ГЕРМАНИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ГЕРМАНИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Цель работы:

  • Объяснить развитие Германского государства в ХХ веке;

Вопросы:

1. Крах Кайзеровской Германской империи и образование Веймарской республики.

2. Установление фашистской диктатуры в Германии.

3. ФРГ и ГДР.

1. Крах Кайзеровской Германской империи и образование Веймарской республики.

Военные поражения Германии и рост антимилитаристского, демократического движения привели к победе ноябрьской революции 1918 г. и изменениям в государственном строе.

В революции хотя рабочий класс и выступил как главная движущая сила, но из-за разобщенности и отсутствия массовой революционной партии, не мог сыграть руководящую роль. Ноябрьская революция не вышла за буржуазно-демократические рамки. Она не уничтожила основ германского империализма и милитаризма, но смела юнкерско-милитаристскую империю Гогенцоллернов, а вместе с ней еще два десятка мелких германских монархий и княжеств, дала трудящимся демократические права и свободы, ввела всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, отменила наиболее реакционные законы.

В ходе революции в Германии повсеместно возникали Советы рабочих, солдатских, а кое-где и крестьянских депутатов. В Баварии в апреле 1919 г. была провозглашена даже Советская республика с комитетами и комиссиями для проведения широких революционных преобразований общества. Однако объединенным контрреволюционным силам удалось разгромить рабочие организации, ликвидировать Советы, зверски убить основателей Компартии Германии Карла Либкнехта и Розу Люксембург.

В результате выборов в январе 1919 г. в Национальное собрание победу одержали буржуазно-юнкерские партии (Немецкая демократическая партия, христианско-демократическая народная партия). Но правительство сформировали социал-демократы, составившие меньшинство в парламенте. В июле 1919 г. в Веймаре была принята конституция, вошедшая в историю как Веймарская конституция. Она состояла из двух частей: «Структура и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев». Германская империя провозглашалась республикой с феодальной формой государственного устройства. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента была названа Рейхсратом (имперским Советом).

Земли имели свои законодательные органы – ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить республиканскую форму правления, всеобщее избирательное право.

Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. Внешние сношения, гражданство, таможенное, почтовое, телеграфное дело, устройство обороны, гражданское и уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горное дело и многие другие были переданы в ведение империи.

Земли сохраняли значительные полномочия в административной сфере, так как им предстояло обеспечивать исполнение имперских законов. Веймарская конституция отвергала принципы равноправия и добровольности союза германских государств.

Рейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в конституции первое место. За ним закрепилась высшая законодательная власть, в том числе - с согласия Рейхсрата и Президента – право изменять конституцию и вотировать бюджет. Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых Рейхстагом, и законодательная инициатива. Законодательная инициатива принадлежала также Рейхстагу и Президенту.

Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания на новый срок. Сместить президента досрочно можно было только по предложению Рейхстага при помощи референдума, и отклонение последнего считалось переизбранием и влекло за собой роспуск Рейхстага. Президент обладал обширными внутренними и внешними полномочиями.

Правительство во главе с рейхсканцлером и в составе с министрами было ответственно перед Рейхстагом и осуществляло исполнительную власть.

Конституция содержала обширный перечень буржуазно-демократических прав и свобод: равенство всех перед законом, свободу передвижения, право выбора профессии, свободу личности, неприкосновенность жилища, свободу собраний, слова, союза, и т. д. Большинство этих статей снабжено оговорками в роде с разрешения властей. Предусматривалось пособие по безработице, в случае болезни, старости, случайностей. Закреплялось и право собственности.

В конституции провозглашена формальная независимость судей, назначаемых пожизненно.

2. Установление фашистской диктатуры в Германии.

Установление фашистской диктатуры в Германии вытекало из результатов Версальского мирного договора, по которому Германия лишилась Эльзаса и Лотарингии, заморских колоний, выплачивала огромные репарации, сократила вооруженные силы до 100 тыс. человек, которые предназначались только для охраны границ и порядка в стране. Этот договор заключался между побежденной Германией и победившей Антантой в 1919 г. Он стал один из поводов активизации правых реваншистских сил Германии, их наступления на демократические учреждения Веймарской республики.

