ФРАНЦИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

ФРАНЦИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Цели темы:

  • Объяснить особенности возникновения буржуазного государства во Франции;
  • Показать развитие Французской государственности;

Вопросы темы:

1. Великая французская буржуазная революция XVIII в. и образование буржуазного государства.

2. Развитие буржуазного государства в 1795–1870 гг.

3. Парижская Коммуна 1871 г.

4. Третья республика во Франции (1871 – 1917 гг.).

1. Великая французская буржуазная революция XVIII в. и образование буржуазного государства.

Буржуазная революция 1789–1794 гг. занимает особое место в развитии и утверждении капитализма и общественно-политического строя во Франции. Ее недаром называют великой. Она была классической буржуазно-демократической революцией, движущей силой которой был народ во главе с буржуазией, и потому радикальной. Она дала мощный толчок социальному прогрессу во всем мире, предопределила триумфальное шествие по земному шару капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя.

Революция явилась следствием глубокого противоречия между капиталистическим способом производства и препятствовавшей его развитию системой феодальных отношений: исключительное право феодалов на землю, сословно-корпоративные ограничения, абсолютизм как политический оплот реакции, разросшийся военно-полицейский и чиновничий аппарат королевской власти, (жестоко подавляющий крестьянские восстания, оппозиционные силы, свободомыслие), неудержимый рост налогов и поборов, идущих на кормление верхушки дворянства и духовенства, на поддержание внешнего блеска королевского двора, возрастание государственных долгов и пустота казны, полное бесправие не только крестьянства, рабочих, мелкой буржуазии и ремесленников, но и промышленной буржуазии, попытки короля нейтрализовать недовольство народа путем созыва Генеральных штатов и увеличения в них представителей третьего сословия – буржуазии – до 600 человек.

9 июля 1789 г. депутаты Генеральных штатов собрались и созвали Учредительное собрание для определения основы нового, конституционного строя для Франции. В ответ на попытки короля Людовика XVI разогнать Учредительное собрание трудящиеся Парижа поднялись на восстание. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию, которые явились началом революционного подъема, продолжавшегося до лета 1794 г.

Революция развивалась по восходящей линии и прошла три этапа.

На первом этапе (14 июля 1789 – 10 августа 1792 гг.) в Учредительном собрании преобладали представители либерального дворянства (наиболее активные депутаты - Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др., т.н. фельяны), которые провели ряд важных антифеодальных мероприятий. Но они, боясь радикализма народных масс, пошли на компромисс с королевской властью и установили конституционную монархию.

Второй этап (10 августа 1792 – 2 июня 1793 гг.) характеризуется дальнейшим нарастанием революционных настроений и расширением народного движения, что приводит к новому восстанию и переходу власти в руки более радикальных кругов торгово-промышленной буржуазии (лидеры - Бриссо, Верньо, Кондорсе т.н. жирондисты). Провозглашается республика, проводится ряд глубоких антифеодальных мер, укрепляются позиции революционной демократии.

На третьем этапе (2 июня 1793 – 27 июля 1794 гг.) к власти приходит широкий блок революционно-демократических сил (лидеры - Дантон, Робеспьер и др. т.н. якобинцы). Ведущую роль в этом блоке играли мелкобуржуазные революционеры. На этом этапе воздействие широких народных масс на ход революционной борьбы достигает своей кульминации, благодаря чему были выкорчеваны сами корни феодальной системы, проведены глубокие демократические преобразования, ликвидирована угроза контрреволюционной интервенции коалиции европейских держав и реставрации монархии. Именно революционно-демократический режим якобинцев обеспечил окончательную победу во Франции нового капиталистического общественного и политического строя.

Падение якобинцев привело к власти крупную контрреволюционную буржуазию, и последующему контрреволюционному перевороту Бонапарта в 1799 г. и падению республиканского строя.

Однако значение революции было неизмеримо велико. С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой госвласти. В этом деле большую роль сыграла провозглашенная 26 августа 1789 г. “Декларация прав человека и гражданина”, где содержались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.

