изучение хозяйственного состояния земель. Основная задача учёта состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно- территориальным разделениям. Государственный учёт земель проводится по фактическому состоянию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов и данных учёта текущих изменений, выявленных графическим способом. Особое внимание уделяется учёту орошаемых и осушенных земель. Степень детальности учёта зависит от характера использования земель и потенциальных возможностей земельных ресурсов. Наиболее детальному учёту подлежат земли сельскохозяйственного назначения и земли населённых пунктов. Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель. При классификации земельного фонда под землями понимают генетически самостоятельные участки самой верхней, наиболее активной части суши, являющиеся основным средством производства сельского и лесного хозяйства, с характерным природно-хозяйственным качеством, определяющим назначение и использование земель, а также мероприятия по их охране и окультуриванию. В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почва рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономизации и систематизации земель.
Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК. Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % мировой территории) и 420 млн га континентального шельфа. Земельный фонд страны классифицируют:
- по административно-территориальной принадлежности;
- форме прав на землю;
- категории земель (в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования);
- субъектам земельных отношений;
- качественному и экологическому состоянию земель;
- видам угодий.
Необходимость ведения земельного кадастра по административно-территориальному признаку объясняется многоуровневостью и единством ведения госземкадастра на территории всей страны. Это связано с тем, что субъектам Федерации, а также административным районам (городам) представлено право регулировать земельные отношения по всем входящим в их компетенцию вопросам (включая и создание системы земельного кадастра). При этом необходимо учитывать верховенство интересов государства с точки зрения обеспечения его территориальной целостности и безопасности. Вместе с тем Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (административные районы, города, иные поселения, сельские общины и т.д.) имеют конкретные земельные ресурсы в собственности в пределах своих границ, для которых они формируют соответствующие базы данных системы ГЗК.
Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают плату за землю. Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета.
Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и, в частности, платы за городские земли.
Управление земельными ресурсами городов на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на городские земли, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом города, разграничением функций управления городской недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.
Органы государственной власти ежегодно производят учет земельного фонда муниципального района.
Текущий учет земель проводится в течение всего календарного года, а произошедшие изменения фиксируются ежегодно по состоянию на 1 января, по материалам учета составляется отчет (баланс земель) о наличии и распределении земель который включает:
- пояснительную записку (район, основные показатели, изменения);
- учетные формы (Ф-22.1; Ф-22.6);
- приложения к формам в виде справок.
Целью первичного (основного) учета является получение необходимых сведений о размерах, местоположении, качественном состоянии, распределении и использовании земель и внесение этих данных в земельно-кадастровые документы.
Задачами первичного учета являются:
- Получение, систематизация и анализ всех имеющихся на учитываемой территории планово-картографических материалов;
- Проведение съемок и обследований с целью получения необходимых первичных исходных земельно-учетных данных и плановых материалов;
- Определение размеров и качественного состояния отдельных видов и подвидов угодий на учитываемой территории;
- Изготовление земельно-учетных плановых материалов;
- Внесение первичных записей в земельно-учетные текстовые документы;
- Определение состава и распределения земельного фонда по угодьям, категориям земель, землевладениям, административным единицам.
Первичный учет проводится в следующих случаях:
при очередном заполнении вновь утвержденных земельно-кадастровых документов;
после повторных съемок, обследований земель;
после выполнения земельно-оценочных работ;
при организации новых и реорганизации существующих землевладений и землепользований.
Рассматриваемое в курсовом проекте сельскохозяйственное предприятие было реорганизовано в ходе осуществления земельной реформы, что обусловило необходимость проведения основного учета земель.
Первичный учет включает в себя следующие этапы: подготовительные работы, полевые работы, оформление результатов учета. В результате проведения основного учета земель получают всестороннюю характеристику размеров, распределении, состоянии и использовании земель; определяют общую площадь землевладения (землепользования), административной единицы, площади категорий земельного фонда, видов и подвидов угодий. Кроме того, получают характеристику качества земельных угодий.
При подготовительных работах собираются, анализируются и систематизируются материалы и документы, содержащие сведения об общих площадях землевладения (землепользования), о составе угодий и качественном состоянии земель, анализируемой территории. Результаты изучения плана отражаются в корректурном листе, в котором записываются недостатки в оформлении границ землевладения (землепользования), границ отдельных видов угодий и в обозначении номеров и площадей контуров земельных угодий.
Количественный учет земель состоит в определении площадей видов и подвидов угодий, площадей мелиорированных земель, площадей различных категорий земельного фонда, общей площади землевладения (землепользования), учет земель ведется по участкам, имеющим различные естественно-исторические качества, различающихся по характеру использования, т.е. по угодьям.
Каждое угодье состоит из отдельных контуров. Под контуром понимается территория, состоящая из однородного угодья и имеющая замкнутую внешнюю границу. Контур выступает в качестве первичного учетного элемента. Внутри контура могут быть выделены почвенные контуры, то есть участки с различными почвенными характеристиками. Суммирование площадей отдельных контуров позволяет определить площадь земельного угодья.
Поконтурная ведомость (приложение 1) или экспликация земель землевладения (землепользования) составляются в соответствии с земельно-кадастровой книгой предприятия, организации, учреждения и «Отчетом о наличии и распределении земель». Форма поконтурной ведомости может быть произвольной и иметь в сельскохозяйственном предприятии более подробную характеристику видов и подвидов угодий.
Внесение записей в поконтурную ведомость производится ежегодно на основании фактического состояния использования земель с точностью до 0,1 га. Фиксируются только изменения, которые произошли в установленном законом порядке. Последовательность записи угодий соответствует второму разделу земельно-кадастровой книги предприятия, организации, учреждения.
Записи контуров производятся в порядке их нумерации на плане. По каждому виду и подвиду угодий подводят итоги. Вычисляют также общие площади сельскохозяйственных угодий и всего землевладения (землепользования). Отдельно учитывают земли прочих предприятий, расположенных в границах основного землевладения(землепользования) и являющихся посторонними для него. В итоге подсчитывают площадь в границах земельно-кадастрового плана.