Германский фашизм стал реакцией на новый подъем революционной борьбы, общедемократического, антиимпериалистического рабочего движения как в самой Германии, так и во всей Европе. Открыто фашизм выступал еще в 20-х гг. Тогда же Гитлер выступал с программой из «25 пунктов», ставшей впоследствии программой Национал-социалистической немецкой рабочей партии фашистской партии. Пронизанная националистическими шовинистическими идеями превосходства германской нации, программа требовала реванша для восстановления «справедливости, попранной Версалем», демагогически обещая рабочим участие в прибылях, крестьянам – аграрную реформу, мелкой буржуазии – ликвидацию монополий, молодежи – работу. В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии, основанной на т.н. фюрер-принципе, неограниченной власти «вождя» (фюрера). Открыто захватить власть в 1923 г. фашистам не удается. Поэтому они избирают тактику завоевания мест в Рейхстаге и добиваются положительных результатов, получив 12 мест в 1928 г. и 107 мест в 1930 г. В январе 1933 г. Гитлер получает пост рейхсканцлера из рук президента Гинденбурга, за спиной которого стояли не только германские, но и зарубежные империалистические круги, аграрии, аристократия, видевшие в Гитлере спасителя от «угрозы большевизма».

Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание «нового порядка» – террористического антинародного режима. Гитлер под видом защиты общественного порядка прибегал к чрезвычайным мерам для расправы с коммунистами и др. антифашистами. Он даже аннулировал результаты выборов в Рейхстаг в марте 1933 г., где коммунисты получили 4, 8 млн. голосов и 81 мандат, что явилось открытой антиконституционной акцией. С этого момента началась перестройка самой структуры и функций госаппарата, формирования фашистской диктатуры и ее механизма.

По закону 24 марта 1933 г. правительству представлено право принимать законы, в том числе по бюджету без обращения к парламенту.

После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г., его должность была упразднена, а вся власть передана Гитлеру, который мог назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц и своего преемника.

В 1933 г. Компартия была запрещена, профсоюзы распущены, вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Буржуазные партии либо самороспускались, либо слились с фашистской партией. Все другие политические партии, кроме гитлеровской, были запрещены. Ландтаги земель были ликвидированы, а правительства подчинены имперскому правительству, наместники перешли в ведение МВД. Гитлер в своем лице совмещал функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в задачу которых входило проведение тотальной мобилизации и решение экономических и военных вопросов. Они непосредственно подчинялись Гитлеру и обладали законодательными полномочиями.

Нацисты создавали широкомасштабные пропагандистские и террористические органы, штурманов в количестве 4 млн. человек, 23 концлагеря и 2 тыс. филиалов, где с 1936 по 1945 гг. содержалось 18 млн. человек. В одном Освенциме, построенном в 1939 г., было истреблено около 4 млн. человек из многих стран мира.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), объединенная в 1936 г. с уголовной полицией и полицией безопасности, полицией порядка и жандармерией. Все они находились в ведении рейхс-фюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, осуществляющее вместе с МВД террористические акции в стране и на оккупированных территориях, уничтожив бесполезных людей – душевнобольных, калек, престарелых – в количестве 275 тыс. человек.

Значительным изменениям подверглась и судебная система империи. Фашистские суды исходили из полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в госизмене следовало за любой вид оппозиционной деятельности режиму; действовали обычные суды, трибуналы, военно-полевые суды, решение которых приводилось в исполнение немедленно и обжалованию не подлежало.

Вся экономика страны была подчинена военным интересам. Все отрасли хозяйства были разделены на имперские группы: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства управлялись сначала Министерством имперского хозяйства, затем министерством вооружения и боеприпасов.

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочему классу. Фашисты сразу же разогнали рабочие профсоюзы, создали «Немецкий трудовой фронт», который определял условия труда, зарплаты, увольнения и т. д. Вводился принудительный порядок набора рабочей силы, он распространялся на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет в 1943 г.

Нацисты особое внимание уделяли армии, стремясь создать самую сильную в мире. В 1935 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 45 лет, в 1945 г. в армию призывались все немцы, способные носить оружие, даже несовершеннолетние. Солдаты воспитывались в духе звериного антикоммунизма, призрения к другим народам, поклонения силе. Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий).

С 1934 г. Гитлер стал главнокомандующим Германской империи, с 1938 г. ему подчинялись непосредственно главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами.

Гитлер создал также мощный разведывательный аппарат секретной службы рейха, который руководил военной разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью.