На содержание Декларации, как и революции в целом, оказали идеи французских просветителей XVIII в. (Вольтера, Монтескье, Руссо и др.), английская и американская буржуазные революции, Декларация независимости США, выдержанные в духе естественно-правовой концепции. В ст. I Декларации человек рассматривается как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами и “отступление от него является причиной бедствия и пороков правительства”. К естественным правам она относила также свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2), свободу предпринимательства и накопления капитала (ст. 4), незыблемость частной собственности и ее гарантии (неотчуждаемость ее, возмещаемость при изъятии в общих интересах), соразмерность налогообложения и имущественного положения (ст. 13, 14), участие всех граждан лично или через представителей в создании закона и доступность им госслужбы, ряд политических прав и свобод, принцип законности, презумпцию невиновности и многие другие.

Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своего времени буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Декларация не отразила радикальных антифеодальных требований народных масс по аграрному вопросу, который частично был решен последующими декретами Учредительного собрания. Оно ликвидировало земли духовенства, распродав их крупной городской и сельской буржуазии, отменило сословный строй и феодальную систему наследования (майорат), упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление.

Однако консервативному крылу депутатов удалось принять явно антидемократические законы против “беспорядка и анархии”, против подстрекательства и неповиновению законам, против феодальных корпораций и цеховых объединений (закон Ле Шапелье), запрещавшие рабочие союзы, собрания, стачки, вводившие имущественный избирательный ценз.

Следующим заключительным шагом Учредительного собрания было принятие конституции, утвержденной 3 сентября 1791 г., закрепившей сложившиеся за два года революции политико-правовые порядки.

Конституция существенно расширила по сравнению с Декларацией перечень демократических прав, предусмотрев свободу передвижений, собраний, обращения с индивидуальными петициями к властям, вероисповедания, частично бесплатное образование, воспитание детей, обеспечение работой здоровых неимущих, идею национального суверенитета. Конституция носила компромиссный характер, что отразилось в укреплении ею конституционной монархии и разделении властей между буржуазией, обладающей законодательной и судебной властью и дворянством, обладающим исполнительной властью.

Конституция подчеркивала, что король царствует “лишь в силу закона” и приносит присягу “на верность нации и закону”, что его особа “неприкосновенна и священна”. Вместе с тем король был наделен значительными полномочиями: он - глава управления – обеспечивает общественный порядок и спокойствие; верховный главнокомандующий – назначает на высшие военные, дипломатические и иные госдолжности, объявляет войну и т.д.

Законодательная власть осуществлялась Национальным Законодательным собранием, избираемым на два года. Его члены обладали свободой прений, неприкосновенностью, заслушивали отчеты министров, имели право возбудить уголовное дело против них в порядке импичмента, обладали законодательной инициативой.

Конституция закрепила новое административное деление Франции на департаменты, округа и кантоны, администрация которых формировалась на выборной основе.

Конституция восприняла деление граждан на активных и пассивных избирателей. Активными считались мужчины старше 25 лет, проживающие на определенном месте, уплачивающие прямые налоги, не являющиеся домашними слугами и включенные в список национальной гвардии муниципалитета. Первичные собрания активных избирателей избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях, где проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Выборы были двухстепенными и сложными. Конституция Франции не распространялась на ее колонии, где сохранялось рабство.

Однако сгруппировавшиеся вокруг короля феодальные реакционные силы, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против конституции, который был разоблачен якобинцами. По призыву Коммуны и якобинцев революционно настроенное население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти и установлению Первой республики во Франции (22 сентября 1792 г.). Руководящее положение в ней занимали жирондисты, отражавшие интересы торгово-промышленной буржуазии. Они старались не допустить развитие революции, провоцировали расправу над Маратом и другими лидерами якобинцев.

Поэтому в результате восстания народных масс 31 мая - 2 июня 1793 г. была установлена якобинская диктатура.

Государственная власть перешла в руки наиболее решительной части буржуазии и мелкобуржуазных революционеров. Они сокрушили остатки феодального строя, создали прочную основу для развития капиталистических отношений и буржуазной государственности. Они приняли аграрное законодательство, ставшее правовой основой превращения крестьянства в массу мелких частных собственников; ввели смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, установили твердые цены на продовольствие, предусмотрели систему госпособий для нищих, инвалидов, сирот и стариков, отменили рабство в колониях и т.д.