В соответствующие графы поконтурной ведомости заносится номер и площадь каждого контура земельного угодья. Сначала учитываются площади земельных угодий сельскохозяйственного предприятия и его общая площадь, а затем земли посторонних землевладений и землепользований (сельской администрации, ДРСУ, коллективного сада, лесного фонда и пр.).
Земельные угодья подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. В зависимости от различных природных условий (характера увлажнения и пр.), качественного состояния, и хозяйственного использования выделяют подвиды угодий.
Отдельно учитываются неиспользуемые угодья: овраги, пески, свалки, полигоны отходов, участки консервации и др.
Сельскохозяйственные угодья это земли, используемые или предназначенные для выращивания сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственным относятся следующее виды угодий: пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Площадь их составляет 923,1 га.
К пашне относятся земельные участки, систематически обрабатываемые и используемые под посевы многолетних трав в полях севооборотов, чистые пары и выводные поля. Площадь пашни составляет 873,1 га.
К многолетним насаждениям относятся участки, занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми или травянистыми многолетними насаждениями, способными давать урожай плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции. В составе многолетних насаждений отдельно выделяют и учитывают: сады, ягодники, виноградники, плодопитомники, хмельники, плантации эфиромасличных культур и чая, тутовники.
К залежи относятся ранее распаханные земли, на которых более года с момента уборки последнего урожая не производится посев сельскохозяйственных культур и не осуществляется подготовка под пар.
К сенокосам относятся участки, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для сенокошения. В зависимости от естественных свойств и степени увлажнения различают и отдельно учитывают суходольные, заливные и заболоченные сенокосы. Из общей площади суходольных и заливных сенокосов выделяют и отдельно учитывают улучшенные сенокосы.
Площадь сенокосов 43,2 га, из них 43,2 га чистые.
К пастбищам относятся земельные участки, покрытые многолетней травянистой растительностью, систематически используемые для выпаса скота, непригодные для сенокошения и не являющиеся залежами.
Пастбища подразделяются на суходольные и заболоченные. Суходольные пастбища это участки, расположенные в долинных малых рек и ручьев, периодически заливаемые талой водой на непродолжительное время. Заболоченные пастбища расположены в условиях избыточного увлажнения на пониженных элементах рельефа, на слабодренированных выровненных участках, или на окраинах болот с влаголюбивой травянистой растительностью.
Из общей площади суходольных пастбищ выделяют и отдельно учитывают улучшенные и долголетние культурные пастбища. К долголетним культурным пастбищам относятся и пастбища, созданные на бывшей пашне.
Площадь пастбищ 6,5 га, из них 6,5 га - суходольные, чистые.
К несельскохозяйственным угодьям относятся: леса, участки земель с древесно-кустарниковой растительностью, болота, земли под водой, дороги, засоренные территории и другие угодья. Их площадь составляет 15 га.
Лесные площади это участки, покрытые лесом, включая сомкнувшиеся и не сомкнувшиеся лесные культуры, редины, вырубки, гари и погибшие насаждения, необлесившиеся лесосеки, прогалины и пустыри, лесные питомники.
Покрытые лесом участки это площади, занятые древесной и кустарниковой растительностью более, чем на 30%. Несомкнувшиеся лесные культуры это искусственно созданные лесные насаждения, не переведенные в лесопокрытую площадь. Редины это участки лесной площади, древостой которых без молодняка занимает менее 30%. Вырубки это площади, на которых вырублен древостой, а молодняк не сомкнулся. Гари и погибшие насаждения это участки лесных насаждений, поврежденные пожарами, длительными подтоплениями, болезнями и вредителями до степени прекращения роста. Необлесившиеся лесосеки лесные площади с вырубленным древостоем, не имеющие самосева, подроста или поросневого возобновления. Прогалины лесные площади, лишенные деревьев, но сохранившие элементы лесной растительности. Пустыри это вырубки и гари, находящиеся более 10 лет в безлесном состоянии. Лесные питомники это площади, используемые для выращивания лесокультурного посадочного материала, включая маточную плантацию, посевное отделение, школу, отделение зеленого черенкования и черенковых саженцев.
Земли под лесными площадями государственного лесного фонда учитываются в поконтурной ведомости в числе посторонних землевладений (землепользований).
К древесно-кустарниковым насаждениям относятся участки, не входящие в государственный лесной фонд, занятые полезащитными лесными полосами. В поконтурной ведомости отдельно учитывают площади кустарников и полезащитных лесных полос.
Болота это земельные участки, избыточного увлажнения грунтовыми и атмосферными водами, с наличием на поверхности разложившихся и неразложившихся растительных остатков в виде торфа.
Земли под водой это участки, занятые естественными и искусственными водоемами. Отдельно учитывают земли, занятые реками и ручьями; озерами, водохранилищами и прудами; каналами, коллекторами и канавами. Площадь под водой 1,7 га, из них 1,7 га - под озерами и прудами.
Земли под объектами водного фонда (крупные реки, водохранилища) учитываются в числе посторонних землевладений (землепользований).
К нарушенным относятся земли, почвенный покров которых поврежден или полностью уничтожен при разработке и переработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ.
В поконтурной ведомости учитываются земли под дорогами, улицами, площадями и скотопрогонами. Земли под дорогами дорожно-ремонтного строительного управления учитываются в числе посторонних землевладений (землепользований). Площадь земель под дорогами и прогонами 3,4 га.
К общественным постройкам относятся участки хозяйственных центров, животноводческих ферм, складов, строительных площадок, а также отдельно стоящие постройки. Площадь, занятая общественными постройками 9,5 га.
Среди прочих земель, неиспользуемых в сельском хозяйстве выделяют:
- развеваемые пески, лишенные растительности;
- овраги земельные участки линейной формы с рельефом эрозионного происхождения глубиной более 1 м, с отсутствующим или слабо сформированным почвенным покровом, с выходом на откосах грунтов или нижних горизонтов почвы;
- земли, занятые оползнями, осыпями, глинистыми и щебенистыми поверхностями и галечниками;
- другие неиспользуемые земли.