Присоединив Австрию, Чехословакию и Польшу к началу нападения на СССР, Германия контролировала обширные территории Центральной и Юго-Восточной Европы, большую часть Западной и Северной Европы. Мощная военно-экономическая база оккупированных государств Европы была поставлена на службу войне против СССР. Она выставила против СССР 5-миллионную армию, 3500 танков, 4900 самолетов и пр.

В ходе второй мировой войны, в которой участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали инвалидами. Главную тяжесть вынес на своих плечах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Великую Отечественную войну, стоившую 27 млн. жизней советских граждан. Советскому Союзу принадлежит решающая роль в разгроме фашистской военной машины и спасении человечества от порабощения.

3. ФРГ и ГДР.

5 июля 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления, одобренную трехсторонней конференцией СССР, США и Англии в Потсдаме (июль-август 1946 г.). Германия подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавались под администрацию СССР, США, Великобритании и Франции. Для решения общих вопросов был создан Контрольный Совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий. В каждой зоне осуществлялось управление по типу военного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации, преследования военных преступников и др.

На основе Веймарской конституции на территории Германии были восстановлены демократические политические права и свободы, политические партии (христианско-демократическая, социал-демократическая, свободных демократов и др.), земли и ландтаги. В отдельных землях начали приниматься демократические конституции.

В конце 1948 г., в условиях начавшейся холодной войны, бывшие союзники по II мировой войне взяли курс на закрепление расчленения Германии на две части (Западную и Восточную) с ориентировкой на построение на ее земле капиталистического и социалистического государств.

В 1949 г. Западная Германия была объединена в "Тризонию" и определен ее оккупационный статус. Правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдением конституционного строя. Под контролем оккупационных властей небольшая группа экспертов разработала проект Конституции для Западной Германии. Для принятия Конституции был сформирован особый Парламентский совет из 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель. 8 мая 1949 г. большинством голосов Совет принял конституцию Федеративной республики Германия (ФРГ). Затем она была утверждена ландтагами земель и западными военными губернаторами. 23 мая 1949 г. Конституция ФРГ вступила в силу. ФРГ - демократическое и социально-правовое государство, построенное на началах федерализма. 14 земель пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство. По ст. 31 "федеральное право имеет перевес над правом земель". За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные. Из старого германского конституционализма сохранился институт экзекуции - принуждения федерации в отношении какой-либо земли.

Правительство каждой из земель назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента - будесрат (союзный совет). Нижняя палата - бундестаг - избиралась населением на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года.

Главой государства является президент, избираемый сроком на пять лет федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа делегатов земель, избранных ландтагами. По сравнению с Веймарской конституцией полномочия президента были небольшими.

Федеральные министры несут ответственность перед канцлером, ибо назначаются и увольняются президентом по представлению канцлера. Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае "состояния законодательной необходимости" оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов. Основной закон учреждает Конституционный суд ФРГ, члены которого избираются поровну бундестагом и бундесратом. Он выносит решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по спорам земель, о конституционности или неконституционности действий и законов органов власти.

Основной закон ФРГ фиксирует права и свободы граждан, известные с 1919 г. по Веймарской конституции. Но в конституции ФРГ более обстоятельно представлен блок социальных прав. Как социальное государство ФРГ должно осуществлять политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан.

Конституция ФРГ действует более продолжительное время, чем предшествующие германские основные законы. Конституционный строй ФРГ получил дополнительную правовую защиту посредством чрезвычайного законодательства 60-70 гг., которое предусматривало насильственные меры в отношении лиц и организаций, пытающихся изменить существующий порядок, введения бундестагом особых состояний "напряженности" и "обороны".

Номинально Основной закон ФРГ распространял свое действие и на восточную зону. Он адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления "единства и свободы Германии".

Восточная Германия, занятая в 1945 г. Вооруженными силами СССР, управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в результате слияния коммунистической и социал-демократических партийных организаций. В сентябре-октябре 1946 г. в Восточной Германии были проведены выборы по Веймарской конституции 1919 г. в земельные парламенты (ландтаги) и органы местного самоуправления.

Но в ответ на самоопределение Западной Германии Народный конгресс Восточной Германии, состоящий из представителей земель, в марте 1948 г. избрал Немецкий народный совет, который в октябре 1948 г. провозгласил образование Германской демократической республики (ГДР) и приступил к подготовке проекта Конституции СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР, что получило юридическое закрепление в Конституции ГДР 1949 г.