Последовательный и радикальный для своего времени демократизм якобинцев проявился в новой Декларации прав человека и гражданина и в конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците. В этих документах, принятых в глубоком духе идей Ж.Ж. Руссо, права и свободы получили более яркое выражение. В них отражены равенство, свобода, безопасность, собственность, всеобщее образование, гособеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, собраний, объединений в общество, свобода вероисповедания и обрядов, право на сопротивление властям, свержение неугодного правительства.

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей и объявила, что “французская республика едина и неделима”. Она устранила деление граждан на активных и пассивных избирателей и установила всеобщее избирательное право для всех мужчин (21 год), сочетание представительных органов с непосредственной демократией народа. Последнее проявилось в том, что избираемый на один год законодательный корпус, гражданское и уголовное законодательство, финансовые вопросы представлялись на рассмотрение и одобрение первичных собраний департаментов в течение 40 дней и только потом принимались законы.

Правительственную функцию якобинцев выполнял Исполнительный совет из 24 человек, избираемый Национальным собранием. Он отвечал перед Нацсобранием “в случае неисполнения законов, декретов и недонесения о злоупотреблениях”, т.е. выступал как бы контролирующим органом за исполнением решений и законов.

Правительственную власть осуществлял также Комитет общественного спасения, выдвинувшийся на первое место среди комитетов Конвента. Ему должны были подчиняться исполнительный совет, министры, генералы.

“Единственным центром управления” в республике являлся Национальный конвент, тесно связанный с Парижской Коммуной, народными обществами и постоянно действующим органом, принимавшим массу декретов.

Для связи Конвента и правительственных учреждений с местами в департаменты и армию посылались комиссары из числа депутатов с широкими полномочиями административного и организационного характера.

К задачам революционной диктатуры были приспособлены органы на местах: революционные комитеты. Для борьбы с внешними врагами и внутренней контрреволюцией были созданы специальные органы: Комитет общественной безопасности, Революционный трибунал, Революционная армия.

Однако в блоке якобинцев произошел раскол, усилилось внутреннее противоречие между вождями и низами, крестьянство отвернулось от революции после получения земельных наделов, что в конечном счете привело к падению якобинской диктатуры летом 1794 г.

2. Развитие буржуазного государства в 1795–1870 гг.

В результате переворота к власти пришли контрреволюционные круги, именуемые термидорианцами, в период правления которых усилилась реакция. Постепенно разрушен механизм революционной диктатуры, отменено чрезвычайное социально-экономическое законодательство.

В августе 1795 г. были приняты новая конституция республики и Декларация прав и обязанностей человека и гражданина, в которых уже не было статей, проникнутых революционным духом, отменено всеобщее избирательное право и восстановлен имущественный ценз. Законодательный корпус состоял из Совета старейшин и Совета пятисот, исполнительная власть поручена Директории из пяти членов. Все эти органы показали свою полную неспособность управлять страной.

Поэтому государственный переворот, совершенный генералом Наполеоном Бонапартом 9 ноября 1799 г., явился закономерным результатом усиления буржуазной контрреволюции и ослабления революционных сил страны. По своей сущности диктатура Наполеона явилась новой формой политического господства крупной буржуазии, открыто прибегнувшей к помощи военного режима для ликвидации остатков революционных идей и учреждений и создания стабильной политической организации, обеспечивающей простор для развития капиталистического предпринимательства. Бонапартский режим поддерживался также консервативно настроенным крестьянством.

Наполеон ясно понимал, что его военная диктатура и переход от республиканских учреждений к режиму личной власти должны быть облачены в конституционные формы, внешне должны выглядеть законными. И он собственноручно составил проект конституции, открывший ему широкий простор для его политических замыслов.

Новая конституция была утверждена в конце 1799 г. на всенародном плебисците, проводившемся под полицейским контролем. В конституции внешне сохранялась республиканская форма правления, но закреплялась военная диктатура. В ней уже не было Декларации прав человека и гражданина, гарантировалась собственность буржуазии и крестьянства, полученная в результате конфискаций и разделов дворянского имущества в годы революции. Заигрывая с армией, Наполеон предусмотрел представление пенсии для раненых воинов и для вдов и детей военных, погибших на поле битвы. Был отменен имущественный ценз и введена сложная выборная система для местных органов. Высшие должности комплектовались в основном путем назначения.

Основным стержнем всей конституционной системы явилась правительственная власть, которая формально поручалась коллегии из трех консулов, но фактически находилась в руках первого консула, которым являлся сам Бонапарт, наделенный широкими полномочиями и особыми функциями.