Площадь прочих земель 0,4 га.
Далее в поконтурной ведомости учитываются земли посторонних землевладений и землепользований: сельской администрации, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации, дорожно-ремонтного строительного управления, коллективных садов, лесхоза и других.
Сначала проводится учет земель сельской администрации, в состав которой входят все населенные пункты, показанные на земельно-учетном плане.
Учет земель производится отдельно по каждому сельскому населенному пункту, с подсчетом итогов по всем графам. Итог по всей сельской администрации 78,6 га.
Земли, находящиеся в ведении сельской администрации, делятся на земли граждан и земли администрации.
К землям граждан относятся земли под постройками и огородами. Их площадь 69,1 га.
Все другие угодья, расположенные в черте населенных пунктов, относятся к землям администрации. Их площадь 9,5 га.
В конце поконтурной ведомости подсчитывается и записывается площадь земель в границах земельно-учетного плана 938,1 га.
Учёт качества земельных угодий в пределах видов земель производится по механическому составу почв, степени засолённости, солонцеватости, кислотности, увлажнённости, заболоченности, каменистости, эродированности, рельефу местности, запасам гумуса, обеспеченности почв фосфором и калием и другим показателям.
Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, группировку почв, характеристику их качества по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам.
Основные таксономические единицы классификации земельного фонда это:
- зональные типы земель, выделенные в процессе природно-сельскохозяйственного или эколого-ландшафтного районирования земельного фонда страны;
- категории пригодности земель;
- классы земель.
Характеристика класса в пределах каждого зонального типа отображается видами земель или группами почв (приложение 2).
Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности земель:
- земли, пригодные под пашню;
- земли, пригодные преимущественно под сенокосы;
- земли пастбищные, после улучшения могут быть пригодны под другие сельскохозяйственные угодья;
- земли, пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренных мелиораций;
- земли, малопригодные под сельскохозяйственные угодья;
- земли непригодные под сельскохозяйственные угодья;
- нарушенные земли.
Классы земель являются особой единицей классификации и представляют собой участки земной поверхности с близкими природными и хозяйственными качествами, характерной общностью использования, направлениями окультуривания и повышения производительности. Они обособлены четко выраженными различиями почвообразующих пород и механического состава почв, степенью солонцеватости и засоления, эродированности и других признаков, влияющих на технологию использования и улучшения земель.
Материалы учёта качества земель дают необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, выявление резервов освоения новых земель путём их мелиорации и рекультивации, проведения природно-сельскохозяйственного районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов в схемах землеустройства на перспективу, проведения бонитировки почв и экономической оценки земель.
Бонитировка почв - это сравнительная оценка качества почв по плодородию при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Она устанавливает относительную пригодность почв по основным факторам естественного плодородия для возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивая выделение агропроизводственных групп почв, подлежащих экономической оценке.
Бонитировка почв является логическим продолжением комплексных обследований земель и предшествует их экономической оценке. Основная цель бонитировки состоит в определении относительного достоинства почв по их плодородию, т.е. установлении, во сколько раз одна почва лучше или хуже другой по своим естественным и устойчиво приобретённым свойствам. Объект бонитировки - почва, выраженная строго определёнными таксономическими единицами, установленным по материалам почвенного обследования.
Критериями бонитировки почв являются их природные диагностические признаки и признаки, приобретённые в процессе длительного окультуривания, влияющие на урожайность основных зерновых, технических и других культур, а при бонитировке кормовых угодий - влияющие на продуктивность сенокосов и пастбищ.
Одинаковые группы почв при бонитировке должны получить одинаковые показатели бонитета. Чтобы определить эти показатели, составляется шкала бонитировки почв, представляющая собой систему цифровых данных соответствующих определённым значениям измеряемых величин природных показателей по различным группам почв.
При этом обычно составляется две шкалы: одна - по свойствам почв, вторая - по урожайности. К числу основных диагностических признаков относятся: мощность гумусового горизонта, процентное содержание гумуса, ила и физической глины в почве, валовые запасы гумуса, азота, фосфора и калия в почве, механический состав, кислотность, сумма поглощённых оснований, степень насыщенности почвы основаниями и др. Выбор диагностических признаков производится по каждому земельно-оценочному району на основании всестороннего изучения почвенного покрова, данных об урожайности сельскохозяйственных культур и определения влияния отдельных факторов почвы на урожайность сельскохозяйственных культур.
Бонитировка почв в границах земельно-оценочного района производится в такой последовательности:
- определение средних значений показателей, характеризующих отдельные признаки и свойства почв;
- определение средней многолетней урожайности основных сельскохозяйственных культур на различных почвах;
- выбор основных диагностических признаков;
- составление шкалы бонитировки почв по естественным свойствам и урожайности основных сельскохозяйственных культур.
Для определения средних значений показателей по отдельным почвам производят всестороннее изучение материалов комплексного обследования и выбор фактических данных по показателям этих почв. При этом применяют расчётный метод, который базируется на использовании эмпирических формул, выражающих прямую зависимость между функциональными и результативными величинами.
Полученные данные по отдельным признакам естественных свойств почвы и урожайности основных сельскохозяйственных культур используются для составления предварительных шкал бонитировки почв.
Кроме того, для учёта влияния на плодородие почв таких свойств и признаков как засоление, солонцеватость, скелетность, оглеение, в баллы бонитетов почв вводят поправочные коэффициенты. Вычисленные баллы бонитета сводятся в шкалы, которые подлежат утверждению и используются для бонитировки почв в хозяйствах земельно-оценочного района.
Важнейшим качественным свойством почвы как главного средства производства в сельском хозяйстве является плодородие.
Плодородие почвы - это способность почвы удовлетворять потребности растений в необходимых для них питательных веществах и влаге. Различаются следующие виды плодородия: естественное и искусственное (по происхождению плодородия), потенциальное и эффективное, или экономическое (по использованию плодородия), абсолютное и относительное (по характеристике плодородия).