В Основном законе ГДР было сказано, что вся власть исходит от народа и служит его "благу, свободе, миру и демократическому прогрессу".

Конституция закрепляет экономические преобразования, осуществленные в ГДР, в том числе ликвидацию и недопущение в будущем частных монополистических объединений, конфискацию предприятий военных преступников, аграрную реформу. Она указывает на планирование народного хозяйства как на обязательное условие его дальнейшего подъема. Конституция закрепляет различные формы собственности (государственную, кооперативную, частную), но, однако, оговаривает, что содержание собственнических прав всецело определяется ее общественным предназначением: "Собственность обязывает" (ст. 22-24). Допускалось принудительное отчуждение собственности в общественных интересах. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы и права, а также политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Но главенствующей политической силой оставалась СЕПГ.

Высшим органом государственной власти в ГДР была Народная палата, избираемая населением с 21 года в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депутатские места распределялись по квоте между партиями: 117 мест - СЕПГ, по 52 - другим. Избирались и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народная палата вотировала бюджет, законодательствовала, осуществляла контроль за деятельностью правительства.

Палата земель получила право протеста против закона, принятого народной палатой (в течение 14 дней). Однако окончательное решение предоставлялось последней. В 1952 г. поземельное территориальное деление ГДР было упразднено и палата земель прекратила свою деятельность. Парламент ГДР стал однопалатным. К компетенции парламента Конституция отнесла выборы президента. Он избирался на 4 года. В 1960 г. пост президента был упразднен и роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, состав которого избирался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручалось формирование Национального совета обороны и осуществление контроля за местными органами власти. Правительство (Совет министров) ГДР образовывала фракция, имеющая большинство в парламенте. Последняя утверждала и программу правительства. В правительстве должны быть представлены все фракции палаты. Правительство ответственно перед Народной палатой. Конституция ГДР установила независимость судей, их выборность, публичность судебных заседаний и другие принципы демократического судоустройства и процесса. В конце 60-х гг. СЕПГ объявила о построении в ГДР основ социализма. В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция, в основу которой была положена концепция " демократии победившего социализма". Конституция 1968 г. сохранила сложившуюся систему органов государственной власти и управления. Более детализированным стал конституционный раздел о правах граждан, которые получили права на участие в социальной, политической и культурной жизни социалистического общества.

В течение 20 последующих лет ГДР являлась наиболее развитым государство социалистического лагеря.

В конце 80-х гг. ГДР как и всю социалистическую систему охватил социально-экономический и политический кризис, в процессе которого руководство СЕПГ и правительство ГДР практически потеряли управление государством. Попытка высшего руководства ГДР стабилизировать положение с помощью диктаторских методов управления вызвали всеобщее недовольство общественности и исход граждан в ФРГ. В этих условиях определяющим для будущего Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Г. Колем план государственного объединения страны. СССР согласился с предложением ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск с территории стран Восточной Европы, в частности ГДР. Создание новой единой Германии опиралось на договоры между ГДР и ФРГ (социально-экономический и политический). 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как самостоятельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Исторически свершилось то, к чему Германия стремилась на протяжении нескольких веков. И только в конце 2 тысячелетия Германия стала единым и демократическим государством.

Выводы по теме:

1. Военное поражение Германии в Первой мировой войне, внутренние, социальные и классовые противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. В результате в Германии была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов и порядка двух десятков мелких монархий и княжеств, и утвердилась парламентская республика, были провозглашены демократические права и свободы граждан, установлен 8-ми часовой рабочий день.

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства, известная в истории как Веймарская конституция.

Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получили название "земель". Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья "имперской экзекуции", по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.

Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права.

Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето.

Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики".

Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день, охрану труда, пособия по безработице.

Веймарская республика просуществовала менее 15 лет.

2. 30 января 1933г. президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии.

Вскоре после смерти Гинденбурга пост президента ликвидируется и вся полнота власти сосредотачивается в руках Гитлера - фюрера (вождя нации) и пожизненного рейхсканцлера. Все политические партии, кроме НДСАП, были запрещены, профсоюзы распущены, а их средства конфискованы.