Законодательная власть осуществлялась рядом органов. Госсовет под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты, которые затем поступали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законопроекты и представлять в Законодательный корпус, который без обсуждения принимал или отклонял законопроекты. Затем первым консулом закон отправлялся в Охранительный сенат, который одобрял или отклонял как неконституционный. Наконец, закон вновь возвращался первому консулу, который подписывал и обнародовал его. Все это подчеркивало лишь всесилие Наполеона и бессилие законодательных органов.

По конституции первый консул назначал и смещал членов Госсовета, министров, послов, офицеров, судей всех рангов, главу департаментов и коммун, где выборность уже отменилась.

Так была подготовлена почва для окончательного уничтожения республиканского строя и перехода к монархии. В 1802 г. в результате плебисцита, проведенного в антидемократических формах, Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон 1).

Так качественно изменилась форма госстроя Франции – создана первая империя. Установление монархического строя продолжалось созданием императорского двора. Родственники и соратники императора получали титулы принцев, князей, графов и т.д. Создавались особые придворные должности: великого канцлера, верховного избирателя, Высокого совета, Тайного совета при императоре.

Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления бюрократического госаппарата. Было создано 12 министерств, большая часть которых была связана с проведением фискальной (финансового и судебного надзора), военной и карательной политики.

Местные органы целиком зависели от центральной администрации – в департаментах правительство назначало префектов, в округах и общинах – супрефектов и мэров. Выборные местные советы играли роль совещательных органов.

Наполеон покровительствовал католической церкви, восстановив ее в правах и взяв священников на госсодержание. Он назначал их на высшие церковные должности, а они ему присягали на верность.

Особое внимание Наполеон уделял армии и полиции для успешной завоевательской войны и борьбы с внутренними врагами империи. Численность войск неизмеримо росла и дошла до 3153 тысяч человек. Действовала также жандармерия.

Однако империя Наполеона, опиравшегося на крупную буржуазию, военщину и бюрократию, потерпевшего крупные военные поражения и встретившего недовольство со стороны народных масс, потерпела крах. Был установлен “белый террор” Бурбонов или режим легитимной монархии. Ее госорганизация была определена в Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII после вступления на престол. В ней заявлялось, что “вся власть во Франции сосредоточивается в особе короля”, которая рассматривалась “неприкосновенной и священной”.

Хартия возвратила титулы старому дворянству. Король получил право по своему усмотрению жаловать дворянство. Она гарантировала собственность, говорила о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, слова, печати, недопустимости преследования и т.д.

Король объявлялся верховным главой государства, начальником вооруженных сил, обладал правом объявлять войну, заключать международные договоры, издавать распоряжения и указы во исполнение законов и обеспечения безопасности. Исполнительная власть исключительно принадлежала королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом король предлагал, а палаты высказывались о желательности принятия закона, утверждать и обнародовать закон мог только король.

Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на антидемократических основах. Палата пэров целиком назначалась королем. От депутатов палаты депутатов требовалось достижения 40 лет и уплаты прямого налога в 1 тысячу франков. В голосовании могли участвовать лишь французы старше 30 лет и уплачивающие прямой налог в размере 300 франков.

Хартия не предусматривала ответственность правительства перед представительным органом. Король вправе был назначать на все должности в сфере госуправления, формировать Совет министров.

Легитимная монархия сохранила судебную и административную систему Первой империи. Она не могла остановить поступательного развития капитализма и предпринимательской деятельности дворян. Но политическая реакция отбросила развитие буржуазной государственности назад – к полуфеодальной монархии, социальной основой которой был компромисс крупных землевладельцев-дворян с верхушкой буржуазии. Наиболее реакционная часть дворянства открыто стремилась к восстановлению феодальных порядков. Ей помогала и католическая церковь, восстановленная во всех своих прежних правах, и объявление католицизма государственной религией.

Реакционная политика ультрароялистов усилила противоречия и народное возмущение, что вылилось в июльское восстание 1830 г., в результате которого сохранилась монархия, которая теперь приобрела буржуазный характер.