Естественное плодородие создаётся в результате длительного почвообразовательного процесса, протекающего в определённых климатических условиях.
Вновь созданное плодородие почвы называется искусственным. Естественное и искусственное плодородие составляют экономическое плодородие. Но при использовании земли необходимо учитывать не только естественные свойства, но и вложенные затраты труда. Это значит, что плодородие выступает как абсолютное и относительное.
Абсолютное плодородие почвы характеризуется урожайностью с единицы земельной площади. Рост урожайности сельскохозяйственных культур свидетельствует о повышении абсолютного плодородия почвы.
Относительное плодородие почвы характеризуется количеством продукции полученной на единицу затрат. Для установления относительного плодородия необходимо знать, сколько затрачено вещественного и живого труда на единицу продукции. Количество произведённой продукции, отнесённое к равным производственным затратам, и будет характеризовать относительное плодородие участка земли.
Важнейшая особенность земли как средства производства состоит в том, что она при правильном использовании не только не изнашивается, но и повышает своё плодородие. Культурная почва становится более плодородной, чем почва с такими же природными свойствами, но не подвергавшаяся обработке.
Главная задача качественной оценки земли - сравнительная оценка степени благоприятности почв и условий территории для возделывания различных сельскохозяйственных культур. Такая постановка задачи соответствует дальнейшей цели - дать объективную основу для решения вопросов рационального использования земель в масштабе хозяйства, районов и областей.
С принципиальной стороны оценка земель есть обобщённое количественное определение уровня плодородия почвы, при которых конкретные величины показателей её свойств, определяющих плодородие, переводятся в относительные и, затем, в балл оценки.
2. Учет земель с особым правовым режимом
В формируемой системе земельно-кадастровой информации важное значение имеют характеристики правового режима, к которым относятся обременения в использовании земель.
В зависимости от вида охраняемых объектов, целевого назначения земель и режима их использования в соответствии с существующим законодательством можно выделить следующие разновидности таких земель.
Зоны санитарно-защитного и охранного назначения:
- санитарно-защитные зоны промышленных объектов;
- охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других линейных объектов;
- охранные зоны вокруг аэродромов, космодромов и др.;
- зоны вокруг военных объектов.
Зоны природоохранного назначения:
- заказники;
- запретные и нерестоохранные полосы вдоль рек, озер, водохранилищ и других водоемов;
- водоохранные зоны и прибрежные полосы;
- природные объекты, имеющие особую научную и культурную ценность (редкие или типичные ландшафты, геологические образования, сообщества и виды растений и животных, памятники природы, ландшафтные ниши, миграционные коридоры).
Зоны природно-заповедного назначения:
- природные заповедники;
- природные национальные парки;
- ботанические сады, дендрологические парки и др.
Зоны культурно-оздоровительного назначения:
- зоны санитарной охраны курортов;
- округа санитарной охраны курортов;
- зоны санаториев, домов отдыха и туризма.
Зоны рекреационного назначения:
- зоны организованного массового отдыха и туризма населения;
- кемпинги, турбазы, детские оздоровительные и спортивные лагеря и т.п.;
- пригородные, лесопарковые и зеленые зоны городов.
Зоны историко-культурного назначения:
- участки, занятые зданиями, сооружениями, комплексами, связанными с историческими событиями;
- участки, занятые памятниками градостроительства, архитектуры;
- участки, занятые памятниками археологии.
Правовое положение зон с особым правовым режимом использования земель определяется многочисленными нормативными актами, принятыми в разное время. В основном это специальные законы и положения о таких землях, утвержденные законодательными органами Российской Федерации.
В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов зоны с особым правовым режимом использования могут иметь федеральное, общереспубликанское, краевое, областное или местное значение.
Создание государственных природных заказников и заповедников, национальных парков, объявление каких-либо объектов и комплексов памятниками природы, организация курортных и лечебно-оздоровительных зон в тех случаях, когда они имеют федеральное значение, - компетенция Правительства Российской Федерации. Если эти территории имеют республиканское значение, их создают решением органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей по представлению государственных органов, осуществляющих и координирующих охрану окружающей природной среды. Такие решения должны быть согласованы с землевладельцами и землепользователями, земли которых намечено включить в категорию территорий с особым правовым режимом.
Создание природных заказников, объявление объектов памятниками природы осуществляются, как правило, без изъятия земель у субъектов земельных отношений. Земли государственных заповедников, национальных природных парков являются федеральной собственностью.
На землях с особым правовым режимом использования запрещена любая деятельность, противоречащая целям организации заказника, заповедника и т.п., причиняющая вред природе, ухудшающая состояние памятников природы.
Все предприятия, учреждения, организации и физические лица, на землях которых расположены территории с особым правовым режимом использования, в том числе охранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим охраны этих участков, и несут полную ответственность за их состояние. Юридические и физические лица, имеющие земли в пределах водоохранных зон и прибрежных полос малых рек, обязаны поддерживать эти территории в надлежащем состоянии. Контроль за соблюдением установленного режима возлагается на местную администрацию и специально уполномоченные государственные органы.
При разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных систем, схем землеустройства и районной планировки необходимо учитывать земли с особым правовым режимом использования.
Остановимся подробнее на отдельных категориях земель природоохранного и природно-заповедного назначения.
Государственные заказники представляют собой природные комплексы, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношениях. По данным различных авторов оптимальные количественные параметры охраняемых территорий должны составлять от 20-25 до 50 и более процентов площади оптимизируемой территории.
Они предназначены для сохранения, воспроизводства и восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других. Их режим устанавливают индивидуальным положением по согласованию с собственниками и пользователями земель, на которых расположены заказники.
Задачи государственных природных заказников: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса.
В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль:
- ландшафтные (комплексные), предназначенные для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
- биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;
- палеонтологические, предназначенные для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
- геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).