В 1933 г. принимается закон о единстве партии и государства, где фашистская партия объявляется "единственной носительницей немецкой государственной мысли", назначение на любую государственную должность могло состояться только с согласия фашистской партии. НДСАП становится центральным и всевластным элементом государственного аппарата.

3. Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственном устройстве Германии. На Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритании) было решено, что Германия должна представлять единое, демократическое и миролюбивое государство. Предусматривалось проведение демилитаризации и денацификации страны, декартелизация экономики и демократизация общественно-политической жизни.

Для этого страна была разделена на 4 оккупационные зоны (СССР, США, Великобритании и Франции). Верховную власть осуществлял специально созданный Союзный контрольный совет.

Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Логическим следствием этого разделения Германии стало образование двух государств: Федеративной республики Германии - на западе и Германской демократической республики - на востоке.

Принятие в мае 1949 г. парламентским Советом и утверждение оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и образование ФРГ.

Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).

К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать охрану конституции. Для этого предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их "антиконституционности", утверждалась недопустимость изменения ряда основополагающих установок конституции.

Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг - нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5%-ный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Бундестаг является основным законодательным органом.

Бундесрат (верхняя палата парламента) - формируется из представителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.

федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием. Обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право законодательной инициативы.

Конституционный суд ФРГ имеет исключительную роль в политической жизни страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно:

50% - бундестагом и 50 % - бундесратом.

Параллельно с образованием ФРГ шло государственное строительство и в Восточной Германии. В октябре 1948 г. было провозглашено образование ГДР. Но раздельное существование германских государстве продолжалось не слишком долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. 3 октября 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.

Вопросы для обсуждения:

  1. Падение кайзеровской Германской империи в ходе революции 1918 г. и образование Веймарской республики.
    1. Изменения в государственном строе в ходе революции.
      1. Веймарская конституция 1919 г.
        1. Кризис Веймарской республики и установление фашистской диктатуры в Германии. Центральные и местные органы управления.
        2. Крах фашистской Германии.
        3. Образование ГДР и ФРГ.
        4. Конституция ФРГ 1949 г.
        5. Объединение Германии 1990 г. и его конституционное закрепление.

Литература по теме:

  1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. 6-е издание. Керимбаев М.К. Бишкек 2008.
  2. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Шатилова С.А. Инфра-М. Москва 2004.
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е издание. Под.ред. Батыра К.И. Проспект. Москва 2005.
  4. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989. +
  5. Павлов Н.В. Объединение, или Рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями. М., 1992. +

Практические задания:

  • Сделайте доклад на тему: "Веймарская конституция".
    • Напишите реферат на тему: "Фашизм"
    • Составьте сравнительную таблицу ФРГ и ГДР.

Контрольные вопросы:

  1. Борьба за образование единого германского государства Конституция Германской империи 1871 г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.
  2. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
  3. Установление фашистской диктатуры в Германии и ее государственный механизм.

Образование ФРГ. Основной закон ФРГ.

Тесты:

1. Как по Конституции Германской империи именовалась верхняя палата германского парламента?:

  • Рейхсрат.

Бундесрат.

Бундестаг.

Ландтаг.

2. Что представлял собой Германский союз в 1815 г.?:

Союз городов.

Союз партий.

  • Союз королевств и городов.

Союз королевств.

3. В каком году была принята Конституция Германской империи?:

1877 г.

1875 г.

  • 1871 г.

1850 г.

4. Как по Конституции Германской империи именовалась нижняя палата германского парламента?:

Рейхсрат.

Бундесрат.

Бундестаг

  • Рейхстаг.

5. В каком году была принята Веймарская Конституция?:

1916 г.

1917 г.

1918 г.

  • 1919 г.

6. На сколько оккупационных зон была поделена Германия решением Потсдамской конференции?:

1

2

3

  • 4

7. В каком году была принята Конституция ФРГ?:

1945 г.

  • 1949 г.

1958 г.

1962 г.

8. В каком году произошло объединение ФРГ и ГДР?:

1945 г.

1962 г.

1989 г.

  • 1990 г.

9. Какая часть Германии занятая вооруженными силами СССР, управлялась советской военной администрацией?:

Южная Германия

Северная Германия

Западная Германия

  • Восточная Германия

10. Идеолог фашизма:

  • Гитлер

Гинденбург

Гиммлер

Среди перечисленных ответа нет

ГЕРМАНИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