Возникла июльская монархия и принята Хартия 1830 г. Хартия запретила введение цензуры, законодательную инициативу предоставила королю и палатам пэров и депутатов, понизила избирательный возраст: для избирателей до 25 лет, для депутатов – до 30 лет и имущественный ценз соответственно 200 и 500 франков прямого налога, усилила по прежнему карательные органы для расправы оппозицией и рабочим движением, репрессивное законодательство, госдолжности и бюджет превратила в доходный источник верхушки буржуазии и дворянства.

В 1847–1848 гг. назрел очередной кризис, приведший к созданию революционной ситуации и победе революции. Февральская буржуазно-демократическая революция сокрушила власть Луи Филиппа, установила Вторую республику и конституцию 1848 г. Были приняты социальные меры: на час сокращен рабочий день, организованы национальные мастерские для безработных. Из госаппарата удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа.

Принятая 4 ноября 1848 г. конституция отразила интересы французской буржуазии и содержала широковещательные социальные декларации без реальных гарантий, закрепила капиталистический строй, семью, труд, собственность, общественный порядок объявила основой республики, отвергла революционные методы борьбы.

В системе госорганов центральное место отводилось президенту, не зависимому от парламента, избираемому непосредственно населением на 4 года Он обладал широкими полномочиями в области госуправления, не имел права: распускать парламент, избираться на второй срок.

Национальное собрание избиралось на 3 года тайным голосованием и без имущественного ценза гражданами старше 21 года и был законодательным органом. Но реальной властью не обладало, т.к. наряду с ним функционировал Госсовет, рассматривавший предварительно законопроекты. Роль парламента была ослаблена.

Слабости конституционной системы Второй республики немедленно обнаружили себя в условиях нового соотношения классовых сил, усиления контрреволюционных и монархических группировок.

Вторая империя и конституция 1852 г. Первые же выборы по конституции 1848 г. показали ослабление республиканцев и усиление монархистов. Президентом избирался Луи Бонапарт – внук Наполеона I. Началось широкое наступление на демократические институты, отменили всеобщее избирательное право, образование передали под контроль католического духовенства, разогнали Нацсобрание и т.д.

Луи Бонапарт открыто установил военную диктатуру, ввел режим военного и полицейского террора против республиканцев и демократических сил.

14 января 1952 г. Луи Бонапарт промульгировал новую конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, парламентарии и должностные лица присягали на верность ему. Законодательный корпус находился под контролем президента и осуществлялся Госсоветом, Законодательным корпусом и Сенатом. Логичным завершением конституции 1852 г. было восстановление императорской власти в лице Наполеона III – Второй империи, окончательное утверждение бонапартистского режима с его военно-полицейской репрессией внутри страны и внешней агрессивной и колониальной политикой.

Наполеон III постоянно прибегал к военным авантюрам для отвлечения населения от острых внутриполитических проблем. Это привело к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Ее поражение в этой войне и капитуляция армии ускорили падение Второй империи и наступление новой буржуазно-демократической революции.

3. Парижская Коммуна 1871 г.

Революция 4 сентября 1870 г. провозгласила Францию республикой, но не сняла с повестки дня острых социальных и политических проблем. Новое правительство “национальной обороны” повело борьбу с народным движением.

Деятельность французской секции I Интернационала, революционных клубов, революционной печати все настойчивее призывала к защите отечества от Пруссии, переустройству общества, освобождению трудящихся от гнета эксплуатации. Возникают комитеты бдительности в 20 округах Парижа. Создается их Центральный комитет. Новый революционный орган требует укрепления обороны, вооружения парижан, улучшения жилищного и продовольственного положения в столице, упразднения полиции, ликвидации всех ограничений свободы печати, собраний.

Испуганное нарастанием революционных сил и действий правительство “национальной обороны” спешно проводит в феврале 1871 г. выборы в Нацсобрание, правомочное заключить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки “для обуздания Парижа”. Мир означал для Франции передачу Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплату 5 млрд. контрибуции, длительную оккупацию значительной части французской территории немецкими войсками.

Предательская политика правительства была разоблачена и создана Республиканская Федерация Национальной гвардии с выборным ЦК. Возникла массовая организация демократических сил Парижа, насчитывающая в своих рядах 250 тыс. вооруженных национальных гвардейцев.