На территории государственных природных заказников и их отдельных участков могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе и в определенное время года) запрещены или ограничены следующие виды деятельности: распашка земель, рубки главного пользования и другие виды работ, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных или иных растений, другие виды пользования растительностью; промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные способы пользования животным миром; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов; предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых; строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций; применение минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; сплав леса; взрывные работы; нахождение, проезд и проход граждан, автотранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, биваков, туристских стоянок и лагерей, другие формы отдыха населения; любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
Границы государственных природных заказников обозначают на местности предупредительными и информационными знаками. Такие знаки охраняют работники специальных служб, осуществляющих государственный контроль.
Водоохранной зоной малых рек считается территория, прилегающая к их акваториям. На этой территории устанавливают специальный режим для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод и заиления водных объектов. В состав водоохранной зоны могут быть включены поймы рек, надпойменные террасы, бровки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину.
Водоохранные зоны, как правило, граничат с сельскохозяйственными угодьями, лесополосами, дорогами. Расположенные в этих зонах пахотные земли с уклоном более 5° следует использовать в системе почвозащитных севооборотов, а эродированные участки пашни с уклоном более 10° необходимо выделять под постоянное залужение.
В водоохранных зонах запрещены: обработки растений пестицидами; размещение складов для хранения пестицидов и минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры пестицидами; размещение животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем с использованием сточных вод, мест захоронения отходов производства, складирования навоза, свалок мусора; строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий; стоянка и техническое обслуживание автотранспорта; мочка льна, конопли, мочал, кож и др.
Размеры прибрежных полос малых рек несколько меньше водоохранных зон и определяются в каждом случае с учетом характеристики побережья малых рек (крутизны склонов, вида угодий, типа почв и т.п.). В пределах населенных пунктов размеры прибрежных полос устанавливают, исходя из конкретных условий планировки и застройки по генплану, а при их отсутствии - с учетом конкретных условий территории. На границе прибрежной полосы, проходящей по сельскохозяйственным угодьям (особенно на пашне), следует посадить один - два ряда деревьев или кустарников.
В прибрежной полосе (зоне строгого ограничения хозяйственной деятельности) запрещены: распашка земель, применение пестицидов, удобрений, выпас скота и устройство для него летних лагерей; производственное строительство и расширение существующих объектов, устройство баз отдыха и палаточных городков.
Установление размеров водоохранных и прибрежных зон на малых реках возложено на краевые, областные и республиканские администрации.
Национальными природными парками объявляются изъятые из хозяйственного пользования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительное, рекреационное значение; включающие типичные или редкие ландшафты, среду обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Эти парки предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительных, научных и культурных целях и, как правило, включают уникальные природные объекты, неповторимые ландшафты, исторические памятники и другие достопримечательности. В большинстве своем территории парков представлены лесами и водными объектами, но иногда для сохранения целостности природного комплекса в состав парков включают также территории культурно-исторических, мемориальных и садово-парковых комплексов, в том числе музеи-заповедники.
Для охраны и рационального использования природных ресурсов на территориях парков выделяют зоны заповедного, заказного режимов, рекреационного использования. Вокруг парков создают охраняемые зоны с ограниченным режимом природопользования.
На национальные природные парки возложены следующие задачи: сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; организация экологического просвещения населения; разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.
Национальные природные парки относятся к федеральной собственности как объекты, составляющие основу национального богатства страны. Некоторые национальные природные парки находятся в совместном ведении федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.
На основании постановлений Правительства России охранные зоны национальных природных парков устанавливают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований по согласованию с местной администрацией, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
Национальные природные парки являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе и имеют собственные банковские счета.
Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными и историко-культурными объектами передаются национальным природным паркам в бесплатное бессрочное (постоянное) пользование. В границы территорий национальных парков также могут быть включены участки земли и водного пространства других владельцев и пользователей.
Каждый национальный природный парк действует на основании индивидуального положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится.
На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедные зоны с режимом, предусмотренным для территорий государственных природных заповедников; зоны особой охраны, в пределах которых хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено или значительно ограничено; зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка; зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства; зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия; территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами; зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания; зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также основных нужд его сотрудников.
В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.
На территории национальных природных парков запрещены: строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории; геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых; действия, изменяющие гидрологический режим; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий; интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне; рубки главного пользования и заготовка живицы.
Конкретные особенности, зонирование территории и режим каждого национального природного парка определяются в индивидуальном положении о нем.
Таблица 1.
Учет земель с особым правовым режимом
Вид режимо-образующе-го объекта |
Наименова-ние зоны с особым использова-нием земель |
Цель создания ЗОРИЗ |
Режим использования |
Пруд |
Водоохран-ная зона |
Предотвращение засорения, загрязнения, заиления водного объекта |
50 м по обе стороны пруда. В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ: 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. |
Источник водоснабже-ния |
Зона санитарной охраны |
Обеспечение санитарно-эпидимиологической надежности режимообразующих объектов |
Первый пояс ЗСО скважин представляет собой окружность радиусом 30-50 м, центр которой находится в точке расположения источника водоснабжения. Если таких источников несколько (несколько скважин), то следует выделять несколько окружностей с центром в каждой из скважин. Размер пояса строго режима охраны может быть сокращен государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Третий пояс (зона химического загрязнения) определяется гидродинамическими расчётами, исходя из условия, что если за её пределами в водоносный горизонт поступают стабильные химические загрязнения, то они окажутся вне области питания водозабора или достигнут её не ранее истечения расчётного срока эксплуатации. Минимальный расчётный срок эксплуатации скважины 25 лет. Обычно для расчётов используют 10 000 суток, что приблизительно на 10 % больше, чем 25 лет, то есть 9125 суток. |
Кладбище |
Санитарно-защитная зона |
Отделение объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запаха, повышенных уровней шума, вибрации, излучения и пр. от жилой застройки |
Санитарно-защитная зона кладбища площадью от 20 до 40 га установлена в размере 500 метров, площадью менее 20 га 300 метров, для закрытых и сельских кладбищ 50 метров. |
Фермы звероводче-ские |
Санитарно-защитная зона |
Отделение объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запаха, повышенных уровней шума, вибрации, излучения и пр. от жилой застройки |
Сельскохозяйственные производства и объекты Класс II - санитарно-защитная зона 500 м |
3. Автоматизация документирования учета земель в сельскохозяйственном предприятии
Земельно-учётная документация в административном районе (городе) должна отражать состояние, распределение и использование земельного фонда. В ней фиксируется общая площадь района, площади всех категорий земельного фонда, каждого землевладения (землепользования), земельных угодий, а также сведения о качественном состоянии угодий.
