Конспект урока по математике Пентамино 5 класс
Модель урока в 5классе.
Учитель: Чойна Анна Игоревна.
Тема: «Пентамино».
Цели:
Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, предметной);
Образовательный аспект – создание условий для формирования представление об игре «Пентамино»;
Развивающий аспект – развитие способностей к общению и анализу; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;
Воспитательный аспект – формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением.
Планируемые результаты:
Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
Метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
Предметные: представление об игре «Пентамино».
Оснащение урока:
- проектор и доска;
- раздаточный материал;
- ножницы.
Ход урока:
Организационный момент (2мин.)
Проверка присутствующих на уроке;
Настрой учащихся на учебу;
Объявление даты, темы.
Постановка проблемы (3мин.)
А наш урок хотелось бы начать со следующей загадки:
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
Четыре угла и четыре стороны,
Все четыре стороны одинаковой длины.
О какой фигуре идет речь?
Предположительный ответ: квадрат.
Ребята, что вы видите у себя на столах?
Предположительный ответ: квадратики, картинки животных.
Сколько квадратиков лежит у каждого?
Предположительный ответ: пять.
А как вы думаете, что мы будем с ними делать?
Предположительный ответ: собирать все возможные фигуры из них.
Сколько таких фигур может у нас получится?
Предположительный ответ: бесконечно много.
А вы уверены, что их будет бесконечно много?
Предположительный ответ: нет.
Значит, какую задачу мы можем поставить перед собой?
Предположительный ответ: узнать, сколько фигур можно будет сложить из пяти квадратиков.
Ранее вы сказали, что у вас на столах лежат еще картинки животных. Посмотрите на них. Что можно сказать про каждую картинку?
Предположительный ответ: каждая картинка разбита на квадратики.
Для чего нам будут нужны фигуры, которые мы составим, и эти картинки, разбитые на квадратики?
Предположительный ответ: необходимо будет «заполнить» (замостить) картинки животных фигурами.
Как вы думаете, как связана тема нашего урока с выполнением данного задания? Что такое «Пентамино»?
Предположительный ответ: не знаем (может быть, это игра).
Какую еще задачу мы можем поставить перед собой?
Предположительный ответ: познакомиться с одной из логических игр – «Пентамино».
Как вы думаете, ребята, с какой целью мы будем изучать сегодня эту игру? Где она может пригодиться нам в жизни?
Предположительный ответ: не знаем.
Значит, на этот вопрос мы и будем сегодня с вами искать ответ.
Действительно «Пентамино» - это одна из логических игр и сегодня с ней вы и познакомитесь на уроке. А помогут вам в этом герои знаменитого мультфильма «Приключения дяди Федора»: пес Шарик, кот Матроскин и почтальон Печкин.
Правила игры «Пентамино» (4мин.)
2слайд
Сейчас кот Матроскин познакомит вас с игрой под названием «Пентамино».
“Пентамино” - одна из самых популярных мировых головоломок, пик популярности пришелся на конец 60-х годов. В эту головоломку могут играть и дети и взрослые.
Придумал головоломку “Pentomino” Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. (один из учащихся читает информацию об игре, представленную на слайде)
3слайд
Игра заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино. И нам необходимо сейчас выяснить, сколько же фигур будет входить в набор пентамино.
Собери фигурку (6мин.)
Стимул: полученные фигурки необходимы будут нам для дальнейшей работы.
Задачная формулировка: Составить все возможные фигуры из пяти квадратиков, которые лежат на ваших партах. Постарайтесь собрать фигурку, не совпадающую с фигурой вашего соседа.
Давайте проверим, все ли фигурки удалось вам сложить. Ребята строят получившиеся фигуры на доске, затем происходит демонстрация фигур на слайде.