В результате восстания 18 марта 1871 г. власть в Париже перешла в лице ЦК Национальной гвардии в руки рабочего класса и мелкой буржуазии. Деморализованные правительственные войска, полиция, жандармерия бежали в Версаль. ЦК Национальной гвардии сравнительно быстро организовал нормальную жизнь столицы, обеспечил порядок, сломил саботаж крупного чиновничества, послав своих представителей в министерства и ведомства, объявил амнистию по политическим делам, ввел отсрочку платежей за квартиры, задолженности по коммерческим векселям, выдал пособия нуждающимся, провел и др. меры.

ЦК Национальной гвардии не узурпировал власть. 26 марта он передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской Коммуны. Парижская Коммуна была государством нового типа, революционной властью трудящихся.

С неоднородным социальным составом Коммуны было связано наличие в ней различных партийных группировок, представляющих организационно не оформленные идейно-политические течения. Об этом свидетельствовал социальный состав Совета Коммуны. Из его 81 члена 33 были рабочими и служащими, 32 – представителями интеллигенции, признанными представителями рабочих. В него входили различные партийные группы: бланкисты (25 чел.), прудонисты и “левые” (23 чел.), неякобинцы (9 чел.), марксисты (2 чел.), без определенных партийных взглядов -20 чел. Среди членов Совета были Э. Варлен, Лео Франкель, Г. Флуранс, Э. Потье и др. деятели I Интернационала. Такой социальный и партийный состав Совета Коммуны показывал, что в пролетарской революции в Париже активно участвовали самые широкие слои трудящихся столицы.

Пролетарский характер Коммуны нашел отражение в ее программном документе - Декларации Коммуны к французскому народу от 19 апреля 1871 г. Провозглашая главной целью революции упрочение республики, Декларация подразумевала новую “коммунальную республику, совместимую с правами народа, с правильным и свободным развитием общества” Она подчеркивала, что “коммунальная революция” означает “конец рабству, бедствиям и страданиям”.

Декларация сформировала требование о назначении путем избрания или по конкурсу “ответственных, подлежащих постоянному контролю, сменяемых должностных лиц и коммунальных чиновников всех категорий”. Она отвергла бюрократическую централизацию и провозглашала новые принципы организации государственного единства. Воплощением этих принципов объявлялось создание федерации автономных коммун Франции, высшим органом которой считалось собрание делегатов всех коммун.

Демократический управленческий аппарат революционного Парижа отличался рядом специфических черт. Его высший орган – Совет Коммуны - состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных, ответственных перед избирателями и в любое время сменяемых ими. Члены Коммуны были уравнены в зарплатах: получали 6 тыс. франков в год, 15 франков в день, что было равным средней зарплате квалифицированного рабочего. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению.

Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий: труда, промышленности и обмена, общественных служб, внешних сношений, общественной безопасности, военная, продовольствия, юстиции, просвещения, финансов и исполнительную. Были определены их конкретные задачи. Но комиссии не имели ответственных руководителей, часто реорганизовывались и носили совещательный характер. Благодаря прудонистам, боящимся всякой централизации, в Коммуне не был создан постоянный административный центр, что сказывалось отрицательно на всей деятельности ее и комиссий.

Декретом от 1 мая 1871 г. был организован Комитет общественного спасения с широкими полномочиями в отношении комиссии, но он не мог укрепить положение Коммуны.

Характерной особенностью Парижской Коммуны является и то, что он уничтожив старую армию, полицию и судебную систему, опиралась на силу и авторитет вооруженного народа.

Коммуной был осуществлен ряд социально-экономических мероприятий. Декретом от 16 апреля 1871 г. о брошенных и бездействующих мастерских предусматривалось проведение учета таковых и устройство в них безработных с их конфискацией и компенсацией. Декретом от 20 апреля запрещалась ночная работа в пекарнях. Декретом от 27 апреля об отмене произвольных штрафов и удержаний из заработной платы рабочих была установлена полная выплата зарплаты рабочим как общественных, так и частных производств. Другими декретами предусматривалось заключение трудовых договоров с рабочими корпорациями, установление рабочего контроля в национальной типографии, в почтовом управлении, в луврских оружейных мастерских по починке оружия регулирование квартирных вопросов.

Одной из самых сильных сторон в деятельности Коммуны была и широкая демократизация системы народного образования. Она положила в основу школьной политики такие принципы, как бесплатное всеобщее, обязательное, светское и всестороннее образование, отделение церкви от государства и школы от церкви, передача библиотек, художественных музеев, театров в ведение Комиссии просвещения.