К учётным документам административного района относятся: государственная земельно-кадастровая книга, схема землевладений (землепользований) района, дежурная кадастровая карта, карта обременений в использовании земель, отчёт о наличии и распределении земель района (города).
Схема землевладений и землепользователей является картографической основой учёта земель и регистрации землепользований. Поэтому работа начинается с изучения и корректировки и оформления схемы землевладений (землепользований).
В настоящее время при ведении государственного кадастра недвижимости актуальны вопросы осуществления кадастровых работ, их эффективности, своевременности, полноты, информационного взаимодействия с управленческими структурами, что достигается уровнем совершенствования кадастровых технологий.
С помощью ГИС проводят исследования, строят прогнозы в сфере управления и организации территорией, получают ответы на множество вопросов, касающихся пространственно координированных данных, интеграции знаний о территории, построения пространственных моделей.
Спектр применения геоинформационных систем постоянно расширяется - от пространственно географического обследования территорий до внедрения новых подходов к кадастровым и экономическим отношениям в системе управления федеральной и муниципальной собственностью, а также в сфере коммерческих инвестиционных бизнес-проектирований.
Передовые технологии ГИС обладают многообразием новейших разработок в области геодезического оборудования и способствуют принятию управленческих решений.
Современная система землепользования неразрывно связана с компьютерной системой - это сбор, хранение, манипулирование, преобразование - анализ, моделирование, прогнозирование и отображение пространственно-географических данных, т.е. вывод готовой информации об исследуемых объектах, а также создание печатных, цифровых интерактивных карт.
Прогресс технологий визуализации карт приводит к вытеснению бумажных материалов и замене их цифровыми изображениями, интерактивными картами, планами, схемами. ГИС позволяют передавать данные об объекте через спутниковые навигационные системы.
При постановке границы населенного пункта использовались различные ГИС системы, такие как Trimble Business Center.
Кадастровые работы с использованием программного комплекса Trimble Business Center. В программе была создана цифровая модель местности (ЦММ) инженерного назначения, произведена обработка данных полученных с GPS приемников, внесение пунктов Объектов Межевой Сети (ОМС), что позволяет калибровать местность под любые системы координат, использована ЦММ как пространственная основа в геоинформационных, кадастровых, землеустроительных, градостроительных системах.
Область применения - полосные и площадные инженерно-геодезические изыскания, землеустроительные работы, маркшейдерское обеспечение работ при разведке и добыче полезных ископаемых, ведение дежурных планов застраиваемой территории, исполнительные съемки.
FreeReason - это однопользовательская ГИС-СУБД в одном флаконе, позволяет разрабатывать собственные векторные карты, выполнять работы по созданию топографических планов всех масштабов. В основном используемая база выполняет генерализацию от 1:500 до 1:10000. Есть шаблон баз от 1:10000 до 1:1000000
Программа позволяет разрабатывать собственные тематические карты.
Векторный редактор имеет режимы работы с 3D полилиниями или полигонами и 3D поверхностями. Есть возможность создания GRID моделей по триангуляции или просто по данным
Можно подгружать данные RTCM - грубую модель рельефа на любую точку планеты. Система работы с растрами позволяет работать с планшетами, картами и любыми произвольными графическими картматериалами.
Осуществляется подгрузка космоснимков с google и yandex, а также адресных планов google, yandex и openstreetmap
Встроен редактор документов. Существующая версия формирует межевые планы и технические паспорта
Импорт данных из форматов DXF, MIF MID,SHP,CSV,XML (XML формат использует множество производителей, поэтому список по нему постоянно расширяется).
Экспорт данных в DXF, MIF MID, CSV, TXT, MP, BMP,JPG,TIFF, PNG, PDF.
Встроена система перевода векторных и растровых данных между проекциями.
База данных позволяет строить сложные семантические схемы данных.
В FreeReason имеется множество способов создания тематических карт: картограммы, круговые и столбчатые гистограммы, градуированные символы, плотность точек, отдельные значения, непрерывная поверхность, карта-призма, карта изолиний и т.д.
В комплексе автоматизация кадастровых работ с применением геоинформационных технологий имеет большие перспективы в совершенствовании управления земельными ресурсами. При этом значительная роль отводится организации научных исследований, направленных на создание фундаментальных основ развития ГИС в сфере кадастровых работ.
Эффект земельно-кадастрового производства - это конечный полезный результат производственной деятельности, характеризуемый объемом выполненных работ и накопленной информации о земельных ресурсах, состав, содержание и качество которых соответствует потребностям общества в данный период времени.
Эффект системы государственного кадастра недвижимости - совокупный эффект земельно-кадастрового производства и применения земельно-кадастровой информации участниками земельного и информационного рынков.
Эффективность кадастра недвижимости понимается как система земельно-кадастровых действий, проводимых с целью получения определенного вида эффекта от использования земельных и информационных ресурсов.
Эффект ГКН может быть классифицирован по следующим признакам:
- по воздействию на объект;
- по источнику создаваемого эффекта;
- по видам получаемых результатов;
- по периоду получения;
- по форме проявления;
- по видам произведенных затрат.
По воздействию на объект эффект системы земельного кадастра может быть внешним и внутренним. Под внешним эффектом мы понимаем народнохозяйственный, региональный, муниципальный и локальный эффект от использования данных земельного кадастра, оказывающий влияние на деятельность физических лиц, отдельных предприятий, развитие общества в целом.