Одной из крупных ошибок Коммуны явилась ненационализация банков.

Несмотря на ошибки и кратковременное существование (всего 72 дня) Парижская Коммуна оставила неизгладимый след в истории революционного движения народных масс, оказала огромное влияние на мировой пролетариат. Великим уроком, “социальным мероприятием Коммуны, – как писал К. Маркс, – было ее собственное существование, ее работа”.

4. Третья республика во Франции (1871 – 1917 гг.).

После падения Коммуны политическая обстановка во Франции характеризовалась разгулом реакции, введением осадного положения во многих департаментах, усилением влияния католической церкви, роспуском Национальной гвардии, восстановлением постоянной армии, полицейской системы, господством монархистов в Нацсобрании и, как следствие всего этого, неудачной попыткой госпереворота со стороны монархического президента в 1877 г. Но республиканский строй сохранился.

Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, не содержала Декларации, характеризующей принципы госвласти, перечень прав и свобод граждан. Конституция всецело сводилась к организации высших госучреждений и складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации госвласти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между госвластями.

Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась откровенным консерватизмом и максимальной приближенностью к монархии. Это нашло свое отражение в прерогативах президента, избираемого на 7 лет и имеющего право на переизбрание: он имел право законодательной инициативы, промульгации законов и декретов, руководства вооруженными силами, назначения высоких должностных лиц, дипломатов.

На консервативной основе создавалась и законодательная власть. Палата депутатов избиралась на 4 года “всеобщим голосованием”. Сенат состоял из 75 пожизненных сенатов и 225 сенаторов, избираемых особыми коллегиями выборщиков на 9 лет и обновляемых на одну треть каждые три года.

Совет министров как исполнительная власть нес ответственность перед парламентом.

Антидемократический характер носили и выборы. От участия в них отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица в возрасте ниже 21 года и проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. К тому же выборы проводились по мажоритарной системе в два тура.

На рубеже XIX и XX вв. общественно-политический строй Третьей республики постепенно эволюционировал в соответствии с новыми потребностями монополистического капитализма Франции. На изменения политического строя определенное влияние оказывали также политические движения, партийные группы, профсоюзные организации, возникшие в конце XIX в. и постепенно набиравшие силу посылать своих депутатов в парламент. Основные изменения в Госстрое Третьей республики происходили не путем принятия конституционных актов, а непосредственным их закреплением в самой практике деятельности государственных органов.

Развитие госсистемы Третьей республики проявилось прежде всего в сокращении власти президента, усилении парламентаризма с подчинением ему правительства, ответственного перед ним, в создании Госсовета, члены которого назначались президентом с согласия правительства, в увеличении количества административно-полицейских карательных органов.

Бюрократическая централизация управления в Третьей республике нашла свое отражение в усилившемся подчинении местных органов правительственной власти. Департамент управлялся префектом, назначаемым президентом, но практически подбираемым министром внутренних дел и ему подчиняемым. Выборные Генсоветы департаментов находились в ведении префектов, решали чисто местные вопросы. В округах центральную власть представлял супрефект, в кантонах вообще не было органов местного самоуправления, кроме сборщиков налогов, мировых судей, нотариусов.

Низшей единицей местного управления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет, который с 1883 г. получил право избирать своего главу – мэра. Муниципальные советы и мэры сильно зависели от центральной власти, правомочной их распускать.

Правящие круги Третьей республики, напуганные Парижской Коммуной, установили особую систему муниципального управления для Парижа, Лиона и Марселя, где исполнительная власть сосредоточивалась в руках префекта полиции и префекта департамента.

Французская колониальная империя. Во время Третьей республики окончательно сложилась колониальная империя Франции, которая к началу первой мировой войны по своим размерам была второй в мире (10, 6 млн. кв. км. с населением около 55, 5 млн. человек). Был создан разветвленный бюрократический центральный и местный аппарат колониального управления во главе со специальным министерством колоний.

Выводы по теме:

  1. Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.

Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Выделяют три основных этапа французской революции: 1) 14 июля 1789г.-10 августа 1792 г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. - установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793 г. - 27июля 1794 г. - якобинская диктатура.