Примером такого эффекта может служить увеличение сбора земельного налога и арендной платы в результате совершенствования системы налогообложения.
Под внутренним (производственным, хозрасчетным) эффектом мы понимаем улучшение использования земельных, информационных и производственных ресурсов конкретного предприятия (как входящего в систему земельной службы, так и любого промышленного (или сельскохозяйственного) предприятия).
Например, увеличение производства сельскохозяйственной продукции в результате внутрихозяйственной организации. Другим примером может быть поступление на предприятие платы за ограниченное право использования его земельным участком (в результате государственного кадастрового учета и последующей регистрации прав на сервитут).
По источнику эффект может быть системным (от функционирования системы земельного кадастра в целом и отдельных земельно-кадастровых действий), структурным (функционирования структуры органов ГКН) и информационным (от использования земельно-кадастровой информации участниками земельного и информационного рынков).
По видам произведенных затрат эффект системы ГКН может быть подразделен в зависимости от затрат на производства земельно-кадастровых работ, инвестиций в земельно-кадастровое производство (в том числе инвестирование НИОКР), затрат на погашение кредитов, затрат на страхование земельно-кадастровой информации.
Эффект системы земельного кадастра по видам получаемых результатов можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.
Прямой эффект ГКН получается за счет реальной экономической отдачи от земельно-кадастровых действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.).
Косвенный эффект получается в результате поступления дополнительных платежей за счет сокращения (экономии) средств на ведение ГКН в результате формирования систем государственных ведомственных кадастров, составленных на базе земельного кадастра, а также принятия оптимальных управленческих решений.
Информационный эффект земельного кадастра - это результат улучшения информационного обеспечения системы землеустроительных органов, а также других связанных с земельно-кадастровой службой систем, земельно-кадастровой информацией для обоснования принятия решений.
Под экономическим эффектом земельного кадастра понимается результативность государственной и муниципальной деятельности по управлению земельными ресурсами, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам ресурсов, а также достижение наибольшего объема земельно-кадастрового производства при применении ресурсов определенной стоимости.
Экономическая эффективность деятельности органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, ведущих государственный земельный кадастр, определяется отношением полученных результатов к производственным затратам. Критерием экономической эффективности системы государственного земельного кадастра может быть создание самодостаточной, самофинансируемой системы для обеспечения нормального ее функционирования. Экономическая эффективность государственного земельного кадастра создается за счет взаимоорганизации системы землепользователей и территорий регионов, создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориальном размещении, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики управления, что сказывается, в конечном счете, на эффективности материального производства.
За счет земельно-кадастровой информации обеспечивается сбалансированность, количественная и качественная пропорциональность между ресурсами и факторами производства осуществляется эффективная организация объекта земельных отношений, обусловленная совершенствованием и развитием производственных сил и производственных отношений, в связи с этим, экономическая эффективность земельного кадастра лежит в сфере производственной деятельности и определяется действием экономических законов.
Важным вопросом в процессе определения экономической эффективности системы земельного кадастра является выбор критерия эффективности. Критерий эффективности многие рассматривают в качестве существенной характеристики определения эффективности производства, однако в трактовке содержания и назначения критерия эффективности существует большое разнообразие мнений.
Критерий эффективности системы земельного кадастра - это значительное увеличение доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов за счет использования земельно-кадастровой информации при совершении операций, связанных с земельными ресурсами и объектами недвижимости, осуществления контроля за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономия бюджетных и иных средств, направляемых на формирование и функционирование системы земельного кадастра.
По виду расчета можно выделить затратный, доходный и затратно-доходный критерии. Затратный критерий основан на миниминизации затрат труда и средств для получения эффекта. Доходный критерий - максимум эффекта (конечных положительных результатов). Критерий «затраты-доходы» основан сравнении вариантов получения максимального эффекта (конечных положительных результатов) при оптимальных (или минимальных) затратах, направленных на достижение эффекта.
Объектом земельного кадастра в любом государстве является его земельный фонд. В жизни современного государства и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как элемент товарно-денежных отношений.
Система ГКН РФ и последующее функционирование всех ее компонентов позволят иметь достоверный и постоянно обновляющийся банк данных о состоянии и использовании земельного фонда страны по всем аспектам хозяйственной деятельности, сформировать систему прав на землю всех субъектов земельных отношений и создать цивилизованный рынок земли, обеспечить привлечение в экономику регионов и страны дополнительных инвестиций, обеспечить приток дополнительных средств в федеральный и местный бюджеты от земельных платежей, создать основу для формирования новых экономических, рыночных механизмов, в том числе путем введения налога на недвижимость, выпуска пенных земельных бумаг и др.
Процедуры кадастрового учета можно подразделить на четыре основных вида: постановка на кадастровый учет земельного участка, кадастровый учет изменений земельного участка, снятие с кадастрового учета земельного участка, а также кадастровый учет ранее учтенных земельных участков. В нашем случае уточнение и постановка на кадастровый учет границ сельского поселения.
Каждая из процедур подчиняется как общим, так и специальным требованиям, при этом в их основе должны, лежать применимые принципы кадастрового учета.
Разобраны особенности кадастрового учета границ населенных пунктов. Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
В результате таких работ о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и Требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, с даты вступления в силу Постановления описание местоположения границ населенных пунктов может быть внесено в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства.
Порядок описания местоположения границ объекта землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития России. Указанным порядком в том числе предусмотрено, что описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости и то, что границы муниципальных образований, границы населенных пунктов не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
Изучены современные технологии и ГИС системы в земельно-кадастровых работах. Система FreeReason предназначена для создания цифровой модели местности (ЦММ) инженерного назначения, выпуска чертежей топографических планов и планшетов, подготовки ЦММ для дальнейшего проектирования, использования ЦММ как пространственной основы в геоинформационных, кадастровых, землеустроительных, градостроительных системах.
Составление отчета о наличии и распределении земель
Отчёт о наличии и распределении земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользованиям (Отчёт) является основным отчётным учётным документом. Главный принцип построения всех форм, входящих в отчёт и документации по ведению текущего учёта земель, это принцип баланса. В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимно увязаны, изменение одного обязательно влечёт изменение другого и связь между показателями выражается в форме равенства итогов.
Отчёт составляется в соответствии со ст.4, 12, 13, 16, 22 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2012 г. № 846. Отчёт составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, текущего за отчётным.
Отчётной документацией являются формы федерального государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, утверждённые постановлением Росстата от 06.08.2007 года № 61.
Отчёт о наличии земель характеризует земельный фонд в границах территории и формируется на основе информации, накопленной в государственном земельном кадастре (в том числе до 2000 года) в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.
Земельный баланс на отчётную дату отражает итог произошедшего за год движения земель в результате предоставления земельных участков (изъятие и отвод), перевода земель из категории в категорию в соответствии с установленной процедурой, изменения вида угодья и формы собственности на землю, учтённого в специальной документации по ведению текущего учёта наличия и распределения земель. При этом площадные характеристики учётных элементов меняются, неизменными остаются перечень учётных элементов и объект учёта (площадь территории в границах земельный фонд). В итоге всегда сумма площадей полученных категорий равна площади земельного фонда и сумма общих площадей земельных угодий также равна площади земельного фонда.
В Отчёт о наличии и распределении земель по состоянию на 1 января 2008 года входят следующие документы:
1.Формы федерального государственного статистического наблюдения:
- форма №22-С «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности » (форма №22-1);
- форма №22-У «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям » (форма №22-2);
- форма №23-О «Сведения о формах собственности земель, используемых предприятиями, организациями, хозяйствами, обществами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-3 (организации);
- форма №23-Г «Сведения о правах, на которых использовали землю граждане (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-3(граждане);
- форма №24-О «Сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции » (форма №22-4 (организации);
- форма №24-Г «Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции» (форма №22-4(граждане);
- форма №25-Г «Сведения о распределении общих площадей городских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности» (форма №22-5);
- форма №26-С «Сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности» (форма №22-6);
- форма №24-а «Сведения о состоянии мелиорированных земель (орошение )» (приложение №1 к форме №22-4(организации, граждане);
- форма №24-б «Сведения о состоянии мелиорированных земель (осушение)» (приложение №2 к форме №22-4(организации, граждане);
- форма №22-У «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям» (форма №22-2) по административным районам, городам областного, краевого, республиканского и федерального значения.
2.Таблицы (приложение к докладу о состоянии и использовании земель):
- форма №2-Т1 (Таблица №1) Сведения о землях запредельного пользования;
- форма №2-Т2 (Таблица №2) Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;
- форма №2-ТА (Таблица №2а) Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции (на орошаемых землях);
- форма №2-ТБ (Таблица №2б) Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции (на осушаемых землях);
- форма №2-Т3 (Таблица №3) Сведения об отводе земель для государственных и общественных надобностей;
- форма №2-Т4 (Таблица №4) Сведения об изменении общих площадей по категориям земель;
- форма №2-Т5 (Таблица №5) Сведения о землях, находящихся в частной собственности;
- форма №2-Т6 (Таблица №6) Сведения о правах на земельные участки, предоставленных гражданам.
3.Справка о взаимном согласовании земель запредельного пользования (по угодьям и категориям).
4.Копии документов (решений, постановлений и т.п.), подтверждающих основные изменения отчетных данных.
Заключение
При выполнении данной курсовой работы мной были проведены следующие виды работ и были сделаны следующие выводы:
- Была отработана методика количественного учета земель на примере ОАО «Анисовский» Энгельского района, в результате чего было установлено, что наибольшая часть земель сельскохозяйственных угодий приходится на пашни.
- Проведена оценка земель ОАО «Анисовский» по качественным признакам и выявлена степень их пригодности для различных видов использования. Наибольшая часть земель хозяйства представлена почвами зональными темнокаштановыми среднемощными, а также их сочетаниями с солонцами каштановыми.
- На основании карты сельскохозяйственного предприятия был составлен реестр земель с особым правовым режимом использования ОАО «Анисовский».
- Внесены текущие изменения в земельно-учетные документы, а именно в форму 22-1 «Сведения о наличии и распределении земель ОАО «Анисовский» по категориям и формам собственности» в результате которых произошло значительное уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения, за счет увеличения земель сельских населенных пунктов, земель промышленности, а также земель автомобильного транспорта. Также были внесены текущие изменения в форму 22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям», в результате которых произошло значительное уменьшение площади пашни за счет увеличения площади пастбищ и земель застройки.
Список используемой литературы
Законодательные материалы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2012. - 39 с.
2. Российская Федерация. Законы. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 03.06.2006 №74-ФЗ принят Гос. Думой 12 апр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации 26 мая 2006 г.].
3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 25.10.2001 №136-Ф3, принят Гос. Думой 28 сен. 2001
4. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 29.12.2004 №190-ФЗ, принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.].
5. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве: федеральный закон [Текст]: [принят Гос. Думой 24 мая 2001 г.: одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 г.].
6. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон [Текст]: [от 06.10.2003 №131-Ф3 принят Гос. Думой 16 сен 2003г.].
Книги
7. Павлов, П.Н. «Государственная и муниципальная собственность на землю. Недвижимость и инвестиции» - М.: Книга, 2004 г. 234 с.
8. Кухтин П. В. Левов А. А. Морозов В. Ю. «Управление земельными ресурсами» - М.: 2009 г. 384 с.
9. Коростелев С.П. «Кадастровая оценка недвижимости. Учебное пособие» Изд-во «Маросейка» - М.: 2010 г. 356 с.
Ресурсы удаленного доступа
12. www.to30.rosreestr.ru
Государственный учет и оценка земель на примере ОАО «Анисовский» Энгельского района Саратовской области